Этот псалом в еврейской Библии не имеет надписания. Но его положение среди псалмов, надписанных именем Давида, равно как и тесная связь с содержанием предыдущего псалма, в котором Давид приглашает праведных радоваться о Боге, но не выясняет, не дает уважительного для них основания следовать такому наставлению, в этом же псалме и указываются недосказанные ранее основания, все это заставляет считать его продолжением Пс 31 и приписать его Давиду. Таким он считается у LXX-ти и в Вульгате.
Праведные должны славословить Господа и петь Ему с инструментами (1−3) так как Он непогрешим в своих постановлениях. Он творец всего мира, земли и вод (4−8). Он всемогущ, всякое Его повеление исполняется; пред Ним народы бессильны (9−11). Блажен тот народ, которому покровительствует Господь! Он наблюдает над всем живущим на земле и никто не может бороться с Ним (12−17). Господь покровительствует боящимся Его и спасет их от бедствий. Да будет Его милость над нами (18−22).
Пс 32:1. Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить.
«Правым прилично славословить». Выражения, подобные этому, очень употребительны в Псалтири. Так как Бог — существо всесвятое, то и почитателями, и славословящими Его могут быть те, кто стоит к Нему ближе по своей нравственной чистоте, т. е. люди праведные; грешники не могут достойно восхвалять Его (Сир 15:9).
Пс 32:2. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири;
Гусли, десятиструнная Псалтирь, см. об инструментах в введении к Псалтири.
Пс 32:3. пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием,
«Пойте Ему новую песнь». Согласно изменившемуся предмету песни должен измениться и самый характер песнопения. Ранее, когда Давид приносил пред Богом выражение своего покаянного чувства по поводу своего греха с Вирсавией и псалмы этого рода отличались грустным характером, теперь же он приглашает восхвалять Бога, как Творца и Законодателя мира, Покровителя всех праведных, а потому и песнь должна быть «новой», торжественно-благодарной.
Пс 32:4. ибо слово Господне право и все дела Его верны.
Пс 32:5. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.
«Слово Господне право» — искренно, чисто; «дела Его верны» — вполне согласуются с Его словом, повелением: между Его словом и исполнением нет противоречия. Как Сам Господь верен правде, так и на земле «Он любит правду и суд», справедливость, жизнь по высшему руководству, и должную, нелицеприятную, согласную с высшей правдой, оценку действий человека.
Пс 32:6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их:
Господь всемогущ: Он своим словом создал небеса и «воинство их», т. е. светила. В святоотеческой литературе под «Словом» разумеют Второе Лицо Св. Троицы, под Господом — Первое, а под «Духом уст Его» — Третье Лицо. Такое понимание данного места, вероятно, объясняется тем, что означенные термины в новозаветном откровении получили строго определенный смысл, с определенным же конкретным содержанием, указывающим на Божественные Личности. Такого же разграничения и содержания этих терминов на самом деле Псалтирь не представляет, так как «псалмопевцы в учении о Слове Божием, как втором Лице Святой Троицы, колебались между личным и безличным представлением о Нем. Именем Слова Божия называли и Божескую Личность, и откровение Божие людям, и повеление Божие. Аналогичным учению о Слове Божием у псалмопевцев является учение о духе Божием» (Вероучение Псалтири. П. Юнгеров, с. 11).
Пс 32:7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах.
Бог всемогущ, так как по Его повелению такая подвижная стихия, как вода, собрана в одно место «будто груды». Он хранит их как бы в хранилищах, в особых водоемах.
Пс 32:9. ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.
Так как Бог всемогущ, то Его слову нет препятствий: Его повеление находит неложное и точное исполнение. — «Он повелел, — и явилось», — разумеется творение Им мира.
Пс 32:11. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род.
Насколько слабы и неисполнимы бывают планы людей, которые разрушаются Богом, настолько вечно и несокрушимо всякое слово Господа; Его советы и планы («помышления») неизменны и непреложны.
Пс 32:16. Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила.
Пс 32:17. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.
Если Господь всегда Себе верен и всемогущ, то самая прочная защита может быть находима человеком только в Нем. Никакие средства, изобретаемые человеком для упрочения своего благополучия, не могут считаться достаточными, «ненадежен конь для спасения», не может и не должен человек думать, что обилием военной силы («конь», обилие конницы) он может выиграть победу: все зависит от Бога.
Пс 32:18. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его,
Пс 32:19. что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их.
Бог же любит («око Господне») только боящихся Его, и таким Он окажет верную защиту при всяких тяжелых положениях их; «душу их спасет от смерти» и накормит во время голода.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 32