11:1−9 Этот фрагмент начинается и заканчивается словами язык и вся земля. Здесь сообщается о разобщении народов и о причинах, его вызвавших.
11:1 Слова об одном языке указывают, безусловно, на исторический период, предшествовавший описанию «семьи народов», данному в гл. 10. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратический», из которого вычленились индоевропейские (иафетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидические, картвельские и др. языки. См. Введение: Трудности истолкования.
одно наречие. Более правильный перевод: «и немногочисленные слова».
11:2 нашли в земле Сеннаар равнину. См. 10:10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций.
11:4 построим. См. Пс 126:1.
город. См. 4:17 и ком.
прежде нежели рассеемся. Или «чтобы не рассеяться». Подобно Каину, люди пошли по пути создания человеческой цивилизации, основанной на самоутверждении и бездуховности.
сделаем себе имя. Поскольку слово «имя» подразумевает утверждение, очевидно, что строители города пытались обрести славу и бессмертие своими собственными усилиями. Бог дает вечное имя (12:2) тем, кто возвеличивает Его имя (4:26; 12:8; Ис 63:12,14).
11:5 сошел. Антропоморфное описание, которое не следует понимать буквально.
11:6 сказал Господь. См. ком. к 11:5.
11:7 сойдем же. См. ком. к 1:1.
11:8 рассеял. Вместо того чтобы обрести славу и бессмертие, люди оказались в отчуждении и рассеянии. В прошлом изгнание стало участью Адама, Евы (3:23) и Каина (4:12). Это осуждение было также и спасением: в изолированности друг от друга народы скорее могли обратиться к Богу (12:3; Деян 17:26−27).
11:9 Вавилон. Для вавилонян название города означало «ворота бога», а не «смешение».
11:10−26 В начале эта родословная избранных, как и 5:1 32, представляет собой единую линию, но в конце разделяется, упоминая трех сыновей. Она частично перекрывается 10:21 31 и образует переход от первобытной истории к истории Аврама, приводя родословную избранного рода от потопа к Авраму.
11:10 Вот родословие Сима. Родословие Сима выделено из общего родословия «сынов Ноевых» (см. 10:1).
11:16 Фалека. См. 10:25 и ком.
11:26 семьдесят лет. Если Аран был старшим сыном, тогда 135 лет, прошедшие между его рождением и смертью Фарры (11:32), представляют собой значительный промежуток времени, достаточный для того, чтобы Нахор мог жениться на своей племяннице.
Аврама. Это имя было распространено в Вавилонии. В письменных документах встречается имя Аби-рама, который жил задолго до Аврама.
Нахора. См. ст. 22,20−24. В древности на Ближнем Востоке детей часто называли по имени деда.
11:27 — 25:11 Повествование начинается с имени Фарры, отца Аврама, поскольку именно Фарра был родоначальником семьи. Возможно, его семья поклонялась Луне (см. Нав 24:2,15), поэтому имена Сара и Милка могли быть связаны с именами жены бога луны Сина Шаррату («царица») и его дочери Малка («царевна»).
Семья Авраама.
11:27−32 В этом введении к повествованию представлены главные действующие лица в жизни Аврама: отец, брат, жена, невестка и племянник.
Вот родословие Фарры. В дальнейшем его имя нигде больше не будет упомянуто, поскольку он не разделял веры Аврама.
11:28 умер Аран. Дальнейшая судьба детей Арана в этой тесно связанной родственными узами семье объясняется его преждевременной смертью. Аврам усыновил Лота (ст. 31; 12:4), сына Арана, а Нахор женился на Милке, дочери Арана.
в Уре Халдейском. Обычно Ур-Касдим (Ур Халдейский) отождествляют с Мугейром, городом на берегу Евфрата, недалеко от места слияния его с Тигром. Ур, упоминающийся в различных археологических документах под названием Уру, был одним из самых древних городов Вавилонии и являлся центром поклонения божеству Луны. На месте этого города неоднократно проводились археологические раскопки.
11:29 Сара. Она была дочерью Фарры, но не являлась сестрой Авраму по матери (20:2). Закон, запрещающий браки между сводными братьями и сестрами, не был известен во времена патриархов (Лев 18:9; Лев 20:17; Втор 27:22).
жены Нахоровой... дочь Арана. Закон не запрещал жениться на племяннице.
11:30 неплодна. Это решающий момент во всей истории Аврама; только чудесное потомство, дарованное Богом, продлит род Аврама и положит начало избранному народу Божию.
11:31 вышел ...из Ура. См. Неем 9:7.
комментарии Женевской Библии на Бытие, 11 глава