12:1 — 22:19 Бог разделил мир на народы (11:1−9), и это стало предысторией тех событий, в которых Господь явит Свою избирательную благодать. С Аврама начинается история создания Богом Израиля, в которой Бог являет Свое благоволение в Своей милости к Израилю, Свою святость в его осуждении, Свою верность в его восстановлении и Свою безраздельную верховную власть во всей человеческой истории. Рассказ об Авраме начинается с его выхода из города людей (Ура) в поисках такого города, «которого художник и строитель Бог» (Евр 11:10).
12:1−3 Этот фрагмент является тематическим центром всего Пятикнижия. Осуществление искупления начинается с отделения Аврама (ок. 2000 г. до Р.Х.; ст. 1), продолжается в произошедшем от него народе (ок. 1400 г. до Р.Х.; ст. 2) и достигает своего завершения в Иисусе Христе и Его Церкви (Гал 3:16,26−29; ст. 3). Призвание Аврама передается двум последующим патриархам, Исааку (26:2−4) и Иакову (28:14). Избранный народ произойдет от двенадцати сыновей Иакова (гл. 49). См. статью «Божий завет благодати».
12:1 сказал Господь. Бог призвал Аврама, когда тот был в Уре, а не в Харране. Это произошло еще до того, как умер его отец (15:7; Деян 7:4).
пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего. Этими словами определены основные факторы, формирующие личность. Божий призыв повторяется в зове Иисуса: «Следуй за Мною» (Лк 9:57−62).
из земли твоей. Из Вавилонии — самой великой в то время мировой империи.
в землю. Больше не было сказано ничего. От Аврама требовалась абсолютная вера.
12:2 Я произведу от тебя великий народ. Букв.: «чтобы Я сделал тебя великим народом ... благословил тебя ... возвеличил имя твое». Здесь четко определена форма завета, т.е. договора. Бог, по Своей верховной власти, возложил на Себя обязательства по отношению к Авраму, в то же время поручив и ему выполнить определенную задачу. Повеления Бога были исполнены Аврамом, поверившим в Его обетования (12:1−9 и ком.).
благословлю. Букв.: «дам тебе благо».
возвеличу имя твое. То, к чему строители Вавилона стремились собственными силами, Бог властно дает Своей благодатью (11:4 и ком.). История подтверждает непреложность Божиих обетований.
будешь ты в благословение. Авраам должен стать благословением для всего человечества.
12:3 См. статью «Божий завет благодати».
Я благословлю... прокляну. Божие намерение состояло в том, чтобы благословить, а не проклясть; это хорошо видно из древнееврейского текста: выражение, обозначающее решение («Я благословлю»), сменяется простым утверждением факта («прокляну»), а множественное число («благословляющих») сменяется единственным («каждого злословящего»). См. 27:29 и Чис 24:9.
благословляющих. То есть тех, кто признает в Авраме своего духовного прародителя.
все племена. Это словосочетание поясняется словами «благословляющих тебя».
12:4 Лот. См. 11:31. Лот был просто попутчиком (Бог не призывал его) и никогда не разделял веры Авраама и его идеалов.
12:6 до места Сихема. Один из старейших городов страны Израиль, расположенный в пятидесяти километрах от Иерусалима.
до дубравы Море. Слово «морэ» имеет значение «указывать». Предполагают, что речь идет о дубе, который идолопоклонники Ханаана считали оракулом.
В этой земле тогда жили Хананеи. Еще до эпохи Аврама ханаанские племена поселились на низменностях земли Ханаан.
12:7 потомству твоему отдам Я землю. В этом состоит сущность Божиего обетования, несмотря на отсутствие потомства у Аврама и заселенность земли хананеями.
создал... жертвенник. Этим действием отец нового народа посвятил обетованную землю Богу (Исх 20:24; Нав 22:19).
12:8 от Вефиля. Город в центральной части Ханаана.
Призвал имя Господа. См. 4:26 и ком. Т.е. молился, называя Господа по имени. Аврам не связывает Бога с конкретным, видимым образом или объектом. Его представление о Боге основывается на откровении Божием.
12:10 был голод в той земле. Угроза голода всегда существовала в Ханаане. Этот голод можно понимать и в духовном смысле, т.е. Аврам не встретил никого, кто бы разделял его веру.
12:12 Египтяне. Возможно, Аврам не ожидал того, что сделали вельможи фараона (ст. 14−15). Нельзя сказать, что он пожертвовал честью Сары для спасения своей жизни; возможно, он просто выжидал и использовал ситуацию (24:55; 34:13−17).
12:13 сестра. См. 11:29. Сара действительно приходилась сестрой Авраму.
12:15 вельможи фараоновы ... похвалили ее фараону. Вероятно, этого Аврам предвидеть не мог.
Авраамово странствие веры.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 12 глава