3:2 слово В других вариантах слово переводится как «истины». Греческое слово логион является уменьшительной формой от часто встречающегося в Новом Завете логос, которое обычно переводится «слово». Это важные высказывания или послания, особенно сверхъестественные. Здесь Павел употребляет его в отношении всего Ветхого Завета — иудеи приняли слово от истинного Бога (Втор 4:1,2; 6:1,2; ср. Мк 12:24; Лк 16:29; Ин 5:39). Иудеи получили великий дар в виде Ветхого Завета, ибо в Нем содержалась истина о спасении (2Тим 3:15) и в общем виде о благой вести (Гал 3:8). Когда Павел сказал «проповедуй слово» (2Тим 4:2), он имел в виду «слова Божии» (1Пет 4:11), содержавшиеся в Писании.
3:3,4 Павел предвидел, что иудеи не согласятся с его утверждениями о том, что Бог не гарантирует осуществление Своих обетований для каждого физического наследника Авраама. Они станут утверждать, что подобное учение отменяет все обетования Божии для иудеев, записанные в Ветхом Завете. Но его ответ отражает как прямое, так и косвенное содержание Ветхого Завета: прежде чем любой иудей, невзирая на чистоту крови его потомков, может наследовать обетования, он должен прийти к покаянию и вере (ср. 9:6,7; Ис 55:6,7).
3:3 верность Божию Бог исполнит все Свои обетования для народа, даже если отдельные иудеи неспособны получить их из-за своего неверия.
3:4 всякий человек лжив Даже если бы все человечество согласилось в том, что Бог неверен в Своих обетованиях, это было бы лишь доказательствам того, что все лживы, но Бог — истинен. Ср. Тит 1:1. как написано Цитата из Пс 50:6.
3:5−8 Павел заранее отвечает на то возражение, что его учение опровергает саму святость и чистоту Бога (см. пояснения к 3:3,4).
3:5 открывает правду Божию. См. пояснение к 1:17. Подобно тому как ювелир показывает алмаз на черном бархате, подчеркивающем красоту камня. говорю по человеческому рассуждению Он просто перефразирует слабую, небиблейскую логику своих оппонентов — продукт их естественного невозрожденного разума.
3:6 судить Главная тема Писания (Быт 18:25; Пс 49:6; 57:12; 93:2). Возможно, здесь речь идет о великом будущем дне суда (см. пояснение к 2:5). Павел хочет сказать, что если бы Бог простил грех, то у Него не было бы справедливой основы для суда.
3:8 злословят К величайшему сожалению, благовествование Апостола о спасении благодатью через веру, было извращено его оппонентами, которые заявляли, что оно не только оправдывает грех, но и поощряет греховное поведение (5:20; 6:1,2).
3:9−20 Павел делает следующий вывод в отношении всего человечества: иудей и язычник равны перед Богом (см. пояснения к 1:18−3:20).
3:9 имеем ли мы преимущество? Возможно, «мы» относится к христианам в Риме, которым адресовано данное послание. В природе христиан нет ничего такого, что ставило бы их выше тех, кто, по мнению Павла, находится под осуждением Божиим. Еллины См. пояснение к 1:14. под грехом Абсолютно подчинены рабству греха.
3:10−17 Павел приводит ряд цитат из Ветхого Завета, касающихся характера (ст. 10−12), речи (ст. 13,15) и поведения (ст. 15−17) всех людей. Неоднократное употребление слова «нет» подчеркивает абсолютность человеческого греха и противления.
3:10−12 Цитата из Пс 13:1−3; 52:2−4.
3:10 как написано Обычные вводные слова при цитировании Ветхого Завета (ср. 1:17; 2:24; 3:4; Мф 4:4,6, 7,10). Время греческого глагола подчеркивает продолжительность и постоянство действия и, тем самым, означает его Божий характер. праведного ни одного Все человечество живет во зле (ср. Пс 13:1; см. пояснение к 1:17).
3:11 нет разумевающего Человек не способен понять истину Божию или достичь уровня Его праведности (см. Пс 13:2; 52:4; ср. 1Кор 2:14). К сожалению, его духовное невежество является не результатом отсутствия возможности узнать о Боге (1:19,20; 2:15), а выражением его растления и бунта против Бога (Еф 4:18). никто не ищет См. Пс 13:2. В данном стихе отчетливо подразумевается, что лжерелигии мира представляют собою попытки падшего человека убежать от истинного Бога, а не искать Его. Человеку свойственно по природе искать свой собственный интерес (ср. Флп 2:21), но его единственная надежда — чтобы Бог нашел его (Ин 6:37,44). Бога ищет лишь то сердце, в котором происходит работа Божья (Пс 15:8; Мф 6:33).
3:12 совратились с пути См. Пс 13:3. Основное значение этого слова «двигаться в неправильном направлении». Так говорилось о солдате, идущем неправильной дорогой, или о дезертире. Все люди склонны к оставлению путей Божьих и поискам собственных путей (Ис 53:6). нет делающего добро См. пояснение к ст. 10.
3:13 открытый гроб См. Пс 5:10. Гробы запечатывались не только из уважения к умершему, но и для того, чтобы скрыть вид и вонь разлагающегося тела. Как незапечатанный гроб позволяет проходящему мимо видеть и обонять его содержание, так и уста невозрожденного человека извергают гнусные слова, обнаруживая разложение его сердца (ср. Пр. 10:31,32; 15:2,28; Иер 17:9; Мф 12:34,35; 15:18; Иак 3:1−12). аспидов См. Пс 139:4; ср. Мф 3:7; 12:34.
3:14 злословия Цитата из Пс 9:28. Имеется в виду злое пожелание, выраженное публично неприличными словами. горечи Демонстративное выражение враждебных чувств в отношении своего врага (ср. Пс 63:4,5).
3:15−17 Цитата из Ис 59:7,8.
3:16 разрушение и пагуба Человек повреждает все, к чему притрагивается, оставляя за собой шлейф боли и страданий.
3:17 пути мира Не отсутствие внутреннего покоя, а склонность человека к противоборству и конфликтам как между отдельными людьми, так и народами (ср. Иер 6:14).
3:18 страха Божия См. Пс 35:2. Истинное духовное состояние человека нигде не проявляется так отчетливо, как в отсутствии надлежащего подчинения и поклонения Богу. Библейский страх перед Богом состоит из: 1) восхищения Его могуществом и славой и 2) благоговейного страха перед последствиями попирания Его святости (см. пояснения к Пр. 1:7; ср. Пр. 9:10; 16:6; Деян 5:1−11; 1Кор 11:30).
3:19 состоящим под законом Все неискупленные. Иудеи получили писанный закон через Моисея (3:2), а язычники имеют дела закона, написанные на их сердцах (2:15), поэтому и те, и другие подотчетны Богу. заграждаются всякие уста… виновен Нет защиты от приговора, который Бог выносит всему роду человеческому.
3:20 делами закона Совершенное выполнение нравственного закона Божия невозможно, поэтому каждый человек осужден (см. пояснения к Гал 3:10,13). не оправдается См. пояснение к 3:24. законом познается грех Закон дает знание о грехе, но не спасает. См. пояснение к 7:7.
3:21 — 5:21 Убедительно показав всеобщую подверженность греху и его потребность в праведности (1:18−3:20), Павел идет дальше, развивая тему, представленную в 1:17 о том, что Бог явил дар благодати в виде праведности, которая исходит от Него на основе одной лишь веры (3:21 — 5:21).
3:21 Но ныне Речь идет не о времени, а о переходе Апостола к новой аргументации. Показав невозможность достижения праведности человеческими усилиями, он поясняет смысл праведности, которую даровал сам Бог. независимо от закона Вне всякого подчинения любому закону (4:15; Гал 2:16; 3:10,11; 5:1,2, 6; Еф 2:8,9; ср. Флп 3:9; 2Тим 1:9; Тит 3:5). правда См. пояснение к 1:17. Эта правда уникальна: 1) ее источник — Бог (Ис 45:8), 2) она является одновременно наказанием и наставлением закона Божьего. Заместительная смерть Христова оплачивает наказание тех, кто не смог соблюсти закон Божий, а Его совершенная покорность всем требованиям закона Божьего удовлетворяет требованиям полной правды (2Кор 5:21; 1Пет 2:24; ср. Евр 9:28) и 3) поскольку правда Божия вечна (Пс 118:142; Ис 51:8; Дан 9:24), получающий ее от Него пользуется ею вечно. свидетельствуют закон и пророки См. пояснение к 1:2.
3:22 через веру… во всех… верующих. См. пояснение к 1:16.
3:22,23 нет различия… славы Божией Здесь поясняется тот факт, что Бог может ниспослать Свою праведность всем верующим, будь то иудей или язычник, потому что все люди без исключения неспособны соответствовать в жизни стандартам Всевышнего.
3:23 все согрешили Павел уже говорил об этом в 1:18−3:20.
3:24 оправдание В этом послании слова, связанные тем же греческим корнем (напр. оправдать), встречаются около 30 раз, но больше всего их в 2:13−5:1. В греческом языке это был юридический термин, означавший признание невиновности. Вердикт включает: освобождение от вины и наказания за грех, а верующему вменяется праведность Христова, с которой Бог и принимает человека как праведника. Бог перенес вину верующего на Христа через Его жертвенную смерть (Ис 53:4,5; 1Пет 2:24), и Он переносит совершенное повиновение Христа закону Божьему на христиан (ср. 5:19; 1Кор 1:30; см. пояснения к 1Кор 5:21; Флп 3:9). Грешник получает этот дар благодати Божией одной лишь верой (3:22,25; см. пояснение к 4:1−25). Освящение — труд Божий по превращению в праведников оправданных — отличается от оправдания, но всегда идет вслед за ним (8:30). даром, по благодати Его Оправдание — это дар благодати Божией, распространяющийся на покаявшегося и уверовавшего грешника, вне всякой зависимости от человеческих достоинств или дел (см. пояснение к 1:15). искупление За этим словом стоит образ древней работорговли. За освобождение раба или заключенного нужно было уплатить необходимый выкуп. Единственно приемлемая оплата для освобождения грешников от рабства греха и заслуженного наказания заключалась в Иисусе Христе (1Тим 2:6; 1Пет 1:18,19), что и было сделано для удовлетворения справедливости Божией.
3:25 Которого Бог предложил Великая жертва была принесена не тайно, а явно. Бог представил на всеобщее обозрение Своего Сына на Голгофе. умилостивления Это важнейшее определение жертвы Христа. Это слово передает идею умиротворения или удовлетворения: насильственная смерть Христа удовлетворила оскорбленную святость и гнев Божий против тех, за кого Христос умер (Ис 53:11; Кол 2:11−14). Древнееврейский эквивалент этого слова обозначает крышку ковчега завета, которую первосвященник окроплял кровью жертвенного животного в день искупления за грехи народа. В языческих религиях за умилостивление гнева божества отвечает не бог, а идолопоклонник. Но в реальности человек не может удовлетворить справедливость Божью иначе как вечным адом, если за него не пострадает Христос. Ср. 1Ин 2:2. через веру См. пояснение к 1:16. прощении грехов Это не значит безразличие или отпущение грехов. Справедливость Божья требует, чтобы всякий грех и грешник были наказаны. Бог проявил бы справедливость, умертвив Адама и Еву за их грех, а с ними и весь род человеческий. Но в своей благости и милости (см. 2:4), Он отсрочил Свой суд на определенное время (ср. Пс 77:38,39; Деян 17:30,31; 2Пет 3:9)
3:26 к показанию правды Его Это осуществилось через воплощение, безгрешную жизнь и заместительную смерть Христа. праведным и оправдывающим Премудрость плана Божия позволила Ему наказать Иисуса вместо грешников и таким образом оправдать виновных, не компрометируя Своей справедливости.
3:27 Где же то, чем бы хвалиться? Ср. 4:1,2; 1Кор 1:26−29.
3:28 оправдывается верою См. пояснение к ст. 24. Хотя слова «только» нет в греч. тексте, оно ясно подразумевается Павлом (ср. 4:3−5; см. пояснение к Иак 2:24). дел закона См. пояснение к ст. 20.
3:29 Бог… язычников Есть только один истинный Бог (ср. 1Кор 8:5,6).
3:31 Зная, что он будет обвинен в антиномианизме (неприятии закона) за утверждение о том, что человек оправдывается независимо от соблюдения закона, Павел здесь начинает приводить аргументы в свою защиту, которые он будет далее развивать в гл. 6,7. верою… закон утверждаем Спасение благодатью через веру не уничижает закон, а раскрывает его истинное значение: 1) оно оплачивает цену смерти, которая предназначалась каждому, не сумевшему исполнить закон; 2) оно осуществляет первоначальную цель закона, которая заключается в том, чтобы показать полную неспособность человека удовлетворить требованиям Божией праведности и привести людей ко Христу (Гал 3:24) и 3) оно дает верующим способность к повиновению (8:3,4).
комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Римлянам, 3 глава