Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Откровение | 3 глава

Комментарии Баркли


ОБРАЩЕНИЕ К САРДИЙСКОЙ ЦЕРКВИ (Откр 3:1−6)

САРДИС: БЫЛОЙ БЛЕСК И НЫНЕШНИЙ УПАДОК (Откр 3:1−6)

О Сардисе говорили, что это, пожалуй, самый печальный пример разительного контраста между былым блеском и нынешним упадком.

За семьсот лет до того, как было написано это послание, Сардис был одним из величайших городов тогдашнего мира. Оттуда правил в восточном блеске своей империей лидийский царь. В то время Сардис был чисто восточный город и враждебно настроен ко всему греческому.

Сардис стоял посреди ровной долины реки Герм. С севера тянулся горный кряж Тмол, от которого расходились, подобно отрогам, холмы, образуя узкое плоскогорье. На одном из этих отрогов, высотой около 500 метров, стоял первоначально город Сардис. Такое положение делало его почти недоступным. Склоны горного кряжа были обрывисты и гладки и подойти к городу можно было лишь там, где эти отроги сходились к горному кряжу Тмолу, но и здесь склоны были крытые и трудные. Сардис называли гигантской сторожевой башней, охраняющей долину Герма. Но настало время, когда узкая полоска на вершине плоскогорья стала мала для разраставшегося города и Сардис рос дальше вокруг подножия горного отрога, на котором стояла крепость. Название Сардис (в греческом Сардеис) в действительности существительное множественного числа, потому что было два города — один на плоскогорье и другой, — внизу, в долине.

Сардис был сказочно богат. Через нижний город протекала река Пактол, когда-то очень богатая золотом, откуда и происходила большая часть богатства города. Величайшим из сардийских царей был Крез, имя которого стало бессмертным и вошло в поговорку «богат как Крез». При нем Сардис достиг зенита своего богатства и могущества и при нем же Сардис попал в беду.

Нельзя сказать, чтобы Сардис не предостерегали, куда может привести его политика. Солон, мудрейший из греков, посетил Сардис и видел его величественную роскошь, видел слепую уверенность Креза и его окружения в том, что ничто не может положить конец их величию; он также видел, что изнеженность и вырождение уже наложили свой отпечаток на сардийское общество. И именно тогда он высказал Крезу ставшую знаменитой фразы: «Не называй никого счастливым, пока он не умер». Солон очень хорошо знал жизненные перипетии, о которых забыл Крез.

Крез начал войну с персидским царем Киром, которая и положила конец величию Сардиса. И вновь Крез получил предостережение, но не сумел увидеть его. Чтобы вступить в контакт с армиями Кира, Крез должен был перейти реку Галис. Крез попросил совета у знаменитого дельфийского оракула и получил ответ: «Если ты перейдешь реку Галис, ты разрушишь великое царство». Крез понял ответ так, что уничтожит персидское царство; ему даже в голову не пришло, что начатая им война приведет его самого к поражению и потере власти.

Крез перешел Галис, вступил в битву и был разгромлен, но нисколько не расстроился, потому что считал, что нужно только отойти в неприступную крепость Сардиса, восстановить свои воинские силы и воевать дальше. Кир начал осаду Сардиса, прождал две недели и предложил особое вознаграждение тому, кто найдет вход в крепость.

Скала, на которой стоял Сардис, была рыхлой; это была скорее спрессованная и высохшая грязь, чем скала. В ней образовывались трещины. И вот один воин из персидской армии по имени Иеросад случайно увидел, как сардинский воин уронил свой шлем через крепостную стену, а потом спустился по обрыву и достал его. Иеросад понимал, что в скале должна быть трещина, по которой может взобраться проворный человек, и в ту же ночь повел персидский отряд вверх по разлому в скале. Добравшись наверх, они нашли крепостную стену совершенно незащищенной.

Сардийцы считали себя в такой безопасности, что полагали, что им вовсе не нужна охрана, и так Сардис пал. Город с такой историей знал, что это значит слово Воскресшего Христа: «Бодрствуй».

Было несколько безуспешных попыток поднять восстание, но Кир проводил искусную политику. Он запретил сардийцам иметь оружие; приказал им носить туники и котурны, то есть актерскую обувь, вместо сандалий; приказал учить юношей игре на лире, пению и танцам, а также различной торговле. Сардис уже и так был вялым, но теперь его жителей совершенно оставил дух, а город охватило запустение и вырождение.

При персах он на два столетия исчез со страниц истории. Прошло время и его захватил Александр Македонский, и Сардис стал греческим культурным центром. Но потом история повторилась. После смерти Александра Македонского было много претендентов на власть. Антиох, ставший правителем области, в которую входил Сардис, вел борьбу с соперником по имени Ахай и осадил его в Сардисе. Осада длилась уже около года, когда один воин по имени Лагор повторил подвиг Иеросада; он взобрался ночью с отрядом смельчаков по крутому обрыву. Сардийцы забыли прошлый урок; на стенах не было охраны, и, таким образом, Сардис снова пал, потому что не был бдительным.

Позже пришли римляне. Сардис все еще был богатым городом, центром торговли шерстью и шерстяными изделиями; утверждали даже, что способ крашения шерсти был изобретен там. Сардис стал римским городом и в нем заседал римский суд присяжных. В 17 г. он был разрушен землетрясением, опустошившим весь район. Римский император Тиберий по своей доброте на пять лет освободил население от всех поборов и выделил еще десять миллионов сестерциев на восстановление города, и Сардис вновь отстроился.

В момент, когда Иоанн писал это послание сардинской церкви, этот все еще богатый город все дальше катился к своему упадку. Даже когда-то великая крепость была лишь памятником старины на вершине холма. В городе не чувствовалось настоящей жизни; когда-то великие сардийцы были изнежены; город их дважды пал вследствие ленивости. В этой расслабленной атмосфере христианская церковь тоже потеряла свою живучесть и была скорее трупом, нежели живой церковью.

САРДИС: ЗАЖИВО МЕРТВАЯ (Откр 3:1−6 (продолжение))

Во вступлении к этому посланию Воскресший Христос описан двумя фразами.

1. Он — Имеющий семь духов Божиих. Мы уже встречали эту странную фразу в Откр 1:4. Она заключает в себе два комплекса значений.

а) Святой Дух с Его семеричным даром — идея, основанная на описании Духа в Ис 11:2.

б) Дух в Его семи различных функциях: церквей семь, но в каждой из них Дух присутствует во всей Своей полноте и действует во всей Своей силе. Семь духов символизируют полноту и завершенность даров Духа и Его вездесущность.

2. Он — Имеющий семь звезд. Звезды символизируют церкви и их ангелов. Церковь — владение Иисуса Христа. Люди часто поступают так, будто Церковь принадлежит им, но она есть собственность Иисусу Христу и все в Церкви — его слуги и рабы. При принятии любого касающегося Церкви решения, определяющим фактором является желание Иисуса Христа, а не желание кого-либо из людей.

Страшное обвинение против сардийской церкви заключается в том, что хотя она и кажется живою, но на самом деле духовно мертва. В Новом Завете грех часто уподобляется смерти. В Пастырских посланиях читаем: «Сластолюбивая заживо умерла» (1Тим 5:6). Блудный сын был мертв, и теперь ожил (Лк 15:24). Римские христиане — ожившие из мертвых (Рим 6:13). Павел говорит, что обращенные им христиане в прежней жизни были мертвыми по преступлениям их и грехам их (Еф 2:1−2).

1. Грех — умерщвляет волю. Человек, достаточно долго поддающийся соблазну согрешить уже вовсе не может делать ничего иного. Привычка настолько врастает в него и перерастает его, что он больше не может бросить ее. И человек начинает, как выразился римский философ-стоик Сенека, ненавидеть свой грех и любить его в то же время. Лишь немногие из нас не почувствовали над собой власть привычек, которым они поддались.

2. Грех — убивает чувства. Рабом греха становятся не сразу. Когда человек грешит в первый раз, его мучат угрызения совести. Но, если он продолжает вкушать запретного плода, наступает день, когда он делает без всяких угрызений совести то, что когда-то вселяло в него ужас.

3. Грех — убивает всякую красоту. Самое ужасное в грехе это то, что он может обратить прекраснейшее в безобразное. Грех может обратить стремление к высокому в жажду власти; желание служить — в упоение честолюбия; желание любви — в страсть к наслаждению. Грех убивает все прекрасное в жизни. Лишь благодать Божья может избавить нас от смерти через греха.

САРДИС: МЕРТВАЯ ЦЕРКОВЬ (Откр 3:1−6 (продолжение))

Отсутствие подлинной жизни в сардийской церкви имело странные последствия.

1. Сардийскую церковь не затронула ересь. Ересь — это всегда продукт ищущего ума; она является признаком того, что жизнь кипит. Нет ничего хуже правоверности человека, которая обусловлена только тем, что ему лень продумать все самому. Человек, твердо придерживающийся своей ереси, лучше правоверного, которого эта правоверность, в сущности, нисколько не волнует.

2. Сардийская церковь не подвергалась нападкам извне — ни со стороны язычников, ни со стороны иудеев. Дело просто в том, что она была столь безжизненной, что на нее не нужно было даже нападать. В Пастырских посланиях дан такой портрет ушедших с пути истинной веры: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим 3:5). Английский богослов перевел этот стих так:

«Хотя они и придерживаются какой-то религии, они вовсе не считают ее силой». Другой перевод звучит так: «Они делают вид, что они религиозны, а их поведение опровергает это».

На подлинно живую церковь всегда будут нападать. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо», — сказал Иисус (Лк 6:26). Церковь, которая несет определенную весть, всегда будет встречать сопротивление.

Церковь, впавшая в сон и неспособна создать какую-нибудь ересь, интеллектуально умерла; а церковь, которая даже не имеет никаких врагов, мертва в своем свидетельстве о Христе.

САРДИС: БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ (Откр 3:1−6 (продолжение))

Если еще что-нибудь из сардийской церкви может быть спасено от грозящей ей гибели, то христиане должны проснуться из летаргического сна и быть бдительными. Заповедь бодрствовать повторяется в Новом Завете чаще, чем любая другая.

1. Христиане всегда должны быть бдительны. «Наступил уже час пробудиться нам от сна», — говорит Павел (Рим 13:11). «Бодрствуйте, стойте в вере», — убеждает он (1Кор 16:13). Кто-то сказал, что «вечная бдительность — это цена свободы» и вечная бдительность — цена спасения.

2. Христиане должны быть бдительны, потому что «диавол ходит... ища кого поглотить» (1Пет 5:8). История Сардиса — прекрасный пример того, что случается с людьми, бдительность которых ослабела. Христианин постоянно подвергается нападению сил, ищущих отвратить его от верности Христу. Часто это утонченные нападения и потому он всегда должен быть бдительным.

3. Христианин должен быть на страже против искушений. «Бодрствуйте и молитесь, — сказал Иисус, — чтобы не впасть в искушение» (Мф 26:41). Искушение выбирает момент, когда мы не на страже, и нападает. Христианин всегда должен быть на страже против искушения.

4. Новый Завет неоднократно призывает христиан быть на страже в ожидании прихода Господа. «Итак бодрствуйте, — сказал Иисус, — потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». «А что вам говорю, говорю всем» (Мф 24:42−43; Мк 13:37). «Итак, не будем спать, как и прочие, — пишет Павел фессалоникийцам, — но будем бодрствовать и трезвиться» (1Фес 5:6). Никто не знает ни дня, ни часа, когда для него придет этот день. «Последний день покрыт тайной, — говорил Августин, — чтобы были на страже каждый день». Человек должен каждый день жить так, как будто это последний.

5. Христианин должен быть на страже против лжеучений. В обращении к пресвитерам ефесской церкви Павел предупреждал, что войдут к ним лютые волки и из них самих восстанут люди, которые будут говорить превратно. «Посему, — говорит он, — бодрствуйте» (Деян 20:29,31).

6. Кроме того, христианин не должен забывать о том, что, точно так, как он должен быть на страже и ждать прихода Иисуса Христа, точно так же Иисус Христос наблюдает за ним. «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны, — говорит Воскресший Христос, — пред Богом Моим». И здесь мы сталкиваемся с двумя важными истинами.

а) Христос ждет чего-то от нас. Мы так привыкли видеть в Нем Того, на Кого обращают взор в ожидании Его силы, Его помощи, Его поддержки, Его утешения. Но мы никогда не должны забывать, что Он ждет от нас нашей любви, нашей верности и нашего служения.

б) Что мы должны делать — это ясно, как на ладони. Старая поговорка гласит: «Рок — это то, что неизбежно, судьба — это то, что мы должны сделать». Христианин верит не в роковую неизбежность, а в судьбу, которую он может принять или отвергнуть. От каждого Иисус Христос ждет чего-то и для каждого у Него есть задача.

САРДИС: ПОВЕЛЕНИЕ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА (Откр 3:1−6 (продолжение))

В 3:3 приведен ряд повелений.

1. «Вспомни, что ты принял и слышал», — говорит Воскресший Христос. Это форма настоящего времени повелительного наклонения и она значит: «Помни и никогда не забывай». Воскресший Христос повелевает впавшим в летаргический сон сардийцам вспомнить и помнить глубокое волнение, с которым они впервые слышали благую весть. Жизнь показала, что некоторые вещи обостряют притупленную память. Так, например, когда мы приходим на могилу, притупленная годами печаль вновь становится резкой и острой. Христиане должны снова и снова подходить к Голгофе и вспоминать о том, что сделал для них Бог.

2. Воскресший Христос говорит: «Покайся!» В данном случае употреблена глагольная форма аорист, означающая одно конкретное действие. В жизни христианина должен быть тот важный момент, когда он решает покончить со старым образом жизни и начать новый.

3. «Храни заповеди благой вести», — говорит Воскресший Христос. И здесь употреблено настоящее время и повелительного наклонения, указывающее на длительность действия и это значит: «Всегда храните (исполняйте) заповеди Благой Вести». Это предостережение против, так сказать, непостоянного христианства. Ведь столь многие бывают христианами в определенный момент, а в последствии забывают о том.

4. И заповедь бодрствовать, быть на страже. Есть такая древняя латинская поговорка: «Боги ходят не слышными шагами». Они приближаются молча и незаметно, и вдруг, без всякого предупреждения, человек стоит перед вечностью. Но этого не случится, если человек каждый день живет в присутствии Христа; тот, кто постоянно ходит рука об руку с Христом не будет застигнут врасплох Его приходом.

САРДИС: НЕМНОГИЕ ВЕРНЫЕ (Откр 3:1−6 (продолжение))

В 3:4 сквозь тьму проглядывает луч надежды. Даже в Сардисе есть несколько верных. Авраам, заступаясь перед Богом за Содом, взывает к Нему: «Не может быть, чтобы Ты ... погубил праведного с нечестивым» (Быт 18:25).

В старой истории о царях из всех сыновей Иеровоама был спасен лишь Авия, так как в нем нашлось «нечто доброе пред Господом» (3Цар 14:13). Бог никогда не оставляет поисков тех немногих верных, и они никогда не потеряны для Него в массе порочных. Иисус говорит о верных, что они «не осквернили одежд своих». Иаков с уважением и восхищением говорил о том человеке, который хранит себя «неоскверненным от мира» (Иак 1:27). Это может иметь два значения.

1. В языческом мире почитатели не могли приблизиться к храму богов в грязной одежде. Для язычников это было чем-то внешним. Но ведь это может означать и человека, который сохранил в чистоте свою душу, и может войти в присутствие Бога без всякого чувства стыда.

2. Английский богослов Суит считает, что неоскверненные одежды символизируют исповедание веры, сделанное человеком в момент крещения, и что вся эта фраза характеризует человека, который не нарушил своего обета, данного при крещении. В ту эпоху в Церкви крестились взрослые люди, и при крещении человек давал личный обет Иисусу Христу. Эта точка зрения тем более близка к истине, что в то время был обычай одевать человека после погружения в воду в чистые белые одежды, символизирующие очищение его жизни. Человек, верный своему обету, услышит однажды слова Бога: «Хорошо!» Верным дано обетование, что они будут ходить с Богом. И здесь, может быть, заложен двойной смысл.

а) Одно значение связано с языческим мировоззрением. При персидском дворе наиболее доверенным людям давалась особая привилегия прогуливаться в садах вместе с царем; их звали «садовые спутники». Верные Богу будут однажды вместе с Ним в раю.

б) Может быть при этом имеется в виду старая история об Енохе. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт 5:24). Енох ходил пред Богом и с Богом на земле и продолжает ходить с Ним в райских местах. Человек, который ходит близко к Богу на земле, вступит в еще более тесную близость с Ним, когда наступит конец земной жизни.

САРДИС: ТРОЙНОЕ ОБЕТОВАНИЕ (Откр 3:1−6 (продолжение))

Верных ожидает тройное обетование.

1. Они облекутся в белые одежды. Сказано, что «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13:43); а Бог одевается светом, как ризою (Пс 103:2). Что же тогда значат белые одежды?

а) В античном мире белые одежды символизировали празднество, веселье. «Да будут во всякое время одежды твои светлы, — говорит проповедник, — и да не оскудевает елей на голове твоей» (Еккл 9:8). Белые одежды могут значить, что верные и праведники будут гостями на пиршестве у Бога.

б) В античном мире белые одежды символизировали победу. В день празднования триумфа в Риме все граждане одевались в белое; город сам назывался урбс кандида, город в белом. Белые одежды могут символизировать награды верных.

в) Во всех странах и во все времена белый цвет символизирует чистоту, непорочность; и здесь белые одежды тоже могут символизировать непорочность, которая вознаграждается правом лицезреть Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

г) Высказывалось предположение, что белые одежды символизируют воскресшие тела, которые в один прекрасный день обретут верные Христу и победившие. Победившие будут сопричастны белизне света, которая есть риза Самого Бога.

Нет необходимости выбирать между этими значениями; мы можем вполне считать, что они все включены в великое обетование.

2. Имена побеждающих не будут изглажены из книги жизни. Идея книги жизни встречается в Библии часто. Моисей хочет, чтобы он был изглажен из книги Божьей, если Бог не может простить израильтянам грех их (Исх 32:32−33). Псалмопевец надеется, что злые будут изглажены из книги живых (Пс 68:29). В судное время спасутся все, которые будут найдены записанными в книге (Дан 12:1). Имена сотрудников Павла — в книге жизни (Флп 4:3). Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр 20:15), и только те, которые написаны у Агнца в книге жизни войдут в блаженство (Откр 21:27).

В античном мире цари вели списки своих подданных. Если человек совершал государственное преступление или умирал, имя его стиралось из списка. Человек, имя которого занесено в книгу жизни, причислен к верным гражданам Царствия Божия.

3. Иисус Христос исповедает имя такого верного перед Отцом Богом и перед ангелами. Иисус сказал, что всякого, кто исповедает Его перед людьми, исповедает и Он перед Отцом Его, а кто отречется от Него перед людьми, от того отречется и Он (Мф 10:32−33; Лк 12:8−9). Иисус Христос навеки верен тем, кто верен Ему.

ОБРАЩЕНИЕ К ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ ЦЕРКВИ (Откр 3:7−13)

ФИЛАДЕЛЬФИЯ: ГОРОД, ДОСТОЙНЫЙ ПОХВАЛЫ (Откр 3:7−13)

Филадельфия была самым молодым из всех семи городов. Она была основана колонистами из Пергама в царствование Атталы II, который царствовал в Пергаме где-то между 159 и 138 гг. до Р.Х. Филадельфос по-гречески значит любящий брата. Аттала так любил своего брата Евмена, что получил прозвище Филаделъфос, и в его честь город и был назван.

Город был основан с особой целью там, где сходились границы Мисии, Лидии и Фригии, но не как военный сторожевой пункт, потому что о военной угрозе там едва ли можно было говорить, а с целью создать греческий культурный центр для распространения греческой культуры и греческого языка в Лидии и Фригии. Он настолько хорошо выполнял возложенную на него задачу, что к 19 г. лидийцы совершенно забыли свой язык и чувствовали себя греками. Кто-то охарактеризовал Филадельфию как «центр для проникновения греческого языка и греческого письма в мирную страну мирными средствами». Вот это и имеет в виду Воскресший Христос, когда Он говорит о дверях, отворенных перед Филадельфией. За три века до этого перед Филадельфией отворилась дверь для распространения греческих идей в близлежащих странах; теперь перед ней открылась другая великая миссионерская возможность — нести весть о любви Иисуса Христа тем, кто никогда не слышал о ней.

Филадельфия имела важную особенность, которая наложила отпечаток на все это послание. Она лежала на самом краю большой равнины, которая называлась Катпакекаумене, что значит выжженная земля. Это была огромная вулканическая равнина с остатками лавы и пепла потухших вулканов. Это очень плодородная земля и Филадельфия была крупным центром виноградарства и виноделия. Но в этом были скрыты и свои опасности и эти опасности оставили на Филадельфии более глубокий отпечаток, чем на каком-либо другом городе. В 17 г. произошло большое землетрясение, разрушившее Сардис и еще десять городов. В Филадельфии толчки продолжались много лет; римский географ Страбон описывает ее как «город, полный землетрясений».

Часто бывает, что большое землетрясение люди встречают мужественно и с самообладанием, а постоянные мелкие толчки наводят в панику; и именно так случилось с Филадельфией. Из описаний Страбона видно, что толчки происходили ежедневно. В стенах домов появились трещины, то одна часть города лежала в развалинах, то другая; большая часть населения жила за городом в хижинах и шалашах, даже боясь выйти на улицы, чтобы не быть убитыми заваливающимися зданиями. Тех, которые все же продолжали жить в городе, считались сумасшедшими; им приходилось все время подпирать качающиеся здания, и время от времени убегать на открытые места в поисках безопасности. Эти ужасные дни не были забыты в Филадельфии, и жители ее постоянно жили в ожидании страшных подземных толчков, готовые бежать на открытые места в поисках спасения. Житель Филадельфии хорошо знал, какую защиту давало ему обетование, что «он уже не выйдет вон».

Но в послании получило отражение не только это историческое прошлое Филадельфии. Когда она была разрушена землетрясением, император Тиберий был так же щедр по отношению к ней, как и к Сардису. В благодарность жители переименовали город в Новокесарию — новый город кесаря. В царствование императора Веспасиана жители еще раз изменили название, дав ему имя Флавий, потому что Веспасиан происходил из рода Флавиев. Правда, ни то, ни другое имя не закрепились за городом и имя «Филадельфия» было восстановлено. Но жители города прекрасно понимали, что значит получить «новое имя».

Филадельфия получила самую большую из всех семи церквей похвалу и она должна была доказать, что достойна ее.

Позже Филадельфия стала крупным городом. Когда по Малой Азии прокатывались полчища турок и мусульман и все другие города пали, Филадельфия продолжала стойко стоять. В течение многих веков она оставалась среди язычников свободным греческим христианским городом, последним бастионом христианства в Малой Азии, и пала она только в середине четырнадцатого века. Еще сегодня там есть христианский епископ и до тысячи христиан. Из всех семи церквей остались лишь Смирна и Филадельфия.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ: ТИТУЛЫ И ПРИТЯЗАНИЯ (Откр 3:7−13 (продолжение))

В самом начале этого послания Воскресшему Христу даны три великих титула, за каждым из которых стоит громадное притязание.

1. Он — Святый. Святый — это определение Самого Бога. «Свят, свят, свят Господь Саваоф», — говорили серафимы, как это слышал Исаия (Ис 6:3). «Кому же вы уподобите Меня, и с кем сравните? говорит Святый» (Ис 40:25). «Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш» (Ис 43:15). Во всем Ветхом Завете Святый — Бог, а теперь этим титулом назван Воскресший Христос. Надо помнить, что святой, хагиос — значит иной, отличный от. Бог свят, потому что Он отличается от людей; это качество принадлежит Ему Одному. Сказать, что Иисус Христос свят, значит сказать, что Он сопричастен существу Бога.

2. Он — Истинный. В греческом переводе истинный соответствуют два слова. Во-первых, алефес, что значит истинный, подлинный в отличие от ложного; и во-вторых, алефинос, что значит истинный, реальный в отличие от нереального. В данном случае употреблено второе слово. Иисусу свойственна реальность. Когда мы стоим лицом к лицу с Ним, мы стоим лицом к лицу с самой истиной, а не с ее тенью.

3. Он — Имеющий ключ Давидов, который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит. Прежде всего, нужно отметить, что ключ — это символ власти. Это образ Иисуса Христа, обладающего решающей и абсолютной властью, которую никто не может оспаривать.

За этим стоит картина из Ветхого Завета. У Езекии был верный слуга Елиаким, домоправитель, который один мог допустить кого-либо в присутствии царя. Исаия слышал, как Бог говорил о Своем верном рабе Елиакиме: «Ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет, запрет он, и никто не откроет» (Ис 22:22). Вот эта картина стоит перед мысленным взором Иоанна. Один Иисус имеет власть допустить или не допустить кого-нибудь в новый Иерусалим, новый город Давидов. Как это поется в старом церковном гимне: «Ты отворяешь врата небесные всем верующим». Иисус — новый и живой путь в присутствие Бога.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ: ОТВОРЕННАЯ ДВЕРЬ (Откр 3:7−13 (продолжение))

В (3:8−9) у нас возникает проблема в связи с пунктуацией. В древних манускриптах пунктуация отсутствовала вовсе. Проблема заключается в том, что слова «ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени моего» одинаково хорошо могут идти с тем, что предшествует им и с тем, что за ними следует. Это могут в равной мере быть причины, почему двери открыты для филадельфийских христиан или почему им будут отданы те, кто принадлежит к сатанинскому сборищу. Мы считаем, что их нужно читать в контексте с предшествующими им словами; так сделали и переводчики русской Библии.

Воскресший Христос дает великое обетование. Он открыл перед филадельфийскими христианами дверь, которую никто никогда не сможет закрыть. Что же значит эта открытая дверь?

1. Это может быть дверь проповеднических, миссионерских возможностей. Сообщая коринфянам о предстоящей ему работе, Павел пишет: «Для меня отверста великая и широкая дверь» (1Кор 16:9). Когда он пришел в Троаду для благовествования о Христе, ему была открыта дверь Господом (2Кор 2:12). Он просит колоссян молиться, чтобы Бог открыл ему дверь для слова (Кол 4:3). Вернувшись в Антиохию, он рассказывает о том, как Бог открыл дверь веры язычникам (Деян 14:27).

Такой смысл был бы особенно уместным для церкви в Филадельфии. Мы уже видели, что это был пограничный город, лежавший на стыке границ Мисии, Лидии и Фригии, основанный для распространения греческой культуры и греческого языка среди живущих за пределами язычников. Филадельфия стояла на имперской почтовой дороге, шедшей от побережья у Троады через Пергам, Фиатиру и Сардис в Филадельфию и выходила на большую дорогу, ведшей в Фригию. По этой дороге шли императорские армии, купеческие караваны, а теперь она манила миссионеров Христа. Отсюда вытекают две мысли.

а) Перед каждым человеком открыта дверь и возможность миссионерской работы и для этого вовсе не обязательно отправляться за море. В своем доме, в своем круге, в своей общине есть люди, которых можно привести к Христу. И в этом одновременно наша привилегия и наша ответственность — воспользоваться этой возможностью и этой дверью.

б) На пути Христовом вознаграждением за хорошо выполненную работу является дополнительное служение Христу.

2. Было высказано предположение, что дверь, открытая перед филадельфийцами — это Сам Христос. «Я есмь дверь», — сказал Христос (Ин 10:7,9).

3. Было высказано предположение, что эта дверь в мессианское общество. Иисус Христос отворил новое царство Давида, и точно также, как в древнем царстве ключи, открывавшие доступ в присутствие царя, были у Елиакима, так и Иисус — дверь, открывающая доступ в Царствие Божие.

4. Помимо всего этого, для каждого человека открыта дверь для молитвы. Эту дверь не может закрыть ни один человек, и эту дверь открыл Иисус, когда Он убедил людей в том, что Бог Отец любит и ищет их.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ: НАСЛЕДНИКИ ОБЕТОВАНИЯ (Откр 3:7−13 (продолжение))

В 3:9 Воскресший Христос дает обетование, что настанет день, когда иудеи, клевещущие на христиан, придут и поклонятся перед ними. Это отзвук ожиданий иудеев, которое часто можно встретить в Ветхом Завете.

В новый век все народы будут свидетельствовать иудеям свое почтение. Это обетование неоднократно повторяется в Книге Исаии. «И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя» (Ис 60:14). «Труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут, и будут твоими: они последуют за тобою, в цепях придут, и повергнутся пред тобою» (Ис 45:14). «И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицем до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих» (Ис 49:23). И у пророка Захарии было видение того дня, когда все люди, все народы и все языки обратятся к Иерусалиму, «... возьмутся за полу Иудея и будут говорить: «мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог» (Зах 8:22−23).

Христиане верили, что народ Израиля утратил свое место в планах Божиих и это место заняла теперь Церковь. Иудеем в представлении Бога был не тот, кто мог доказать свое расовое происхождение от Авраама, а представитель любой нации, поверивший так же безоговорочно, как Авраам (Рим 9:6−9). Церковь — это Израиль Божий (Гал 6:16). И это значило теперь, что все обетования, данные Израилю, унаследовала Церковь. Теперь ей все люди однажды скромно окажут почтение и покорятся ей. А вот это обетование — обратное тому, что ожидали иудеи. Они ждали, что все народы преклонятся перед ними, но вот настанет день, когда они со всеми народами преклонятся перед Христом.

И это дано увидеть филадельфийской церкви, по крайней мере, начатки этого, если члены ее будут оставаться верными. До момента написания послания они были верны; в предложении: «ты сохранил слово Мое и не отрекся имени Моего», оба глагола стоят в форме аорист, передающей одно конкретное действие в прошлом и это предполагает, что из испытания филадельфийская церковь вышла торжествующей и верной. Может быть, у нее и мало силы, может быть у нее немного запасов, но если ее члены сохранят верность, они узрят зарю победы Христовой.

Верность христианина должна поддерживаться ожиданием Царства Христова, потому что наступление этого Царства зависит от верности каждого христианина.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ: ХРАНЯЩИЕ СЛОВО БОЖИЕ БУДУТ СОХРАНЕНЫ (Откр 3:7−13 (продолжение))

Это обетование Воскресшего Христа — кто хранит, будет сохранен. «Ты сохранил слово Мое, — говорит Он, — и потому Я сохраню тебя». Верность обязательно будет вознаграждена. В 3:10 фраза слово терпения Моего значит, что обетование предназначено для тех, кто показал такое же терпение, какое проявил Иисус в Своей земной жизни.

Христос призывает нас проявить терпение, и мы можем сделать для себя три вывода в связи с Его терпением. Во-первых, оно служит примером для нас. Во-вторых, оно вдохновляет нас; мы должны смотреть на Него, который вместо уготованной Ему радости претерпел крест и пренебрег посрамлением (Евр 12:1−2). В-третьих, терпение, проявленное Иисусом Христом, является гарантией Его сочувствия нам, когда настанет наша очередь терпеть. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр 2:18).

ФИЛАДЕЛЬФИЯ: ОБЕТОВАНИЕ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (Откр 3:7−13 (продолжение))

В 3:11 содержится одновременно обетование и предостережение.

Воскресший Христос обещает прийти скоро. Говорили, что в Новом Завете пришествие Христа всегда служит двум целям.

1. Это предостережение невнимательным и неразумным. Иисус Сам говорил о неверном рабе, воспользовавшемся отсутствием своего хозяина проявил злое неразумие, пока не вернулся внезапно хозяин и не устроил ему суд (Мф 24:48−51). Павел предостерегает фессалоникийцев от ужасной участи, ожидающей непослушных и неверных, когда Господь Иисус явится с неба и воздаст быстрое и окончательное мщение Своим врагам (2Фес 1:7−9). Петр предостерегает своих читателей, что они должны будут дать отчет за свои деяния Тому, Кто придет судить живых и мертвых (1Пет 4:5).

2. Это утешение угнетаемым. Иаков призывает своих читателей к долготерпению, потому что пришествие Господне приближается (Иак 5:8); их печалям скоро будет конец. Автор Послания к Евреям тоже призывает к терпению, потому что Грядущий придет (Евр 10:37).

Но здесь есть еще одно предостережение. Воскресший Христос призывает филадельфийцев держаться того, что у них есть, чтобы никто не похитил их венец (3:11). Дело не в том, что кто-то может украсть их венец, а в том, что Бог возьмет его у них и отдаст его кому-нибудь другому, если они уже не будут достойны носить его. В Библии люди, бывало, теряли свое место, потому что были недостойны, а получали его другие. Так, Исаву пришлось уступить свое место Иакову (Быт 25:34; Быт 27:36). Рувин, который бушевал как вода, должен был уступить свое место Иуде (Быт 49:4,8). Саул лишился своего места, которое получил Давид (1Цар 16:1,13). Севна потерял свое место, которое впоследствии занял Елиаким (Ис 22:15−25). Место Иуды было отдано Матфию (Деян 1:25,26). Иудеи потеряли свое место, которое получили язычники (Рим 11:11).

И в этом заключена трагедия. Часто бывает так, что человеку поручается какая-то задача, и он с большими надеждами приступает к ее исполнению; но потом становится видно, что он не дорос до этой задачи; ее у него забирают и передают другому. То же самое может происходить и с заданиями Бога. У Бога есть задача для каждого человека, но может оказаться, что человек непригоден для ее исполнения, и она переходит к другому.

Истина, к счастью, заключается в том, что человек может реабилитировать себя даже после неудачи, но лишь в том случае, если он предаст себя благодати Иисуса Христа.

ФИЛАДЕЛЬФИЯ: МНОГИЕ ОБЕТОВАНИЯ (Откр 3:7−13 (продолжение))

В 3:12 мы приходим к обетованиям Воскресшего Христа верным и побеждающим. Их много, и они вызывают перед мысленным взором филадельфийцев яркие и реальные образы.

1. Верные и побеждающие христиане будут столпами в храме Бога. Столп церкви — это великая и почетная опора. Петр и Иаков были столпами молодой церкви в Иерусалиме (Гал 2:9). Авраам, говорили иудейские раввины — столп мира.

2. Верные и побеждающие христиане уже не выйдут вон. Здесь может быть заложено одно из двух значений.

а) Это может быть обетование безопасности. Мы уже видели, что Филадельфии долгое время угрожали непрекращающиеся землетрясения, и в такие моменты население бежало на открытое пространство, чтобы спастись, а после того, как толчки прекращались, неуверенно возвращалось назад. Это обетование безопасности и безмятежности верным и побеждающим христианам в мире, который дает Иисус Христос.

б) Некоторые богословы полагают, что это обетование нравственной твердости. В этой жизни даже лучшие из нас бывают иногда плохими. Но те, кто остаются верными, в конце концов, станут подобными столпам, установленным в храме Бога, а жизнь их будет всегда добродетельна. Если здесь заложена именно эта идея, то фраза эта выражает безмятежную добродетель, в которой пребывают, после земных битв, святые, достигшие присутствия Бога.

3. Иисус Христос напишет на верном христианине имя Бога Своего. В этой фразе могут быть три образа.

а) В городах Малой Азии и в Филадельфии люди воздавали почести умершему после праведной жизни жрецу; в храме, где он служил, устанавливали колонну (столп) с его именем и именем его отца. В таком случае эта фраза выражает вечные почести, которые Христос оказывает Своим верным слугам.

б) Вполне даже возможно, что это указание на обычай клеймить рабов инициалами владельца, для указания на его принадлежность. Именно так Бог будет отмечать верных. Какой бы образ ни находился в основе этих слов, смысл их таков, что верные будут носить безошибочный знак своего Бога.

в) Весьма возможно, что перед нами также образ из Ветхого Завета. Сообщив Моисею благословение, которое Аарон и священники должны произносить над сынами Израилевыми, Бог сказал: «Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых» (Чис 6:22−27). Здесь заключена та же идея; на Израиле как бы символ Бога, чтобы все знали, что Израиль — Его народ.

4. На верном христианине будет написано имя нового Иерусалима. Это символизирует гражданство верных христиан в граде Божием. Согласно Иезекиилю имя вновь созданного города будет: Господь там (Иез 48:35). Верные и побеждающие будут гражданами города, в котором всегда находится Господь.

5. На верных христианах Христос напишет Свое новое имя. Жителям Филадельфии хорошо была известна практика присвоения нового имени. Когда в 17 г. ужасное землетрясение разрушило их город, император Тиберий обошелся с ними очень хорошо, освободив от налогов и дав щедрую дотацию для восстановления города; в благодарность за это они переименовали город в Новокесарию, новый город кесаря, а позднее, когда с ними милостиво обошелся император Веспасиан, они назвали свой город Флавий, в честь родового имени императора. Иисус Христос пометит верных Своих Своим новым именем: а что это за имя мы не будем даже рассуждать, потому что никто из людей не знает его (Откр 19:12), но в будущем, когда Христос покорит все, верные Ему будут носить символ, указывающий, что они — Его, и будут сопричастны Его победе.

ОБРАЩЕНИЕ К ЛАОДИКИЙСКОЙ ЦЕРКВИ (Откр 3:14−22)

ЛАОДИКИЯ: ОСУЖДЕННАЯ ЦЕРКОВЬ (Откр 3:14−22)

Лаодикия составляет среди семи церквей печальное исключение — лишь о ней Воскресший Христос не может сказать ничего хорошего.

В античном мире было, по меньшей мере, шесть городов, называвшиеся Лаодикией. Город, о котором идет речь в данной книге — это Лаодикия на реке Лике, названная так в отличие от других городов. Город был основан где-то около 250 г. до Р.Х. Царем Антиохом Сирийским и был назван в честь его жены Лаодикии.

Значение городу придавало лишь его положение. Дорога, ведшая из Ефеса на восток и в Сирию, была самой важной в Асии. Она начиналась у побережья Средиземного моря у Ефеса, поднималась на центральное плоскогорье, на высоту до трех тысяч метров, и шла по долине реки Меандр до так называемых Врат Фригии. Дальше лежала широкая долина, где сходились Лидия, Фригия и Кария. Река Меандр вступала в эту долину через узкое и обрывистое ущелье, через которое дорога пройти не могла, и потому дорога шла в обход, через долину реки Лике, в которой стояла Лаодикия.

Лаодикия лежала по обе стороны великой дороги, ведшей на восток; она входила в город у Ефесских ворот и выходила у Сирийских ворот. Уже этого было достаточно, чтобы сделать Лаодикию крупным торговым и стратегическим центром античного мира. Первоначально Лаодикия была крепостью, но у нее было одно очень уязвимое место; вода в нее поступала из источников по подземному водопроводу длиной в десять километров — опасное положение для осажденного города. Через ворота Лаодикии проходили еще две дороги — одна из Пергама и долины Герма в Писидию, Памфилию и на побережье у Перги, и другая из восточной Карий в центральную и западную Фригию.

Необходим был только мир, чтобы превратить Лаодикию в крупный торговый и финансовый центр. Этот мир принесло с собой римское господство. Когда римский мир предоставил ей эту возможность, она превратилась, как говорил Плиний, в «самый известный город».

Лаодикия имела некоторые особенности, которые наложили свой отпечаток на послании.

1. Это был крупный финансовый и банковский центр. Во время своего путешествия по Малой Азии римский оратор Цицерон получил деньги по своим аккредитивам именно в Лаодикии. Это был один из богатейших городов тогдашнего мира. В 61 г. он был совершенно разрушен землетрясением, но жители были столь богаты и независимы, что отказались от помощи римского правительства и восстановили город своими средствами. Римский историк Тацит писал: «Один из самых знаменитых городов Асии, Лаодикия, был в тот год разрушен землетрясением, и без всяких послаблений от нас восстановился из собственных средств» (Тацит: «Анналы», 14:27). Неудивительно поэтому, что Лаодикия могла хвалиться, что она богата, разбогатела и ни в чем не нуждается. Она была так богата, что ей не был нужен даже Бог.

2. Это был крупный центр текстильной мануфактуры. Пасшиеся вокруг Лаодикии овцы славились своей мягкой блестящей фиолетово-черной шерстью. Эта шерсть применялась для изготовления особого рода туники, называвшейся тримита, которая настолько ассоциировалась с городом, что его иногда даже называли Тримитария. Лаодикия так гордилась изготовлявшимися в ней одеждами, что не замечала, что была нага в глазах Бога.

3. Это был значительный медицинский центр. Приблизительно в двадцати километрах к западу, между городом и Вратами Фригии находился храм карийского бога Мен. Одно время этот храм был общественным, административным и коммерческим центром всего района. Около ста лет тому назад на том месте еще проводились большие ярмарки. Храм был центром медицинской школы, которая была переведена в город Лаодикию. Имена ее врачей были столь известны, что они встречаются даже на лаодикийских монетах.

Медицинская школа славилась по всему миру своими мазями для ушей и для глаз. В Библии говорится о глазной мази. Слово мазь, в греческом тексте коллурион, что значит буквально булочка. Дело в том, что эта тефра Фригия, фригийская пудра экспортировалась во все страны тогдашнего мира в виде твердых таблеток в форме маленьких булочек. Лаодикия так гордилась своими лечебными знаниями, что не сознавала, что духовно слепа. Слова воскресшего Христа непосредственно связаны с процветанием Лаодикии и с ее ремеслами, которыми она так гордилась и которые в умах граждан и даже людей, принадлежащих к церкви, вытеснили потребность в Боге.

4. Осталось сказать лишь еще одно о Лаодикии. Город находился в области, в которую эмигрировало много иудеев. Раввины поносили своих прихожан, ищущих вин и бань Фригии. В 62 г. до Р.Х. губернатор провинции Флакк был так встревожен денежными суммами, которые вывозили иудеи для уплаты храмового налога, который платили все иудеи мужского пола, что запретил вывозить деньги. В результате в Лаодикии было изъято двадцать фунтов золота, а в Апамейе, во Фригии, сто фунтов золота, которое пытались вывезти контрабандой. Это золото стоило 15 000 серебряных драхм. Храмовый налог иудеев составлял полсикля или две драхмы. Это значит, что в районе проживало минимум семь с половиной тысячи иудеев мужского пола. В Иераполисе, в десяти километрах от Лаодикии находилась иудейская община», имевшая право налагать и взимать штрафы, и архив, в котором хранились иудейские юридические и правовые документы. Лишь в немногих местах были иудеи богаче и влиятельнее.

ЛАОДИКИЯ: ТИТУЛЫ ХРИСТА (Откр 3:14−22 (продолжение))

Из всех семи церквей наиболее беспощадно осуждена именно лаодикийская. В ней не отмечена ни одна искупительная или облегчающая ее участь черта. Интересно отметить, что в написанной в третьем столетии книге «Апостольские постановления» сказано, что первым епископом Лаодикии был Архипп. В послании к соседней с Лаодикией общине в Колоссах Павел пишет: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол 4:17). Может показаться, что он недостаточно хорошо исполнял свои обязанности. Но Павел сказал это за 30 лет до написания Откровения. Похоже, что за это время в церкви действительно произошли негативные перемены. Послание лаодикийской церкви начинается, как и все другие, перечислением великих титулов Иисуса Христа.

1. Он — Аминь. Это титул звучит несколько странно. Однако можно предложить несколько объяснений этому титулу.

а) В Ис 65:16 Бог назван Богом истины, что на древнееврейском языке звучит как Бог Аминь. Слово аминь часто ставится в конце серьезного высказывания для того, чтобы гарантировать его истинность. Если Бог — это Бог Аминь, то на Него можно полагаться всегда и во всем. Это, в свою очередь, означает, что обетования Иисуса Христа бесспорно истинны.

б) В Евангелии от Иоанна высказывания Иисуса часто начинаются словами: «Истинно, истинно говорю вам» (Ин 1:51; Ин 3:3,5,11). Истинно по-гречески Аминь. Возможно, что когда Иисус Христос назван Аминь, то это воспоминание или напоминание о Его манере говорить. Значение фразы будет тем же: на обетования Иисуса можно твердо положиться.

2. Он — свидетель верный и истинный. В одном комментарии говорится по этому поводу, что свидетель должен удовлетворять трем важным требованиям, а) Он должен был видеть своими глазами то, о чем он говорит, б) Он должен быть совершенно честным и точно повторять то, что он слышал и видел, в) Он должен быть способным сказать то, что он должен сказать, чтобы его свидетельство произвело должное впечатление на тех, кто его слушает. Иисус Христос в совершенной степени исполнял эти требования. Он может рассказать о Боге, потому что Он пришел от Него. Мы можем положиться на Него, потому что Он — Аминь. Он способен изложить Свое послание, потому что никогда никто не говорил так, как Он говорил.

3. Он — начало создания Божия. В таком виде эта фраза двусмысленна. Она может значить, что Иисус был первенцем творения или же, что Он начал процесс творения, был его «динамическим началом», как сказал один комментатор. В тексте, однако, заложено второе значение. Начало — в греческом тексте архе. В раннехристианских произведениях читаем, что сатана — архе смерти, то есть, смерть берет от него свое начало; и что Бог архе всех вещей, то есть, все имеет свое начало в Нем.

В Новом Завете Сын часто связывается с творением. Иоанн начинает свое Евангелие с того, что говорит о Слове: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:3). «Им, — говорит Павел, — создано все» (Кол 1:16,18). Новозаветные авторы настаивали на участии Сына в творении потому, что еретики объясняли грех и болезни тем, что мир был якобы создан ложным и неполноценным богом. Христиане же настаивают на том, что этот мир есть творение Бога, а грех и болезни являются результатом не Его ошибки, а вызваны непослушанием людей. В представлении христиан Бог творения и Бог искупления — Един.

ЛАОДИКИЯ: НИ ТО И НИ ДРУГОЕ (Откр 3:14−22 (продолжение))

Осуждение лаодикийской церкви начинается с очень яркой и почти грубой картины; уже тот факт, что лаодикийцы ни холодны, ни горячи вызывает тошноту, поэтому Воскресший Христос и извергнет их из уст Своих.

Здесь следует отметить точное значение слов. Холодный — в греческом это псухрос, и оно может иметь значение холодный, вплоть до точки замерзания. Горячий — в греческом зестос и имеет значение горячий до точки кипения. Теплый — в греческом хлиарос. Тепловатые вещи часто вызывают тошноту. Горячая и холодная пища может быть вкусной и аппетитной, а от тепловатой пищи часто сводит желудок. Напротив Лаодикии, на другом берегу Лики, прямо на виду, стоял Иераполь, известный своими горячими целительными источниками. Вода горячих минеральных источников часто имеет тошнотворный вкус и действительно вызывает у людей рвоту. Именно такое воздействие оказывала лаодикийская церковь на Воскресшего Христа. Над этим стоит задуматься.

1. Совершенно очевидно, что Воскресший Иисус беспощадно осуждает безразличие. Кто-то сказал, что хорошую биографию может написать тот, кто любит своего героя или ненавидит его, но не тот, кто безразличен к нему. Но труднее всего бороться именно с безразличием. Главная трудность современной евангелизации заключается не во враждебности к христианству — это было бы даже лучше, — а в том, что для многих христианство и Церковь перестали иметь какое-то значение и они смотрят на них с полным безразличием. Это безразличие можно преодолеть, если показать людям, что христианство — это укрепляющая жизнь сила и украшающая ее благодать.

2. К христианству нельзя быть нейтральным. Иисус Христос действует через людей, а человек, остающийся к Нему совершенно беспристрастным, тем самым отказывается взять на себя предназначенную ему в Божественном предназначении работу. Человек, который отказывается предоставить себя в распоряжение Христа, тем самым противится Ему.

3. Как бы сурово это ни звучало, но эта ужасная угроза Воскресшего Христа сводится к тому, что лучше вообще не вставать на христианский путь, нежели, вступив на него, скатиться на позиции банального и неосмысленного христианства. Нужно поддерживать пламя в огне. Существует такое ненаписанное высказывание Иисуса: «Кто стоит близко от Меня, стоит около огня». А «пламенеть духом» (Рим 12:11) значит жить вблизи Христа.

ЛАОДИКИЯ: БОГАТСТВО, КОТОРОЕ В СУЩНОСТИ ЕСТЬ НИЩЕТА (Откр 3:14−22 (продолжение))

Трагедия Лаодикии заключалась в том, что она была убеждена в своем богатстве и слепа к своей нищете. В человеческом представлении не было в Малой Азии более процветающего города. С духовной точки зрения, Воскресший Христос заявляет, что нет более бедствующей общины, чем эта. Лаодикия гордилась тремя вещами, и Христос берет каждую из них и показывает их подлинную цену.

1. Она гордилась своим финансовым богатством. Она полагала, что богата и обогатилась, и ни в чем не нуждается. Воскресший Христос советует Лаодикии купить золото, очищенное огнем. Может быть, что золото, очищенное в огне, символизирует веру, потому что так характеризует веру Петр (1Пет 1:7). Богатство может сделать многое, но некоторые вещи оно никогда сделать не может: купить счастья или дать физического или душевного здоровья; дать утешение в скорби, или дружбы в одиночестве. Воистину нищ тот, кто может только богатством устроить свою жизнь. Но тот, кто имеет веру, очищенную и испытанную в суровых испытаниях, может встретить и выдержать все, и он воистину богат.

2. Лаодикия гордилась своими ткацкими мануфактурами и своей торговлей одеждою. Изготовлявшиеся там одежды славились во всем мире, а шерсть лаодикийских овец была известным всем предметом роскоши. Но, говорит Воскресший Христос, Лаодикия духовно нага; если она действительно хочет быть одетой, она должна прийти к Нему. Воскресший Христос говорит о «срамоте наготы» Лаодикии.

В древнем мире это значило даже больше, чем нынче. В античном мире не было большего позора и унижения, как быть раздетым догола. Именно так поступил Аннон со слугами Давидовыми (2Цар 10:4). Египту грозит, что Ассирия поведет пленников нагими и босыми (Ис 20:4). Пророк Иезекииль грозил Израилю, что раскроет перед ее любовниками наготу ее, а враги ее снимут с нее одежды ее и возьмут наряды ее (Иез 16:37−39; Иез 23:26−29; ср. Ос 2:3,9; Мих 1:8,11). Бог передал через пророка Наума угрозу непослушному народу: «Я ... покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою» (Наум 3:5). И, напротив, величайшей почестью было прекрасное одеяние. Фараон оказал Иосифу почести, одев его в висонные одежды (Быт 41:42). Валтасар одел Даниила в багряницу (Дан 5:29). Одеяние царское для человека, которого хочет отличить царь (Есф 6:6−11). По возвращении домой, блудный сын одет был в лучшую одежду (Лк 15:22).

Лаодикия гордилась производимыми ею прекрасными одеждами, но душевно была нага, а нагота — это срам. Воскресший Христос убеждает Лаодикию купить у Него белые одежды. Это вполне может символизировать красоты жизни и характера, которые дает благодать Христова. Мало достоинства в человеке, который украшает свое тело, но нечем не украсит свою душу. Никакие одежды в мире не могут сделать прекрасным извращенного и отвратительного человека.

3. Лаодикия гордилась своей знаменитой глазной мазью, но факты показывают, что она не видела собственной нищеты и наготы. В одном английском комментарии говорится: «Чтобы действительно исправиться, нужно увидеть себя такими, какие мы есть». Все глазные мази античности при первом применении вызывали жгучую боль, и Лаодикия не желала видеть себя такой, какой она воистину была.

ЛАОДИКИЯ: КОГО ЛЮБЛЮ, ТЕХ И НАКАЗЫВАЮ (Откр 3:14−22 (продолжение))

Идея и учение 3:19 проходят через все Писание. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». Очень интересно, как эта идея выражена. Это, собственно, цитата из Притч 3:12, но в ней изменено одно слово. В греческом переводе употреблено слово агапан, переведенное как любовь. Греческое слово передает несокрушимую доброжелательность, которую ничто не может обратить в ненависть; но это отношение, по-видимому, скорее идет от ума, чем от сердца, и в этой цитате Воскресший Христос меняет апаган на филеин, которое передает самую нежную любовь. Этот стих вполне можно было бы перефразировать так: «Строже всего я наказываю тех, кто Мне дороже всех».

Рассмотрим сначала слово обличаю. В греческом это елегхепн и оно передает обличение, заставляющее человека видеть ошибки своего поведения. Соответствующее существительное елегхос греческий философ Аристотель определяет так: «Это доказательство того, что вещь не может быть иной, чем мы ее видим». Самый яркий пример такого обличения — как Нафан открывал Давиду глаза на его грехи (2Цар 12:1−14). Обличение Божье — это не столько наказание, сколько озарение, разъяснение.

Посмотрим теперь, как проходит в Библии идея наказания. Она очень специфична для учения, изложенного в Книге притчей Соломоновых. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч 13:24). «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет. Ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Притч 23:13−14). «Искренни укоризны от любящего» (Притч 27:6). «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери... Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притч 29:15,17). «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс 93:12). «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителя не отвергай» (Иов 5:17). «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор 11:32). «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны» (Евр 12:6−8).

Собственно, если Бог оставляет человека одного — это уже окончательное осуждение. «Привязался к идолам Ефрем; оставь его» (Ос 4:17). Как сказано в одном комментарии: «Великий Мастер-строитель многочисленными ударами резца и молотка обтесывает и шлифует камни, которые, наконец, найдут свое место в стенах небесного Иерусалима... Вкусное вино течет из давленого винограда, а не из нетронутого». Самый верный способ позволить ребенку погибнуть — разрешить ему поступать, как ему хочется. Жизнь показала, что лучшие спортсмены и лучшие ученые проходят самое взыскательное обучение. Наказание Божье — это не нечто такое, чего мы должны избегать; за него мы должны быть искренне благодарны.

ЛАОДИКИЯ: ХРИСТОС, СТУЧАЩИЙСЯ В ДВЕРЬ (Откр 3:14−22 (продолжение))

В 3:20 один из самых знаменитых во всем Новом Завете образов Иисуса. «Се, стою у двери и стучу», — говорит Воскресший Христос. Этот образ взят из двух различных источников.

1. Он был взят как предупреждение, что конец близок, и что пришествие Христа близко. Христианин должен быть готов открыть дверь, когда бы ни постучал Господь (Лк 12:36). Когда появятся знаки, христианин будет знать, что последнее время близко, даже уже у дверей (Мф 2:33; Мк 13:29). Христиане должны жить добродетельно и в любви, потому что Судия стоит у дверей (Иак 5:9). Новый Завет, правда, использует эту картину для передачи приближения пришествия Христа. Если здесь был вложен этот смысл, то фраза является предостережением, и она призывает людей позаботиться и быть внимательными, потому что Иисус Христос — Судья и Царь, — у двери.

2. Нельзя сказать, что этот смысл здесь невозможен, но складывается впечатление, что он не очень вписывается в контекст, потому что дух настоящего отрывка скорее любовь, нежели предостережение. Лучше принять это высказывание Христа как призыв Того, Кто любит души людей. Скорее всего, источник этого отрывка следует искать в Книге песни песней Соломона, когда возлюбленный стоит у дверей своей любимой и молит ее открыть: «...вот, голос моего возлюбленного, который стучится: «отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя» (Песн 5:2−6). Перед нами возлюбленный Христос, стучащийся в двери сердец человеческих. И, кроме того, в этом отрывке перед нами открыты некоторые истины христианского учения.

а) Мы видим мольбу Христа. Он стоит у двери сердца человеческого и стучится. Совершенно уникальный факт заключается в том, что христианство принесло в этот мир идею Бога, ищущего людей. Ни в одной другой религии нет и представления об ищущем Боге.

В книге «Из Назарета» Дональд Бэйли приводит три свидетельства уникальности этой концепции. Крупный иудейский ученый Монтефиоре сказал, что ни один иудейский пророк или раввин никогда не мог представить себе «концепцию Бога, действительно ищущего грешников, которые сами не ищут Его, а, наоборот, отвернулись от Него». Национальный комитет христиан Японии указал в одном документе на такое принципиальное отличие христианства от всех других религий: «Не человек ищет Бога, а Бог берет на Себя инициативу найти человека». Еще в двенадцатом столетии французский богослов Бернар Клервосский говорил своим монахам, что «как бы рано они не проснулись и не встали к молитве в своей капелле зимним утром или глухой ночью, Бог всегда будет бодрствовать и ждать их. Это Он разбудил их, чтобы они нашли Его».

И здесь перед нами картина Христа, ищущего грешников, которые не хотели искать Его. Действительно, лучшего доказательства любви не может быть.

б) Мы видим предложение Христа. В Библии сказано: «Войду к нему и буду вечерять с ним». Вечерять — в греческом дейпнейн. Соответствующее существительное — дейпнон. Греки принимали пищу три раза в день. У них были акратисма, завтрак — кусок сухого хлеба, обмакнутого в вино; аристон — обед; на обед домой не ходили, перекусывали прямо у дороги, взятым с собой куском, или где-то под колоннадой или в городском сквере; и, наконец, дейпнон — ужин, главная трапеза дня. Он длился довольно долго; люди не спешили — дневная работа была закончена. И вот именно дейпнон Христос разделит с человеком, который отзовется на Его стук; не какую-то закуску на бегу, а трапезу, во время которой люди ведут дружеские беседы. Если человек откроет дверь, Иисус Христос войдет и посидит с ним.

3. Мы видим ответственность человека. Христос постучится, и человек может ответить или же не ответить. Христос не вламывается, надо пригласить Его войти. Даже на дороге в Еммаус «Он показал им вид, что хочет идти далее» (Лк 24:28). Прав был Холмен Хант, нарисовавший в своей картине «Свет мира» дверь в сердце человека с ручкой для отпирания лишь изнутри, потому что его можно открыть лишь изнутри. Как сказано в одном комментарии: «Каждый человек — хозяин и господин в доме своего сердца, в своей крепости; он должен отворить ее ворота» и у него есть «мрачное право и привилегия отказаться открыть». Человек, отказывающийся открыть, «ослеплен в споре со своим блаженством». Он — «жалкий победитель». Христос молит и предлагает, но тот, кто не откроет Ему дверь, только потеряет.

ЭТО ОТНОСИТСЯ К ТЕБЕ (Откр 3:14−22 (продолжение))

Воскресший Христос дает обетование, что побеждающий будет сидеть на Его победоносном престоле. Мы правильно поймем заложенную здесь картину, если будем помнить, что восточный престол больше походил на тахту, чем на диван. Победивший в жизни разделит престол с победившим Христом.

Каждое послание заканчивается словами: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Эта фраза имеет две цели.

1. Она придает посланиям индивидуальный характер. Это обращение к каждому человеку: «Это относится к тебе». Мы так часто слышим послание, идущее к нам через проповедника, но относим его к кому угодно, только не к себе. В глубине своего сердца мы верим, что суровые слова не могут быть обращены к нам; а обетования уже слишком хороши, чтобы они могли сбыться для нас. А эта фраза говорит каждому из нас: «Все это относится к тебе».

2. Она сводит послания к общим законам. Она значит, что эти послания и эти вести относились не только к христианам семи церквей, жившим девятнадцать столетий тому назад, но что через них Дух говорит к каждому человеку в каждом поколении. Мы старательно поместили эти послания в тогдашнюю ситуацию и атмосферу, в которой они были написаны, но заключенная в них весть носит не местный характер и относится не только к тому времени. Она вечна и в ней Дух все еще обращается к нам.

комментарии Баркли на Откровение Иоанна, 3 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.