2:1 дня Пятидесятницы «Пятидесятница» означает «пятидесятый» и соответствует празднику седмиц (Исх 34:22,23) или жатвы (Лев 23:16), которые праздновались на пятидесятый день после Пасхи (Лев 23:15−22). Это был один из трех ежегодных праздников, когда народ должен был приходить в Иерусалим (см. пояснения к Исх 23:14−19). На Пятидесятницу совершалось приношение хлебов первого плода (Лев 23:20). Дух Святой пришел в этот день как первый плод наследия для верующего (ср. 2Кор 5:5; Еф 1:11,14). Собравшиеся в то время в церкви стали начатком всего урожая из будущих верующих. вместе Помещение, о котором говорилось в 1:13.
2:2 шум … как бы … сильного ветра Такие же описания дает и Лука. В Писании Дух Святой часто изображается в форме ветра (ср. Иез 37:9,10; Ин 3:8).
2:3 Ученики не смогли бы понять значение сошествия Духа, если бы Бог не придал этому событию видимых признаков. языки, как бы огненные Помимо символических звуков ветра, был еще сверхъестественный признак в виде огня, но не настоящего. В Писании огонь часто означал Божественное присутствие (ср. Исх 3:2−6). Бог использует здесь подобие огня точно так же, как и голубя в момент крещения Иисуса (Мф 3:11; Лк 3:16).
2:4 Все Апостолы и 120. Ср. Иоиль 2:28−32. исполнились … Духа Святого В отличие от крещения Духом, которое является одномоментным актом, посредством которого Бог помещает верующих в Свое Тело (см. пояснение к 1Кор 12:13), исполнение представляет собою непрерывный процесс — подчиненное Духу поведение, которое заповедал Бог (см. пояснение к Еф 5:18). Во второй главе говорится, как Петр и многие другие снова исполнились Духа (ср. 4:8,31; 6:5; 7:55) и с дерзновением говорили Слово Божие. Исполнение Духом проявляется во всех сферах жизни, а не только в дерзновениях проповеди (ср. Еф 5:19−33). на иных языках Речь идет об известных языках (см. пояснения к ст. 6; 1Кор 14:1−25), а не об экстатических возгласах. Эти языки, данные Духом, были знамением суда неверующему Израилю (см. пояснения к 1Кор 14:21,22). Они показали также, что с того момента Божьи люди придут от всех народов, и обозначили переход от Израиля к Церкви. В Деяниях имеется еще только два упоминания о говорении на иных языках (10:46; 19:6).
2:5 Иудеи, люди набожные Иудеи мужского пола, которые пришли в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (см. пояснение к ст. 1) согласно иудейскому религиозному календарю. См. пояснения к Исх 23:14−19.
2:6 этот шум Звук сильного ветра (ст. 2), а не звук различных языков. говорящих его наречием Пришедшие из различных стран слышали, как верующие говорят на их языке.
2:7 Галилеяне Жители северной части Израиля, селившиеся вокруг Галилейского моря, говорили на собственном диалекте, и обитатели южной Иудеи считали их неразвитыми и необразованными людьми. Южные иудеи были крайне удивлены, увидев, как Галилеяне говорят на многих языках.
2:9−11 Перечень стран и этнических групп доказывает, что эти возгласы были говорением на различных языках.
2:9 Парфяне Жили на территории современного Ирана. Мидяне Во времена Даниила они правили вместе с персами, но обосновались в Парфии. Еламиты Они жили в юго-западной части Парфянской империи. Месопотамии Слово означает «между реками» (Тигром и Евфратом). Многие иудеи жили там со времен пленения (ср. 2 Пар. 36:22,23). Иудея Весь регион, находившийся под властью Давида и Соломона, включая Сирию.
2:9,10 Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии. Все они находились в Малой Азии, на территории современной Турции.
2:10 Египта Там жили многие евреи, особенно в городе Александрии. Нынешние египтяне живут примерно в тех же границах. частей Ливии, прилежащих к Киринее Эти области располагались на запад от Египта, вдоль северо-африканского побережья. из Рима Начиная со второго столетия до Р. Х. в Риме имелась значительная диаспора иудеев. прозелиты Язычники, обращенные в иудаизм. Римские иудеи вели активную работу в этом направлении.
2:11 критяне Жители острова Крит. аравитяне Иудеи, которые жили на юг от Дамаска, среди набатийских арабов (ср. Гал 1:17). слышим их … говорящих См. пояснение к ст. 6. великих делах Божиих. Христиане цитировали места из Ветхого Завета о том, что Бог сделал для Своего народа (ср. Исх 15:11; Пс 39:6; 76:12; 95:3; 106:21). Такая похвала часто раздавалась в Иерусалиме во время праздников.
2:13 сладкого вина Напиток, от которого можно было захмелеть.
2:14−40 После Сошествия Святого Духа первым важным событием в истории Церкви была проповедь Петра, которая завершилась обращением 3000 человек и учреждением Церкви (ст. 41−47).
2:14 с одиннадцатью В это число Апостолов входил и Матфий, который недавно занял место Иуды Искариота (см. пояснения к 1:23,24).
2:15 третий час По еврейскому исчислению от восхода солнца; было 9 часов утра.
2:16−21 См. во Введении к книге пророка Иоиля: Проблемы толкования; см. пояснения к Иоиль 2:28−32. Пророчество Иоиля осуществится полностью лишь в Тысячелетнем Царстве. Петр же показывает, что Пятидесятница была прообразом того, что будет происходить в Тысячелетнем Царстве, когда Дух изольется на всякую плоть (ср. 10:45).
2:17 в последние дни Эта фраза относится к эре искупительной истории от Первого Пришествия Христа (Евр 1:2; 1Пет 1:2; 1Ин 2:18) до Его возвращения. От Духа Моего См. пояснения к 1:2,5, 8.
2:17,18 на всякую плоть Указание на то, что все люди получают Духа Святого, потому что каждый вошедший в Тысячелетнее Царство, будет искуплен (ср. Мф 24:29−25:46; Откр 20:4−6).
2:17 видения … сновидениями Сны (Быт 20:3; Дан 7:1) и видения (Быт 15:1, Откр 9:17) всегда были у Бога одним из самых запоминающихся средств откровения. Они были даны не только верующим (например, Авимелех — Быт 20:3, фараон — Быт 41:1−8), но прежде всего они предназначались для пророков и апостолов (ср. Чис 12:6). Они часто встречаются в Ветхом Завете, и редко — в Новом Завете. В Деяниях большинство видений от Бога были связаны либо с Петром (Гл. 10,11), либо с Павлом (гл. 9,18; ср. 2Кор 12:1). Чаще всего эти видения носили апокалиптический характер (ср. Иез , Дан , Зах , Отк.). Они никогда не считались чем-то нормальным в Библии, и не могут считаться таковыми в настоящее время. Однако настанет время, когда Бог будет использовать видения и сны во время великой скорби, как предсказывалось Иоилем (2:28−32).
2:18 пророчествовать В Тысячелетнем Царстве истина Божия будет распространяться повсюду.
2:19 чудеса … знамения Ср. 4:30; 5:12; 14:3; 15:12. «Чудеса» — это изумление, которое испытывают люди, наблюдая сверхъестественное событие (чудо). «Знамения» указывают на то, что за чудесами стоит сила Божия. Самые невероятные явления не имеют ценности, если не указывают на Бога и Его истину. Такие дела часто совершались Духом Святым через Апостолов (5:12−16) и их сотрудников (6:8), чтобы удостоверить их как посланников истины Божьей. Ср. 2Кор 12:12; Евр 2:3,4. кровь и огонь и курение дыма Все эти явления связаны со Вторым Пришествием Христа и указывают на установление земного Царства: кровь (Откр 6:8; 8:7,8; 9:15; 14:20; 16:3), огонь (Откр 8:5,7, 8,10) и дым (Откр 9:2,3, 17,18; 18:9,18).
2:20 Солнце … во тьму и луна — в кровь Ср. Мф 24:29,30; см. пояснение к Откр 6:12. день Господень См. во Введении к книге пророка Иоиля: Проблемы толкования; см. пояснение к 1Фес 5:2. Этот день Господень наступит с возвращением Иисуса Христа (ср. 2Фес 2:2; Откр 19:11−15).
2:21 всякий, кто призовет До часа суда и гнева каждый, кто повернется ко Христу как Господу и Спасителю, будет спасен (см. пояснения к Рим 10:10−13).
2:22−36 Центральное место проповеди Петра, в котором он утвердительно показывает Иисуса Христа как Мессию Израиля.
2:22 Иисуса Назорея Скромное Имя, которым часто называли Господа во время Его земного служения (Мф 21:11; Мк 10:47; Лк 24:19; Ин 18:5). засвидетельствованного … силами и чудесами и знамениями Посредством различных сверхъестественных дел Иисуса Бог подтвердил, что Иисус — Мессия (ср. Мф 11:1−6; Лк 7:20−23; Ин 3:2; 5:17−20; 8:28; Флп 2:9; см. пояснения к 1:3; 2:19).
2:23 по определенному совету и предведению Божию От начала всего (2Тим 1:9; Откр 13:8) Бог предопределил, что Иисус умрет искупительной смертью согласно предначертанному Им плану (4:27,28; 13:27−29). пригвоздив руками беззаконных Обвинение против «мужей Израильских» (ст. 22), неверующих иудеев, которые спровоцировали римлян убить Иисуса. Распятие Иисуса было предопределено Богом, но это не снимает вины с Его убийц.
2:24 невозможно было По причине Его Божьей власти (Ин 11:25; Евр 2:14), Божьих обетований и цели (Лк 24:46; Ин 2:18−22; 1Кор 15:16−26) смерть не могла удержать Иисуса в гробу.
2:25−28 Давид говорит Это значит, что Господь пророчески говорил о Его Воскресении через Давида (см. пояснения к Пс 15:8−11).
2:27 в аде Ср. ст. 31; см. пояснение к Лк 16:23. Новозаветный эквивалент для ветхозаветного гроба или преисподней. Хотя обычно ад означает место вечного мучения (Мф 11:23), здесь говорится об общем лоне для мертвых.
2:29 гроб его у нас Напоминание евреям о том, что тело Давида никогда не воскресало, поэтому он не мог исполнить пророчество Пс 15.
2:30−32 Петр раскрывает смысл Пс 15 применительно не к Давиду, а к Иисусу Христу. Он восстанет для царствования (ст. 30; Пс 2:1−9; 88:4; 13:11).
2:30 Будучи же пророком Петр цитирует Пс 131:11. Говоривший от имени Бога Давид знал, что Бог исполнит Свою клятву (2Цар 7:11−16) и Христос явится.
2:31 Петр цитирует Пс 15:10.
2:32 Бог воскресил Ср. ст. 24; 10:40; 17:31; 1Кор 6:14; Еф 1:20. Воскрешение Иисуса Богом было одобрением того, что Тот совершил на кресте. все мы свидетели Ранние проповедники говорили о Воскресении (3:15,26; 4:10; 5:30; 10:40; 13:30,33,34,37; 17:31).
2:33 После Воскресения и Вознесения Христа было исполнено обещание Бога послать Духа Святого (ср. Ин 7:39; Гал 3:14). вознесен десницею Божиею См. пояснение к 7:55.
2:34 сказал Господь Господу моему Петр цитирует другой псалом (Пс 109:1), где речь идет о Вознесении Мессии по правую руку Бога, и напоминает слушателю, что это было совершено не Давидом (поскольку еще не было телесного воскресения; см. пояснение к ст. 29), а Иисусом Христом (ст. 36). Петр был свидетелем Его Воскресения (1:9−11).
2:36 Петр подводит итог своей проповеди: пророчество в Ветхом Завете о Воскресении и Вознесении содержат убедительнейшее свидетельство о распятом Христе как Мессии. Господом и Христом Христос есть Бог, а также помазанный Мессия (ср. Рим 1:4; 10:9; 1Кор 12:3; Флп 2:9,11).
2:37 умилились сердцем В греческом слово, переведенное как «умилились», означает «пронизывать» и подразумевает неожиданное и резкое действие. Переживая сильнейшие угрызения совести, слушатели Петра вдруг поняли, что они убили своего Мессию.
2:38 покайтесь Имеется в виду изменение сознания, когда человек поворачивается от греха к Богу (1Фес 1:9). Такое изменение означает нечто большее, нежели страх перед последствиями осуждения Божьего. Истинное покаяние означает отделение от зла и греха и стремление к принятию полноты Христовой. Петр призывает своих слушателей покаяться, иначе они не ощутят подлинного обращения (см. пояснение к Мф 3:2; ср. 3:19; 5:31; 8:22; 11:18; 17:30; 20:21; 26:20; Мф 4:17). крестится Переведенное так слово в греческом буквально означает «окунаться» или «погружаться» в воду. Петр повинуется заповеди Христа из Мф 28:19 и призывает покаявшихся и обратившихся к Господу Христу за спасением принять Его смерть, погребение и Воскресение через святое водное крещение (ср. 19:5; Рим 6:3,4; 1Кор 12:13; Гал 3:27; см. пояснение к Мф 3:2). Впервые, выступая при большом стечении народа, Апостол призвал к исполнению этого священнодействия. До того многие иудеи приняли Иоанново крещение (см. пояснения к Мф 3:1−3), а также были знакомы с крещением прозелитов. во имя Иисуса Христа Новым верующим было очень трудно принять такое решение. для прощения грехов Лучшим переводом было бы «из-за прощения грехов». Крещение не дает прощения или очищения от греха. См. пояснения к 1Пет 3:20,21. Реальность прощения предшествует крещению (ст. 41). Искреннее раскаяние дает прощение грехов от Бога (ср. Еф 1:7), и по этой причине новому верующему следует принимать крещение. Крещение стало восприниматься как обязательный акт повиновения, т.е. синоним спасения. Таким образом, говоря о чьем-либо крещении для прощения, стали говорить об этом как о его прощении. См. пояснение к «одно крещение» в Еф 4:5. Каждый верующий получает полное прощение грехов (Мф 26:28; Лк 24:47; Еф 1:7; Кол 2:13; 1Ин 2:12). дар Святого Духа См. пояснения к 1:5,8.
2:39 обетование См. пояснение к 1:4. всем дальним Язычникам, которые также получают благословение спасения (ср. Еф 2:11−13). кого ни призовет Господь Бог наш. Спасение исходит исключительно от Господа. См. пояснение к Рим 3:24.
2:41 принявшие слово его крестились См. пояснение к ст. 38. около трех тысяч Судя по цифрам, которые приводит Лука, можно предположить, что велся учет обращенных и принявших крещение (см. пояснение к ст. 38). При археологических раскопках на северной стороне храмовой горы обнаружено большое количество иудейских миквах — больших ванн для крещения, в которых иудеи совершали ритуальные омовения перед тем, как войти в храм. Имелось достаточное количество ванн для омовения большого количества людей за короткое время.
2:42 в учении Апостолов Основой для духовного роста верующего и достижения им зрелости было Писание, открытая истина Божия, которую получили Апостолы (см. пояснения к Ин 14:26; 15:26,27; 16:13) и которую они верно излагали другим. См. пояснения к 2Пет 1:19−21; 3:1,2, 16. в общении Буквально в «товариществе» или «совместном действии». Поскольку верующие становятся товарищами Иисусу Христу и всем другим верующим (1Ин 1:3), их духовный долг помогать друг другу пребывать в праведности и послушании (ср. Рим 12:10; 13:8; 15:5; Гал 5:13; Еф 4:2,25; 5:21; Кол 3:9; 1Фес 4:9; Евр 3:13; 10:24,25; 1Пет 4:9,10). преломлении хлеба Указание о Вечере Господней, которую должны обязательно соблюдать все христиане (ср. 1Кор 11:24−29). в молитвах Отдельных верующих и всей церкви (см. 1:14,24; 4:24−31; ср. Ин 14:13,14).
2:43 много чудес и знамений См. пояснение к ст. 19. В Новом Завете способность чудотворения была дана лишь Апостолам и их ближайшим сотрудникам (например, Филипп в 8:13; ср. 2Кор 12:12; Евр 2:3,4). Все это внушало страх и почтение к Божьей силе.
2:44 все общее См. 4:32. Это выражение не означает, что ранние христиане жили коммуной и все распределяли поровну, но к имению своему они относились более легко и всегда были готовы предоставить его для удовлетворения чьей-либо нужды.
2:45 продавали имения Это говорит о том, что они не объединяли свои ресурсы (см. пояснение к ст. 44), но продавали свои имения, а деньги отдавали на нужды церкви (ср. ст. 46; 4:34−37; 2Кор 8:13,14).
2:46 каждый день … в храме Верующие приходили в храм прославлять Бога (ст. 47), соблюдали молитвенные часы днем (ср. 3:1) и свидетельствовали о Евангелии (ст. 47; 5:42). преломляя по домам хлеб Речь идет о ежедневных трапезах, за которыми верующие встречались друг с другом. в веселии и простоте сердца Иерусалимская церковь пребывала в радости, потому что ее взор был направлен на Иисуса Христа. См. пояснения к 2Кор 11:3; Флп 3:13,14.
2:47 Господь … прилагал Ср. ст. 39; 5:14. См. пояснение к Мф 16:18. Спасение зависит исключительно от Божьего изволения.
комментарии учебной Библии МакАртура на Деяния апостолов, 2 глава