Псалом по надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду. Его содержание сходно с Пс 57 и Пс 63. Заключение во всех трех псалмах почти по букве одинаково. Изображение в псалме врагов Давида коварными, притеснителями, составляющими козни и злословящими его, сходно с теми чертами, которые мы уже неоднократно встречали в псалмах из эпохи гонений Авессалома, почему и этот псалом нужно считать писанным в данное время, когда еще Давид не убежал из Иерусалима, но видел все то, что предпринимали против него его враги.
Сохрани меня, Господи, от врага, льстивого в речах, злого в сердце, моего притеснителя, который разложил на меня сети и тенета (2−6). Покрой меня от него и да погибнет мой враг, как бы в огне (7−11). Я верю, что Господь не даст торжествовать нечестивому, защитит невинных и непорочные найдут в Нем покровительство (12−14).
Пс 139:3. они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
«Всякий день ополчаются на брань» — каждый день проводят во вражде ко мне и преследованиях кознями.
Пс 139:4. изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
Указание средств, которыми пользовались враги против Давида. Они возбуждали против него народ клеветой и льстивыми заискиваниями пред ним.
Пс 139:8. Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
«Сила спасения моего» — в Тебе моя сила, только от Тебя, а не от человека, жду помощи и защиты. «Покрыть голову... в день брани» — защитить от удара врага, спасти.
Пс 139:9. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
Так как враги мои делают зло, то пусть последнее покроет их головы, т. е. пусть мои враги понесут заслуженное ими: как моя правда явится мне защитой от них, так их злые поступки да погубят их.
Пс 139:12. Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
Вера Давида в гибель своих врагов покоится на вере в торжество правды: зло не может быть награждено Богом, а потому злоязычные мои враги непременно погибнут.
Пс 139:14. Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
«Обитать пред лицем» Господа значит или пользоваться всегда Его защитой, как бы жить под кровлей жилища Его, или — благодарить Его за оказанную защиту молитвой пред местом Его обитания, пред Кивотом Завета, в Его скинии.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 139