26:1−29 Пятая из шести речей Павла в свою защиту. (Ср. 22:1−21; 22:30 — 23:10; 24:10−21; 25:1−12; 28:17−19).
26:1 позволяется тебе говорить Поскольку не было никого из обвинителей Павла, Ирод позволил ему говорить в свою защиту. простерши руку Обычный жест в начале речи (ср. 12:17; 13:16; 19:33).
26:3 ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев См. пояснение к 25:26. Главная цель Павла была не в том, чтобы оправдать себя, а чтобы обратить Агриппу и прочих (ст. 28,29).
26:5 я жил фарисеем См. пояснение к Мф 3:7; ср. Флп 3:5.
26:6 надежду на обетование О приходе Мессии и Его Царства (ср. 1:6; 3:22−24; 13:23−33; Быт 3:15; Ис 7:14; 9:6; Дан 7:14; Мих 5:2; Тит 2:13; 1Пет 1:11,12).
26:7 двенадцать колен Общее определение Нового Завета для Израиля (ср. Мф 19:28; Иак 1:1; Откр 21:12). Десять северных колен не были потеряны полностью. Представители каждого из них смешались с двумя южными коленами до и после вавилонского плена — процесс, который начался в царствование Езекии (2Пар 30:1−11) и Иосии (2Пар 34:1−9).
26:8 Павел считал невероятным, что его могут осудить за воскресение — великую надежду Иудейского народа (см. пояснение к 24:15).
26:10 святых Верующие христиане (1Кор 1:2). я подавал на то голос Буквально «я бросал свой камень»: в древние времена был обычай определять голоса с помощью разноцветных камешков. Данный стих, возможно, также указывает на то, что Павел в свое время был членом синедриона.
26:11 принуждал хулить Т.е. отрекаться от веры в Иисуса Христа.
26:12−14 Третье в Новом Завете свидетельство Павла о его обращении (см. пояснения к 9:1−19; 22:6−21).
26:16 что Я открою тебе См. 18:9,10; 22:17−21; 23:11; 2Кор 12:1−7; Гал 1:11,12.
26:17 язычников, к которым Я теперь посылаю тебя См. Рим 11:13; 1Тим 2:7.
26:18 открыть глаза им Неверующие ослеплены сатаною и не воспринимают духовной истины (2Кор 4:4; 6:14; ср. Мф 15:14). от тьмы к свету Поскольку неверующие пребывают во тьме своей духовной слепоты, в Библии часто говорится о свете как средстве спасения (ст. 23; 13:47; Мф 4:16; Ин 1:4,5, 7−9; 3:19−21; 8:12; 9:5; 12:36; 2Кор 4:4; 6:14; Еф 5:8,14; Кол 1:12,13; 1Фес 5:5; 1Пет 2:9; 1Ин 1:7; 2:8−10). прощение грехов Это самый существенный результат спасения. (См. пояснение к 2:38; ср.3:19; 5:31; 10:43; 13:38; Мф 1:21; 26:28; Лк 1:77; 24:47; 1Кор 15:3; Гал 1:4; Кол 1:14; Евр 8:12; 9:28; 10:12; 1Пет 2:24; 3:18; 1Ин 2:1,2; 3:5; 4:10; Откр 1:5). жребий Благословения, которыми верующие будут пользоваться в вечности (ср. 20:32; Еф 1:11,14,18; Кол 1:12; 3:24; Евр 9:15). верою в Меня Библия ясно и постоянно говорит о том, что спасение приходит исключительно через веру, без человеческих дел (13:39; 15:9; 16:31; Ин 3:14−17; 6:69; Рим 3:21−28; 4:5; 5: 1; 9:30; 10:9−11; Гал 2:16; 3:11,24; Еф 2:8,9; Флп 3:9).
26:20 дела, достойные покаяния Подлинное покаяние неразрывно связано с новым образом жизни (см. пояснения к 2:38; Мф 3:8; Иак 2:18).
26:21 меня Иудеи… покушались растерзать См. 21:27−32. Истинная причина в отличие от лжи иудейских старейшин (24:6).
26:22 пророки и Моисей См. пояснение к 24:14. Понятие «Моисей» взаимосвязано с «законом», поскольку он был автором Пятикнижия, пяти книг закона.
26:23 Христос… пострадать… восстав… из мертвых Страдания (Пс 21; Ис 53) и Воскресение (Пс 15:10; ср. 13:30−37) Мессии (центральная тема проповеди Павла) ясно изложены в Ветхом Завете.
26:24 безумствуешь ты Фест был поражен, что такой высокообразованный человек, как Павел, верит в то, что мертвые оживут снова — этого не мог принять ни один грамотный римлянин. Не в силах сдержать себя, он перебивал Павла и кричал, что большие знания довели его до потери рассудка (ср. Мк 3:21; Ин 8:48,52; 10:20).
26:26 не в углу происходило Смерть Иисуса и свидетельство христиан о том, что Он восстал из мертвых, было известно всей Палестине.
26:27 Веришь ли… пророкам? Прямой вопрос Павла поставил Ирода перед дилеммой. Если он подтвердит, что верит в пророков, то должен будет признать, что их учение о смерти и Воскресении Иисуса истинно, и в таком случае он будет глупо выглядеть перед своими друзьями римлянами. Сказать же, что он отрицает пророков, значит вызвать гнев своих подданных иудеев.
26:28 ты немного не убеждаешь меня Лучший перевод: «Не хочешь ли ты, чтобы я стал христианином за такое короткое время?» Признав дилемму, поставленную Павлом, Агриппа парировал его вопрос другой дилеммой.
26:30−32 По окончании слушания Агриппа и Фест встретились наедине, чтобы обсудить дело Павла. Они оба согласились в том, что за ним нет никакой вины и его можно было бы отпустить, если бы он сам не потребовал суда кесаря.
комментарии учебной Библии МакАртура на Деяния апостолов, 26 глава