ВВЕДЕНИЕ
Несколько лет назад в газете «Лос-Анджелес Таймс» была напечатана статья о пожилой супружеской паре: оба — и муж, и жена, были найдены мертвыми в «своей квартире. Вскрытие показало, что умерли от физического истощений, вызванного голоданием, хотя в кладовой были обнаружены бумажные пакеты, вмещающие в себя в общей сложности 40.000 долларов. В течение ряда, лет Хетти Грин относил и. к числу самых, больших скупцов Америки. Когда она умерла в 1.916 году, то оставила после себя наследство ценностью 100 миллионов долларов, — огромную сумму по тем временам. Но при своей отличалась такой скаредностью, что питалась холодной овсяной кашей, чтобы избежать расхода на нагревании воды. Когда ее сын перенес серьезную травму ноги, то она занялась продолжительными поисками бесплатной клиники, в результате чего, инфекция в ноге настолько распространилась, что ее пришлось ампутировать. Говорят даже о том, что она ускорила и свою собственную смерть, споря до полного изнеможения и отстаивая преимущества обезжиренного молока, по отношению к цельному, в связи с большей дешевизной.
Послание к Ефесянам написано к тем христианам, которые, возможно, склонны относиться к своим духовным ресурсам подобно тому, как эта скупая чета и Хетти Грин располагали своими материальными средствами. Данным верующим грозит опасность духовного голодания, потому что они не пользуются для своего питания запасами из великих духовных хранилищ, которые находятся в их распоряжении.
Послание к Ефесянам получило название банка верующего, чековой книжки христианина и сокровищницы Библии. Это прекрасное послание повествует христианам об их великом богатстве, наследии и полноте в Иисусе Христе и Его церкви, оно рассказывает о том, чем они обладают, и каким образом могут получить свое наследие и употребить его с пользой для себя.
Во времена великой депрессии 1930-ых годов многие банки разрешали своим клиентам и вкладчикам снимать с вклада в течение определенного периода времени не более 10 процентов, так как не обладали достаточным резервом для покрытия всех вкладов.
Но Божьему, небесному банку не свойственны подобные ограничения, или запрещения. Поэтому ни один христианин не имеет основания для духовной бедности, голодания, или обнищания. В действительности, не существует никаких ограничений для обладания полным здоровьем и неизмеримым богатством Божьего совершенства. Нет предела Господним небесным ресурсам для покрытия всех наших прежних долгов, настоящих затрат и будущих нужд — все это нисколько не уменьшает небесные резервы. Это — чудесное явление обилия Божьей благодати для Его детей.
В данном послании Павел говорит о «богатстве благодати Его (Бога) (1:7), «неисследимом богатстве Христовом» (3:8) и, «богатстве славы» (Христа) (3:16). Он призывает верующего придти «в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (4:13), «исполняйтесь Духом» (5:18), «исполниться всею полнотою Божиею» (3:19).
В этой книге слово богатство употребляется пять раз; благодать — двенадцать раз; слава — восемь раз; полнота; исполняться — шесть раз и ключевая фраза во Христе (или в Нем) — пятнадцать раз. Христос — это источник, сфера, гарантия всякого духовного благословения и всякого духовною богатства, и все те, кто пребывают в Нем, имеют доступ ко Христу и Его собственности, которая принадлежит Ему.
В нашем тесном союзе со Христом мы имеем то, что Бог поставляет нас «сонаследниками Христу» (Рим.8:17) и чтобы мы были «один дух» (с Господом) (1Кор 6:17). Когда мы пребываем «во Христе», то Он не стыдится называть нас братьями (Евр.2:11) и будет разделять с нами принадлежащее Ему «наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для нас» (1Пет 1:4).
Наше богатство базируется на благодати (1:2,6:7; 2:7), Его мире (1:2), Его воле (1:5), Его благословении (1:9), Его цели (1:9,11), Его славе (1:12,14), Его призвании (1:18), Его наследии (1:18), Его могуществе (1:19), Его любви (2:4), Его труде (2:10), Его Духе (3:16), Его дарах (4:11), Его жертве (5:2), Его силе (6:10) и Его всеоружии (6:11,13).
ТАЙНА ЦЕРКВИ
В связи с тем, что мы пребываем во Христе, мы находимся в Его Теле, церкви. Послание к Ефесянам посвящено главной доктрине церкви: в чем ее сущность и в чем заключается роль верующих, составляющих церковь. Эта истина о церкви была дана Павлу Богом как тайна .(3:3). Как объясняет Павел: «Потому что мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко. То вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта Святым Апостолам Его и пророкам Духом (Святым)» (3:4−5).
Эта тайна, сокрытая прежде даже от Израиля, Божьего избранного народа, состоит в том, чтобы «и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (ст. 6). Во Христе иудеи и язычники представляют единое целое в Его Теле — Церкви.
Божье откровение Его истины можно подразделить на три категории. К первой относятся истины, которые Он сокрыл от всех. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему» (Вт. 29:29). Вселенный Бог в своей мудрости положил сокрыть определенные истины от всех человеков во все времена.
Ко второй относятся те истины, которые Бог предопределил открыть особым людям на протяжении всего хода истории. Все люди могут обладать некоторым познанием о Боге и Его сущности. «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:19−20). Но более глубокие и полные истины о Его сущности и воле остаются сокрытыми и непостижимыми для неверующих.
Особенный народ, которому Он открывает Свою волю и план, — это не избранная кучка прозорливцев или пророков, но все верующие. Откровение, данное Им через Его пророков и апостолов, предназначено всем тем, кто принадлежит к числу Его народа верою. «Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс 24:14). Господь имеет общение с праведными (Прит, 3:32). «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Амос 3:7). Те, кто получили непосредственно откровение от Господа, возвестили Его народу.
К третьей категории принадлежат те истины, которые были Сокрыты Богом на определенный промежуток времени, но, в конечном итоге, явлены Им народу Его в Новом Завете. Здесь Бог показывает новые истины для нового века, те истины, которые были неизвестны даже самым благочестивым Ветхозаветным святым. Эти новые истины являются тайнами (musteria), однажды сокрытыми, но ныне открытыми истинами, которые Бог запечатлел в Новозаветном Послании.
И именно эту категорию истины Павел с таким размахом и широтою раскрывает в Послании к Ефесянам: особенно в истине относительно Церкви Иисуса Христа, в которую по Божьему изначальному предназначению должны входить как иудеи, так и язычники. Познание этой тайны является одним из величайших богатств, которым обладают только верующие настоящих времен.
Матфей говорил, что Иисус не обращался к народу «без притчи... Да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф 13:34−35). Когда ученики спросили Иисуса, почему Он говорит притчами, Иисус объяснил: «вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф 13:11 ср. 11:25). Павел отражает ту же самую истину в 1 Коринфянам: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (2:14). Верующие и неверующие могут слышать истины из Божьего Слова или читать их сами, но реагировать на них совершенно по разному. И то, что понятно и исполнено значения и смысла, для неверующего является непостижимым абсурдом и вздором.
«Тайны небесного царствия» имеют отношение к истинам о Божьем царствии, открытым в настоящей современной форме. Ветхий Завет много повествует о Божьем царстве и Божьем господствовании над ним. Грядущий Мессия изображен в нем как Владычествующий Мессия, Великий Помазанник, вечное и непреходящее царство Которого провозглашается, лаже в книге Бытие. Благословляя Своих сыновей, Иаков говорил Иуде: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт 49:10).
Как Иоанн Креститель, так и Иисус начали свое служение, провозглашая: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное Мф 3:2; 4:17). Иисус был рожден Царем, признан волхвами как Царь. Ирод страшился Его как Царя, претендента на его престол, и даже Пилат вопрошал Христа о Его царствовании. Иисус предлагал Свое царствие Израилю, если он примет Его как Царя. Отвергнув же Христа, Израиль лишился этого царства и оно удалилось от него. В связи с тем, что иудеи объявили: «Не хотим, чтоб он царствовал над нами» (Лк 19:14), этот Муж не воцарился над ними. Следовательно, Он отложил установление Своего земного царства до тех пор, пока Израиль не получит спасение; и Христос возвратится вновь, чтобы царствовать на земле в течении тысячелетнего срока (Отк. 20:4).
Отсутствуя на земле, Христос как Царь в то же время правит Своим земным Царством с высоты небес. Его правление всем миром во время Тысячелетнего Царства будет для нас зримым и реальным, но в настоящее время Он владычествует внутренним, сокрытым образом, управляя жизнью тех людей, которые принадлежат Ему. Нынешняя форма царствования — это сфера спасения по благодати через веру. Христос является Царём для тех людей, которые исповедуют Его как Владыку и Господа. Благословения, которые внешне будут изливаться в период Тысячелетнего Царства, уже теперь невидимым образом изливаются в сердца верующих людей. Подобно тому, как во время Тысячелетнего Царства Христос видимым образом воссядет на престоле в Иерусалиме, так и ныне Он внутренне восседает на престоле сердец Его святых. Подобно тому, как Он будет изливать Свою благодать в этом грядущем Царстве, так и теперь Христос наделяет этой благодатью всех верующих в Него. И как в будущем Он принесёт всему миру настоящий и видимый мир, так и теперь Он приносит внутренний мир и спокойствие в жизнь и сердца верующих в Него. Тогда Он будет наделять радостью и счастьем наглядным образом, а теперь Он дарует духовные благословения Своему народу.
Ветхозаветным святым было совершенно ничего не известно об этом промежуточном, внутреннем Царстве. Оно является вставным эпизодом в Божьем деле искупления, бывшем тайной вплоть до времени Нового Завета. Царство, о котором повествует Ветхий Завет и которое потом полностью проявится, — это Тысячелетнее Царство. Теперь оно пребывает в некотором предварительном и неполном виде и осуществлении. Как объяснил Пётр в своей проповеди в день Пятидесятницы, эти удивительные события, которые имели место в Иерусалиме (Деян 2:1−13), предваряли пророчество Иоиля о Тысячелетнем Царстве: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть» (ст. 17; ср. Иоиль 2:28).
В пределах основной тайны Царства находятся и другие, открытые человеку тайны (см. Мф 13:11). Одна из них говорит о пребывающем в нас Христе: «Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол 1:26−27). Среди других тайн явление Бога во плоти (воплощение Сына Божьего) — истина, не получившая полного откровения в Ветхом Завете (Кол 2:2−3); тайна неверия Израиля, который отвергнул Мессию (Рим 11:25); тайна нечестия (2Фес 2:7); тайна Вавилона — ужасной, греховной, экономической и религиозной системы последнего времени (Откр 17); тайна единства верующих (Еф 3:3−6); тайна Церкви как Христовой невесты (Еф 5:24−32); и тайна восхищения (1Кор 15:51−52). Век таинств будет завершен с приходом Христа во славе (Откр 10:7).
ЦЕРКОВЬ—ТЕЛО ХРИСТОВО
Доктрина о Церкви, как о Теле Христовом, показывает, что Церковь является не организацией, а живым организмом, состоящим из многих взаимно скрепляющих и друг от друга зависящих членов. Христос представляет Главу Тела, а Святой Дух — источник жизненной силы.
В Новом Завете употребляются многие образные выражения в отношении церкви, которые в Ветхом Завете относятся к Израилю. Они оба называются невеста, или жена (Ос 1:2; ср. Иер 3:20; Откр 21:2), род (Пс 106:41; Иер 31:1; Еф 2), стадо (Ис 40:11; ср. Пс 22; Лк 12:32; Деян 20:28−29), виноградник или виноградные ветви (Ис 5:1−7; Ин 15:5). Но Ветхий Завет никогда не говорит об Израиле как о Божьем Теле. Это образное выражение относится к Божьему народу в новозаветное время и прежде было неизвестно. Христова Церковь — это Его воплощённое Тело, присутствующее на земле.
Мир видит только это внешнее воплощение Иисуса Христа. Следовательно, Церковь должна выступать в такой же полноте и силе, в какой был Иисус во время Своего земного служения. Члены Тела Христова соединены взаимно скрепляющими связями в Господе, и при нарушении функциональной деятельности одного члена всё Тело ослабевает. Когда члены Тела не подчиняются Главе, Тело хромает и спотыкается. Но когда члены его пребывают в послушании Главе, церковь являет миру красоту, силу и славу Господа.
Тело функционирует благодаря применению духовных даров и пониманию и несению верующими ответственности в общении и совместном служении. Когда церковь верна, то Христос в полной мере пребывает в Своём нынешнем земном Теле. Если же церковь не отличается верностью Христу, то общее представление о Христе в глазах окружающего мира искажается; церковь ослабевает и бесчестится имя Господа.
АВТОР
Павел, настоящее имя которого было Савл (или Саул), принадлежал к колену Вениаминову и, вероятно, был назван в честь первого царя Израиля и самого знаменитого Вениамитянина. Савл получил хорошее, как теперь называют, гуманитарное образование. Самые же обширные познания он приобрёл при изучении закона под руководством знаменитого Гамалиила (Деян 22:3). Он стал выдающимся законоучителем и был членом синедриона, правящего еврейского совета в Иерусалиме. Он также, вероятно, превратился в самого яростного противника христианства из числа руководителей иудаизма (Деян 22:4−5). Савл страстно ненавидел последователей Иисуса Христа и направлялся в Дамаск, чтобы заключить некоторых из них под стражу. Господь встретился с ним на дороге, чудесным и драматическим образом остановив Савла на его путях, и привлёк его к Себе (Деян 9:1−8).
После трёхлетнего пребывания в пустыне Наватейской Аравии Павел проводил служение в церкви Антиохии Сирийской совместно с Варнавой, Симеоном, Луцием и Манаилом (Деян 13:1). В первые дни своего служения Савл стал известен под именем Павла (Деян 13:9). Новый человек получил и новое имя. Из Антиохии Святой Дух послал его и Варнаву на труд величайшего миссионерского служения за всю историю церкви. Именно в это время Павел приступил к труду как Божий избранный Апостол, чтобы нести благовествование язычникам (Деян 9:15; Рим 11:13).
ДАТА ПОСЛАНИЯ И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ
Павел написал это письмо где-то между 60 и 62 годами, будучи в тюремном заключении в Риме (см. 3:1) Это послание было предназначено верующим, которым он ранее оказывал служение. В связи с тем, что фраза — находящимся в Ефесе — отсутствует во многих ранних манускриптах и в послании не приводятся воспоминания о какой-то местной ситуации а также нет указания на определенного верующего, то многие богословы склонны считать, что это послание является энцикликой, предназначенной для распространения по всем церквям Малой Азии (включая Смирну, Фиатиру, Сардис, равным образом, как и Ефес).
Вполне возможно, что это письмо было послано сперва в Ефес, и поэтому стало отождествляться с этой церковью.
Первые три главы Послания к Ефесянам с полной определенностью выделяют доктрину а последние три главы — поведение и образ жизни. Первая половина его носит теологический, а вторая — практический характер.
комментарии Джона МакАртура на послание к Ефесянам, введение