ВВЕДЕНИЕ
В наши дни Коринф — небольшой городок, мало чем интересный, если не считать его исторического значения. Но во времена, относящиеся к Новому Завету, это был богатый, процветающий город, имевший, благодаря своему расположению, важное стратегическое значение.
В географическом отношении Греция делится на две части. Ее южная часть, Пелопоннес, соединена с северной очень узким — в четыре мили шириной — перешейком. В те времена с его западной стороны, на берегу Коринфского залива, находился порт города Лекеума. С восточной стороны, на берегу залива Сароникос, стоял портовый город Кен-креи. В центре перешейка, к югу, находился Коринф, расположенный на плато, доминирующем над всей местностью. В древние времена все торговые пути, связывавшие южную и северную части Греции, в том числе пути в Афины и из Афин, проходили через Коринф.
Морское путешествие вокруг Пелопоннеса не только отнимало много времени, но и было очень опасным. Этот морской путь был настолько коварным и ненадежным, что у тогдашних мореплавателей сложилась поговорка: «Моряк никогда не отправится в путь вокруг Малеи (мыса на южном окончании полуострова), не оставив прежде завещания». Поэтому большинство мореплавателей предпочитало перетаскивать свои корабли через узкий перешеек по суше, непосредственно мимо Коринфа, с помощью полозьев или колес. Это было быстрее, дешевле и безопаснее, чем плыть 250 миль вокруг полуострова. В конце концов перешеек стал известен как «диалкос», что значит «место, через которое перетаскивают». Коринф получал доход от торговых путей, проходивших через него во всех направлениях, и, в результате, стал важным торговым центром.
В наши дни канал, возникший в воображении Перисандера в 6 веке до н.э., и, который в 1 веке н.э. начал строить римский император Нерон, но который так и не был достроен до конца 19-го столетия, связывает через перешеек оба залива, облегчая в огромной степени морскую торговлю.
Но Коринф славился не только как торговый город — он был известным всей Греции как центр развлечений. Двумя важнейшими спортивными событиями тех дней были Олимпийские и Истмийские игры, и Коринф принимал гостей последних -названных в честь Коринфского перешейка (истмуса).
Коринф был разрушен римлянами в 146 году до н.э. и восстановлен Юлием Цезарем 100 лет спустя. Вначале он был римской колонией, населенной в основном римлянами, и, в конце концов, стал столицей римской провинции Ахайи. Благодаря своему местоположению он вскоре сделался важным торговым центром, в результате чего его население стало многонациональным. Оно состояло, кроме греков, из римских чиновников и деловых людей, а также из народов, населявших Ближний Восток, в том числе и евреев.
Подобно многим греческим городам, Коринф имел акрополь (буквально — «вышгород»), называвшийся Акрокоринф. Он использовался для защиты населения и как место языческих богослужений. В ясный день с его вершины можно было видеть Афины, расположенные примерно в 45 милях от него. Возведенный на шестисотметровом гранитном возвышении, Акрокоринф был достаточно велик, чтобы во время осады укрывать в себе все население Коринфа и окрестных деревень. В Акрокоринфе находился знаменитый храм Афродиты, богини любви. Обычно в этом храме было около тысячи жриц, занимавшихся ритуальным блудодеянием. Каждую ночь они спускались с холма в Коринф, чтобы торговать своим телом среди наводнявших город путешественников-чужестранцев и местных мужчин.
Даже в языческом мире город выделялся своей моральной испорченностью, так что в классическом греческом языке слово «коринфиазестхай» (вести себя, как коринфянин) стало означать — вести себя крайне аморально и устраивать пьяные дебоши. Само имя города стало синонимом моральной развращенности. В своем Послании к церкви, находящейся в Коринфе, Павел перечисляет некоторые из его характерных грехов — блуд (порнея, откуда происходит современное слово порнография), идолослужение, прелюбодеяние, мужеложство, малакийство, воровство, лихоимство, пьянство, злоречие и хищничество (6:9−10).
Некоторые из коринфских верующих были виновны в этих грехах до обращения и очистились (6:11). Однако, некоторые члены церкви все еще жили безнравственно. Были среди них и такие, кто совершал еще более ужасные грехи — грехи, которых, как писал им Павел, чуждались даже язычники, например — инцест (5:1).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРИНФСКОЙ ЦЕРКВИ
Впервые Павел посетил Коринф во время своего второго миссионерского путешествия. В течение некоторого времени он проповедовал и работал в городах Македонии и Греции. Из Филипп (это был первый из европейских городов, где он служил) он отправился в Фессалонику, Верею, в Афины, а затем и в Коринф.
По прибытии в Коринф он встретится с Акилой и Прискиллой — евреями, изгнанными из Рима, которые как и он сам, занимались изготовлением палаток. Он оставался у них некоторое время и начал проповедовать в синагоге, — регулярно, каждую субботу. Сила и Тимофей из Македонии присоединились к нему. Чем настойчивее становились проповеди Павла, тем ожесточеннее делалось сопротивление им. Однако, вскоре многие жители Коринфа, включая и евреев, уверовали в Христа. Даже Крисп, начальник синагоги, вместе со своими домочадцами, доверился Господу (Деян 18:8).
Павел продолжал служить в Коринфе в течение полутора лет (Деян 18:11). Оппозиция его проповедям со стороны верующих евреев была такой сильной, что они отвели его в римский трибунал. Однако, проконсул Галлион отказался выслушивать это дело, поскольку обвинения против Павла носили чисто религиозный характер. После этого Павел еще некоторое время пробыл в Коринфе, а затем, вместе с Акилой и Прискиллой покинул Коринф и отправился в Еф Оставив своих друзей в этом городе, он вернулся в Палестину (Деян 18:12−22).
Вторым руководителем коринфской церкви был Аполлос. Аполлос, красноречивый проповедник, еврей из Александрии, принявший христианство, пришел и начал проповедовать в Ефесе в то время, когда там находились Акила и Прискилла. Хотя он был «силен в Писании», в том, что касается христианского учения, у него были некоторые недостатки, и Акила с Прискиллой помогали ему избавиться от них. Когда он решил отправиться проповедовать в Ахайю, Ефесская церковь не только поддержала его, но и дала ему рекомендательное письмо, и он начал служить в Коринфе, став ведущим пастором Коринфской церкви (Деян 18:24−19:1).
В промежутке между отъездом из Коринфа и написанием того, что мы называем 1 Посланием к Коринфянам, Павел обратился к Коринфской церкви с другим письмом (1Кор 5:9), о котором он обычно говорит как о последнем послании. Оно тоже было критическим по своему содержанию.
ПРОБЛЕМЫ ЦЕРКВИ
У коринфской церкви было много трудностей; в том числе — фракционность. После того, как в Коринфе служил Аполлос, у некоторых верующих развилась по отношению к нему особого рода привязанность. Между ними и теми, кто был предан Павлу, стали возникать разногласия. Третья группа была предана Петру (его арамейское имя — Цефас), а члены еще одной группы говорили о себе, что верны одному только Христу. Апостол строго упрекнул всех верующих за ссоры и за то, что между ними царят разделения (1:10−13; 3.1−9).
Однако, наиболее серьезная трудность состояла в том, что верующие не обособились от мирской жизни окружавшего их общества. Они не могли, а, возможно, и не хотели понять, принципа «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин 2:15). Они не могли «раскоринфиться». В своем предыдущем (потерянном) письме Павел особенно предостерегал их «не сообщаться с блудниками» (1Кор 5:9). Некоторые христиане поняли эти слова так, будто бы он при этом имел в виду — не сообщаться с неверующими, которые были безнравственными. Но распутными, жадными, жуликоватыми и предающимися идолопоклонничеству, о которых говорил Павел, были и некоторые из членов церкви, которые отказывались отступить от распутного, непотребного коринфского образа жизни, или же впадали в него снова (5:9−11). Верующим, оставшимся верными, не следовало общаться с такими людьми. По сути дела, таких распутных братьев следовало изгонять из своей среды, чтобы очистить церковь (5,13).
Как и многим христианам в наши дни, коринфским верующим было невероятно трудно не подражать окружавшему их неверующему и испорченному обществу. Обычно, им удавалось быть выше остальных в нравственном смысле, но они сползали вниз, в том же направлении, что и мир. Они хотели оказаться, в Царствии Божием, а сами одной ногой оставались в царствии мира сего. Они хотел иметь блага новой жизни, а сами держались за удовольствия старой. Им хотелось бы иметь то, что им казалось лучшим в обоих из миров, но Павел ясно предостерегал их, что это невозможно (6:9−10).
Коринфяне перепутали принципы, о которых им писал Павел. Они продолжали общаться с членами церкви, откровенно и нагло грешившими, хотя им следовало порвать с ними все отношения. С другой стороны, подражая в поведении своим неверующим соседям, они отказывались с ними общаться, хотя и были обязаны нести им свидетельство о Христе.
И все же, у них не было недостатка в источниках духовной силы (1:5−7), у них был высокий потенциал духовного развития и духовных дарований, и Павел страстно желал увидеть этот потенциал реализованным. Такова была церковь, к которой в этом послании обращался Павел.
КРАТКИЙ ПЛАН 1-ГО ПОСЛАНИЯ К КОРИНФЯНАМ
1. Призвание к святости и её блага (1:1−9)
2. Заблуждения и проблемы в церкви (1:10−16:4) относительно:
— единства (1:10−3:23)
— служения (4:1−21)
— нравственности (5:1−6:20)
— брака (7:1−40)
— свободы (8:1−11:1)
— мужчин и женщин в церкви (11:2−16)
— Вечери Господней (11:17−34)
— духовных даров (12−14)
— воскресения (15)
— управления (16:1−4)
3. Личные планы и приветствия (16:5−24)
комментарии Джона МакАртура на 1 послание Коринфянам, введение