В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва, которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис 58:7), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один (Ис 64:1−7 ст.) — историческо-покаянный, другой (Ис 64:8−12 ст.) — умилостивительно-просительный,
1−4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5−7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8−12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа.
Ис 64:1. О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего,:
Ис 64:2. как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы.:
«О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо — атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324).
Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда — один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения (Быт 11:5) и наказания нечестивых городов — Содома и Гоморры (Быт 18:21), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае (Исх 19:11; Исх 20:18), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» (Пс 17:10), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» (Пс 96:3−6). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3−4 стихами предыдущей главы.
Ис 64:3. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, — горы таяли от лица Твоего.:
Ис 64:4. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него.:
«Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно (Втор 10:21; Пс 105 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» (Втор 4:24).
«Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40−45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис 40:12−13,17,22−23,28; Ис 41:22−24; Ис 43:9; Ис 44:11,25; Ис 45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям (1Кор 2:9).
Ис 64:5. Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?:
С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности.
«Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников (Исх 33:17; Исх 34:9; Пс 4:8; Пс 36:25).
Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии (Ис 1:4,6, 11−15,21−23; Ис 3:9; Ис 58:2−5; Ис 59:2−3,12−13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»
Ис 64:6. Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас.:
«Вся праведность наша, как запачканная одежда». Кроткая, но выразительная характеристика нечестия Израиля, точнее, его ханжества и лицемерия. Она вполне совпадает с теми, что пророк подробнее развивал раньше (1 гл. и 58 и 59 гл.). Употребленное здесь сравнение внешне — законнической праведности с запачканной одеждой довольно близко известному евангельскому образу «гробов окрашенных» в обличительной речи Самого Господа, сказанной Им против книжников и фарисеев (Мф 23:27−28).
Ис 64:8. Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш, и все мы — дело руки Твоей.
С 8 по 12 ст., т. е. до конца данной главы, идет последний, заключительный отдел молитвы Израиля, в котором он взывает к милосердию своего небесного Отца, исходя из крайней бедственности своего настоящего положения.
«Но ныне, Господи, Ты — Отец наш; мы — глина, а Ты — образователь наш». Характеристичен для пророка Исаии здесь самый образ горшечника и глины, так как он употреблялся им уже и раньше (Ис 29:16; Ис 45:9). Весьма вероятно, что он ведет свое начало из самой истории творения человека Богом (Быт 2:7); хотя в данном-то случае здесь, очевидно, идет речь об особом Божественном избранничестве Израиля, на что однажды уже и была сделана ссылка в той же самой молитве (Ис 63:16). Образ этот у пророка Иеремии вырос в целое символическое видение о судьбах Израиля и Иуды (Иер 18 гл.) и она же комментируется Апостолом Павлом в его послании к Римлянам (Рим 9 и след.).
Ис 64:9. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой.:
«Не гневайся же, Господи... не вечно помни беззакония». Новая, усиленная просьба к Богу о помиловании, напоминающая слова псалмопевца: «доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно... не помяни нам грехов наших предков» (Пс 78:5,8). Дерзновенность такой просьбы находит себе объяснение и основание в одной из предшествующих речей Самого Господа, возвещенных через пророка: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис 43:25, ср. еще Ис 44:22).
Ис 64:10. Города святыни Твоей сделались пустынею; пустынею стал Сион; Иерусалим опустошен.:
Ис 64:11. Дом освящения нашего и славы нашей, где отцы наши прославляли Тебя, сожжен огнем, и все драгоценности наши разграблены.:
«Города святыни Твоей сделались пустыней... Иерусалим опустошен. Дом освящения и славы нашей... сожжен». В подкрепление своей усиленной просьбы о помиловании Израиль указывает на свой тяжелый политический и религиозный кризис, когда все, некогда цветущие города его, превратились в развалины и пустыни, когда разграблена самая столица его теократического царства — г. Иерусалим, когда сожжен даже и ветхозаветный храм — этот высший центр национального объединения и религиозного освящения еврейского народа. Описание это, по справедливому замечанию Dillmann, близко напоминает содержание кн. Плач Иеремии и отчасти — Псалма 78. А это все имеет непосредственное отношение к бедствиям вавилонского плена. Отсюда мы думаем, что и пророк Исаия говорит здесь, прежде всего, об этом, ближайшем к нему или даже и вовсе современном ему событии; а затем уже пророчески-прообразовательно он намекает и на будущее окончательное разрушение Иерусалима римлянами, как думают многие из святых отцов (блаженный Иероним и святой Кирилл Александрийский). Показание это важно для установки хронологии данной главы: ясно, что она не могла быть написана после вавилонского плена (как думают рационалисты), ибо тогда Иерусалим и храм снова были восстановлены.
Ис 64:12. После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?:
«Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?» Заключительный вопль молитвы, очень близкий к заключительным словам кн. Плача: «неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» (Плч.5:22).
комментарии Лопухина на книгу пророка Исаии, 64 глава