18:1 Коринф См. во Введении к 1-му Посланию к Коринфянам. Главный политический и торговый центр Греции. Был расположен в стратегически важном месте на Коринфском перешейке, который соединял Пелоппоннес с остальной частью Греции. Все транспортные потоки между севером и югом страны проходили через этот город. Поскольку Коринф был огромным торговым центром, в нем временно селились самые разные люди, которые крайне развращали местное население. Здесь находился также храм Афродиты, богини любви. Тысяча служительниц храма, которые были, по сути дела, ритуальными проститутками, каждый вечер выходили в город, чтобы заниматься своим ремеслом.
18:2 Акилу... и Прискиллу Эти супруги стали близкими друзьями Павла, они даже рисковали жизнью ради него (Рим 16:3,4). Еще пять раз они упоминаются в Писании, причем Прискилла называется первой. Можно предположить, что она занимала в церкви или в свете более высокое положение, чем Акила. Когда Павел встретился с ними, они, возможно, были христианами, прибывшими в Коринф из Рима, где уже имелась церковь (Рим 1:7,8). Клавдий См. пояснение к 11:28. повелел всем Иудеям удалиться из Рима Декрет, который вынудил Прискиллу и Акилу покинуть Рим ок. 49 г. по Р. Х. (см. пояснение к 16:20).
18:3 делание палаток Также могла идти речь о выделке кож.
18:4 синагоге См. пояснение к 13:5. Еллинов Богобоязненные язычники в синагоге (см. пояснение к 10:2).
18:5 пришли из Македонии Сила и Тимофей По желанию Павла, Сила и Тимофей присоединились к нему в Афинах (17:15). Оттуда он послал Тимофея назад в Фессалонику (1Фес 3:1−6). Павел, вероятно, послал Силу куда-то в Македонию, возможно, в Филиппы (ср. Флп 4:15; 2Кор 11:9), поскольку он вернулся в Коринф из той провинции.
18:6 кровь ваша на главах ваших Павел возлагал всю ответственность за богохульство и неприятие Христа на своих оппонентов (ср. Нав 2:19; 2Цар 1:16; 3Цар 2:37; Иез 18:13; 33:4; Мф 27:25).
18:7 чтущему Бога См. пояснение к 16:14. Иусту, которого дом Язычник, который интересовался Богом Израиля и был связан с находившейся рядом с его домом синагогой. Его имя указывает на его римское происхождение и, поскольку римляне обычно имели по три имени, можно предположить, что его звали Гаий Титий Иуст, т. е. тот самый Гаий, который упоминается в Рим 16:23 и 1Кор 1:14.
18:8 Крисп же, начальник синагоги Обращение этого уважаемого служителя произвело огромный эффект на местных иудеев (см. пояснение к 6:9). со всем домом своим См. пояснение к 11:14.
18:9,10. Это было третье из шести видений, данных Павлу (ср. 9:3−6; 16:9,10; 22:17,18; 23:11; 27:23,24).
18:10 у Меня много людей в этом городе Бог предопределил ко спасению некоторое число жителей Коринфа, которые еще не слышали благой вести (ср. 13:48; Рим 10:13−15). Проповедь Павла должна привести избранных к вере (Тит 1:1).
18:11 год и шесть месяцев Самое долгое пребывание Павла в одном городе после Ефеса (20:31) и Рима (28:30).
18:12 во время проконсульства Галлиона в Ахаии С июля 51 г. по июнь 52 г. по Р. Х. судилище Большое возвышение на рыночной площади, расположенной перед резиденцией проконсула, где он принародно вершил суд.
18:13 не по закону Когда иудаизм не был официальной религией, в римском мире к нему относились с терпимостью, а христианство рассматривали как секту иудаизма. Иудеи в Коринфе утверждали, что учение Павла ничего общего с иудаизмом не имеет и поэтому должно быть запрещено. Если бы Галлион принял сторону иудеев, христианство могло бы быть поставлено вне закона по всей империи.
18:14−16 Галлион был мудр и разгадал замысел иудеев. Он отказался вмешиваться в то, что ему казалось внутренним делом Иудеев. По сути дела он просто вынес общее определение: он официально заявил, что ввиду отсутствия состава преступления дело закрывается без рассмотрения его смысла и содержания.
18:17 Сосфена… били его У еллинов были основания для враждебности к Сосфену; они выместили на нем злобу против иудеев вообще, а возможно, и за то, что, как начальник синагоги, он не сумел довести до конца судебное дело против Павла. Ведь именно Сосфен представил его на рассмотрение Галлиона. Позднее Сосфен обратился ко Христу (1Кор 1:1).
18:18 Акила и Прискилла См. пояснение к ст. 2. То, что они смогли сопровождать Павла, означает, что в Коринфе было достаточно сильных мужей, таких, как Гаий, Сосфен, Стефан и Крисп. остригши голову… по обету Чтобы явить Богу свою благодарность за помощь в столь трудное время, которое он претерпел в Коринфе, он дал обет назорейства — особую клятву об отделении и преданности Богу (см. Чис 6:2−5,13−21). Обет обычно давался на определенное время, хотя Самсон (Суд 13:5), Самуил (1Цар 1:11) и Иоанн Креститель (Лк 1:15) были назореями всю жизнь. Во времена Павла, если кто-то давал обет вне Иерусалима, по окончании обета он остригал голову, что и сделал Павел, и появлялся в храме с остриженной головой в течение 30 дней. в Кенхреях Это восточный порт Коринфа.
18:19 Самый важный город в Малой Азии (см. во Введении к Посланию к Ефесянам). оставил их там Прискилла и Акила остались в Ефесе по своим делам. Очевидно, они жили в Ефесе несколько лет — собрания церкви проходили в их доме (1Кор 16:19) до их возвращения в Рим (16:3−5). синагогу См. пояснение к 13:5.
18:22 приходил… отошел в Антиохию Хотя Лука не говорит об этом подробно, из контекста следует, что Павел приходил в Иерусалим, чтобы приветствовать церковь. Поскольку Иерусалим стоял на возвышенности, движение к нему представляло собою подъем, а уход в любое другое место — спуск. Павел также должен был вернуться в Иерусалим, чтобы исполнить свой обет. На этом закончилось его второе миссионерское путешествие.
18:23 несколько времени Возможно, от лета 52 г. по Р. Х. до весны 53 г. по Р. Х. страну Галатийскую и Фригию См. пояснение к 16:6. Возвращение Павла в те места обозначило начало его третьего миссионерского путешествия.
18:24 Аполлос Ветхозаветный святой и последователь Иоанна Крестителя (ст. 25). Наученный Акилой и Прискиллой (ст. 26), он стал сильным христианским проповедником. Его служение оказало глубокое влияние на коринфян (ср. 1Кор 1:12). из Александрии Важный город в Египте, расположенный вблизи устья Нила. В первом столетии там проживало много иудеев. Таким образом, Аполлос, хотя и был рожден вне Израиля, попал в лоно иудейской культуры. сведущий в Писаниях Это выражение употреблено только в этом месте в отношении знаний Апполоса по Ветхому Завету. Его знания в сочетании с красноречием позволяли побеждать в спорах с иудействующими оппонентами (ст. 28).
18:25 пути Господня Сюда не входит христианская вера (ср. ст. 26). В Ветхом Завете это выражение говорит о духовно-нравственных нормах, которые требовал соблюдать Бог (Быт 18:19; Суд 2:22; 1Цар 12:23; 2Цар 22:22; 4Цар 21:22; 2Пар 17:6; Пс 17:22; 24:8,9; 137:5; Пр. 10:29; Иер 5:4,5; Иез 18:25,29; 33:17,20; Ос 14:10). Крещение Иоанново Несмотря на знание Ветхого Завета, Аполлос не совсем понимал христианские истины. Иоанново крещение должно было подготовить Израиль к пришествию Мессии (ср. Лк 1:16,17; см. пояснения к 2:38; Мф 3:6). Аполлос принял эту весть и даже признал Мессию в Иисусе из Назарета. Однако он не понял таких важных христианских истин, как 1) значение смерти и Воскресения Христа, 2) служение Святого Духа и 3) Церковь — новый народ, свидетельствующий о Боге. Он был искупленным ветхозаветным верующим (ст. 24).
18:26 точнее объяснили ему путь Господень Благодаря наставлениям Прискиллы и Акилы Аполлос познал полноту христианской веры.
18:27 Ахаию См. пояснение к ст. 12. Аполлос планировал пройти Малую Азию (современная Турция) до Коринфа (19:1). братия послали Подобные рекомендательные письма были широко распространены в ранней церкви (ср. Рим 16:1,2; 1Кор 16:10; 2Кор 3:1,2; Кол 4:10). Христиане из Ефесской церкви написали своим братьям в Коринф, что Аполлос твердо встал на христианский путь.
18:28 Христос Мессия для Израиля.
комментарии учебной Библии МакАртура на Деяния апостолов, 18 глава