11:1 Господи! научи нас молиться Часто раввины сочиняли молитвы для своих учеников, чтобы они их повторяли наизусть. Увидев, что Иисус молился много раз, они поняли Его любовь к молитве, и они знали, что молитва не была просто повторением слов наизусть (см. пояснение к Мф 6:7).
11:2 Отче наш, сущий на небесах! В сущности, одна и та же молитва была дана Христом как образец в двух отдельных случаях, сначала в Нагорной проповеди (см. пояснения к Мф 6:9−13), а затем здесь, в ответ на прямой вопрос. Этим объясняются незначительные различия между двумя вариантами. имя Твое Божье имя представляет всю Его личность и характерные свойства. Ср. Пс 8:2,10; 9:11; 21:23; 51:11; 113:9; 114:4.
11:4 грехи См. пояснение к Мф 6:12.
11:7 дети мои со мною на постели В однокомнатных домах, которые были распространены в Палестине, было общее пространство для сна, которое использовалось всей семьей. Если бы один человек встал и зажег лампу, чтобы взять хлеб, то все бы пробудились.
11:8 неотступности Слово даже может быть переведено как «дерзости». Оно выражает понятие назойливости, смелости, усердия, непреклонности, подобно настойчивому прошению доведенного до отчаяния нищего.
11:13 будучи злы Т.е. имея греховную природу. См. пояснение к Мф 7:11.
11:14 был нем Т.е. бес. немой стал говорить Т.е. человек.
11:15 веельзевула Первоначально это относилось к Ваал-Зевулу («Ваал-князь»), главному божеству филистимлянского города Аккарона (Екрона); израильтяне презрительно называли его ваал-зевув («повелитель мух»). См. пояснение к 4Цар 1:2.
11:16 знамения с неба Т.е. сверхъестественное действие космологического уровня, подобное новому размещению созвездий, или что-либо гораздо большее, чем изгнание беса, которое они только что видели. См. пояснение к Мф 12:38.
11:17 зная помышления их Иисус — Бог с полным всеведением, если Он желает это всеведение использовать (см. пояснения к 2:52; Ин 2:24,25; Мк 13:32). царство, разделившееся само в себе Это, возможно, было тонким намеком на иудейский народ — царство, разделенное во времена Иеровоама и все еще характеризовавшееся различными видами внутренней борьбы и фракционности, вплоть до самого разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х.
11:19 сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Были иудейские заклинатели, которые претендовали на власть изгонять бесов (Деян 19:13−15). Мысль Иисуса заключалось в том, что, если такое заклинание могло производиться сатанинской силой, то фарисейские заклинатели также должны были в этом подозреваться. И, в сущности, факты из Деян 19 показывают, что сыновья Скевы были шарлатанами, применявшими обман и хитрость, чтобы якобы производить изгнания духов. вам судьями Т.е. свидетелями против вас. По-видимому, это предполагает, что мошеннические заклинания, которые фарисеи одобряли, являлись свидетельством против их самих, когда они порочили служение Христа по действительному изгнанию духов.
11:20 перстом Божиим В Исх 8:19 волхвы Египта вынуждены были признать, что чудеса Моисея были настоящими деяниями Бога, а не просто обманом, который они сами до этого совершали. Здесь Иисус сделал похожее сравнение Своего труда по изгнанию духов с делами иудейских заклинателей. достигло до вас Царствие Божие См. пояснение к Мф 12:28.
11:21 сильный Т.е. сатана.
11:22 сильнейший его Т.е. Христос. разделит похищенное у него Вероятно, ссылка на Ис 53:12. Когда бесу наносится поражение силой Христа, душа, оставленная властью тьмы, принимается Христом. Ср. ст. 24−26.
11:23 Кто не со Мною, тот против Меня См. пояснение к 9:50.
11:24 нечистый дух выйдет Христос изображал действие ложных заклинателей (см. пояснение к ст. 19). То, что кажется настоящим изгнанием духа, на самом деле является просто временной передышкой, после которой бес возвращается с другими семью бесами (ст. 26).
11:26 злейших себя См. пояснение к Мф 12:45.
11:28 сказал: блаженны Здесь правильнее перевести «да, но более блаженны…» Не отрицая блаженства Марии, Христос не одобряет и стремления возвести Марию в предмет поклонения. Родство Марии с Ним как Его физической Матери не дает Ей большей чести, чем тем, кто слушает слово Божье и повинуется ему. См. пояснение к 1:47.
11:29 он ищет знамения См. пояснение к ст. 16. Иисус всегда отказывался давать знамение по требованию. Он обращался к неверующим не посредством доказательств. См. пояснение к 16:31.
11:30 Иона был знамением Т.е. знамением того, что придет наказание. Выход Ионы из чрева рыбы был знамением Воскресения Христа. Иисус определенно рассматривал рассказ об Ионе как исторически точный. См. пояснение к Мф 12:39,40.
11:31,32 См. пояснение к Мф 12:41,42.
11:33 См. пояснение к 8:16.
11:34 Светильник тела Это совсем другая метафора, чем в ст. 33. Там источник света «свеча» говорит о Слове Божьем; здесь око является «светильником» (т.е. источником света) для тела. См. пояснение к Мф 6:22,23. если оно будет худо Проблема заключается в восприятии, а не в отсутствии света. Для них не было необходимо знамение: они нуждались в том, чтобы их сердца поверили в великое проявление Божьей силы, которое они уже увидели.
11:38 Он не умыл рук Фарисей беспокоился о выполнении обряда, а не о нормах гигиены. В греческом слова относятся к обрядовому омовению. Ничто в законе не предписывало таких омовений, но фарисеи их осуществляли, полагая, что ритуал очищает их от любого обрядового осквернения. См. пояснения к Мк 7:2,3.
11:39 исполнена хищения и лукавства Т.е. они были поглощены внешними обрядами, но не обращали внимания на более важную проблему — внутреннее моральное состояние. См. пояснение к Мф 23:25.
11:40 Неразумные! То же слово, что и в Мф 5:22, т.е. люди, у которых не хватает способности понимать. Это было правдой и не было из разряда грубого поношения, которое Христос запрещал в Мф 5:22.
11:41 милостыню из того, что у вас есть Буквально «давайте то, что внутри вас, как ваше приношение». Это противопоставляет внутреннюю добродетель внешним обрядам. Милостыню должны давать не напоказ, а как выражение преданного сердца (ср. Мф 6:1−4) — истинное даяние милости является не внешним действием, а состоянием сердца пред Богом.
11:42 десятину См. пояснение к Мф 23:23.
11:43 приветствия Существовали показные церемонии, которые были более или менее сложными в зависимости от положения человека, которого приветствовали.
11:44 гробы скрытые Спрятанные источники нечистоты. Они тщательно прятали свою внутреннюю порочность, но она по-прежнему оставалась источником осквернения. См. пояснение к Мф 23:27.
11:45 законников Т.е. книжников. См. пояснение к 10:25.
11:46 бремена См. пояснение к Мф 23:3.
11:47 строите гробницы пророкам Они думали, что таким образом почитают пророков, но в действительности они имели больше общего с теми, кто убил пророков (ст. 48). См. пояснение к Мф 23:30.
11:49 и премудрость Божия сказала У этой цитаты нет ветхозаветного источника. Христос пророчески возвещает предстоящий Божий суд, не цитируя ранее записанные слова, а давая людям прямое предупреждение от Бога.
11:49−51 См. пояснения к Мф 23:34−36.
11:52 ключ уразумения Они заперли истину Писаний и выбросили ключ, налагая на Божье Слово свои неправильные толкования и человеческие предания. См. пояснение к Мф 23:13.
11:54 уловить В греческой литературе переведенное так слово используется для обозначения охоты на животных.
комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Луки, 11 глава