1−11. Последние распоряжения и смерть Давида. 12−46. Первые шаги самостоятельного правления Соломона — меры к ограждению неограниченной царской власти.
3Цар 2:1. Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря:
Смертельный исход болезни Давида, уже ранее предуказанный (3Цар 1:1−4,15), обусловливал вторичное, торжественное помазание Соломона (1Пар 29:20−22).
3Цар 2:2. вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен
«Путь всей земли» (ср. Нав 23:14) — неизбежный для всех людей жребий смерти.
3Цар 2:3. и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься;
Увещания Давида сыну очень напоминают наставления Иеговы Иисусу Навину (Нав 1:6−7). Теократический царь народа Божия для успеха своего правления, должен всю свою деятельность основывать на законе Моисеевом (Втор 17:18−19), соблюдая уставы (евр. хуккот ) Иеговы, заповеди мицвот ), определения мишпатим ) и постановления эдот ) Его. Специальный смысл отдельных терминов закона не может быть точно выражен (по раввинам, хуккот — законы в отношении к Богу, для которых не надо нарочитого обоснования, мицвот — законы также в отношении Бога с определенно выраженным основанием; мишпатим — законы об отношении к людям; эдот — законы, опирающиеся на исторические факты); в совокупности своей (ср. Втор 8:11; Пс 118:5−7) они означают всю целость закона об отношении к Богу и людям.
3Цар 2:4. чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом».
Положительное обещание Божие (2Цар 7:11−16) выражено здесь, как и в (3Цар 8:25; 9:5; Иер 33:17), в отрицательной форме.
3Цар 2:5. Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих:
3Цар 2:6. поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (ст. 8−9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом (Чис 35:19; Втор 19:6,12; Нав 20:3,5, 9), и совершенно обычным явлением жизни (2Цар 14:11); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех яко бы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). — «Ты знаешь, что сделал мне Иоав» (ст. 5) — по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, — убиение Авессалома (2Цар 18:14), но скорее здесь — общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира (2Цар 3:27) и Амессая (2Цар 20:9−10). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: «боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаженный Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). — Преисподняя (ст. 6,9) евр. шеол, LXX: ἅδης, Vulg.: inferi, слав. «ад» (ассирийск. Siwan — область за горизонтом): подземная темная область (Иов 10:21−22; Притч 9:18), где находятся все без изъятия мертвые (Пс 15:10; Ос 13:14; Притч 5:5; 23:14; Ис 38:18); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. шаал откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти (Ис 5:14; Авв 2:5; Пс 140:7; Притч 1:12; 27:20); в царстве шеола невозможно прославление Бога (Пс 6:6), равно как прекращается всякая вообще деятельность (Еккл 9:10).
3Цар 2:7. А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом, ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего.
В благодарность галаадитянину Верзеллию за верность и гостеприимство его Давиду во время бегства его от Авессалома (2Цар 17:27−29), Давид тогда же, по миновании опасности, обещал ему принять к своему двору сына Верзеллия Кимгама (2Цар 19:32−40), и теперь подтверждает то обещание и для других сынов его.
3Цар 2:8. Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом».
3Цар 2:9. Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.
Воспоминая противоположное к себе отношение при том же случае Семея вениамитянина (2Цар 16:13−16) из селения Бахурим (в Вениаминовом колене, близ Иерусалима, по Иосифу Флавию Иудейские Древн. VII, 9,7; Евсев. — Иероним, Onomastic. 220), Давид, хотя и поклялся в свое время не убивать его (2Цар 19:23), теперь, однако, советует Соломону поступить с ним по государственной мудрости (ср. блаженный Феодорит, вопр. 5). По Иосифу Флавию (Иудейские Древн. VII, 15,1), Соломон должен был, по совету Давида, найти благовидную причину, ἀιτίαν εὐλογον для умерщвления Семея: это и было сделано Соломоном (ниже, ст. 36−46).
3Цар 2:10. И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом.
«И почил (евр. ишкав, LXX: ἐχοιμήσε, Vulg.: dormivit) Давид с отцами своими» — о духовном посмертном общении Давида с отцами (ср. Быт 25:8; 35:29,49:33), а не в смысле совместного погребения, так как фамильной гробницей предков Давида был Вифлеем, а он «был погребен в городе Давидовом», т. е. на Сионе (ср. (2Цар 5:7), см. блаженного Феодорита, вопр. 6; Евсевия — Иеронима, Onomastic. 875), именно на восточном склоне горы в долине Тиропеон, прорезывавшей Иерусалим с севера к югу (И. Флав. Иудейская Война V, 4,1), близ источника Силоама (Неем 3:15−16), (по И. Флав., τὸ δὲ μνῆμα παρὰ τῆς Σιλοάμ εῖναι); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии (3Цар 11:43; 14:31,15:8), без сомнения, не все (см. 2Пар 26:23; 28:27; 4Цар 21:18,26). Нынешние, так называемые «царские гробницы» (арабск. «Калба шавуа») к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Христа принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме (И. Флав. Иудейские Древн. XX, 4,3; Иудейская Война V, 2,2; 4,2. См. Е. Robinson. Palastina (1841) Bd. tt, 183−192). По И. Флавию (Иудейские Древн. V, 15,3, см. блаженного Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Иудейские Древн. XIII, 8,4; Иудейская Война I, 2,5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Иудейские Древн. XVI, 7,1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время (Деян 2:29); позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века — в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами.
3Цар 2:11. Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме.
Продолжительность царствования Давида — 40 лет; не раз указывается в Библии (2Цар 5:4; 1Пар 29:27); в (2Цар 5:5) показано 40 лет 6 месяцев, так у И. Флавия (Иудейские Древн. VII, 15,2).
3Цар 2:12. И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо.
Ст. 12 (ср. 1Пар 29:23) образует переход ко 2-й части главы — о мерах Соломона к укреплению своей власти.
3Цар 2:13. И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона, [и поклонился ей]. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром.
3Цар 2:14. И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори.
3Цар 2:15. И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему;
3Цар 2:16. теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори.
3Цар 2:17. И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену.
3Цар 2:18. И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю.
3Цар 2:19. И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его
3Цар 2:20. и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе.
3Цар 2:21. И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену.
3Цар 2:22. И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему также и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [военачальник, друг].
3Цар 2:23. И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово;
3Цар 2:24. ныне же, — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, — ныне же Адония должен умереть.
3Цар 2:25. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер.
Ст. 13−25 — гибель Адонии. Адония, забыв поставленное ему Соломоном условие (3Цар 1:52), делает новую попытку получить право на престол — путем брака с последней женой Давида Ависагою, — чисто восточная черта царского быта: преемник овладевал гаремом своего предместника (2Цар 3:7; 12:8,16:21−22), как именно и понял Соломон домогательство Адонии (ст. 22).
Ст. 15. Выражение притворной покорности со стороны Адонии совершившемуся факту воцарения Соломона, как делу Божию, имело целью предрасположить Вирсавию в свою пользу.
Ст. 19−20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии — матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида (3Цар 1:16); сидение по правую руку царя — знак равенства (Пс 109:1); (И. Флав. Иудейские Древн. VI, 11,9). Важное значение царицы — матери царствующего государя, называвшейся: гебира, владычица (3Цар 15:13), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя (3Цар 14:21; 15:2); подобное значение принадлежит теперь султанше — матери правящего султана — в Турецкой империи. Ходатайство свое за Адонию Вирсавия называет «небольшою просьбою», видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии.
Ст. 22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава (3Цар 1:7). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: «проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву». Напротив LXX: καὶ αὐτῶ Αβιαθαρ καὶ αὐτῶ Ιωαβ ἑταῖρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: «и ему Авиафар... и Иоав... друг» (так и русск. синод.). Eвр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова (ἑταῖρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева.
Ст. 23. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь (3Цар 1:52), Соломон клянется (формула клятвы — обычная в Ветхом Завете, (Руф. 1:17; 1Цар 3:17; 14:44,20:13) и др.), что Адония должен погибнуть.
Ст. 24. «Устроивший (Иегова) мне дом»: династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него (2Цар 7:12−29).
Ст. 25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (ст. 46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев (3Цар 1:38), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте (Быт 37:36) и Вавилонии (4Цар 25:8; Дан 2:14). О самом убийстве Соломоном брата блаженный Феодорит говорит: «различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском. Поэтому надобно судить каждого по тому роду жизни, какой он проходит. Следовательно, от Соломона должно требовать не пророческого, или апостольского, совершенства, но сообразного царям... радея о безмятежии царства, повелел умертвить брата» (Вопр. 7).
3Цар 2:26. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел все, что терпел отец мой.
3Цар 2:27. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.
Удаление Авиафара от первосвященства (26−27 ст.), равно как и казнь Иоава (28−34 ст.), стоят в очевидной причинной связи с убиением Адонии: кара постигает и его союзников (3Цар 1:7). Анафов — левитский город в Вениаминовом колене (Нав 21:18; Ис 10:30; Иер 1 и др.), на 1 12 часа пути к северу от Иерусалима, родина пророка Иеремии (Иер 1:1), по Евсевию и блаж. Иерониму (Onomastic. 92), в 3-х римских милях от Иерусалима; теперь арабская деревня Аната со 100 жителями — мусульманами (Robinson. Palastina II, 319). Смягчающими вину Авиафара обстоятельствами, по признанию Соломона (ст. 26), являются не столько высота его священнослужения, сколько заслуги, оказанные им Давиду: (Авиафар) «носил ковчег Владыки Господа пред Давидом» — в тяжкое для Давида время бегства от Авессалома (2Цар 15:24−29), а еще раньше в не менее тяжкие для него дни гонений Саула разделял с ним все, что терпел Давид (1Цар 22:20−23); посему Соломон наказывает двукратное участие Авиафара в политическом заговоре Адонии лишь удалением Авиафара от священнодействия при скинии. В этом решении Соломона, по мысли священного писателя (ст. 27), исполнилось, — без сомнения, помимо воли и намерения Соломона (евр.: лемалле, ст. 27, слав. «якоже сбытися» вполне одинаково по значению с новозаветным «да сбудется», ἵνα πληρωθῆ, (Мф 1:22) и под.), — грозное определение суда Божия на дом предка Авиафара первосвященника Илия (1Цар 3:11−14): после избиения Саулом священников в Номве Авиафар оставался единственным представителем линии Ифамара (1Цар 22:20), и с его удалением первосвященство переходит, в лице Садока, в старшую линию потомков Аарона — в линию Елеазара (Чис 25:13; 1Пар 24:5−6).
3Цар 2:28. Слух об этом дошел до Иоава, — так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, — и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника.
Слух о казни Адонии и удалении Авиафара побуждает сообщника их Иоава, видимо, не считавшего себя свободным от подозрений, искать спасения, по примеру Адонии (3Цар 1:50), в скинии у жертвенника. «Не склонялся на сторону Соломона», имя Соломона читается и в принятом тексте LXX, в Vulg., Chald., слав.; напротив, во всех евр. рукописях и печатных изданиях, равно и в Алекс. и Ватиканск. списках LXX-ти, стоит имя Авессалома. Последнее чтение, без сомнения, правильное, имя Соломона давало бы речи излишний плеоназм: само собою понятно, что Иоав, сторонник Адонии, не мог быть на стороне Соломона; упоминание же о неучастии Иоава в мятеже Авессалома может выражать мысль об измене политических убеждений Давидова военачальника с тех пор.
3Цар 2:29. И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его [и похорони его].
Краткое сообщение евр. — русск. текста распространено вставкой в LXX-ти и слав. т.; по слав. т.: «и посла царь Соломон ко Иоаву, глаголя: что ти бысть, яко убежал еси во олтарь; и рече Иоав: яко убояхся от лица твоего, и бежах ко Господу» — прибавка, имеющая вид распространительной глоссы. В конце стиха и русск. текст имеет лишнее против евр. т. «и похорони его», LXX: καὶ θάψον ἀετόν, — добавление, может быть, из ст. 31.
3Цар 2:31. Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего;
3Цар 2:32. да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского;
3Цар 2:33. да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа!
По закону кровомщения (Исх 21:12−14; Чис 35:16−21; Втор 19:11−12), на доме Давида как бы тяготела пролитая Иоавом и доселе неотмщенная кровь Авенира и Амессая (2Цар 3:27; 20:10). Казнь Иоава снимала эту кровь с Соломона и дома Давида (ст. 31).
3Цар 2:34. И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне.
Позор казни Иоава, однако, не был усилен лишением его погребения (ср. 3Цар 14:11; 4Цар 9:35); во внимание к прежним государственным заслугам Иоаваон был погребен даже на собственном участке, как был обычай (ср. 1Цар 25:1).
3Цар 2:35. И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; [управление же царством было в Иерусалиме,] а Садока священника поставил царь [первосвященником] вместо Авиафара.
Места опальных военачальника (Иоава) и первосвященника (Авиафара) занимают, естественно, лица, с самого начала заявившие свою преданность Соломону (3Цар 1:8) Ванея и Садок. Далее в греческ. и слав. русск. текстах следует, прибавка, видимо, составленная из разных мест дальнейшего библейского повествования о Соломоне, напр., см. (3Цар 4:29−30; 3Цар 5:15−16,6 и др.); подобная же вставка имеется в принятом тексте LXX-ти и после 46 ст. данной главы.
3Цар 2:36. И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда;
3Цар 2:37. и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей.
3Цар 2:38. И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время.
3Цар 2:39. Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе.
3Цар 2:40. И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа.
3Цар 2:41. И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился.
3Цар 2:42. И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: «знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдешь куда-нибудь, непременно умрешь»? и ты сказал мне: «хорошо»;
3Цар 2:43. зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою?
3Цар 2:44. И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою!
3Цар 2:45. а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки!
3Цар 2:46. и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошел и поразил Семея, и тот умер.
По подозрению к Семею (ст. 8−9), который мог иметь сильные связи в родном ему Вениаминовом колене (ср. 2Цар 19:16), Соломон связывает его словом (по LXX и слав. — и клятвою: καὶ ὥρκισεv αὐτὸν, «и заклят его», ст. 37, ср. Иосифа Флав. Иудейские Древн. VII, 1,5) не покидать Иерусалима, не переходить потока Кедрона — восточной границы Иерусалима (2Цар 15:23; 4Цар 23:4,6, 12; Иер 31:40), (ср. Onomastic. 610: теперь — Wadi-en-Nahr), за которой лежали Бахурим, родина Семея. Хотя отлучка последнего к Анхусу филистимскому (ср. 1Цар 21:11; 27:2) по совершенно невинному поводу не давала основания к обвинению Семея в обнаружении злой воли, но Соломон спешит воспользоваться этим поводом и за вражду к дому Давидову (ст. 44) казнит Семея (ср. блаженный Феодорит, вопр. 8). Заключение главы «и утвердилось царство в руках Соломона», т. е. благодаря мерам его, описанным в 23−46 ст., — в переводах LXX, Vulg., слав. -русск. отнесено к началу III главы, но по свойству библейско-еврейской историографии замечание это, дающее итог предыдущего, должно иметь место, занимаемое им в евр. масор. тексте, т. е. в конце II главы.
комментарии Лопухина на третью книгу Царств, 2 глава