КНИГА В ДЕСНИЦЕ БОЖЬЕЙ (Откр 5:1)
Надо попытаться представить нарисованную Иоанном картину. Она взята из Книги пророка Иезекииля: «И увидел я, и вот рука простерта ко мне, и вот в ней — книжный свиток. Он развернул его предо мною, и вот свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе» (Иез 2:9−10).
Здесь надо отметить, что в руке Божьей был свиток, а не книга. В античности, до второго столетия, литературные произведения писались на свитках, а не в форме книг. Свитки изготовлялись из листов папируса размером 25x20 см, которые подклеивались горизонтально один на другой, если нужно было писать много. Писали столбцами, строками длиной приблизительно 7−8 см, с интервалом приблизительно 1,5 см между столбцами. С обеих сторон на свитке обычно имелась деревянная планка, вокруг которой и наматывался свиток. Свиток держали левой рукой и разворачивали правой и, по мере чтения, свиток вновь сворачивали с верхнего, от левой руки, конца. Некоторое представление о свитке можно получить из следующих данных. Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды и Послание к Филимону занимали приблизительно один лист папируса каждый. Послание к Римлянам занимало бы свиток длиной приблизительно в три с половиной м; Евангелие от Марка — 5:7 м; Евангелие от Иоанна — 7м; Евангелие от Матфея — 9м; Евангелие от Луки и Книга Деяний святых Апостолов — 9:6 м.
Вот такой свиток держал в своей деснице Бог. О нем сказано двоякое.
1. Он был написан внутри снаружи. Папирус изготавливали из сердцевины камыша, росшего в дельте Нила. Этот камыш высотой около 4:5 м, из которых около двух метров находятся над водой, толщиной в руку человека у запястья. Эту сердцевину извлекали и резали на тонкие полоски очень острым ножом. Потом складывали вертикальный ряд таких полосок, поверх него еще один ряд горизонтально; все это смачивали водой из Нила и клеем и спрессовывали. Полученный материал взбивали деревянным молотком и разравнивали пемзой, после чего получалось нечто вроде оберточной бумаги.
Из этого описания видно, что с одной стороны волокно шло горизонтально, и эта сторона называлась ректо, и на ней то и писали, так как было легче писать там, где строка письма шла по волокну. Сторона, на которой волокна шли вертикально, называлась версо и не так часто употреблялось для письма.
Но папирус был дорогим материалом, и, потому, кому нужно было писать много, писал и на лицевой и оборотной стороне. Лист, исписанный с оборотной стороны, версо, назывался описфограф, то есть лист, исписанный с обратной стороны, сзади. Выдающийся римский поэт-сатирик Ювенал пишет о молодом трагике, который расхаживает с папирусным списком трагедии об Оресте, исписанному с обоих концов — это было длинное произведение! Свиток в руке Божьей исписан с обеих сторон; на нем было столько написано, ректо и версо были одинаково плотно покрыты письменами.
2. Он был запечатан семью печатями. Это может иметь следующее значение.
а) Завершенный свиток связывали нитками, а нитки на узлах скрепляли печатями. Семью печатями скреплены только один из обычных документов — завещание. По римскому праву семь свидетелей ставили на завещании свои печати и оно могло быть открыто лишь в присутствии всех семи, или их юридических представителей. Свиток, который Бог держал в Своей деснице, мог быть, как бы мы это сказали, волей Божьей, Его окончательным решением относительно состояния дел во вселенной.
б) Более вероятно, однако, что семь печатей символизируют просто высшую степень секретности. Содержание свитка настолько секретно, что он запечатан семью печатями. Гроб Иисусов был запечатан, чтобы он остался в целости и сохранности (Мф 27:66); в апокрифическом Евангелии Петра сказано, что он был запечатан семью печатями с тем, чтобы гарантировать, что его откроют только имеющие на это право.
БОЖЬЯ КНИГА СУДЕБ (Откр 5:2−4)
Когда Иоанн смотрел на Бога, восседающего со свитком в деснице, раздался вопрос сильного ангела. Сильный ангел появляется вновь в 10:1 и 18:21. В этом случае ангел должен был быть сильным, чтобы звук голоса его был слышен во всей вселенной. Он призывал того, кто достоин этой задачи, выступить вперед и открыть книгу.
В книге, вне всякого сомнения, записано все то, что должно произойти в последнее время.
Пытаясь истолковать ее, надо помнить, что это видение и поэзия; было бы большой ошибкой принимать все в буквальном смысле. Это вовсе не значит, что все уже давным-давно установлено, и что мы находимся в тисках неумолимой судьбы. Но это значит, что у Бога есть определенный план для вселенной и что, в конечном счете, цель Божья и Его предначертание будут осуществлены.
Но на призыв ангела никто не вышел; среди присутствовавших не было достойного открыть свиток, и это ввергло Иоанна в его видении в плач и слезы. На это были две причины.
1. В 4:1 он слышал голос, обещавший ему: «... я покажу тебе, чему надлежит быть после сего», а теперь складывалось впечатление, что обещание не исполнится.
2. Но есть еще и более глубокая причина для его печали. Ему показалось, что во всей вселенной не было никого, кому бы Бог мог открыть свои тайны, а это было ужасно. Еще задолго до того пророк Амос сказал: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3:7). А вот теперь мир был так отчужден от Бога, что никто не мог получить Его весть.
Но пред глазами Иоанна эта проблема получила радостное разрешение с появлением Агнца. Но вообще за этим стоит большая и беспощадная истина: Бог может открыть людям Свою истину лишь тогда, когда есть человек, способный получить ее. И в этом сама суть всей проблемы общения и сообщения. Учитель не может учить своих учеников истинам, которые они неспособны понять или принять. И проповедник не может поведать своей аудитории весть, которую община вообще не может уразуметь. И любящие уже извечно стоят перед этой проблемой — любовь не может поведать свою истинность и дать свои дары тем, кто не может слышать и получать. Миру нужны мужчины и женщины, которые постоянно готовы внимать Богу. Для каждой эпохи есть у Него Своя весть, но Он может открыть ее миру лишь тогда, когда есть человек, способный принять ее. И с каждым днем мы либо делаем себя способными услышать ее, либо, напротив, неспособными.
ЛЕВ ОТ КОЛЕНА ИУДИНА И КОРЕНЬ ДАВИДОВ (Откр 5:5)
Мы подходим к одному из самых драматических пунктов Откровения — появлению в центре сцены Агнца. К этому ведут несколько событий.
Иоанн рыдал, потому что Богу было некому открыть Свои тайны; и вот к нему подходит один из старцев, выступающий в качестве посланника Христа, и говорит ему: «не плачь». Эти слова были неоднократно на устах Иисуса Христа в дни Его жизни во плоти. Так говорил Он в городе Наине вдове, скорбевшей по своему сыну (Лк 7:13), и Иаиру и его семье, когда они плакали по дочери (Лк 8:52). И сейчас еще звучит на небесах утешающий голос Христа.
Это место интересно комментировал английский богослов Суит. Иоанн рыдал, но слезы его были излишни. Причина слез человеческих часто лежит в отсутствии знания. Если бы мы набрались терпения и веры ждать, то мы узнали, что у Бога есть решение для проблем, которые вызывают у нас слезы.
Старец говорит Иоанну, что Иисус одержал победу и теперь способен открыть книгу и снять с нее печати. А это значит, что вследствие Своей победе над смертью и всеми силами зла, и благодаря Своему абсолютному повиновению Богу, Он способен знать Божии тайны, Он способен открыть людям Божии тайны и на Нем лежит привилегия и обязанность проконтролировать все, что должно случиться. Благодаря тому, что Он сделал, Иисус стал Господом истины и истории. Ему даны два великих титула.
1. Он — лев из колена Иудина. Этот титул восходит к последнему, перед смертью, благословению Иаковом своих сыновей, в котором он называет Иуду «молодым львом» (Быт 49:9). Если он сам Иуда — молодой лев, то уместно будет называть величайшего члена Иудина колена львом колена Иудина. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами этот титул стал титулом Мессии. Во Второй книге Ездры говорится о фигуре льва и приведены слова: «Это — Помазанник, сохраненный Всевышним» (3Езд 12:32). Сила льва и его неоспоримое место как царь зверей делали его хорошей эмблемой всесильного Мессии, которого так ожидали иудеи.
2. Он — корень Давидов. Этот титул восходит к пророчеству Исаии о том, что произойдет отрасль от корня Иессеева и ветвь произрастет из корня его, и станет как знамя для народов (Ис 11:1,10). Иессей был отцом Давида, а это значит, что Иисус Христос был сыном Давида, обетованный Мессия.
И вот перед нами два великих титула, восходящие к иудейскому мировоззрению, к картинам грядущего Мессии; и они констатируют, что Иисус Христос торжествующе выполнил дело Мессии, и потому способен знать и открыть людям тайны Божии и осуществлять руководство и контроль за воплощением Его целей в исторических свершениях.
АГНЕЦ (Откр 5:6)
И вот такой апогей видения — появление на небесной сцене Агнца. Эту сцену можно рассматривать с двух точек зрения. Мы или представляем себе, что четыре животных образуют круг вокруг престола, а двадцать четыре старца — второй большой круг, причем Агнец стоит между внутренним кругом, образуемом четырьмя животными, и внешним кругом, образуемом двадцатью четырьмя старцами; или, что более вероятно, Агнец стоит в центре всей сцены.
Агнец — одна из великих особенностей Откровения, в котором Иисус Христос назван так двадцать девять раз. Слово, которое переводится как Агнец, не употребляется нигде больше в Новом Завете по отношению к Иисусу Христу. Иоанн Креститель указывал на Него как на Агнца Божия, который берет на Себя грех мира (Ин 1:29,36). Петр говорит о драгоценной Крови Христа, как непорочного и чистого агнца (1Пет 1:19). В Ис 53:7 в главе столь дорогой Иисусу Христу и ранней Церкви, мы читаем об овце, ведомой на заклание и об агнце, безгласном перед стригущим его. Но во всех этих случаях употреблено слово амнос, тогда как в Откровении употребляется слово арнион. Это же слово употребляет пророк Иеремия, когда говорит: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер 11:19). Употребляя слово арнион, и употребляя его так часто, Иоанн хочет подчеркнуть, что приносит людям новую идею.
1. Кроме того, Агнец как бы закланный. Это картина жертвы Христовой, которая видна даже на небесах. Даже на небесах Иисус Христос Тот, Кто любил нас и пожертвовал Собой ради нас.
2. Этот образ имеет еще один аспект. Этот самый Агнец, по виду все еще как бы закланный, это Агнец с семью рогами и семью очами.
а) Семь рогов символизируют всемогущество. В Ветхом Завете рога символизируют две вещи.
Во-первых, они символизируют просто большую силу. В благословении Моисея говорится, что рога Иосифа подобны рогам «буйвола; ими изобьет он народы все до пределов земли» (Втор 33:17). Пророк Седекия сделал себе железные рога в знак обетованной победы над сирийцами (3Цар 22:11). В предостережении нечестивым говорится: «не подымайте рога» (Пс 74:5). Пророк Захария видит в видении четыре рога, символизирующие народы, разбросавшие Израиля (Зах 1:18).
Во-вторых, они символизируют честь и славу. Псалмопевец убежден в том, что «благоволением Твоим возвышается рог наш» (Пс 88:18). Вознесется во славе рог добродетельного (Пс 111:9). Бог возвысил рог народа Своего (Пс 148:14).
И в этом потрясающий парадокс. Агнец еще несет на Себе раны жертвенности и в то же время Он облечен силой властью Самого Бога и может теперь разбить Своих врагов. У Агнца семь рогов; число семь символизирует полноту и совершенство; Агнец обладает полной и совершенной властью и силой; ничто не может противостоять Ему.
б) У Агнца семь очей, а очи — это духи, отправленные во все концы земли. Эта картина взята у пророка Захарии. Пророк видит семь светильников, которые есть «очи Господа, которые объемлют взором всю землю» (Зах 4:10). Эта картина символизирует вездесущность Бога. Она поведает нам, что нет на свете такого места, которое не находится под наблюдением Бога.
Это прекрасный образ Христа. Он — исполнение всех надежд и мечтаний Израиля о льве из колена Иудина, корень Давидов. Он — Тот, Кто принес Себя в жертву за человечество и Кто еще на небесах несет на Себе знаки этого. Но трагедия обернулась триумфом, а позор — славой, и теперь Он Тот, всепобеждающей мощи Которого никто не может противостоять, и всевидящего взора Которого никто не может избежать.
Лишь немногие места в Писании показывают одновременно величие и кротость Иисуса Христа, и в одном образе сразу унижение Его смерти и славу Его воскресшей жизни.
МУЗЫКА В НЕБЕСАХ (Откр 5:7−14)
Этот отрывок лучше сперва рассмотреть целиком, а потом подробно. Кто-то сказал по поводу этого отрывка: «Небо представлено земле как родина музыки». Перед нами величайший хвалебный хор, который вообще может услышать вселенная. Он состоит их трех компонентов. Во-первых, это славословие четырех животных и двадцати четырех старцев. Это вся природа и вся Церковь славословят Агнца. Во-вторых, это хвалебная песня множества ангелов; это все обитатели небес возносят свои голоса в славословии. Наконец, Иоанн видит каждую тварь во всех концах вселенной, до самых глубин и в самых отдаленных уголках, поющую свой хвалебный гимн.
Это отражение истины, что небеса и земля и все, что в них и на них, предназначены славословить Иисуса Христа; и нам дана привилегия присоединить свои голоса и свои жизни к этому необъятному хвалебному хору, ибо этот хор будет неполным, если в нем недостает хоть одного голоса.
МОЛИТВЫ СВЯТЫХ (Откр 5:8)
Первая составная часть хвалебного хора — песнь четырех животных и двадцати четырех старцев, и, как мы видели, они олицетворяют все, что есть в природе и во всей Церкви.
Очень интересна картина старцев. У них золотые гусли. По традиции под аккомпанемент гуслей пели псалмы. «Славьте Господа на гуслях», — говорит псалмопевец (Пс 32:2). «Пойте Господу с гуслями, с гуслями и гласом псалмопения» (Пс 97:5). «Пойте поочередно славословие Господу, пойте Богу нашему на гуслях» (Пс 146:7). Гусли символизируют для иудеев хвалебную музыку.
У старцев еще и золотые чаши, полные фимиама, а фимиам этот — молитвы святых. Сравнение фимиама с молитвами восходит к псалмам. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс 140:2).
Эта картина указывает на две истины.
1. Перед нами открыта дверь, которую ни один человек не может закрыть; молитве человека, каким бы он ни был, не нужна никакая помощь, потому что ухо Божье открыто для него и всегда готово услышать даже самый тихий шепот.
2. Проходили века и иудеи все больше были очарованы мыслью о непознаваемости трансцендентности Бога, Его удаленности от людей. Они начали верить, что вообще не может быть никакого прямого контакта между Богом и человеком, и что для преодоления этой пропасти нужны посредники-ангелы. Иисус Христос пришел в мир именно для того, чтобы избавить людей от этого чувства; Он пришел, чтобы сказать нам, что Бог «ближе к нам, чем дыхание, ближе, чем руки и ноги», и чтобы стать живым путем, который откроет дверь к Богу каждому человеку, каким бы скромным и маленьким он ни был.
НОВАЯ ПЕСНЬ (Откр 5:9)
Животные и старцы пели новую песнь. Фраза новая песнь очень часто встречается в Псалмах; и это всегда песнь в честь новых милостей Божиих. «Пойте Ему новую песнь», — говорит псалмопевец (Пс 32:3). Бог извлек псалмопевца из страшного рва, из тинистого болота и поставил на камни ноги его и вложил в уста его новую песнь — хвалу Богу нашему (Пс 39:3−4.). «Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса» (Пс 97:1; ср. 95:1). «Боже, новую песнь воспою Тебе» (Пс 143:9). «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс 149:1). Ближайшую параллель из Ветхого Завета находим в Книге пророка Исаии. Там Бог возвещает новое и пророк призывает людей петь Господу новую песнь (Ис 42:9,10).
Новая песнь — это всегда песнь за новые милости Божии, и самая благородная будет песнь за милости Бога в Иисусе Христе.
Откровения отличается, помимо всего, еще тем, что там все новое. Это новое имя (2:17; 3:12); новый Иерусалим (3:12; 21:2); новая песнь (5:9; 14:3); новое небо и новая земля (21:1); и великое обетование, что Бог сотворит все снова (21:5).
Следует отметить еще один очень важный аспект. В греческом языке есть два слова со значением новый. Неос — это новое во времени, но не обязательно качественно новое; и каинос — качественно новое. Каинос определяет вещь, которая не только не производилась прежде, но и подобия которой никогда прежде не существовало. Это значит, что Иисус Христос приносит в жизнь новое качество, какого никогда раньше еще не было; новую радость, новый трепет, новую силу, новый покой. И потому в своем высшем качестве, в своем высшем проявлении, христианская жизнь озарена блеском и сиянием. Кто-то сказал, что в отличие от христианского мира «на всем нехристианском мире лежит печать старости и печали».
ПЕСНЬ ЖИВОТНЫХ И СТАРЦЕВ (Откр 5:9−10)
Приведем сперва песнь:
«Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,
И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».
Четыре животных и старцы воздают Агнцу хвалу за то, что Он умер. В этой песне показано, ради чего умер Иисус Христос.
1. Это была жертвенная смерть, то есть, это смерть с определенной целью. Это была не историческая случайность и уже не трагической смерти добродетельного и героического человека ради справедливости или ради Бога; это была жертвенная смерть. Смысл и цель жертвы — восстановить утерянные отношения между Богом и человеком; и именно для этого умер Иисус Христос, и Своею смертью Он достиг именно этого.
2. Смерть Иисуса Христа — спасительная смерть. Новый Завет полон этой цели освобождения человечества, совершенного Иисусом Христом. Он отдал жизнь и душу Свою для искупления (лутрон) многих (Мк 10:45). Он предал Себя для искупления (антилугпрон) всех (1Тим 2:6). Христос искупил нас (эксагорадзейн) от клятвы закона (Гал 3:13). Мы искуплены (лустроисфай) не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа (1Пет 1:18,19). Иисус Христос — Господь, искупивший нас (агорадзейн) (2Пет 2:1). Мы куплены дорогою ценою (агорадзейн) (1Кор 6:20; 7:23). В Новом Завете неоднократно говорится о том, что для спасения человека от дилеммы и из рабства, в которые привел человека грех, необходима была смерть Иисуса Христа. В Новом Завете нет «официальной» теории о том, каким образом этот результат был достигнут, но зато нет никаких сомнений в том, что он был достигнут.
3. Смерть Иисуса Христа пошла на благо всем, мужчинам и женщинам всех рас. Ведь когда-то иудеи могли считать, что Бог заботится только о них и помышляет только об уничтожении всех других народов. А в Иисусе Христе мы встретили Бога, который любит мир. Христос умер ради всех людей и потому Церковь должна поведать об этом всем людям.
4. Смерть Христа принесла пользу. Он не умер напрасно. В этой песне указано на три аспекта свершения Христа.
а) Он сделал нас царями. Он открыл людям путь в царственную семью Божью. Люди уже завсегда были чадами Божиими по творению, а теперь каждому человеку открыты новые и сыновние отношения благодати.
б) Он сделал нас священниками. В античном мире лишь священники имели право приближаться к Богу. Простой иудей, войдя в храм, мог пройти через двор язычников, через двор женщин во двор израильтян, но не мог войти во двор священников; лишь до сих мест и не дальше. А Иисус Христос открыл всем людям путь к Богу. Каждый человек становится священником, в том смысле, что он имеет право доступа к Богу.
в) Он дал нам победу. Верные Ему будут царствовать на земле; но то будет ни политическая победа, ни материальное господство, а это секрет победоносной жизни в любых обстоятельствах. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33). Во Христе мы одерживаем победу над собой, победу над обстоятельствами и победу над грехом.
Когда мы подумаем о том, что дали людям смерть и жизнь Иисуса, становится понятным, почему животные и старцы изливают хвалу Ему.
ПЕСНЬ АНГЕЛОВ (Откр 5:11−12)
Хвалебный хор поддерживают мириады ангелов небесных. Они стоят в большом внешнем круге вокруг престола и животных и старцев и начинают свою песнь. Мы уже неоднократно видели, как Иоанн берет язык Ветхого Завета, и здесь перед его мысленным взором стоит великая благодарственная молитва царя Давида:
«Благословен Ты, Господи, Боже Израиля, отца нашего, от века и до века!
Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое;
Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий.
И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество; и во власти Твоей возвеличить и укрепить все» (1Пар 29:10−12).
В песне животных и старцев говорилось о деянии Христа в Его смерти, а теперь ангелы поют о том, чем владеет Христос в Своей славе. Воскресший Христос имеет:
1. Силу. Павел называет Иисуса «Божия сила» (1Кор 1:24). Он не из тех, кто планирует и никогда не воплощает, Он имеет силу. Мы можем торжествующе сказать о Нем: «Он может».
2. Богатство. «Он будучи богат, обнищал ради вас» (2Кор 8:9). Павел говорит о неисследимом богатстве Христовом (Еф 3:8). Нет такого обетования, из данных Иисусом Христом, которое Ему нечем было бы исполнить. Он может исполнить любую просьбу.
3. Мудрость. Павел говорит, что Иисус — Божья премудрость (1Кор 1:24). Он обладает мудростью, чтобы знать тайны Божии и решения жизненных проблем.
4. Крепость. Христос могуч и может обезоружить силы зла и ниспровергнуть сатану (Лк 11:22). Он может совладать с любой ситуацией.
5. Честь. Настанет день, когда перед Иисусом преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедовать, что Иисус Христос — Господь, в славу Бога Отца (Флп 2:10,11). Удивительно, но часто даже и не христиане воздают Иисусу честь, заявляя, что лишь в Его учении может наш обезумевший мир искать надежду.
6. Славу. Как сказал Иоанн: «Мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин 1:14). Слава — это то, что по праву принадлежит только Богу Одному. Сказать, что у Иисуса слава — значит сказать, что Он Божественный.
7. Благословение. Это — обязательная кульминация. Все это принадлежит Христу, и все это Он поставил на служение людям, ради которых Он жил и умер; Он не просто взял это все Себе.
И потому все, кому Он принес искупление, воздают Ему хвалу, и наша благодарственная молитва — это все, что мы можем дать Ему, который владеет всем.
ПЕСНЬ ВСЕЙ ТВАРИ (Откр 5:13−14)
И вот хвалебный хор достигает таких размеров, что он не может больше расти, потому что он охватывает всю вселенную и все творение. Это одна необъятная песнь Агнцу. Здесь можно отметить очень примечательный факт. В этом хвалебном хоре Бог и Агнец поставлены рядом; это наилучшим образом показывает Иоанново представление об Иисусе Христе. В хвале всякой твари Иоанн ставит Его рядом с Богом.
В самой песне нужно отметить два факта.
Свою хвалу прибавляют и находящиеся на небе создания. Кто они? На это был дан не один ответ, и каждый по-своему прекрасен. Было высказано предположение, что имеются в виду птицы небесные; уже само пение птиц — хвалебная песнь. Было высказано предположение, что имеются в виду солнце, луна и звезды; небесные тела своим сиянием хвалят Бога. Было высказано предположение, что в этой фразе объединены все возможные создания на небе — все живые твари, старцы, мириады ангелов и все другие небесные существа.
Прибавляют свою хвалу и создания, находящиеся под землей. Под этим можно понимать лишь мертвых, которые находятся в Гадесе, и это нечто совершенно новое. В Ветхом Завете заложена идея, что мертвые совершенно изолированы от Бога и людей и существуют как тени. «Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс 6:6). «Что пользы в крови моей, когда сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?» (Пс 29:10). «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?» (Пс 87:11−13). «Не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою» (Ис 38:18).
А вот Иоанново видение отметает прочь все эти представления. И царство мертвых находится не за пределами власти Воскресшего Христа. Даже оттуда, из царства мертвых, доходит до Него хвалебный хор. Это — всеохватывающая картина всей природы, славящей Бога.
комментарии Баркли на Откровение Иоанна, 5 глава