1−8. Одобрение Моисея Богом — освобождение неизбежно. 14−30. Родословие Моисея и Аарона.
Исх 6:1. И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей.
Под действием руки крепкой, т. е. казней (см. выше объяснение 19−23 ст. 3 гл.), фараон не только отпустит, но даже «выгонит» евреев из своей земли (Исх 12:33).
Исх 6:2. И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь.
Исх 6:3. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим ["Господь"] не открылся им;
Исх 6:4. и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали.
Исх 6:5. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой.
Исх 6:6. Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими;
Исх 6:7. и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского;
Исх 6:8. и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь.
Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам (Быт 17:1, Быт 35:11) и если Иегова всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schaddáем обещания. Последний «поставил с патриархами завет,.. чтобы отдать им землю Ханаанскую» (Исх 6:4, Быт 17:8, Быт 26:3, Быт 35:11−12), а, тождественный с ним Иегова приведет его в исполнение.
Тождество Иеговы с (El-Schaddáем) ручается за выполнение трех обетований: избавления от рабства египетского (Исх 6:6, Быт 15:14), избрания евреев в народ Божий (Исх 6:7, Быт 17:7−8, Втор 4:20, Втор 7:6) и дарования им земли обетованной (Исх 6:8, Быт 17:8, Быт 26:3, Быт 28:13, Быт 35:12). Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь — их Бог, то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранят веру в Него. «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь», не открывался им» (Исх 6:3). В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний.
Со времени Моисея эти последние начинают исполняться. Потомство патриархов стало великим народом, готовым начать самостоятельную политическую жизнь под непосредственным водительством Божьим. И теперь Господь проявляет Свое другое свойство, выраженное в имени Иегова, — неизменность, верность в исполнении Своих обетовании. «Спасу вас мышцею простертою и судами великими» (Исх 6:6, Втор 4:34, Втор 5:15, Втор 7:19), т. е. казнями, так как они, сокрушая царство фараона, служат для него и наказанием («суд»). «Подняв руку» — употребляемое при клятвенных обещаниях действие, указывающее на его непреложность (Быт 14:22, Втор 32:40, Иез 20:23).
Исх 6:9. Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ.
Исх 6:10. И сказал Господь Моисею, говоря:
Исх 6:11. войди, скажи фараону, царю Египетскому, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей.
Исх 6:12. И сказал Моисей пред Господом, говоря: вот, сыны Израилевы не слушают меня; как же послушает меня фараон? а я не словесен.
Утешительное обетование не произвело на народ соответствующего воздействия вследствие его малодушия — отсутствия терпения (Чис 24:4, Иов 21:4), поддерживаемого тяжкими работами. Это обстоятельство в связи с неизбежностью нового отказа со стороны фараона, которого трудно убедить неречистому человеку, заставляет Моисея решительно отказаться от исполнения возлагаемого на него поручения.
Исх 6:13. И говорил Господь Моисею и Аарону, и давал им повеления к сынам Израилевым и к фараону, царю Египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из земли Египетской.
Несмотря на непослушание в данное время народа и отказ Моисея идти к фараону, «говорил Господь Моисею и Аарону, и давал им повеления к сынам Израилевым и... фараону». Эти новые богоявления укрепили, можно думать, дух Моисея, так как впоследствии в нем незаметно колебаний и сомнений (см. ниже (Исх 7:1−6).
Исх 6:14. Вот начальники поколений их: сыны Рувима, первенца Израилева: Ханох и Фаллу, Хецрон и Харми: это семейства Рувимовы.
Исх 6:15. Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки: это семейства Симеона.
Исх 6:16. Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон и Кааф и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь.
Исх 6:17. Сыны Гирсона: Ливни и Шимеи с семействами их.
Исх 6:18. Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года.
Исх 6:19. Сыны Мерари: Махли и Муши. Это семейства Левия по родам их.
Исх 6:20. Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея [и Мариам, сестру их]. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь.
Исх 6:21. Сыны Ицгаровы: Корей и Нефег и Зихри.
Исх 6:22. Сыны Узииловы: Мисаил и Елцафан и Сифри.
Исх 6:23. Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара.
Исх 6:24. Сыны Корея: Асир, Елкана и Авиасаф: это семейства Кореевы.
Исх 6:25. Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену одну из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса. Вот начальники поколений левитских по семействам их.
Исх 6:14 Так как освобождение евреев совершилось при посредстве Моисея и Аарона, которые являются главными деятелями в дальнейших событиях, то, в виду полной уместности сказать, кто же такие были они, новый раздел начинается их родословием. Не без намерения предпосылается его изложению родословие сыновей Рувима и Симеона. Божественное избрание Моисея и Аарона в вожди народа еврейского совершается, хочет сказать этим автор, независимо от старшинства рода. Левий был третий сын Иакова, и однако его потомки удостоились этого избрания, Кааф, предок Моисея и Аарона, был также не первым, а вторым сыном Левия (Исх 6:16). Намек на особенное благоволение Божье к потомкам Левия содержится и в указании долголетия его представителей (Исх 18:20). По словам ст. 20, отцом Моисея и Аарона был Амрам (Исх 6:20). Судя по контексту, этот Амрам — не кто иной, как сын Каафа (Исх 6:18).
Но к такому выводу не располагает Чис 3:27−28. Как видно из данного места, по бывшему во второй год после исхода из Египта исчислению в поколении Каафа, делившемся на 4 рода, оказалось 8600 человек. Сколько лиц заключал каждый род, здесь не указано. Но если разделить 8600 на четыре, то получится 2150, т. е. приблизительное среднее число взрослых лиц мужеского пола, приходящееся на каждый род. Если к этому числу мужчин присоединить еще женщин и детей, то 2150 придется возвысить до 6450. Такое число лиц должен был заключать род Амрама. Но кроме Моисея, Библия из детей Амрама знает только Аарона и Мариам (Исх 6:20). В виду этого отождествление Амрама, отца Моисея, с Амрамом, сыном Каафа, приводит к невероятному заключению, что от четырех представителей (Амрам, Моисей, Аарон, Мариам) в один род произошло 6450 человек. Единственным исходом из этого затруднения является вполне достоверное предположение, что Амрам, отец Моисея, не одно и то же лицо с Амрамом, сыном Каафа, а одноименный с ним позднейший потомок Левия. Мать Моисея — Иохаведа называется теткой своего мужа Амрама, а сообразно с этим в Чис 26:59 — «дочерью Левия, которую родила ему жена его в Египте». Но что касается термина «тетка» (евр. «дода»), то он может быть понят иначе, что и доказывается переводом LXX: «θυγατέρα τοῦ ἀδελφοῦ τοῦ πατρὸς αὐτοῦ» — двоюродная сестра с отцовской стороны, «дщерь брата отца своего». Как тетка Амрама, Иохаведа — дочь Левия (от Левия Кааф и сестра его Иохаведа, от Каафа Амрам, племянник Иохаведы). Но раз Иохаведа, жена Амрама, — его двоюродная сестра, то она уже не может быть дочерью Левия. И что действительно греческие переводчики не считали ее таковой, это видно из их чтения (Чис 26:59). Вместо еврейского: «Иохаведа дочь Левия, которую родила жена Левина в Египте», они ставят: «θυγάτηρ Λευι, ἡ ἔτεκεν τούτους τῷ Λευι ἐν Αἰγύπτῳ», — «дщи Леви́ина, яже роди сих Леви́и во Египте». Следовательно, и со стороны своей матери Моисей не был ближайшим потомком Левия.
Исх 6:26. Аарон и Моисей, это — те, которым сказал Господь: выведите сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их.
Исх 6:27. Они-то говорили фараону, царю Египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из Египта; это — Моисей и Аарон.
Исх 6:28. Итак в то время, когда Господь говорил Моисею в земле Египетской,
Исх 6:29. Господь сказал Моисею, говоря: Я Господь! скажи фараону, царю Египетскому, всё, что Я говорю тебе.
Исх 6:30. Моисей же сказал пред Господом: вот, я несловесен: как же послушает меня фараон?
Изложив родословие Моисея и Аарона и отметив их положение в качестве богоизбранных вождей народа еврейского (Исх 6:26−27), священный писатель возвращается к тому, на чем прервала его нужда внести родословие Моисея и Аарона, именно к ответу первого на приказание идти к фараону (Исх 6:12).
комментарии Лопухина на Исход, 6 глава