1:1 Петр См. во Введении: Автор и время написания. Апостол Иисуса Христа Петр принадлежал к группе уникальных людей, лично призванных (Мф 10:1−4) и уполномоченных (Ин 20:19−23) Христом и совершавших служение со Христом после Его Воскресения. См. пояснение к 5:1. Церковь была создана на основании их учения (см. пояснения к Деян 2:42; Еф 2:20). пришельцам Странники, лишенные собственности в чужой стране, временные жители или иноплеменники. Как и все верующие, они будут жителями вечного небесного города (Флп 3:20; Евр 13:13,14). рассеянным Употребленное вместе с греческим определенным артиклем, слово «рассеянные» означало иудеев, рассеявшихся из Израиля по всему миру (Ин 7:35; Иак 1:1). В данном тексте это слово употреблено без артикля и означает духовных пришельцев, чуждых земле, были ли они иудеями или язычниками (ср. ст. 17; 2:11), т. е. церковь. в Понте… Вифинии Послание Петра адресовано церквам, находившимся в провинциях, расположенных на территории современной Турции, ранее входивших в Римскую империю.
1:2 избранным В греческом языке слово имеет дополнительное значение «вызванным». Слово означает «выбирать» или «различать». В Ветхом Завете оно использовалось по отношению к Израилю (Втор 7:6), указывая, что Бог избрал Израиль среди других народов мира, чтобы они верили в Него и принадлежали Ему (ср. Втор 14: 2; Пс 104:43; 134:4). В данном тексте слово обозначает христиан, избранных Богом для спасения (ср. Рим 8:33; Кол 3:12; 2Тим 2:10). Означает оно и тех, кто примет Христа во время периода скорби (Мф 24:22,24), а также святых, непадших ангелов (1Тим 5:21). Напоминание о том, что они избраны Богом, служило большим утешением гонимым христианам (см. пояснение к Еф 1:3−14). предведению Это же греческое слово переведено в ст. 20 как «предназначенных». В обоих стихах слово относится не к знанию того, что будет происходить, но к отношению к познанию Бога. Бог привел в действие отношения спасения, заявив о существовании спасения до начала времен. Христиане предназначены к спасению так же, как Христос был предназначен прежде сотворения мира стать жертвою за грех (ср. Деян 2:23). «Предведение» означает, что Бог планировал заранее, но это не говорит о том, что Он уже наблюдал раньше (ср. Исх 33:17; Иер 1:5; Ам 3:2; Мф 7:23). Итак, Бог создал и предопределил спасение каждого христианина (см. пояснения к Рим 8:29; Еф 1:4). освящении от Духа «Освящать» означает «посвящать», «отделять». Цель избрания — спасение, которое приходит к избранным через освящение Духом. Дух Святой творит избранных Божиих святыми, отделяя их от греха и неверия к вере и праведности (ср. 1Фес 1:4; 2Фес 2:13). Освящение начинается с оправдания (провозглашения грешника праведным перед Богом, так как праведность Христа милостиво вменилась грешнику; ср. Флп 3:9) и продолжается через очищение, которое длится до прославления, когда христиане увидят Иисуса лицом к лицу. к послушанию Верующие отделены для Бога от греха, чтобы они могли повиноваться Иисусу Христу. Истинное спасение рождает послушание Христу (ср. Еф 2:10; 1Фес 1:4−10). окроплению Кровию Иисуса Христа Это выражение основано на установленном в законе Моисея окроплении кровью жертвы народа Израиля, как символическом скреплении печатью их завета с Богом. Они обещали повиноваться Слову Божьему (см. пояснения к Исх 24:3−8). Подобно этому в Новом Завете вера в пролитие Христом крови на кресте не только возобновляет Божье обетование о полном искуплении от греха для верующих, но также приводит верующих к завету с Богом, когда они обещают повиноваться Господу и Его Слову.
1:3 Отец Господа Нашего Иисуса Христа В Ветхом Завете Бог назывался Творцом и Искупителем, а также Отцом (редко). Христос, однако, всегда называл Бога Своим Отцом в Евангелиях (как в Ин 5:17). Исключение составляет Его разделение с Отцом на кресте (Мф 27:46). Поступая так, Христос заявлял об одной природе с Отцом (ср. Мат. 11:27; Ин 10:29−39; 14:6−11; 2Кор 1:3; Еф 1:3,17; 2Ин 3). Словом «нашего» Петр указывает на близкие отношения христиан с Богом вселенной через Его Сына (ср. 1Кор 6:17). Это важная истина, о которой должны помнить христиане, перенося страдания. по великой… милости Бог подарил человечеству славное спасение, потому что Он милостив. Грешники нуждаются в Божьей милости, потому что, как грешники, они находятся в жалком, отчаянном и несчастном состоянии (ср. Еф 2:4; Тит 3:5; см. также Исх 34:6; Пс 107:5; Ис 27:4; Плач 3:22; Мих 7:18). возродивший нас Бог дал нам рождение свыше как часть нашего спасения. Когда грешник приходит ко Христу и верою принимает Его, он возрождается в семье Божией и получает новую природу (см. пояснения к ст. 23; Ин 1:13; 3:1−21). упованию живому Упование живое есть вечная жизнь. Упование означает уверенность и оптимизм. Оно 1) приходит от Бога (Пс 42:5); 2) является даром благодати (2Фес 2:16); 3) содержится в послании (Рим 15:4); 4) есть осознанная реальность (3:15), гарантированная Воскресением Иисуса Христа (Ин 11:25,26; 14:19; 1Кор 15:17); 5) утверждается в христианине Духом Святым (Рим 15:13); 6) защищает верующих от нападок сатаны (1Фес 5:8); 7) утверждается в испытаниях (Рим 5:3,4); 8) дает радость (Пс 145:5) и 9) исполняется при возвращении Христа (Тит 2:13).
1:4 наследству Петр показывает гонимым христианам, как через испытания увидеть вечное наследство, приготовленное для них. Это — жизнь, праведность, радость, мир, совершенство, присутствие Божие, славное общение с Христом, награды и все остальное, что Бог приготовил в наследство христианам на небесах (ст. 5; ср. Мф 25:34; Деян 26:18; Еф 1:11; Кол 1:12; Евр 9:15; также Пс 15:5; 22; 25; 71; Плач 3:24). Согласно Еф 1:14, пребывание Духа Святого есть залог нашего наследства. нетленному Наследство не может исчезнуть или истлеть. Слово использовалось в разговорном греческом языке и означало то, что не было разрушено вражеской армией (ср. Мф 6:19−21). чистому Слово означает «незагрязненному», «незапятнанному» злом. Чистое наследство христиан составляет контраст с земным наследством, которое тленно и нечисто. неувядаемому «Увядание» часто употреблялось по отношению к цветам, которые засыхают и истлевают. Земное наследство всегда «увядает», а вечное наследство христиан не содержит элементов тления.
1:5 силою Божиею… соблюдаемых Сверхъестественная сила, всеведение, всемогущество и абсолютная власть не только соблюдают наследство (ст. 4), но и хранят верующих в безопасности. Никто не может украсть у христиан их сокровище, и никто не может помешать им получить его. См. пояснение к Рим 8:31−39. чрез веру Христиане отвечают верой на Божье избрание, но даже эта вера дается Богом (см. пояснение к Еф 2:8,9). Более того, постоянная вера христиан в Бога есть свидетельство хранящей силы Божией. Во время спасения Бог активизирует веру и затем продолжает хранить ее. Спасающая вера постоянна, она не умирает. См. пояснения к Мф 24:13; Евр 3:14.
1:6 радуйтесь Означает быть чрезвычайно радостными, ликующими. Эта радость основана не на изменчивых временных обстоятельствах, она приходит в результате неизменных вечных отношений с Богом. Петр связывает эту радость с: 1) уверенностью в защищенности вечного наследства (ст. 4,5; ср. Ин 16:16−33) и 2) уверенности в испытанной вере (ст. 7). различных искушений Петр учит важным принципам об искушении: 1) искушение не бесконечно («немного»); 2) искушения служат определенной цели («если нужно»); 3) искушения приносят скорбь («поскорбевши»); 4) искушения приходят в различных формах («различных искушений») и 5) искушение не должно преуменьшать христианскую радость («радуйтесь»).
1:7 испытанная вера ваша Цель Бога состоит в том, чтобы испытать твердость чьей-либо веры. Польза этого испытания, или «огня», предназначена человеку, а не Богу. Когда верующие проходят через испытания, сохраняя доверие к Богу, они убеждаются в подлинности своей веры (ср. Быт 22:1−12; Иов 1:20−22). явление Иисуса Христа Явление или откровение Христа относится к Его Второму пришествию и указывает на время, когда Он придет созвать и наградить Свой искупленный народ (ср. ст. 13; 4:13; 1Кор 1:7), т. е. на Восхищение Церкви (1Фес 4:13−18).
1:8 не видев Относится к Его явлению (ст. 7). Ср. 2Кор 5:7. В это время испытания «огнем», которые верующие перенесли, послужат Богу, воздав Ему вечную «похвалу, честь и славу».
1:9 достигая… спасения «Достигая» может быть буквально переведено как «теперь достигая для себя». С одной стороны, христиане уже обладают результатом своей веры — они освобождены от власти греха. С другой стороны, мы ожидаем получения полного спасения в вечной славе в искуплении наших тел (Рим 8:23).
1:10 к сему-то спасению В этом месте Петр рассматривает величие спасения с точки зрения посредников между Богом и людьми: 1) ветхозаветных пророков (ст. 10,11); 2) Духа Святого (ст. 11,12); 3) новозаветных апостолов (ст. 12); 4) ангелов (ст. 12). изыскания и исследования Ветхозаветные пророки изучали Писания, чтобы больше узнать об обещанном спасении. Несмотря на то, что они верили и верой своей были лично спасены от греха (через жертву, которую Бог приготовил во Христе), они не могли полностью понять, что представляли собой жизнь и смерть Иисуса Христа (ср. Чис 24:17; Евр 11:13,39,40). о назначенной… благодати Бог имеет милостивую природу. Он был милостив и когда создавал Ветхий Завет (ср. Исх 33:19; Иона 4:2). Пророки предсказывали еще более великое явление благодати, чем то, которое было им известно (Ис 45:20−25; 52:14,15; 55:1−7; 61:1−3; ср. Рим 9:24−33; 10:11,13,20; 15:9−21).
1:11 на которое и на какое время «Кем будет этот Человек?» « Когда Он придет?» Ветхозаветные пророки искали ответы на эти вопросы. сущий в них Дух Христов Иисус Христос через Личность Духа Святого пребывал в авторах Ветхого Завета, давая им возможность писать о славном спасении, которое должно совершиться в будущем (2Пет 1:19−21).
1:12 нам служило то Ветхозаветные пророки, писавшие о грядущем спасении (ст. 10,11), знали, что должен прийти Спаситель, и писали для тех, кто находился по эту сторону креста. проповедано… благовествовавшими Новозаветные пророки и проповедники благовестия имели привилегию уже провозглашать то, что было предсказано ветхозаветными пророками (ср. 2Кор 6:1,2).
1:13 препоясав чресла ума вашего В древности люди «препоясывали» одежду, собираясь в дорогу, даже если они очень спешили. Здесь употреблено в метафорическом смысле по отношению к процессу мышления, которое будет направлено на грядущую благодать Божию (ср. Еф 6:14; Кол 3:2) и свободно от влияния мира. бодрствуя Духовное бодрствование означает твердость, самоконтроль, чистоту ума и моральные убеждения. Бодрствующий христианин верен своим приоритетам и не подвержен обольщениям мира. совершенно уповайте В свете великого спасения христиане, особенно испытывающие страдания, должны полностью жить для будущего, ожидая осуществления спасения во время Второго пришествия Христа (см. ст. 7). Ср. Кол 3:2−4. подаваемую вам благодать Будущее служение Христа, которое прославит христиан и даст им вечную жизнь в Его присутствии, будет высшей кульминацией благодати, полученной при спасении (ср. Еф 2:7).
1:15 сами будьте святы Святость характеризует новую природу и образ жизни христиан в противоположность их образу жизни до спасения. Основанием для святого образа жизни служит единение христиан со святым Богом. Они должны с почтением и благоговением относиться к Нему и Его Слову. Лучше всего мы прославляем Бога, если уподобляемся Ему (см. ст. 16,17; Мф 5:48; Еф 5:1; ср. Лев 11:44,45; 18:30; 19:2; 20:7; 21:6−8).
1:17 если вы называете Отцом Иначе говоря, «если вы христиане». Верующие, знающие Бога, знающие, что Он судит справедливо дела Своих детей, будут почитать Бога и Его оценку их жизни, и будут стараться воздать честь Небесному Отцу.
1:18 искуплены См. пояснение к 1Тим 2:6. Означает выкупить человека из рабства, заплатив его цену; освободить человека, заплатив выкуп. «Выкуп» означал деньги, уплаченные за пленника в войне. Здесь означает цену, уплаченную за свободу человека от рабства греха и проклятия закона (т. е. вечной смерти, ср. Гал 3:13). Ценой, уплаченной святому Богу, была пролитая Кровь Его Сына (ср. Исх 12:1−13; 15:13; Пс 77:35; Деян 20:28; Рим 3:24; Гал 4:4,5; Еф 1:7; Кол 1:14; Тит 2:14; Евр 9:11−17).
1:20 предназначенного Еще до начала времен, до греха Адама и Евы, Бог предусмотрел искупление грешников через Иисуса Христа (ср. Деян 2:23; 4:27,28; 2Тим 1:9). См. пояснение к ст. 2. последние времена «Последние времена» — это времена Мессии между Его Первым и Вторым пришествиями (ср. Деян 2:17; 1Тим 4:1; 1Ин 2:18).
1:21 дал Ему славу Через вознесение Бог вернул Христа к славе, которую Тот имел с Отцом до начала времен (ср. Лк 24:51−53; Ин 17:4,5; Деян 1:9−11; Флп 2:9−11; Евр 1:1−3; 2:9).
1:22 любите друг друга от чистого сердца Любовь, о которой здесь говорит Петр, есть любовь добровольная, отвечающая заповеди. «От чистого сердца» означает безграничную любовь (ср. Лк 22:44; Деян 12:5; также Лк 10:27 и послед.). Только те, чьи «души» были «очищены», т. е. спасены, обладают способностью любить такой любовью. Подобная любовь проявляет себя в ответах на нужды других людей (ср. 2:17; 3:8; 4:8; также Ин 13:34; Рим 12:10; Флп 2:1−8; Евр 13:1; 1Ин 3:11).
1:23 нетленного Духовная жизнь, которую дает Дух Святой, чтобы возродить человека, является неисчерпаемой и неизменной. от слова Божия Дух использует Слово, чтобы дать жизнь. Это спасающая истина Евангелия. См. пояснение к Рим 10:17.
1:24,25 Петр настаивает на том, что Слово имеет силу возрождать, цитируя из Ис 40:6−8 (см. пояснение там же).
комментарии учебной Библии МакАртура на 1 послание Петра, 1 глава