По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс 36_25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (Пс 36_35−36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.
Псалом алфавитный.
Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1−2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3−6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же — насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7−24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25−40).
Пс 36:1. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
Пс 36:2. ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
«Не ревнуй» — не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.
Пс 36:3. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
«Живи на земле и храни истину» — стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.
Пс 36:4. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
«Утешайся Господом» — находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего».
Пс 36:5. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
Пс 36:6. и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.
Пс 36:8. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
«Не ревнуй до того, чтобы делать зло» — не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.
Пс 36:9. ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
Пс 36:10. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
Пс 36:11. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
«Уповающие же на Господа» то же, что и «кроткие» (Пс 36_11), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» — перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.
Пс 36:16. Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых,
Пс 36:17. ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила («мышцы») сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь их «подкрепляет».
Пс 36:18. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
Под «достоянием...непорочных», как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» — указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.
Пс 36:21. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,
Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает», старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам («милует») и дает нуждающимся из своего достатка.
Пс 36:25. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным», т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.
Пс 36:27. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
Пс 36:28. ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.
«Жизнь вовек» зависит от уклонения от зла и делания добра, так как «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они». Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения «жизнь вовек», в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.
Пс 36:29. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10−12 ст. и 18.
Пс 36:37. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» — поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир» — указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27−28).
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 36