6:1 умножились См. пояснение к 4:4. Число учеников, по-видимому, превысило 20 000 мужчин и женщин. Еллинистов … Евреев «Евреи» — это иудейское население Палестины; «еллинисты» были иудеями зарубежной диаспоры. Палестинские иудеи с подозрением относились к еллинистам, которые находились под определенным влиянием греческой культуры. вдовицы их пренебрегаемы были Еллинисты считали, что их вдовы не получали полной доли пропитания, которое обеспечивала церковь (ср. 1Тим 5:3−16).
6:2 пещись о столах Слово «столы» может относиться к столам денежных менял (ср. Мф 21:12; Мк 11:15; Ин 2:15), а также к столам для принятия пищи. Вопросы финансов или пропитания могли бы отвлечь 12 от их главного дела (см. пояснение к ст. 4).
6:3 семь человек В начале не было дьяконов для выполнения церковных дел (1Тим 3:8−13). Стефан и Филипп (только эти двое из 7 упомянутых и в других местах Писания) были явно евангелистами, а не дьяконами. Далее в Деян (14:23; 20:17) говорится о старейшинах, но не дьяконах. Поэтому представляется вероятным, что в то время не было установлено постоянное дьяконское служение. исполненных Святого Духа Ср. ст. 5; см. пояснение к 2:4.
6:4 Молитва и служение словом — таковы высшие задачи руководителей церкви (ср. ст. 2).
6:5 У всех 7 избранных церковью были греческие имена, что наводит на мысль, что они были еллинистами. Возможно, они были избраны церковью в проявление любви для сохранения единства и исправления несправедливости в отношении вдов еллинистов. избрали Стефана … Николая О служении Стефана см. 6:9 — 7:60. Его мученическая смерть вызвала могучую волну распространения благовестия по всей Палестине (8:1−4; 11:19). Филипп также сыграл важную роль в распространении Евангелия (ср. 8:4−24,26−40). Ничего не известно об остальных пяти. По некоторым историческим источникам Прохор стал переписчиком апостола Иоанна, когда последний писал свое Евангелие, а Николай был обращенным в иудейство язычником из Антиохии.
6:6 помолившись, возложили на них руки Так говорилось об Иисусе, когда Он совершал исцеления (Мк 6:5; Лк 4:40; 13:13; Ср. 28:8). Эти же слова означали арест (5:18; Мк 14:46). В Ветхом Завете те, кто приносил жертву, возлагали руки на животное (Лев 8:14,18,22; Евр 6:2). В переносном смысле это символизировало утверждение, поддержку и рукоположение на служение. См. 1Тим 4:14,5:22; 2Тим 1:6; ср. Чис 27:23.
6:7 и слово Божие росло… Лука довольно часто употребляет это выражение, говоря о росте Церкви и распространении благовестия (ср. 2:41,47; 4:4; 5:14; 9:31; 12:24; 13:49; 16:5; 19:20). из священников очень многие Обращение многих священников вызывало особо яростный гнев против Стефана. покорились вере См. пояснение к Рим 1:5.
6:8 чудеса и знамения. См. пояснение к 2:19.
6:9 синагоги Это были места собраний в период между ветхозаветным и новозаветным поклонением, когда рассеянные по миру иудеи (обычно это были еллинисты), которые не могли посещать храм, могли собираться для поклонения Богу и чтения ветхозаветных текстов. См. пояснение к Мк 1:21. Возможно, в этом стихе речь идет о трех синагогах: 1) состоявшей из либертинцев; 2) состоявшей из киринейцев и александрийцев и 3) состоявшей из выходцев из Киликии и Асии. Культурные и языковые различия между этими тремя группами едва ли позволили бы им собираться в одной синагоге. Либертинцев Потомки плененных Помпеем иудеев (63 г. до Р. Х.), которые первоначально жили в Риме на положении рабов. Позднее они получили свободу и составили иудейское землячество. Киринейцев Люди из Киринеи, города в Северной Африке. Выходцем из этого города был Симон, которому довелось нести крест Иисуса. (Лк 23:26). Александрийцев Александрия, другой важный город в Северной Африке, была расположена в устье реки Нил. Выдающимся проповедник Аполлос был родом из Александрии (см. пояснение к 18:24). Киликии и Асии Римские провинции в Малой Азии (современная Турция). Поскольку родной город Павла Тарс находился в Киликии, он, возможно, посещал эту синагогу. Спор со Стефаном Слово «спор» здесь означает нечто вроде диспута или дебатов. Несомненно, главной темой был вопрос о смерти и Воскресении Иисуса и свидетельстве Ветхого Завета о том, что Он и был Мессия.
6:11 хульные слова на Моиссея и на Бога Будучи неспособными взять верх над Стефаном в открытой дискуссии, его враги прибегнули к обману. Как и в случае с Иисусом (Мф 26:59−61), они тайно наняли лжесвидетелей для распространения лжи о Стефане. Обвинения были очень серьезны, поскольку богохульство каралось смертью (Лев 24:16).
6:14 Иисус Назорей разрушит место сие Еще одна ложь, поскольку слова Иисуса (Ин 2:19) относились к Его собственному телу (Ин 2:21).
6:15 лице Ангела Чистое, спокойное, невозмутимое, отражающее присутствие Божие (ср. Исх 34:29−35).
комментарии учебной Библии МакАртура на Деяния апостолов, 6 глава