1−18. Возвещение пророком Ахиею суда Божьего на дом Иеровоама и начало исполнения суда в смерти Авии, сына Иеровоама. 19−21. Заключительные замечания о 22-летнем царствовании Иеровоама. 22−31. Царствование Ровоама: распространение нечестия; нашествие Сусакима, вражда с Израильским царством, смерть Ровоама.
3Цар 14:1. В то время заболел Авия, сын Иеровоамов.
3Цар 14:2. И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он предсказал мне, что я буду царем сего народа.
3Цар 14:3. И возьми с собою [для человека Божия] десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком.
3Цар 14:4. Жена Иеровоама так и сделала: встала, пошла в Силом и пришла в дом Ахии. Ахия уже не мог видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от старости.
3Цар 14:5. И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоамова спросить тебя о сыне своем, ибо он болен; так и так говори ей; она придет переодетая.
3Цар 14:6. Ахия, услышав шорох от ног ее, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе.
Связь главы XIV с предыдущей не столько хронологическая — скорее, напротив, повествование гл. XIV относится к последней половине царствования Иеровоама, — сколько логическая, причинная: нечувствительность Иеровоама к божественному вразумлению через пророка (гл. XIII) вызвала грозное для него посещение Божие — в виде болезни лучшего сына его Авии (ср. ст. 13), а вместе и пророческое предвозвещение гибели всего дома Иеровоама. Семейное горе побуждает Иеровоама вспомнить о пророке Ахии, через которого Иегова некогда дал обетование устроить Иеровоаму «твердый дом» (3Цар 11:38) и от которого он теперь ждет подтверждения о продолжении его династии. Но сознавая неверность свою заветам Иеговы (3Цар 11:37−38), Иеровоам не решается сам идти к пророку, от которого он мог ожидать осуждения своей политики, отторгнувшей Израиля от Иеговы и храма; а посылает жену свою, но и ей приказывает переодеться, чтобы не быть узнанной как случайными встречными, так и самим пророком. Советуя ей взять — по обычаю Востока являться к почтенным лицам, в том числе и к пророкам (1Цар 9:8; 4Цар 5:15,23,8:8) с подарками — некоторые дары пророку, Иеровоам избирает для сего, намеренно, незначительные предметы, как дары от бедняков (у LXX, слав. ст. 3 имеет прибавку: τοῖς τέκνοις αὐτον καὶ σταφίδας, и «чадом его, и гроздие»). Обман, как могли думать, тем легче мог бы остаться не открытым, что пророк был слеп от старости (ср. 1Цар 4:15). Но пророк получил от Иеговы предупреждение о предстоящем приходе жены Иеровоама (конец 5 ст. по еврейскому и русскому текстам — окончание речи Иеговы, по греческо-славянскому — продолжение рассказа). И пророк прямо открывает тайну царицы и, предупредив ее, что имеет возвестить ей грозное, произносит речь о гибели не только дома Иеровоама, из которого первым умрет подававший надежды сын его Авия, но и всего царства Израильского, изменившего Иегове вместе с первым царем своим Иеровоамом.
3Цар 14:7. Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего Израиля,
3Цар 14:8. и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими;
3Цар 14:9. ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад;
3Цар 14:10. за это Я наведу беды на дом Иеровоамов и истреблю у Иеровоама до мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста;
3Цар 14:11. кто умрет у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того склюют птицы небесные; так Господь сказал.
3Цар 14:12. Встань и иди в дом твой; и как скоро нога твоя ступит в город, умрет дитя;
3Цар 14:13. и оплачут его все Израильтяне и похоронят его, ибо он один у Иеровоама войдет в гробницу, так как в нем, из дома Иеровоамова, нашлось нечто доброе пред Господом Богом Израилевым.
3Цар 14:14. И восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов в тот день; и что? даже теперь.
3Цар 14:15. И поразит Господь Израиля, и будет он, как тростник, колеблемый в воде, и извергнет Израильтян из этой доброй земли, которую дал отцам их, и развеет их за реку, за то, что они сделали у себя идолов, раздражая Господа;
3Цар 14:16. и предаст [Господь] Израиля за грехи Иеровоама, которые он сам сделал и которыми ввел в грех Израиля.
Самая речь пророка Ахии делится на две части: ст. 7−11 и 12−16, из которых, каждая представляет периодическое построение. Ст. 7−9 говорят о преступлении Иеровоама: «ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов» (9 ст.). «Которые были прежде тебя» — не предшественники по царству, Саул, Давид и Соломон — они не могли быть названы образцами нечестия, — а вообще народоправители, руководители народа; «иные боги и истуканы» масскот, литые изображения) — может означать и культ золотых тельцов (хотя Иеровоам и израильтяне хотели чтить в них Иегову), так как тельцеслужение легко могло переходить в чистое идолопоклонство; впрочем, и последнее, вероятно, имело место в Израильском царстве при Иеровоаме (ст. 15). «Меня же (Иегову) отбросил назад» (буквально: «за спину»): выражение сознательного и упорного пренебрежения культом Иеговы. «Истреблю у Иеровоама до мочащегося к стене, заключенного и оставшегося в Израиле» (ст. 10) — выражение обычное в речи об истреблении дома, потомства, династии или народа (1Цар 25:22; 3Цар 16:11; 21:21; 4Цар 9:8); «мочащийся к стене» — первоначально эпитет собаки, а затем мужского пола в отличие от женского; «заключенного и оставшегося» — евр. ацур веазув, LXX: ἐπεχόμενον κ. καταλελειμμένον, слав.: «держащагося и оставленнаго», Vulg.: clansum et novissimum, по вероятнейшему объяснению: «малолетнего и совершеннолетнего» (Sebast. Schmidt: puer qai domo adhuc detinetur et gui emancipatus est. По Филарету, «от младенца до совершеннолетнего»). Полное уничтожение потомства или дома Иеровоама, действительно, совершил 3-й царь израильский Вааса (3Цар 15:28−29). Быть лишенным погребения (ст. 11) составляло предмет ужаса для древнего еврея (Втор 28:26; Иер 8:2,12 и др.), 12−13: собственно ответ пророка на вопрос о больном сыне. Последний должен немедленно умереть, но только один он — за то, что в нем нашлось нечто доброе пред Господом, — войдет в гробницу (ст. 13), тогда как все остальные члены дома Иеровоама будут лишены погребения (11 ст.). Конец ст. 14 представляет речь отрывочную, мысль такая: смерть Авии — лишь начало бедствий дома Иеровоама и Израиля. 15−16 ст. говорят о грядущем суде уже над целым царством Израильским, причем слова: (будет Израиль), «как тростник, колеблемый в воде» замечательно точно характеризуют всю историю Израильского царства с отделения от Иудейского до падения — образ политической неустойчивости, растерянности Израиля, повлекшей изгнание его из земли отцов и рассеяние за Евфрат (ср. 4Цар 15:29; 17:23,18:11). «За то, чт они сделали у себя идолов», евр. ашерт, LXX: τὰ ἄλοη, Vulg.: lucos, слав.: «дубравы»; таким образом, древние переводы считают ашера названием священной рощи идолопоклоннического культа: такое значение подтверждается, напр., (Суд 6:25,30) (Гедеон срубил ашеру — священное дерево Ваала) или (Втор 16:21) (запрещается садить ашеру — рощу); в других же местах ашера означает и деревянную статую или идол богини (Ис 27:9; Втор 7:5), хотя обычно в связи с рощами (Ос 4:13; Иез 6:13; Ис 1:29; Иер 17:2). По мнению большинства толкователей и археологов, Ашера есть лишь другое имя Астарты, так как оба эти названия нередко соединяются и смешиваются (Суд 2:13; 10:6; 1Цар 7:4). См. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 308−322.
3Цар 14:17. И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло.
3Цар 14:18. И похоронили его, и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка.
Буквально точное исполнение предсказания пророка, ст. 12. «Фирц»а (у LXX-ти Zαριρα; слав.: «Сарир»а; в Комлютенской библии: Θέρσα; Vulg.: Thersa) — прежде столица одного из хананейских царей (Нав 12:24); теперь, с Иеровоама до Амврия, стала столицей израильских царей (3Цар 15:21,33,16:6−15; 4Цар 15:14,16), известна была красотой местоположения (Песн 6:4), (ср. Onomast 504. Guerin. Samarie I, 365, отождествляет Фирцу с селением Таллуза близ Наблуса).
3Цар 14:19. Прочие дела Иеровоама, как он воевал и как царствовал, описаны в летописи царей Израильских.
3Цар 14:20. Времени царствования Иеровоамова было двадцать два года; и почил он с отцами своими, и воцарился Нават, сын его, вместо него.
Конец 22-летнего царствования Иеровоама. Подробности царствования были описаны в «летописи царей Израильских»; там говорилось и о том, как воевал Иеровоам, о чем не упоминает 3 книга Царств, но о чем (именно о войне Иеровоама с иудейским царем Авией) подробно говорит (2Пар 13:2−20); по (2Пар 13:20) Господь поразил Иеровоама, и он умер — вероятно, от тяжкой или внезапной болезни. Сын и преемник Иеровоама в евр, т. и в Вульг. назван Nadab, у LXX, слав. -русс. Ναβάτ, Нават (в Комплютенск.: Ναδάβ): последнее произошло через смешение имени сына Иеровоама с именем отца этого царя (3Цар 11:26).
3Цар 14:21. Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых, чтобы пребывало там имя Его. Имя матери его Наама Аммонитянка.
3Цар 14:22. И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили.
3Цар 14:23. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом.
3Цар 14:24. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.
Царствование Ровоама, продолжительность — 17 лет, и общий характер; отступление царя и народа от чистого служения Иегове, каковое отступление в Ровоаме совершилось, вероятно, под влиянием матери его, аммонитянки Наамы (на это может указывать двукратное упоминание о ней, ст. 21 и 31). Впрочем, краткий, сжатый рассказ 3 книги Царств о царствовании Ровоама должен быть восполнен подробным (2Пар 11:5−23,12:1−16), откуда, между прочим, видно (2 Пар. 11:17), что в первые 3 года своего царствования Ровоам и подданные его ходили путем Давида и Соломона (в лучшую пору жизни последнего), что содействовало укреплению царства Иудейского; только уже «когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним» (2Пар 12:1). Проявлениями нечестия в Иудее теперь были не только старые высоты, статуи и капища (распространившиеся во вторую половину царствования Соломона) (3Цар 11:4−8), но и наиболее омерзительный вид идолослужения: религиозная проституция и разврат при капищах некоторых божеств, напр., Астарты-Ашеры (как и вавилонской Белиты): «блудники», Vulg.: effeminati, евр. кадеш, кадешим, собств.: посвященный (соотв. греч. ὶερόδουλος) — мужчины, предававшиеся разврату в честь божества (Втор 23:17; 3Цар 22:46; 15:12; 4Цар 23:7); равным образом, и даже преимущественно, этим занимались и женщины, кедешот, (Ос 4:14; Втор 23:18; Быт 38:21). LXX, славяне дают иное, весьма темное, чтение начала ст, 24: σύνδεσμος ἐγενήθη ἐν τῆ γῆ, «смешение бе в земли» (ср. блаженный Феодорит, вопр. 45).
3Цар 14:25. На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима
3Цар 14:26. и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского [и золотые щиты, которые взял Давид от рабов Адраазара, царя Сувского, и внес в Иерусалим]. Всё взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон.
Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. Шишак (у Манефона Σεσοτγχις). Это был покровитель и, может быть, родственник Иеровоама (ср. 3Цар 11:40); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др., следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней мере, долины Изреельской. Из драгоценностей, взятых Сусакимом, названы сделанные Соломоном золотые щиты (3Цар 10:16). Под выражением «все взял» (ст. 26) равнины разумеют главным образом трон Соломона. В более подробном сообщении о данном нашествии в (2Пар 12:2−9,12) упомянуто, что последовавшее при нашествии Сусакима грозное обличие Ровоама и князей его со стороны пророка Самея возбудило в правительстве и народе покаяние и смягчило гнев Божий, так что народ и Иерусалим были спасены (ср. И. Флав. Иуд Древн. VIII, 10,2−4).
3Цар 14:27. И сделал царь Ровоам вместо них медные щиты и отдал их на руки начальникам телохранителей, которые охраняли вход в дом царя.
3Цар 14:28. Когда царь выходил в дом Господень, телохранители несли их, и потом опять относили их в палату телохранителей.
Вместо драгоценных щитов золотых, взятых Сусакимом, Ровоам наделал бронзовые или медные и передал их телохранителям, евр. рацим — скороходы (3Цар 1:5), вместе и телохранители царя, гвардия его (ср. 1Цар 22:17; 4Цар 10:25; 11:4,11,19), по-видимому, заменившая прежних хелефеев и фелефеев. По р. Кимхи, Ровоам распоряжением о щитах имел ввиду предупредить покушение на жизнь свою, которого опасался. Вероятнее, щиты употреблялись в выходах царя в храм для торжественности процессии. Щиты Ровоама хранились в особой палате (евр. та ), а не в доме леса Ливанского, как Соломоновы (3Цар 10:17); предполагают (Киттель), что дом леса Ливанского подвергся разграблению Сусакима.
3Цар 14:29. Прочее о Ровоаме и обо всем, что он делал, описано в летописи царей Иудейских.
3Цар 14:30. Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их.
3Цар 14:31. И почил Ровоам с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давидовом. Имя матери его Наама Аммонитянка. И воцарился Авия, сын его, вместо него.
(2Пар 11:18−23) восполняет 3 книгу Царств сообщением о семейном быте Ровоама: он имел 18 жен и 60 наложниц, 28 сыновей и 60 дочерей; всех сыновей своих разослал по укрепленным городам, но первенство между ними отдал Авии, сыну любимой жены своей Маахи, дочери Авессалома; Авия и стал преемником Ровоама на престоле. По (2Пар 12:15), «деяния Ровоамовы, первые и последние описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца, при родословиях»: отсюда видно, что летопись царей иудейских была произведением пророков. Война между Ровоамом и Иеровоамом (ст. 30), по-видимому, должна быть понимаема в смысле лишь неприязненного настроения, — фактически война открылась лишь при Авии (2Пар 13:2−20).
комментарии Лопухина на третью книгу Царств, 14 глава