Надписание указывает на исполнение под аккомпанемент струнных инструментов.
Псалом написан вероятнее всего во время только что начинавшего подготовляться восстания Авессалома. Последнее, покоясь ближайшим образом на властолюбивых замыслах, являлось вместе с тем и выражением суда Божия на Давиде за совершенное им преступление с Вирсавией и Урием: как разрушивший семейное счастье другого, он должен понести сам наказание в своей семье. Давид видел связь своего преступления с этим восстанием и в большинстве псалмов из этого времени он, изображая себя преследуемым незаслуженно народом (Пс 3:2), кается пред Богом в своем грехе и просит о снисхождении к нему, что видим мы и в этом псалме.
Давид молит Бога о снисхождении к нему и помиловании ввиду тяжких душевных и физических своих страданий (2−8). В этом покаянии и молитве он почерпает уверенность в Божественной помощи, почему говорит своим врагам, что их преследования будут неудачны (9−11).
Пс 6:2. Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.
«Не в ярости... обличай... и не во гневе... наказывай». Давид глубоко сознавал свою виновность пред Богом, и тяжесть совершенного им преступления так давила его, что он молит Бога только о снисхождении по Его великой многомилости, а не потому, чтобы Давид признавал за собой какие-либо заслуги пред Богом.
Пс 6:3. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
Пс 6:4. и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
Страдания Давида были и физические, в глубокой болезни, поразившей весь его организм («кости мои потрясены» см. Пс 37:4−8) и душевные, в сознании своих грехов пред Богом.
Пс 6:6. ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
Давид выставляет новый мотив, почему он просит Бога о своем помиловании. Его настоящее физическое состояние и нравственный недуг таковы, что по его пониманию должны привести к смерти, в шеол, а там «нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Памятование о Боге состоит в проникновении Его заповедями, требующими внешнего обнаружения; славить Бога — значит не только составлять гимн в честь Его, но прославлять Его своими делами. Того и другого лишены живущие в шеоле, как месте бездеятельного спокойствия и духовной напряженности в ожидании будущего суда Божия (Иов 14:12−14,3:13−20). Таким образом смерть Давида в настоящем положении не дала бы ему возможности осуществить назначение человека на земле, и о даровании этой возможности он и молит.
Пс 6:8. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих.
Давид оплакивает свои грехи, у него уже не хватает слез и глаза его воспалены («иссохло от печали око мое»); «обветшало от всех врагов моих», сделалось слабым, плохо различающим предметы от слез, вызванных моими несчастиями («от врагов»).
Пс 6:9. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
Пс 6:10. услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою.
Пс 6:11. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Молитва покаянная Давида к Богу сопровождалась каким-либо указанием от Бога, что она принята Им, почему характер ее содержания меняется; Давид обращается с требованием к беззаконным, чтобы они удалились от него, и верит, что его враги будут постыжены неудачным исходом своих преследований. Эти беззаконствующие враги были сторонники Авессалома, постепенно сплачивавшиеся вокруг последнего и все более обнаруживавшие враждебное отношение к Давиду.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 6