Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Послание к Евреям | 3 глава

Толкование Иоанна Златоуста


2(б). Когда Павел начал речь о плоти, то потом говорит (о Нем) все уничиженное, нисколько не опасаясь; смотри именно, что говорит он далее: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему[1] Его, как и Моисей во всем доме Его» (Евр. 3: 1‑2). Намереваясь изобразить преимущества Его сравнительно с Моисеем, (апостол) ведет речь о законе касательно священства, потому что о Моисее все имели высокое мнение. И (здесь) он уже предуказывает семена этого преимущества; но начинает с плоти, а потом переходит к божеству, в отношении которого не могло быть сравнения. Начиная сравнивать их по плоти, он говорит: «как и Моисей во всем доме Его». Не вдруг доказывает преимущество (Христа пред Моисеем), — чтобы слушатели не отшатнулись и тотчас же не заткнули ушей, — потому что, хотя они были верующие, но в душе своей еще много были преданы Моисею. «Который верен», — говорит, — «Сотворившему Его». Что сотворившему? Посланника и первосвященника. Не о существе говорит он здесь, и не о божестве, но пока о преимуществах человеческих. «Как и Моисей во всем доме Его», т.е. в народе, или в храме. А употребляет это выражение — «во всем доме Его» — так, как иной выразился бы о домашних. Моисей был в народе, как попечитель и распорядитель в доме. Что здесь домом он называет народ, видно из прибавления: «дом же Его — мы» (Евр.3:6), т.е. мы — создание Его. Затем (показывает) преимущество: «Он достоин тем большей славы пред Моисеем»; и опять (говорит) о плоти: «чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его» (Евр. 3:3).

3. И сам (Моисей), говорит, был из этого дома. Не сказал: он был раб, а тот — Владыка, но прикровенно выразил это. Если домом был народ, а сам (Моисей) был из народа, то следует, что он был из этого дома; так и мы обыкновенно говорим: такой‑то происходит из такого‑то дома. Здесь под домом (апостол) не разумеет храма, потому что не Бог создал его, но люди, а устроивший его, т.е. Моисея, есть Бог. Смотри, как он прикровенно показывает превосходство (Христа пред Моисеем): «верен», — говорит, — «во всем доме Его», между тем как сам он был из этого дома, т.е. из народа. Большую имеет честь пред произведениями художник их, равно как и пред домом — устроивший его. «…А устроивший все [есть] Бог» (Евр. 3:4). Видишь, что не о храме говорит, но о всем народе? «И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить» (Евр. 3:5). Вот и другое преимущество Сына пред рабами! Видишь опять, как он указывает на близость (Христа к Богу‑Отцу) наименованием Сына? «Христос — как Сын в доме Его» (Евр. 3:6). Замечаешь, как он отличает создание и Создателя, раба и Сына? Этот входит в отеческий дом, как Владыка, а тот, как раб. «…Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6). Здесь опять убеждает их стоять мужественно и не падать; мы будем, говорит, домом Божиим, подобно Моисею, если только упование и надежду, которою хвалимся, твердо сохраним до конца; а кто скорбит в искушениях и падает, тот не может хвалиться; кто стыдится и скрывается, тот не имеет дерзновения; кто печалится, тот недостоин похвалы. Вместе с тем и хвалит их, когда говорит: «если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца», выражая, что они начали (иметь дерзновение и упование); только нужно (сохранить) до конца, и не просто стоять, но содержать твердую надежду с несомненною верою, не колеблясь искушениями. Не удивляйся, что (о Христе) сказано нечто человеческое в словах: «быв искушен» (Евр. 2:18). Если об Отце, который не воплощался, в Писании говорится: «Господь с небес призрел на сынов человеческих» т.е. обстоятельно рассмотреть все (Псал. 13:2), и еще: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18:21), и еще: «Господь не мог более терпеть злых дел ваших и мерзостей» (Иep. 44:22), где священное Писание выражает величие гнева Божия, — то тем более о Христе, который пострадал во плоти, может быть сказано то, что свойственно человеку. Так как многие люди считают опыт самым верным средством к познанию, то (апостол) хочет показать, что (Христос), который сам пострадал, знает, что терпит природа человеческая. «Итак», — говорит, — «братия святые». Слово: «итак» — употребляет вместо: поэтому. «Участники в небесном звании». Итак, не ищите ничего здесь, если вы призваны туда, — потому что там награда, там воздаяние. Что же далее? «…уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его». Что значит: «Который верен Поставившему Его»? Т.е. пекущегося, предстательствующего за своих и не допускающего им колебаться каким — нибудь образом. «…Как и Моисей во всем доме Его». Т.е. познайте, кто и каков первосвященник наш, и вы не будете иметь нужды в другом утешении или ободрении. Называет Его посланником потому, что Он был послан (от Бога‑Отца); называет первосвященником исповедания нашего, т.е. веры. Хорошо сказано: «как и Моисей»; как тому был верен народ, так и Ему — предводительство народом, хотя высшее и в делах высших. Моисей был слуга, а Христос — Сын; тот имел попечение о (людях) чуждых, а этот — о своих. «Для засвидетельствования того, что надлежало возвестить». Что говоришь ты? Неужели Бог принимает свидетельство от человека? Конечно, так. Если Он призывает во свидетели небо, землю и холмы, когда говорит чрез пророка: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит» (Ис. 1:2); и еще: «Слушайте, горы, суд Господень, и вы, твердые основы земли: ибо у Господа суд с народом Своим» (Мих. 6:2), — то тем более — людей. Что значить: «для засвидетельствования»? Чтобы свидетельствовать, когда они сделаются бесстыдными: «Христос — как Сын в доме Его». Тот имел попечение о (людях) чуждых, а этот — о своих. «И упование, которым хвалимся». Хорошо сказано: «упование», — потому что все блага были еще в надежде; но эту надежду нужно сохранять так, чтобы хвалиться, как бы действительностью. Потому (апостол) говорит: «упование, которым хвалимся», и присовокупляет: «твердо сохраним до конца», — так как мы — «спасены в надежде» (Рим. 8:24). Если же мы спасаемся в надежде и ожидаем в терпении, то мы не должны скорбеть о благах настоящих и беспокоиться о тех, которые обещаны в будущем, так как «Надежда же, когда видит, не есть надежда» (Рим. 8:24). Если, говорит, эти блага велики, то мы не можем получить их здесь, в настоящей кратковременной жизни. Но для чего же (Бог) и предсказал нам об них, если не хотел даровать их нам здесь? Для того, чтобы обещанием привлечь наши души, чтобы надеждою укрепить наше усердие, чтобы ободрить и возвысить наше сердце. С такою именно целью сделано все это.

4. Итак, не будем смущаться; пусть никто не сетует, видя порочных людей благоденствующими. Здесь нет воздаяния ни пороку, ни добродетели; а если иногда и бывает (воздаяние) пороку и добродетели, то не по достоинству их, но слегка, как бы в предвкушении суда, чтобы неверующие воскресению образумились здесь хотя таким образом. Потому, когда мы увидим порочного богатым, не будем падать духом; когда увидим добродетельного страждущим, не будем смущаться, — потому что там венцы, там и наказания. При том нет такого порочного человека, который был бы совершенно порочным, но и в нем бывает нечто доброе; равно нет и такого добродетельного, который был бы совершенно добродетельным, но и у него бывают некоторые прегрешения. Итак, когда порочный благоденствует, то знай, что это — к погибели собственной головы его; он здесь наслаждается этим для того, чтобы, получив здесь воздаяние за свое малое добро, подвергнуться там полному наказанию. Тем более блажен тот, кто, получая наказание здесь, чтобы отдать долг за все грехи свои, отходит отсюда оправданным, чистым и неповинным. Этому поучает нас Павел, когда говорит: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:80), и еще: «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5). И пророк говорит: «ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои» (Ис. 40:2), также Давид: «Посмотри на врагов моих, как много их, и [какою] лютою ненавистью они ненавидят меня …и прости все грехи мои» (Пс. 24:19,18); и еще иной: «Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас» (Ис. 26:12). Все это доказывает, что добродетельные получают здесь наказания за грехи свои. А где (говорится), что порочные получают здесь добро, чтобы там подвергнуться полному наказанию? Послушай Авраама, который говорит богатому: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое» (Лук. 16:25). Какое «доброе»? Употребляя выражение: воспрiялъ ecu, а не: прiялъ ecu[2], он показывает, что оба они получали по заслугам, один благоденствие, а другой бедствия, и говорит: «ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Итак, не будем скорбеть, когда видим здесь грешников благоденствующими, и когда сами страждем, будем радоваться, потому что это изглаживает наши грехи. Не будем искать спокойствия, потому что Христос возвестил скорби ученикам своим, и Павел говорит: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Никто из мужественных борцов во время борьбы не ищет бань и трапезы, обильной яствами и вином; это свойственно не ратоборцу, а человеку изнеженному; ратоборец терпит пыль, (умащение) елеем, жар солнца, многий пот, скорби и тяжесть подвигов. Таково — время борьбы, и, следовательно, получения ран, пролития крови и скорбей. Послушай, что говорит блаженный Павел: «бьюсь не так, чтобы только бить воздух» (1 Кор. 9:26). Будем считать всю жизнь предназначенною для подвигов, не станем никогда искать отдохновения, не станем смотреть на страдания, как на нечто чуждое, потому что и ратоборец, когда он совершает подвиги, не считает этого чуждым для себя. Для успокоения будет другое время; достигать совершенства нам следует посредством скорбей. Если и нет ни гонения, ни притеснения, то есть другие скорби, которые случаются с нами ежедневно; если мы не переносим последних, то едва ли перенесли бы первые. «Вас постигло искушение не иное», — говорит (апостол), — «как человеческое» (1 Кор. 10:13). Будем же молиться Богу, чтобы не впасть в искушение, а когда впадем, то будем переносить мужественно. Людям благоразумным свойственно — не подвергать себя опасностям; а мужественным и любомудрым свойственно — стоять твердо, подвергшись опасностям. Потому не будем подвергать себя (опасностям) без нужды, потому что это — знак дерзости; а когда нас вынуждают и когда требуют обстоятельства, не будем уклоняться, потому что это — знак робости; если нас призывает (евангельская) проповедь, то не будем отказываться; просто, без причины без нужды и без пользы для благочестия, не будем стремиться, потому что это — хвастовство и пустое тщеславие; а если случиться что‑нибудь вредное для благочестия, то не будем никогда отказываться, хотя бы надлежало претерпеть тысячи смертей. Не вызывайся на искушения, когда дела благочестия идут по твоему желанию, — зачем навлекать на себя излишние опасности, не приносящие никакой пользы?

5. Говорю это из желания, чтобы вы соблюдали заповеди Христа, который повелевает молиться, чтобы не впасть в искушение, и вместе повелевает, взяв крест, последовать Ему. Эти (заповеди) не противоречат одна другой, но весьма согласны между собою. Итак, настрой себя, как храбрый воин, будь всегда с оружием, бодрствуй, трезвись, постоянно ожидай врага; впрочем, сам не производи браней, потому что это свойственно не воину, а бунтовщику. Когда призывает труба благочестия, то немедленно выходи, не жалей души, выступай с великою готовностью на подвиги, ниспровергай ряды противников, сокрушай лице диавола, воздвигай трофей (победы); а когда благочестие не терпит никакого вреда, когда никто не искажает наших догматов, — разумею касающихся души, — и когда ничто не принуждает делать неугодное Богу, то не будь слишком рьян. Жизнь христианина должна быть полна крови, но не в смысле пролития чужой крови, а готовности — пролить собственную. Потому будем проливать собственную кровь, когда это нужно за Христа, с таким усердием, как будто бы мы проливали воду, — кровь и есть вода, протекающая в теле, — и свергать с себя плоть с такою готовностью, как будто бы мы снимали одежду. А это случится тогда, когда мы не будем привязываться к имуществу и к жилищам, когда не будем увлекаться пристрастием к (благам) настоящим. Если посвятившие себя военной жизни отказываются от всего и, куда призывает война, туда и отправляются, путешествуют и с охотою терпят все, то тем более нам, воинам Христовым, надобно быть так же готовыми и так же выходить на войну со страстями. Нет ныне гонения, и дай Бог, чтобы никогда не было; но есть другая брань, брань против любостяжания, против зависти и прочих страстей. Описывая эту брань, Павел говорит: «наша брань не против крови и плоти» (Еф. 6:12). Эта брань предстоит всегда; потому он желает, чтобы мы были всегда вооруженными: «Итак станьте», — говорит, — «препоясав чресла ваши», — что может относиться и к настоящему времени, — и внушает, что нужно быть всегда вооруженными. Велика брань против языка, велика против очей, велика против пожеланий: будем удерживать их. Вот почему он с этого и начинает вооружать воина Христова: «Итак станьте», — говорит, — «препоясав чресла ваши» — и прибавляет: «истиною» (Еф. 6:14). Почему — «истиною»? Потому что пожелание есть обман и ложь, как и Давид сказал в одном месте: «ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей» (Пс. 37:8). Оно не составляет удовольствия, но только тень удовольствия. Поэтому, говорит, «препоясав чресла ваши истиною», т.е. истинным удовольствием, целомудрием, честностью.

Он знал наглость греха, и потому увещевает ограждать все наши члены. «Не может быть» — говорит (Премудрый), — «оправдан несправедливый гнев» (Сир. 2:22); и потому (апостол) заповедует нам ограждаться бронею и щитом. Гнев есть зверь, скоро нападающий на нас, и нужно нам много оград и оплотов, чтобы задержать его и преодолеть. Потому‑то у нас преимущественно эту часть (грудь) Бог устроил из костей как бы из каких камней, положив ему преграду, чтобы он (гнев) когда‑нибудь не расторгнул и, расторгнув, не погубил легко всего человека. Он есть огонь и великая буря, так что — другой член (тела) не вынес бы его нападения. И врачи говорят, что для того под сердце подложены легкие, чтобы сердце, ударяясь об эти мягкие части, как бы об губку, могло успокаиваться, — чтобы оно, ударяясь в твердую и жесткую, грудь, не повредилось от частых потрясений. Потому нам нужна крепкая броня, чтобы всегда удерживать этого зверя в спокойствии. Нужен нам и шлем на главу, потому что в ней пребывает разум, и от ней можно и спастись, если она будет делать должное, можно и погибнуть, если — недолжное; поэтому (апостол) и говорит: «и шлем спасения» (Еф. 6:17). Мозг по природе своей мягок; потому он и покрыт сверху теменем, как бы какою черепицею; он бывает у нас виновником всего доброго и злого, смотря по тому, признает ли должное или недолжное. Также и ноги и руки наши имеют нужду в оружии, — не эти руки и не эти ноги, а тоже душевные, — чтобы одни исполняли должное, а другие шли, куда следует. Итак, вооружим себя таким образом, и мы будем в состоянии преодолеть врагов и украситься венцом победы во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

[1] В оригинале и в славянском тексте стоит "Сотворившему Его" (ποιησαντι αυτόν).

[2] В оригинале и в славянском тексте здесь присутствуют оттенки смысла. "Восприял" ‑ т.е. получил через кого‑то (или за что‑то), а "приял" ‑ просто получил.

БЕСЕДА 6

«Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр. 3: 7‑11).

1. Упомянув о надежде и сказав, что «дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца», Павел далее доказывает, что должно иметь твердую надежду, и уверяет в этом свидетельством Писаний. Будьте же внимательны, потому что он высказал это несколько неясно и неудобовразумительно. Поэтому, сказав наперед все нужное с нашей стороны и кратко изложив вам всю сущность предмета, мы потом обратимся к тому, что написано; и как скоро вы узнаете намерение апостола, то уже не будете иметь в нас нужды. Он говорил о надежде и о том, что должно ожидать будущего и что трудившимся здесь непременно будет некоторая награда, возмездие и успокоение. Теперь он доказывает это свидетельством пророка. Что же говорить он? «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Он говорит, что есть три рода покоя: один — покой субботы, в который Бог успокоился от дел своих; другой — покой палестинский, когда иудеи (вступив в Палестину) должны были успокоиться от многих бедствий и трудов; трети и истинный покой — царство небесное, которого кто достиг, тот истинно успокаивается от трудов и скорбей. Таким образом он упоминает здесь о трех (родах покоя). Для чего же, рассуждая об одном, он упомянул о трех? Чтобы показать, что пророк сказал о последнем; не о первом сказал он, так как тот был уже давно; и не о втором, бывшем в Палестине, так как и этот уже окончился, а он говорит: «не войдут в покой Мой». Остается третий, о котором он и говорит. Впрочем нужно рассказать эти исторические события, чтобы сделать слова более ясными. (Иудеи) вышедши из Египта, совершив длинный путь и получив тысячи знамений силы Божией, в Египте, на Чермном море, в пустыни, пожелали послать соглядатаев для обозрения свойств (обетованной) земли. Когда же посланные, возвратившись, выразили свое удивление этой землей и сказали, что она обильно приносит превосходные плоды, но что ею обладают люди сильные и непобедимые, тогда неблагодарные и бесчувственные иудеи, вместо того, чтобы вспомнить о прежних благодеяниях Божиих и о том, как Он не только избавил их от опасности, когда они окружены были войсками египетскими, но и доставил им возможность овладеть добычею, также о том, как в пустыне Он рассек камень и даровал обильные потоки воды и ниспосылал манну и, вспомнив обо всех этих и других чудесах, которые Он совершил, иметь веру в Бога, — не подумали ни о чем этом, как будто ничего не было, и, предавшись страху, хотели возвратиться опять в Египет, говоря: вывел нас сюда Бог, чтобы погубить нас с детьми и женами (Исх. 17:3; Числ. 20:4). Потому Бог, разгневавшись на то, что они так скоро забыли о прошлом, поклялся, что поколение, говорившее это, не достигнет покоя, — и действительно, все они погибли в пустыне. Если же Давид впоследствии, уже после этого поколения, говорил: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота», — для чего? — чтобы вам не потерпеть того же, что потерпели ваши праотцы, и не лишиться покоя, — то ясно, что он указывал в словах своих на какой‑то другой покой. Если бы он говорил о достигнутом ими покое, то для чего стал бы опять говорить им так: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота»?

Какой же это другой покой, кроме царства небесного, которого образ и подобие есть суббота? Изложив все свидетельство, которое заключается в следующем: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», — (апостол) говорит далее: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго» (Евр. 3:12). Неверие бывает от жестокости. Как отвердевшие и грубые тела не уступают усилиям врачей, так, и ожесточившиеся души не повинуются слову Божию. Вероятно, между ними были не веровавшие в истину сказанного; потому он и говорит: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго». Так как речь о будущем принимается не с таким убеждением, как речь о прошедшем, то он напоминает им об исторических событиях, в которых также недоставало веры. Если, говорит, отцы ваши, не уповая так, как должно было уповать, потерпели такие бедствия, то тем более (потерпите) вы, потому что и к ним относится сказанное. Слово: «ныне» означает: «всегда», пока стоить мир. «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне"» т.е. назидайте друг друга, исправляйте себя, чтобы (и с вами) не случилось того же. «Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13).

2. Видишь ли, что грех производит неверие? Как невеpиe бывает причиною порочной жизни, так и наоборот, когда душа нисходит во глубину зол, то она делается непослушною, а сделавшись непослушною, не хочет и верить, чтобы заглушить в себе страх. «И сказали», говорит (Писание), «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс. хсш,, 7); и еще: «уста наши с нами; кто нам господин» (Пс. 11:5)? и еще: «Зачем нечестивый пренебрегает Бога» (Пс. 9:34)? и еще: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела» (Пс. 13:1); и еще: «нет страха Божия пред глазами его»; и еще: «ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его»(Пс. 35:2, 3). И Христос выражает то же самое, когда говорит: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету» (Иоан. 3:20). Затем (апостол) продолжает: «Ибо мы сделались причастниками Христу» (Евр. 3:14). Что значит: «сделались причастниками Христу»? Мы сделались, говорит, причастными Ему; мы и Он стали одно; Он — Глава, а мы ‑тело Его, сонаследники и сотелесники; мы одно тело с Ним, от плоти Его и от костей Его. «Если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». Что значит: «начатую жизнь»? Говорит здесь о вере, которою мы существуем, и рождены, и сделались, так сказать, единым существом (с Ним). Потом присовокупляет: «доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота"» (Евр.3:15).

толкования Иоанна Златоуста на послание к Евреям, 3 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.