Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


3-я Царств | 15 глава

Толковая Библия Лопухина


1−8. Царствование Авии Иудейского. 9−24. Царствование Асы. 25−34. Израильские цари: Нават и Вааса.

3Цар 15:1. В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Наватова, Авия воцарился над Иудеями.

3Цар 15:2. Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома.

В ст. 1,7−8 имя Авии по евр. масор. тексту читается: Авиам (по Гезениусу, в нарицательном значении — vir maritimus), Vulg.: Abiam; между тем в (2Пар 13:1) сл.: «Авиа», у LXX-ти; в (3Цар 15:1) — 'Αβιού, а в (2Пар 13:1) 'Αβιά (нарицательное значение последней формы: «отец его Иегова»). Правильной формой следует признать последнюю, как образованную по образцу других имен с именем Иегова (Авия имеется и в (3Цар 15:1) по код. 253 у Кенникотта); первая же форма (3 книги Царств), вероятно, случайная описка или же представляет созвучие, напр., имен: Хирам, Мирьям и др.; менее всего можно видеть здесь (с Бенцингером) намеренное удаление имени Иегова от имени нечестивого царя. Мааха, мать Авии, по Иосифу Флавию (Иуд Древн. VIII, 10,1) была внучкой Авессалома (ср. 2Цар 14:27), что, по соображению времени истекшего со времени смерти Авессалома и времени рождения Ровоама (3Цар 14:21), является более отвечающим обстоятельствам, хотя и допускает натянутое значение евр. бат (не дочь, а внучка). В (2Пар 13:2) вместо имени Авессалома стоит имя некоего Уриила, в противоречии с (2Пар 11:20).

3Цар 15:3. Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его, как сердце Давида, отца его.

3Цар 15:4. Но ради Давида Господь Бог его дал ему светильник в Иерусалиме, восставив по нем сына его и утвердив Иерусалим,

3Цар 15:5. потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином.

Общий характер царствования Авии запечатлен изменой чистому служению Иегове; это был уже 3-й царь, изменивший первому условию теократического царя, образец которого навсегда дал Давид, и только ради Давида сохранялся ему светильник в Иерусалиме, т. е. потомство на престоле (ст. 4) сн. (3Цар 11:36). Грехи Давида в отношении мужа Вирсавии (2Цар 11:4−27) не подрывали основ теократии.

3Цар 15:6. И война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их.

Если в (3Цар 14:30) говорилось о войне между Ровоамом и Иеровоамом лишь в смысле враждебности обоих царей, то здесь — о фактической войне между Иеровоамом и сыном Ровоама Авиею (о чем подробно в (2Пар 13:2−20) ). Имя Ровоама здесь (ст. 6), предполагают (напр., проф. Гуляев), стоит вместо имени Авии (имя последнего, действительно, стоит в евр. тексте 30,70,89,100,149,158−246 и др. у Кенникотта). При последнем предположении, вторая половина ст. 7 представляет лишь несколько измененное, укороченное повторение ст. 6. В Ватиканском тексте LXX-ти нет ст. 6.

3Цар 15:7. Прочие дела Авии, всё, что он сделал, описано в летописи царей Иудейских. И была война между Авиею и Иеровоамом.

3Цар 15:8. И почил Авия с отцами своими, и похоронили его в городе Давидовом. И воцарился Аса, сын его, вместо него.

По (2Пар 13:2) Авия царствовал 3 года; из снесения ст. 1 и 9 данной главы видно, что это было 3 неполных года. По (2Пар 13:21) у Авии было 14 жен, 22 сына и 16 дочерей.

3Цар 15:9. В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса над Иудеями

3Цар 15:10. и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана́, дочь Авессалома.

По евр. т. ст. 10, имя матери Асы было такое же, как и имя Авии (ст. 2) — Мааха, и также дочь Авессалома. Такое следование двух цариц с одним именем и отчеством сомнительно, и предполагают, что в ст. 10 повторено имя матери Авии, имя же матери Асы было иное, не сохранившееся в евр. т. По LXX-ти — 'Ανὰ (но многие тексты, у Гольмеса, напр., 52,92,120,121,123,134,153, имеют Мааха), что, вероятно, представляет позднейшую корректуру. По раввинам, мать здесь — бабка, но если о матери царя, занимавшей весьма почетное положение, нередко упоминается (3Цар 2:19; 4Цар 10:13), то о бабке царя нигде не говорится.

3Цар 15:11. Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его.

3Цар 15:12. Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его,

3Цар 15:13. и даже мать свою Ану́ лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона.

3Цар 15:14. Высоты же не были уничтожены. Но сердце Асы было предано Господу во все дни его.

3Цар 15:15. И внес он в дом Господень вещи, посвященные отцом его, и вещи, посвященные им: серебро и золото и сосуды.

Характер царствования Асы, с теократической точки зрения, был почти безупречен. Пользуясь десятилетним миром в стране по вступлении его на престол (2Пар 14:1), Аса отдался реформам культа в смысле приближения его к чистоте и централизации его: изгнал блудников-гиеродулов, появившихся в Иудее при Ровоаме (3Цар 14:24); всюду уничтожал идолов и всякие другие предметы идолопоклонства (ср. 2Пар 14:2−4); так поступил он и с идолом Астарты (евр.: мифлецет лаашера, Vulg.: in sacris Priapt — идол фаллического культа, наиболее омерзительного для евреев) матери своей: он изрубил его и сжег у потока Кедрона, а мать лишил звания царицы (евр. гебира — обычный титул царицы, матери царя), ср. (4Цар 10:13), слав.: «отстави еже не владети ей». Кедрон — долина и зимний поток на северо-востоке и на востоке от Иерусалима (2Цар 15:23 и др). Оnom. 610, теперь Wadi en-Nar. «Ручей Кидрон летом пересыхал, и потому русло его могло быть избрано местом сожжения идола, с тем чтобы после первого разлива воды, осенью, не осталось и следа ненавистного изображения» (проф. Гуляев). Только высоты, посвященные Истинному Богу (блаженный Феодорит, вопр. 47) и издревле получившие священное значение (3Цар 3:2) не были отменены Асою (ст. 14); (2Пар 15:17), высоты иных богов Аса уничтожал (2Пар 14:2), хотя все же высоты Соломона были оставлены и существовали до Иосии (4Цар 23:13). В целом, по своим религиозным убеждениям, Аса был верен Иегове во всю жизнь свою, хотя отдельные поступки его обнаруживали недостаток живой, безраздельной веры в Иегову и совершенного благочестия (Сир 49:5−6) не называет Асу с лучшими царями: Давидом, Езекиею и Иосиею). Обнаруженная им ревность по Иегове в первые, мирные годы царствования (во время которых Аса сильно укрепил многие города царства и организовал крепкую военную силу), (2Пар 14:4−8) была вознаграждена величественной победой над вторгнувшимся в его пределы миллионным войском некоего Зарая Ефиоплянина (евр. Зерах (гак) Куши ), под которым обычно разумеют египетского фараона Озоркона, преемника Шишака (егип. Шешенк) или Сусакима, (2Пар 14:9−14), причем была захвачена Асою богатая добыча, из которой Аса немало внес в сокровищницу храма, равно как из сокровищ отца своего (3Цар 15:15; 2Пар 15:18), так и из добытого им самим (2Пар 14:14; 15:18). Однако, несмотря на наставления пророка Азарии и вызванный ими новый подъем религиозной ревности Асы (2Пар 15:1−15), Аса впоследствии запятнал себя недостойным актом малодушия и маловерия. Это было во время войны с Ваасою израильским.

3Цар 15:16. И война была между Асою и Ваасою, царем Израильским, во все дни их.

3Цар 15:17. И вышел Вааса, царь Израильский, против Иудеи и начал строить Раму, чтобы никто не выходил и не уходил к Асе, царю Иудейскому.

3Цар 15:18. И взял Аса все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Венададу, сыну Тавримона, сына Хезионова, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал:

3Цар 15:19. союз да будет между мною и между тобою, как был между отцом моим и между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня.

3Цар 15:20. И послушался Венадад царя Асы, и послал военачальников своих против городов Израильских, и поразил Аин и Дан и Авел-Беф-Мааху и весь Киннероф, по всей земле Неффалима.

3Цар 15:21. Услышав о сем, Вааса перестал строить Раму и возвратился в Фирцу.

3Цар 15:22. Царь же Аса созвал всех Иудеев, никого не исключая, и вынесли они из Рамы камни и дерева, которые Вааса употреблял для строения. И выстроил из них царь Аса Гиву Вениаминову и Мицпу.

Xронологическая дата описываемой здесь войны; существует следующее затруднение. По ст. 16, война была между Асою и Ваасою, 3-м царем израильским, во все дни их. По ст. 33, Вааса воцарился в 3-й год Асы и царствовал всего 24 года, т. е. до 26-го (27) года царствования Асы (продолжавшегося, по ст. 10 — 41 год). Но по (2Пар 14:1), в первые 10 лет царствования Асы земля его покоилась (т. е. не имела войны); а по (2Пар 15:19; 16:1), война Асы с Ваасою открылась лишь в 36-й год царствования первого. Так как последнее решительно противоречит указанию 3 книги Царств, что Вааса уже умер в 26-м году царствования Асы, то в объяснение этого нельзя указать чего-либо лучшего, как догадку старых толкователей и Кейля, что дата (2Пар 16:1) 36 лет обозначает время, протекшее от разделения царств при Ровоаме, относительно же цифры 10 лет покоя (2Пар 14:1) можно сказать, что покой этот, во-первых, мог быть короче (включая 3 года царствования Асы до вступления Ваасы и некоторое число лет после этого события) и, во-вторых, был, вероятнее всего, столь же относительным, как и война «во все дни». Повод к столкновению — укрепление Рамы Ваасою для прекращения сношений Асы с севером. Рама — имя многих городов и местностей древней Палестины, но здесь, очевидно, имеется в виду город в Вениаминовом колене (Нав 18:25; Суд 4:5; 19:13), упоминаемый в известном месте кн. пророка Иеремии (Иер 31:15); ср. (Ос 5:8) и др., на 2 часа пути или, по Евсевию — Иерониму, на 6 римских миль, к северу от Иерусалима (Onomast. 769), ныне Er-Rama (Robinson, Palest. II, s. 566 ff. ). Опасения Ваасы, побудившие его укрепить Раму, чтобы не было случаев переселений из пределов его царства в Иудейское, имели фактическую основу: после блистательной победы Асы над Зараем многие из колен Ефремова, Манассиина и Симеонова перешли во владения Асы (2Пар 15:9).

В случае укрепления Ваасою Рамы, Асе в будущем грозила блокада Иерусалима. Убоявшись этого, Аса малодушно и преступно искал помощи против единоплеменного Израильского царства в союзе с царем Сирии (Арама) «Венадада», евр. Бен-Гадад («сын солнца»), Vulg.: Benadad; иначе LXX: υἱὸς Αδερ, слав.: «сын Адеров» (в пользу чтения LXX, по-видимому, говорит написание этого имени Bir-idri в Дамасской надписи 654−846 гг. до Р. X.: равным образом код. 246 Кенн. и кодд. 174,627 Росси имеют: Годар ). Три царя Дамасской Сирии с этим именем встречаются в Библии (3Цар 15:18,20); ср. (2Пар 16:2; 3Цар 20:1−34; 4Цар 6:24; 8:7), и это, конечно, не дает еще права считать это название титулом царя Сирийского (вопреки Кейлю). Предложение Асы Венададу расторгнуть союз с израильским царем и заключить с ним, подкрепленное дарами из «оставшегося (т. е. после разграбления Сусакимом), (3Цар 14:26) в сокровищницах дома Господня и дома царского «серебра и золота», свидетельствует о глубокой растерянности Асы и о недостатке веры в помощь того самого Иеговы, Который недавно чудесно даровал ему поразить Зарая (2Пар 14:9−12). Союз с иноверцами против единоплеменников был богопротивен, и его преступности не ослабляло то, что он вызван был уже ранее состоявшимся союзом израильского царя с сирийским: очевидно, по разделении Еврейского царства, Сирийское царство чрезвычайно усилилось (начало усилению положил ещё Разон), (3Цар 11:23−25), и каждое из еврейских царств искало его союза для опоры против соседнего евр. царства (уже Авия, видимо, был в союзе с отцом Венадада, ст. 19). Когда пророк Анания обличил Асу за то, что, оставив Бога и помощь Его, он искал опоры у сириян, Аса не только не сознал греха своего, но, в раздражении на него, заключил его в темницу, равно как и притеснял «некоторых из народа», быть может, мысливших одинаково с пророком (2Пар 16:7−10). Ср. блаженный Феодорит, вопр. 47. Внешний успех, хотя и преступными средствами, Асою на этот раз был достигнут: войска Венадада вторглись с севера в пределы Израильского царства и этим остановили дальнейшие завоевательные стремления Ваасы: угрожаемый сирийским царем, он оставил укрепление Рамы и удалился в Фирцу (ст. 21).

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром (4Цар 15:29), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Аhion, Onomast. 41), по Робинзону (Рalast. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к (3Цар 12:29). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар 20:14−18) — на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в (2Пар 16:4) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβὲλ οἴκου Μααχὰ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд война III, 10,7), cл.: Γεννησάρ, в Евангелии Γεννησαρέτ (Лк 5:1): область и город (Нав 19:35; 11:2) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. — Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, — для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. (Нав 18:24; 1Цар 14:5; Ис 10:29); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе — также в Вениаминовом колене (Нав 18:26; 1Цар 7:5); ср. (4Цар 25:23); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима.

3Цар 15:23. Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами.

3Цар 15:24. И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

В обыкновенном заключении о царствовании Асы обращает внимание замечание: «дела Асы... описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что (евр.: рак ) в старости своей он был болен ногами». По-видимому, это означает, что известие о болезни Асы взято писателем не из общего источника — «Летописи царей иудейских», а из какого-то другого источника (так думает проф. Гуляев, с. 255). Но возможно, что здесь имеется противоположение вроде следующего: все царствование Асы было счастливо, только последние годы (два года по (2Пар 16:12) ) омрачены были болезнью ног (по некоторым — подагра или же ревматизм. Schenkel, Bibel-lexion, Bd. III, ss. 589−590. Т. Попов. Библейские данные о различных болезнях. Киев, 1904, с. 84); или же противоположение относительно благочестия Асы в целой жизни и маловерия при болезни: по (2Пар 16:12): «но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (ср. блаженный Феодорит, вопр. 48).

3Цар 15:25. Нават же, сын Иеровоамов, воцарился над Израилем во второй год Асы, царя Иудейского, и царствовал над Израилем два года.

3Цар 15:26. И делал он неугодное пред очами Господа, ходил путем отца своего и во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех.

Нават — евр.: Надав, см. прим. к (3Цар 14:20). Второй царь израильский царствовал, очевидно, неполные 2 года, так как воцарился во 2-й год Асы (ст. 25), а умерщвлен был Ваасою в 3-й год того же царствования (ст. 28−33), как и вообще в определении годов царствования обычно неполные годы принимаются за полные (Иеровоама, ст. 9; Авии, ст. 1−2,9). Общий характер правления 2-го царя израильского был тождествен с направлением отца его Иеровоама.

3Цар 15:27. И сделал против него заговор Вааса, сын Ахии, из дома Иссахарова, и убил его Вааса при Гавафоне Филистимском, когда Нават и все Израильтяне осаждали Гавафон;

3Цар 15:28. и умертвил его Вааса в третий год Асы, царя Иудейского, и воцарился вместо него.

3Цар 15:29. Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина,

3Цар 15:30. за грехи Иеровоама, которые он сам делал и которыми ввел в грех Израиля, за оскорбление, которым он прогневал Господа Бога Израилева.

3Цар 15:31. Прочие дела Навата, всё, что он сделал, описано в летописи царей Израильских.

3Цар 15:32. И война была между Асою и Ваасою, царем Израильским, во все дни их.

3Цар 15:33. В третий год Асы, царя Иудейского, воцарился Вааса, сын Ахии, над всеми Израильтянами в Фирце и царствовал двадцать четыре года.

3Цар 15:34. И делал неугодное пред очами Господними и ходил путем Иеровоама и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израиля.

Убийца и преемник Надава, Вааса был уже не из Ефремова колена, а из колена Иссахарова. Заговор и убийство Надава Ваас произвел во время осады первым филистимского города Гавафона (евр.: Гиббетон, ) ср. (3Цар 16:15), лежавшего в области колена Данова (Нав 21:23). Вааса истребил весь род Иеровоама, так что сбылось пророчество об этом Ахии (ст. 29,30) ср. (3Цар 14:10−16), но сам он действовал совершенно в духе Иеровоама и первого его преемника (ст. 34), почему и вызвал на себя и дом свой грозный суд Божий (3Цар 16:3,7). Ср. блаженный Феодорит, вопр. 48.

комментарии Лопухина на третью книгу Царств, 15 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.