Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Ефесянам | 3 глава

Толковая Библия Лопухина


Великая тайна Христова (1−6). Ап. Павел как служитель этой тайны (7). В чем состоит служение Апостола и какова цель этого служения (8−12). Увещание к Ефесянам (13) и молитва Апостола о них (14−21)

Еф 3:1−6. Ап. Павел здесь продолжает доказывать величие христианства. Он сам лично глубоко убежден в этом, потому что ему открыта великая тайна Христова — тайна, состоящая в том, что в христианстве найдут себе спасение все язычники, что и язычники призваны к наследованию божественных обетований.

Еф 3:1. Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

«Для сего-то» — т. е. для того, чтобы пособить язычникам получить те блага, о каких Ап. сказал в Еф 1 и в последних стихах (Еф 2:19−22) второй главы. — «Сделался узником Иисуса Христа», т. е. служу Христу за вас или на вашу пользу как раб, носящий на себе узы или оковы (это уже самое тяжкое положение, в таком только мог очутиться раб).

Еф 3:2. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

Ап. припоминает читателям, что они уже слышали о том, что в целях домостроительства нашего спасения Бог дал Апостолу Павлу. Ап. здесь очевидно намекает на свое чудесное обращение ко Христу, когда ему было повелено идти проповедовать Евангелие Христово язычникам (Деян 9:15,16).

Еф 3:3. потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),

Еф 3:4. то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

«Потому что» — согласнее с контекстом здесь греч. частицу ότι перевести союзом «что» и поставить весь 3-й стих в зависимость от глагола 2-го стиха «вы слышали». — «Тайна». Под «тайною» Ап., очевидно, разумеет здесь то, что говорит ниже в Еф 3:6, именно откровение о том, что и язычники должны войти в Церковь Христову. Эта тайна действительно, была возвещена Апостолу в особом откровении при самом его призвании (ср. Деян 22:21; 26:18; Гал 1:15,16). — «О чем» — правильнее: как — (καθώς). — «Кратко» — намек на Еф 2:11−22, где идет речь преимущественно о призвании язычников. — «То вы читая..». т.е. теперь вы на моем послании, когда оно будет читаться у вас в церкви, сможете проверить, действительно ли я получил от Христа полномочие возвещать Евангелие язычникам или, лучше, вполне сможете узнать, что я понимаю под «тайною Христовой», которой придаю такое большое значение.

Еф 3:5. которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

Чтобы еще более внушить читателям благоговение пред этою тайною Ап. говорит, что она не была возвещена «прежним поколениям сынов человеческих», или, точнее: другим (древним) родам или поколениям, «сыном человеческим» (два дательных падежа, из которых второй составляет приложение или объяснение к первому). Ап. разумеет здесь под «сынами человеческими» всех, живших до Христа людей, даже и состоявших в общении с Богом Иудеев. Хотя пророки и предсказывали последним о будущем призвании язычников в царство Мессии, но все эти предсказания не были так определенны и ясны, как те откровения об этом деле, каких в Новом Завете удостоились Апостолы и пророки (новозаветные) чрез Духа Божия. «Не смотря на то, что пророки говорили о призвании языков, это еще оставалось тайною. Почему изумились те, которые были с Петром (у Корнилия)? Да и сам Петр чрез откровение от Духа познал тогда, что и язычников принял Бог» («Иоанн Дамаскин»).

Еф 3:6. чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,

Содержание этой тайны (стих 6-й зависит от глагола 5-го ст. «открыта») состоит в том, чтобы язычникам быть «сонаследниками», т. е. наследовать обетование о спасении наравне с Иудеями, затем, «составляющими одно тело», т. е. принадлежащими опять наравне с Иудеями к составу Церкви, которая есть тело Христово, и «сопричастниками обетования Божия». Всего этого язычники достигают чрез Христа, принимая с верою благовествование Его или проповедь о Христе, какую возвещают им Апостолы Христовы.

Еф 3:7. которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Ап. считает делом особой к нему милости Божией, что ему дано послужить возвещению этой великой тайны.

Еф 3:8−12. Служение Апостола состоит в возвещении язычникам величайшей тайны Божией об их призвании в Церковь Христову, а целью этого, между прочим, является то, чтобы даже высшие небесные силы постигли великое предопределение Божие о спасении всех людей.

Еф 3:8. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово

Еф 3:9. и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,

Здесь Ап. выясняет, в чем состоит его служение. Он, наименьший из всех «святых», т. е. из христиан (ср. Гал 1:13,14), удостоился благовествовать язычникам «богатство Христово», т. е. тайну спасения, которая даже и теперь еще «неисследима», т. е. не может быть понята во всем ее величии. Ап. должен всем — не только язычникам, но и Иудеям — «открыть» или выяснить, как пришло в осуществление «домостроительство» или намерение Божие спасти людей — не только Иудеев, но и язычников, намерение, существовавшее уже от века, но неизвестное людям. — «Создавшем все Иисусом Христом». Этими словами Ап. объясняет, почему все люди должны были найти спасение во Христе. Причина этого в том, что Бог сотворил все, весь мир чрез Христа. Сотворенные, созданные чрез Христа люди чрез Христа же должны быть и воссозданы.

Еф 3:10. дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

Еф 3:11. по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,

Еф 3:12. в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

«Дабы ныне соделалась известною..». Это выражение зависит от глагола 9-го стиха: «открыть». Целью просветительного служения Апостола является то, чтобы «многоразличная», т. е. открывшаяся в различных видах и формах премудрость Божия явилась во всем своем величии для самых высших Ангельских чинов, которые доселе, как и ветхозаветные люди, не знали еще, что и язычники будут призваны в общение с Богом (ср. 1Пет 1:12). Премудрость Божия раскрывается Ангелам самым существованием Церкви Христовой («чрез Церковь»), составившейся из Иудеев и язычников. Совершается это раскрытие для Ангелов тайны Божией по Божию предвечному определению, которое Бог привел в осуществление чрез Иисуса Христа. Ап. прибавляет, что вследствие великих заслуг Христовых и мы все имеем теперь доступ к Богу, приступаем к Нему без всякого страха как к своему Отцу. При этом, конечно, необходима вера во Христа.

Еф 3:13. Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

«Посему», т. е. в виду всего вышесказанного о величии христианства и в частности о великой тайне призвания язычников. — «Прошу не унывать..». Не скорбеть должны ефесяне, слыша о страданиях Ап. Павла в Риме, а гордиться тем, что из-за них Ап. пошел на эти страдания. Последние говорят о том, что Ап. вполне убежден в истине своей проповеди, с какою он обращался к язычникам. Если бы он не имел уверенности в том, что язычники действительно имеют право и возможность войти в царство Христово, то он не стал бы им это возвещать, навлекая этим на себя преследования своих врагов.

Еф 3:14−21. Здесь содержится молитва Апостола о верующих ефесянах, в которой Ап. сначала говорит о том, кому он молится (Еф 3:14−15), потом излагает самое прошение свое об ефесянах, чтобы они укрепились в вере и усовершились в познании христианском (Еф 3:16−20) и, наконец, воссылает славословие Богу (Еф 3:21).

Еф 3:15. от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,

«От Которого именуется всякое отечество.».. От Бога сотворены все отечества или иначе роды (πατριαί) существ как небесных, так и земных. — «Именовать» — в отношении к Богу иногда означает «творить» (ср. Пс 146:4; Ис 40:26).

Еф 3:16. да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,

«Крепко» — лучше перевести: силою — конечно, Божией, (δυνάμει). — «Во внутреннем человеке» — см. Рим 7:22. Это тоже что ум, но не только как теоретическая способность, но и как совесть, нравственное чувство человека.

Еф 3:17. верою вселиться Христу в сердца ваши,

«Верою вселиться», т. е. чтобы, когда вы внутренне окрепнете, Христос вселился в вас на постоянное пребывание (κατοικῆσαι). Для этого однако требуется крепкая вера во Христа.

Еф 3:18. чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота,

Еф 3:19. и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

В этих двух стихах рисуются результаты «вселения Христа в ваши сердца». Русский перевод при этом берет в этот 18-й стих последние слова стиха 17-го (см. ст. Еф 3 по греч. и слав. тексту) и делает это совершенно основательно, потому что выражение греческое: εν αγάπη ερριζωμένοι καί τεθέμ. совершенно не согласуется с предшествующим: κατοικῆσαι Ι. Χριστόν. В русском переводе, таким образом, дается мысль о том, что пребывание в христианской любви («укоренение» — указывает на образ растения, глубоко пускающего свои корни в почву, а «утверждение» — на образ строения на твердом фундаменте) даст Ефесянам, наравне с другими христианами («святыми»), постигнуть во всем его величии и со всех сторон («широта и долгота....)» главный предмет христианского познания, именно бесконечно возвышенную любовь Христову, по которой Христос отдал Себя в жертву за грехи людей, и вообще сделаться исполненными всеми божественными благодатными дарованиями («полнотою Божиею»).

Еф 3:20. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,

Еф 3:21. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Славословие Богу вполне здесь уместно, так как третьею главою Ап. заканчивает догматическую часть своего послания — изображение величия христианства. Бог здесь изображается как такой, Который может дать нам гораздо больше, чем мы просим у Него. — «Действующею в нас силою» — правильнее: «сообразно или согласно с тем, что сила Его уже делает в нас, христианах». Что сделано этою силою — об этом у Апостола можно читать выше, напр. в Еф 2:1−10. — «В Церкви во Христе Иисусе». Первое выражение обозначает ту среду, в которой должно совершаться прославление Бога, а второе — побуждение к этому прославлению. Таким побуждением является дело нашего спасения, совершенное Христом. — «Во все роды» — в последующие поколения. — «От века и до века» — точнее: «века веков или самые отдаленные века, идущие в бесконечность» (проф. Богдашевский). Это — определение к выражению «во все роды».

комментарии Лопухина на послание к Ефесянам, 3 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.