В ДОРОГЕ (Лк 8:1−3)
Время, которое предчувствовалось, наступило. Иисус странствовал. Синагоги уже больше не были открыты для Него, как это было ранее. Иисус действительно начал свое служение в церкви, где каждый человек, имеющий весть от Бога, мог рассчитывать встретить восприимчивых и отзывчивых слушателей. Но вместо радушия Он встречал сопротивление; вместо внимательных слушателей книжников и фарисеев, открыто и холодно наблюдавших за Ним, чтобы найти предлог для обвинения; и поэтому Он направился на открытые дороги, на склоны гор и на берег озера.
1) И здесь мы вновь обращаем внимание на факт, с которым уже встречались раньше. В этом отрывке Приведены имена женщин, которые служили Ему имением своим. Всегда считалось богоугодным делом оказывать раввину материальную помощь, и если преданные последователи Иисуса помогали Ему, то это полностью соответствовало тогдашней общественной практике. Но, как по отношению к ученикам Иисуса, так и по отношению к этим женщинам, мы должны бы обратить внимание на то, сколь пестрой была эта группа. Среди них была Мария Магдалина, то есть Мария из Магдалы, из которой Он изгнал семь бесов. Ясно, что у нее было темное и ужасное прошлое. И среди них была Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода. У царя было много имущества и доходов, а домоправитель как раз и управлял его финансовыми делами. В Римской империи, даже в тех областях, которые управлялись проконсулами, назначаемыми сенатом, римский император имел своего домоправителя, следившего за его интересами. Домоправитель был самым доверенным и важным сановником двора. И вот, мы находим вместе Марию Магдалину с ее темным прошлым, и Иоанну, придворную даму.
В этом одно из великих свершений Иисуса: Он воодушевляет разных людей желанием жить вместе, нисколько не утрачивая своих личных качеств. Дж. К. Честертон замечает по поводу текста из Ис 11:6, где сказано, что лев будет лежать рядом с ягненком: «Надо помнить, что этот текст истолковывают слишком просто. Люди считают, что когда лев ложится рядом с ягненком, то лев уподобляется ягненку. Но это было бы чистым насилием и прямой агрессией со стороны ягненка. Это значило бы, что ягненок просто-напросто уподобился льву, вместо того, как это было прежде, чтобы лев съел бы ягненка. Но ведь трудность заключается в том, сможет ли лев лечь рядом с ягненком, сохраняя свою королевскую свирепость? И вот к решению этой задачи стремилась церковь; и именно свершения этого чуда она добилась». Прежде всего, нужно церкви научиться соединять в совместной повседневной работе людей с различными качествами и темпераментами. Если мы не можем совладать с этой задачей, то это наша вина, ибо во Христе это можно сделать, и это было сделано.
2) В этом перечне мы встречаем группу женщин, помощь которых была практическая. Женщинам не полагалось проповедовать; но они делали то, что могли. Один старый сапожник всегда хотел стать священником, но так вышло, мечта его никогда не сбылась. У него был друг, молодой студент богословия, и когда юноша впервые получил кафедру в церкви, старый сапожник попросил его об одном одолжении: позволить ему делать для него башмаки, чтобы он всегда знал — на церковной кафедре, на которую он так и не смог подняться сам, стоит священник в башмаках, сделанных его руками.
Главную работу не всегда делает человек, стоящий на первом плане. Многие, занимающие общественные должности, не смогли бы и неделю выполнять свою работу, если бы их не поддерживали домашние! Любой дар человека может быть поставлен на службу Христу. Многие Его важнейших слуг находятся на заднем плане, их не видно, но они играют важную роль.
СЕЯТЕЛЬ И СЕМЯ (Лк 8:4−15)
В этой притче Иисус использовал хорошо знакомую Его слушателям картину. Также возможно, что Он говорил это, видя сеятеля, сеявшего семена. В притче говорится о четырех видах почвы.
1) Общественная земля в Палестине была разделена на длинные узкие полосы; между полосами лежали дорожки, которыми все имели право пользоваться. Падая на эти утрамбованные дороги, семя не имело возможности попасть в землю, чтобы расти.
2) Кроме того, имелась каменистая почва. Под этим следует иметь в виду не одни камни, а почву, представляющую собой массивные пласты известняка, покрытые тонким слоем земли. В ней не было ни влаги, ни питательных веществ, и проросшее на ней растение было обречено на высыхание и гибель.
3) Почва с тернием в момент посева казалась достаточно чистой. Можно сделать так, чтобы любой участок земли выглядел чистым, если перепахать его, оставив, однако, в ней семена сорняков и корни дикорастущих трав. Доброе семя и сорняки развиваются и растут вместе, но сорняки развиваются быстрее и заглушают растение доброго семени.
4) Хорошая почва достаточно глубока, чиста и хорошо обработана. Стихи 9 и 10 всегда были загадочными. Они звучат так, будто Иисус говорил притчами, чтобы люди не смогли понять смысл сказанного; но нам трудно поверить, чтобы Он преднамеренно скрывал от Своих слушателей смысл Своих высказываний. Предложены различные толкования этих стихов.
1) В Мф 13:13 это изложено несколько иначе. Он говорит, что Иисус потому и говорил притчами, что многие не могут сообразительно видеть и мыслить. Матфей якобы намекает, что притча не помешает, а поможет людям понять то, что говорил Иисус.
2) Сразу после этого Матфей приводит цитату из Ис 6:9−10: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не разумеете; глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Таким образом, учение Иисуса в настоящем отрывке направлено не столько на объект учения, сколько на причину, почему Он вынужден прибегать к такой форме учения.
3) Собственно говоря, Иисус хотел сказать следующее: восприятие людей может настолько огрубеть, отяжелеть и отупеть, что когда истина Божия доходит до них, они не могут различить и понять ее. В этом нет вины Божией. Люди настолько обленились, предрассудки настолько ослепили их и они столь неохотно видят то, чего не хотят видеть, что они совершенно потеряли всякую способность воспринимать истину Божию.
Посмотрим на два толкования этой притчи.
1) Одни видят смысл притчи в том, что судьба Слова Божия зависит от того, в сердце какого человека оно посеяно.
а) Под твердой дорогой подразумеваются люди, разум которых глухой ко всему, и посему отказывается признать Слово Божие.
б) Под каменистой почвой подразумеваются те люди, которые принимают Слово Божие, но не изучают его и не осознают связанных с ним последствий, и, поэтому, вера увядает как только возникают трудности.
в) Под тернистой почвой подразумеваются люди, мысли и сердца которых настолько заняты своими делами, что в них не остается места для дел Божиих. Следует, однако, всегда помнить, что все те житейские проблемы, которые вытесняют дела Божий, вовсе не обязательно должны быть делами злыми: самым опасным врагом лучшего часто является хорошее.
г) Под доброй почвой подразумеваются люди хорошие, благочестивые. Хороший слушатель делает три хорошие вещи: во-первых, он слушает внимательно. Во-вторых, он держит услышанное в уме и в сердце своем и осмысливает его до тех пор, пока сам не раскроет для себя смысл услышанного. И в-третьих, он действует в соответствии с ним. Он обращает услышанное в деяние.
2) Другие видят в этой притче наставление против отчаяния. Подумайте только о положении, в котором находился Иисус: он был изгнан из синагоги; против Него выступают книжники, фарисеи и религиозные руководители. И ученики Его, неизбежно, должны были упасть духом. Именно к ним обращается Иисус в своей притче, в которой Он говорит: «каждый крестьянин знает, что часть посеянных семян гибнет; все они не могут вырасти. Но это не обескураживает его и не побуждает его прекратить сев, потому что он знает, что несмотря на все, он соберет урожай. Он знает, что нас ждут препятствия и разочарования; знает, что у нас есть враги и противники, но никогда не следует отчаиваться, потому что в конце мы соберем обильный урожай».
Эта притча вполне может служить и предупреждением для нас, как нам надлежит слушать Слово Божие, и одобрением, как отбрасывать всякое сомнение и уверовать в то, что никакие препятствия не помешают собрать, в свое время обильный Божий урожай.
ПРАВИЛА ЖИЗНИ (Лк 8:16−18)
Перед нами три присловья, каждое из которых представляет собой наставление для жизни.
1) В стихе 16 подчеркивается открытый характер христианской жизни. Христианство лучше всего узнать в ежедневной жизни. Всегда можно найти много причин не выставлять напоказ всему свету свою христианскую веру. Почти каждый человек тревожится, что он вдруг будет отличаться от других; и очень часто люди подвергают гонениям тех, кто отклоняется от принятых норм.
Один писатель писал о своих курицах. В курятнике все куры, за исключением одной, были одинаковой окраски. И эту одну куры заклевали до смерти. Даже в мире животных — отличаться равно преступлению. Но как бы трудно ни было, на нас лежит долг — никогда не стыдиться Показывать всем, что мы Христовы и что мы Ему служим; а если подумаем и войдем во святилище Божие, то долг превращается в благо.
Перед коронацией английской королевы Елизаветы II на всех домах и магазинах были вывешены флаги. Я тогда как-то проходил по проселочной дороге и около кустарника я набрел на стоянку лудильщика. Она состояла из одной палатки, но около нее развевался английский флаг, почти такого же размера как и палатка. Кочевой лудильщик как бы говорил: «Я ставлю себя и чем владею под флаг моей страны». И христианин, какое бы скромное положение он не занимал, не должен стыдиться показать людям, под Чьим знаменем он живет.
2) В стихе 17 подчеркивается невозможность сохранить какую-либо тайну. Мы же всегда пытаемся скрыть что-то:
а) От себя самих. Мы закрываем глаза на разные поступки действия и привычки, горькие последствия которых заранее очевидны для нас. Мы уподобляемся человеку, умышленно закрывающему глаза на симптомы болезни, хотя она ему известна. Стоит подумать на какую невероятную глупость человек способен.
б) Мы пытаемся скрыть нечто от своих ближних. Но обыкновенно так или иначе тайна становится известной. Человек, который скрывает правду — несчастный. Счастлив человек, которому нечего скрывать. Говорят, что однажды один архитектор предложил древнегреческому философу Платону построить дом, в котором бы каждая комната была скрыта от глаз людей. «Я заплачу тебе вдвое, — сказал Платон, — если ты построишь мне дом, в каждую комнату которого мог бы всякий заглянуть». Откровенный человек счастлив.
в) Иногда мы даже пытаемся скрыть что-то от Бога. Но нет ничего более невозможного. Хорошо было бы, если бы мы постоянно помнили, что сказано в Библии: «Ты Бог, видящий меня» (Быт 16:13).
3) В стихе 18 изложен универсальный закон: кто имеет, тому будет дано еще, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Если человек с физически здоровым телом и духом будет следить за собой, он будет способен ко все более значительным свершениям; если же человек опустится, он станет вялым, нерешительным и утратит и те способности, которые имел. Чем более ученик учится, тем большему может он научиться; но если он отказывается продолжать учебу, то забудет и то, что знает. Другими словами, в жизни нет постоянного. Мы идем либо вперед, либо остаемся позади, и тот, кто не идет вперед, тот обязательно отстает от жизни. Кто ищет, тот всегда найдет; но тот, кто перестает искать, теряет и то, что имел.
ИСТИННОЕ РОДСТВО (Лк 8:19−21)
Нетрудно заметить, что, по крайней мере, в период пребывания Иисуса на земле, члены Его семьи, не были в полном согласии с Ним. В Мк 3:21 говорится о том, что «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». В Мф 10:36 Иисус предупреждает своих учеников, что врагами человека могут быть и домашние его, и это Он говорил из Своего горького опыта.
В этом отрывке выражена великая истина, имеющая большое практическое значение. Нередко человек чувствует себя ближе к чужим людям, нежели к родным. Самые тесные отношения между людьми — не кровное родство, а родство душ и мыслей. Только люди с общими целями, общими принципами и общими интересами становятся поистине близкими друг другу.
Вспомним определение Царствия Божия, с которым уже знакомились. Царствие Божие проявляется на земле в Его общинах так же, как оно в совершенстве исполняет волю Божию на небе. Высшее совершенство Иисуса как раз и заключалось в том, что Он достиг единства Своей воли и воли Божией. И, поэтому, все люди, единственная цель которых стремиться к тому, чтобы воля Божия стала их собственной волей, принадлежат к истинной семье Иисуса. Мы говорим, что все люди — чада Божий, и это действительно так, потому что Бог любит и святых, и грешников; но истинное родство с Богом всегда этически обусловлено. Лишь тогда возникает истинное родство с Богом, когда человек с помощью Духа Святого, вполне подчиняет свою волю воле Божией.
Стоики заявляли, что именно в этом единственный в жизни путь к счастью. Они твердили, что чтобы ни случилось, чтобы ни постигло человека — радость или горе, победа или поражение, прибыль или убыток, сияние солнца или тень — во всем воля Божия. Человек не признающий этого, бьет головой о вселенной, что дает ему одни страдания.
Когда человек взирает на Бога и говорит: «Делай со мной, что Тебе угодно», — он нашел путь к счастью.
Из этого вытекают две истины:
1) Есть верность, превосходящая всякую земную верность, есть нечто, что стоит выше всего на земле. В этом смысле Иисус Христос — требовательный Господин, потому что Он не делит сердце человека с кем-то или с чем-то. Любовь — чувство исключительное. В одно время можно любить лишь одного и служить лишь одному хозяину.
2) Это действительно трудно, но в этом и великое чудо: когда человек вверяется полностью Христу, он становится членом семьи, включающей в себя весь мир. Какие бы лишения не переживал бы, они будут вознаграждены. Как писал Джон Оксенхем:
Неразлучимы во Христе
Ни запад, ни восток,
Ни юг, ни север, — Бог живой
К общенью нас привлек.
Сердцем искупленным везде
Блаженство суждено,
В Его служенье и труде
Сливаются в одно.
Подай же руку, брат, твою,
Где б в мире ты ни жил,
Но раз вошел в Христа семью —
Ты дорог мне и мил.
Восток и запад, север, юг —
Сливаются в хвале:
В Иисусе мы и брат и друг
По всей, по всей земле.
Человек, ищущий волю Божию в Иисусе Христе, вошел в семью всех святых неба и земли.
УСМИРЕНИЕ БУРИ (Лк 8:22−25)
Это событие Лука рассказывает чрезвычайно сжато, но живописно. Вне сомнения, Иисус отчасти потому решил переправиться через озеро, что они устали и нуждались в покое. И когда они плыли, Он заснул.
Очень мило представить себе спящего Иисуса. Он устал, как устаем и мы. И Он уставал, и Ему сон был необходим. Переезд Он доверил Своим ученикам: они были рыбаками на этом озере, и, поэтому, Он попросту положился на них, возложил на Господа заботы Свои, ибо знал, что на озере Он так же близок к Нему, как и на суше.
Но вдруг разразился шторм. Галилейское море пресловуто внезапно набегающими шквалами. Один путешественник рассказывает: «Едва село солнце, как ветер резко подул на озеро и дул непрерывно всю ночь с нарастающей силой, так что, когда мы на следующее утро добрались до берега, поверхность его была похожа на кипящую пучину». Причина этому следующая. Галилейское море лежит на 208 метров ниже уровня Средиземного моря. Вокруг него простирается равнина, а дальше — высокие горы. Реки прорыли в равнине глубокие русла, по которым как по аэродинамическим трубам устремляется к озеру холодный ветер с гор; и так возникают штормы. Этот же путешественник описывает, как они пытались в такой шторм закрепить свои палатки. «Нам пришлось удвоить все веревки, и даже после этого нам приходилось часто опираться всем телом, чтобы удержать нашу качающуюся палатку, чтобы буря не подхватила и не унесла бы ее».
Именно в такой внезапный шторм попала в тот день лодка, и жизнь Иисуса и Его учеников была в опасности. Ученики разбудили Иисуса и Он запретил ветру и успокоил бурю.
Все, что делал Иисус, имело не только преходящее значение. Настоящее значение этого путешествия заключается в следующем: где Иисус, там утихает буря.
1) Иисус является и утихает буря искушения. Иногда искушение охватывает человека с почти неодолимой силой. Как сказал однажды Стивенсон: «Вы знаете Каледонский вокзал в Эдинбурге? Однажды мрачным, холодным утром я встретил там дьявола». Нам всем приходиться встречаться с дьяволом. Если мы одни встретим бурю искушений — мы погибнем, но Христос вносит тишину, в которой искушения теряют свою силу.
2) Иисус успокаивает бурю страсти. Жизнь страстного человека вдвое тяжелей. Один человек встретил как-то своего друга, человека с горячим сердцем и страстным характером. «Я вижу, — говорит он ему, — что ты успешно обуздал свой характер». «Нет, — ответил ему тот, — это не я обуздал мой характер. Иисус обуздал его для меня».
Если сердце огорчено,
Гневом, гордостью полно,
Мысли язвят неуклонно,
Небо из-за слез темно, —
Он Один простит всю горечь
Слов обиды, жар страстей,
Милосердно мне дарует
Верх блаженства: мир душе.
Мы обречены на гибель, если Иисус не даст нам покоя и силы для победы.
3) Иисус успокаивает бурю скорбей. В жизнь каждого когда-то врывается скорбь и страдания, ибо страдание часто является наказанием за любовь. Если человек любит, ему приходится страдать. Один человек сказал после смерти своей жены: «Как будто кто-то меня за голову держал, чтобы я не горевал». В такой час руки Иисуса, вытирают слезы, и сердце скорбящего успокаивается.
ИЗГНАНИЕ БЕСОВ (Лк 8:26−39)
Мы никогда не сможем даже что-то понимать из этого отрывка, если мы, — независимо от того, что мы сами думаем о бесах, — не осознаем, что они были вовсе реальны для народа Гадаринской окрестности и для самого бесноватого. Человек, одержимый бесами представлял слишком большую опасность для людей, и поэтому, жил где-то среди могил, которые, как полагали, служили жилищем для бесов. Следует отметить смелость, с которой Иисус действовал, освобождая бесноватого от бесов. У бесноватого была очень большая сила, позволявшая ему рвать свои цепи и узы. Земляки так боялись его, что никогда и не попытались бы сделать что-нибудь для облегчения его участи; а Иисус встретил его спокойно и без страха. Когда Иисус спросил у бесноватого о его имени, тот ответил «легион» (Римский легион состоял из 6 тысяч воинов).
Слишком много проблем создали люди вокруг эпизода со свиньями. Иисуса даже осуждали за то, что Он наслал бесов на невинных свиней. Это считали жестоким и безнравственным поступком. Бесноватый никогда не поверил бы в свое исцеление, если бы у него не было очевидных доказательств. Его могло излечить лишь одно: он должен был сам видеть, как бесы покидают его. Разве можно сравнить стадо свиней, с одной стороны, и бессмертную душу человека с другой? Должны ли мы жаловаться, если ценой жизни этих свиней спасена человеческая душа? Разве это не извращенная праведность — жаловаться на то, что погибли свиньи, если тем самым смог быть вылечен человек? Нельзя же забывать о чувстве меры. Если же гибель свиней была необходима для того, чтобы убедить этого человека в том, что он выздоровел, то разумно ли вообще возражать против того, что это в действительности произошло?
Давайте посмотрим, как реагировали на это разные люди.
1) Жители Гадаринской окрестности просили Иисуса удалиться от них.
а) Им очень не понравилось, что был нарушен их порядок жизни. Жизнь у них протекала мирно до прибытия Иисуса, нарушившего ее спокойное течение, и они возненавидели Его. Многие люди именно только потому и ненавидят Иисуса, что Он нарушает их установленный порядок жизни. Если Иисус требует от человека «Ты должен избавиться от этой привычки, ты должен изменить свою жизнь», если Он говорит работодателю: «Ты не можешь быть христианином и заставлять людей работать на таких условиях», если Он обращается к домовладельцу, сдающему квартиры и говорит ему: «Нельзя брать с людей такую квартирную плату за такие трущобы», то, пожалуй, все они скажут Ему: «Уходи прочь и оставь нас в покое».
б) Своих свиней они ценили выше души человека. Одна из величайших опасностей жизни заключается в том, что люди ценят имущество выше человека. Именно поэтому возникают трущобы и плохие условия. Живя по принципу, «Своя рубашка ближе к телу», мы стали эгоистами, требуем покоя и удобств для себя, даже если для этого какой-то уставший должен работать до изнеможения. Но в этом мире нет ничего более важного, чем человек.
2) Но как реагировал излеченный человек! Вовсе естественно, что он просил Иисуса быть с Ним, но Иисус отправил его домой. Свидетельствовать о христианстве, как и проявить христианское милосердие прежде всего следует начинать дома. Ведь намного легче жить и проповедовать о Христе среди людей, которые нас совсем не знают. Но нам велит Христос проповедовать о Нем там, куда Он нас поставил. И если даже кто-нибудь из вас — единственный христианин в цеху, в бюро, в школе, на фабрике, в той группе, среди которой вы работаете или живете, — то вовсе не следует жаловаться. Напротив, рассматривайте это как призыв Христа: «Иди, и каждый день говори людям, которых ты встретишь, что Я сделал для тебя».
ИЗЛЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВЕННОЙ ДОЧЕРИ (Лк 8:40−42 и 49−56)
3десь ясно звучит радость после печали, Лука тонко изображает трагичность смерти девочки. Это чувство усугубилось следующими обстоятельствами:
а) Она была единственной дочерью у родителей. Об этом поведал только Лука: угас ясный свет родителей.
б) Ей было всего двенадцать лет. Это значит, что она как раз стояла на пороге зрелости, потому что на Востоке дети развиваются быстрее, чем на Западе. В этом возрасте она, возможно, уже помышляла о замужестве. И вот заря жизни внезапно обратилась в ночь.
в) Иаир был начальником синагоги, то есть он был ответственный за синагогу и за проведение богослужений. Он достиг самого высокого положения и уважения в глазах своих соплеменников, был, несомненно, состоятельным человеком, который приложил немало усилий, чтобы подняться по общественной лестнице и удовлетворить свое земное честолюбие. И вдруг жизнь, давшая ему щедрой рукой все возможное, казалось была готова отнять у него — как это часто бывает — самое драгоценное. Вся эта история проникнута печалью жизни.
Уже пришли плакальщицы в дом. Нам это может показаться надуманно отталкивающим. Но пригласить таких платных плакальщиц было знаком уважения к умершему, и люди никогда не пренебрегали этим обычаем. Девочка умерла. Все в этом были уверены. Но, тем не менее, очевидно, что Иисус вернул девочке жизнь. Необходимо отметить очень практический момент. Иисус повелел сразу же дать девочке поесть. Может быть, Он думал при этом столько же о матери, сколько и о девочке. Столь резкая смена боли, вызванной смертью дочери, радостным шоком от ее воскресения вполне могла вызвать у нее крайнее нервное истощение. Чтобы спасти человека, важно занять его чем-нибудь. Может быть, что Иисус в Своей отзывчивой мудрости, столь хорошо знавший человеческую природу, просто хотел дать перевозбужденной женщине занятие, чтобы успокоить ее. Но еще больший интерес представляет для нас в этом рассказе Иаир.
1) Он явно был человеком, который мог подавить свое самолюбие. Он ведь был начальником синагоги. К этому времени двери синагоги уже закрывались для Иисуса, если они еще не совсем закрылись для Него. Иаир вероятно не обожал Иисуса и, должно быть, считал Его нарушителем закона. Но, когда у него возникла острая нужда, он смирился и обратился за помощью к Иисусу.
В знаменитой «Песни о Роланде», Роланд рыцарь императора Карла Великого, во время его испанского похода а 778 г. со всем арьергардом был окружен и уничтожен сарацинами в Ронсевальском ущелье. У Роланда был рог Олифан, отнятый им у великана Ятмунда, звук которого был слышен за 48 км. Звук его был столь силен, что при нем птицы падали на землю мертвыми. Оливье, друг Роланда, умолял его затрубить, чтобы император Карл услышал, вернулся и помог им. Но Роланд был слишком горд, чтобы просить помощи. А его воины один за другим пали в битве, и, наконец, остался в живых он один. И лишь тогда, умирая напряг он все силы и затрубил в рог, и Карл Великий, услышав его звук, поторопился назад на помощь Роланду. Но было уже поздно — Роланд был мертв, потому что он был слишком горд, чтобы вовремя просить о помощи.
Легкомысленные считают, что они сами являются хозяевами своей жизни. Но люди лишь тогда станут причастниками чудес и милосердия Божия, если они подавят свое самолюбие и смиренно признают свое бессилие самостоятельно добиться всего. Поэтому люди должны обратиться к Богу и поведать Ему свои нужды. Просите и дано будет вам, но без этого нельзя рассчитывать на то, что что-нибудь будет дано.
2) Иаир, несомненно, был человеком веры. Каковы бы ни были его личные чувства, он не совсем солидаризировался с причитаниями женщин-плакальщиц: и он и его жена вошли в комнату, где лежала дочь. Он уповал на чудо. Душа его, несомненно, волновалась: «В конце концов, никто не знает, что может сделать этот Иисус». И мы не знаем всего, что может сделать для нас Иисус. В самые мрачные дни мы можем уповать на Его непостижимые сокровища, неисчерпаемое милосердие и непобедимую силу.
НЕ УТАИЛАСЬ В ТОЛПЕ (Лк 8:43−48)
Эта история произвела чрезвычайное впечатление на раннехристианскую Церковь. Полагали, что эта женщина была язычницей из Кесарии Филиппийской. Евсевий, крупный историк церкви (около 300 г. по Р. Х.) сообщает, что по преданию эта женщина воздвигнула в своем родном городе статую в ознаменовании ее выздоровления. Говорили, что эта статуя стояла там и до времени императора Юлиана, пытавшегося восстановить поклонение языческим богам, который и разрушил статую, а на ее месте поставил свою, но что его статуя была разрушена громом небесным.
Стыд и трепет женщины основывались на том, что по закону она была нечиста Лев 15:19−33). Ее кровотечение просто-напросто изолировало ее от общества. Именно поэтому она не подошла открыто к Иисусу, а подкралась в толпе к Нему сзади; и поэтому вопрос Иисуса о том, кто прикоснулся к Нему, так ошеломил ее.
Одежда всех набожных иудеев была украшена по краям кистями, в четырех же расположенным по краям кистях была вставлена синяя нитка (Чис 15:37−41; Втор 22:12). Каждый раз, когда иудей одевался, они должны были напоминать ему, что он принадлежит к избранному народу и обязан выполнять закон Божий. Позже, когда жизнь иудеев была в постоянной опасности, они носили эти кисти на нижнем белье. Иудеи и сегодня еще соблюдают этот обряд и носят кисти с синей нитью на шалях, которые они набрасывают на плечи и голову во время молитвы. Но во время Иисуса их носили еще на верхней одежде, и к одной из этих кистей и прикоснулась больная женщина.
И снова мы встречаем специфические для Луки-врача замечания. Марк говорит, что эта женщина «много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у нее, и не получила никакой пользы», а состояние ее даже ухудшилось (Мк 5:26). Лука не приводит последнюю часть предложения, потому что предпочел не осуждать врачей.
Интересно отметить, что с того момента, как Иисус оказался лицом к лицу с этой женщиной, как будто никого, кроме Иисуса и женщины, не было. Но ведь все это произошло среди толпы; но она забыта и Иисус говорил с женщиной так, как будто в мире была только она. Она же была бедной никому не нужной страдалицей, и именно этой никому не нужной женщине уделил Иисус все свое внимание.
Мы ведь готовы прикреплять к людям ярлыки и относиться к ним в соответствии с тем положением, которое они занимают в обществе. Для Иисуса же не существовало никаких искусственно нацепленных ярлыков. Будь то он или она — они были для Него страждущими душами. Любовь никогда не оценивает людей в зависимости от их роли в обществе.
Однажды в гости к Томасу Карлейлю пришло важное лицо. Карлейль был занят работой и его не должно было отрывать от дела, но его жена согласилась провести гостя наверх и чуть-чуть приоткрыла дверь, чтобы он мог, по крайней мере, увидеть мудреца. Она открыла дверь и они увидели Карлейля, погруженного в свою работу и забывшего все остальное — он писал те самые книги, которые сделали его знаменитым. «Вот это Томас Карлейль, человек, о котором говорит мир, и он — мой муж». Жена его в этот момент смотрела на Карлейля не как на знаменитого человека, а как на любимого ею мужа.
Почти все люди посчитали бы, что эта больная, нечистая женщина из толпы даже не достойна их внимания. Для Иисуса же она была страждущей женщиной, которой нужна помощь, и поэтому Он, как мы видели, совершенно забыл о толпе и уделил ей все свое внимание. «Бог любит каждого из нас так, как будто Он любит только одного».
комментарии Баркли на евангелие от Луки, 8 глава