5:1 — 7:52 Этот раздел свидетельствует о перемене во мнении об Иисусе как о Мессии (3:26; 4:1−3) от сомнения и колебания к открытому отвержению (7:52). Противодействие началось со спора относительно исцеления Иисусом в субботу (ст. 1−18). Обостренное в гл. 6 тем, что многие Его ученики оставили Его (6:66), оно окончательно утвердилось в официальную враждебность против Иисуса с неудавшейся попыткой религиозных властей арестовать Его (7:20−52). Таким образом, темой этого раздела является отвержение Иисуса как Мессии.
5:1−18 Хотя противодействие Иисусу было скрытым (например, 2:13−20), рассказ об исцелении Иисусом при купальне Вифезда выдвигает на первый план начало открытой враждебности по отношению к Нему в Иерусалиме, в южных частях Палестины. Фрагмент можно разделить на три части: 1) совершено чудо (ст. 1−9); 2) преследуется Господин (ст. 10−16); 3) замышлено убийство (ст. 16−18).
5:1 праздник Иудейский Иоанн неоднократно связывал свое повествование с различными иудейскими праздниками: в 2:13 — с Пасхой, в 6:4 — с Пасхой, в 7:2 — с праздником кущей, в 10:22 — с праздником обновления (Ханука) и в 11:55 — с Пасхой. Но эта ссылка является единственным случаем, когда он определенно не назвал происходящий в то время праздник.
5:2 у Овечьих ворот Вероятнее всего, здесь говорится о воротах, названных у Неем 3:1,32; 12:39. Это было небольшое отверстие в северной стене города, точно на запад от северо-восточного угла. Есть... купальня Некоторые предполагают, что поскольку Иоанн употребил слово «есть», которое подразумевает, что купальня до сих пор существует, то он писал свое Евангелие до разрушения Иерусалима в 70 г. после Р.Х. Однако Иоанн, говоря о прошлых событиях, часто использовал то, что уже известно, как «историческое настоящее», поэтому этот аргумент имеет малый вес. Для подробной информации о дате написания см. во Введении: Автор и время написания. Вифезда Это — греческая транслитерация еврейского (или арамейского) названия, означающего «дом излияния чувств».
5:3а лежало В то время был обычай у людей, имевших немощи, собираться возле этой купальни. Возможно, купальню наполнял периодически текущий источник и вызывал возмущение воды (ст. 7). Некоторые древние очевидцы указывают, что вода была красной от минералов и потому считалась целебной.
5:3б, 4 Утверждение во второй половине ст. 3 «ожидающих движения воды» вместе со ст. 4 отсутствуют в некоторых подлинниках Евангелия. Самые ранние из греческих рукописей, как и ранние переводы, не содержат этого варианта текста. Против добавления этого текста к оригиналу говорит также наличие в нем несвойственных стилю Иоанна слов и выражений.
5:5 тридцать восемь лет Иоанн добавил эту цифру, чтобы подчеркнуть тяжесть изнурительной болезни, которой страдал человек. Поскольку свидетелями его болезни были многие люди почти четырех поколений, то, когда Иисус вылечил его, никто не сомневался в подлинности исцеления (ср. ст. 9).
5:6 узнав Слово подразумевает сверхъестественное знание состояния человека (1:47,48; 4:17). Иисус выбрал его из большого числа больных. Ему принадлежала верховная инициатива, и не дается никакого объяснения относительно Его выбора.
5:8 встань, возьми... ходи Точно так же, как Его слова при сотворении мира, чтобы тот начал существование (Быт 1:3), слова, произнесенные Иисусом сейчас, имели силу исцелять (ср. 1:3; 8:58; Быт 1:1; Кол 1:16; Евр 1:2). постель «Постель», или «подстилка», обычно была соломенной и была достаточно легкой, чтобы ее мог нести на плече здоровый человек, помогавший больному (ср. Мк 2:11).
5:9 взял постель свою и пошел Это выражение ставит ударение на завершенности исцеления (ср. ст. 5).
5:10,11 Ветхий Завет не позволял работать в субботу, но не оговаривал, какая конкретно работа запрещалась (Исх 20:8−11). Писание, по-видимому, допускает, «работу», которая была обычным занятием человека, но мнение раввинов поставило устное предание выше Ветхого Завета. Оно оговаривало 39 запрещенных видов деятельности (Мишна, Суббота, 7:2; 10:5), включая перенос чего угодно с одной территории на другую. Поэтому человек нарушил устное предание, а не Ветхий Завет (см. пояснение к ст. 16).
5:10 не должно Эта фраза показывает, что во времена Иисуса иудаизм переродился в набожное лицемерие, в особенности возмущавшее Господа Иисуса (ср. Мф 22,23), Который воспользовался этим случаем для начала противоборства с иудейским сверхзаконничеством, чтобы указать на необходимость публичного покаяния народа.
5:14 не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже Здесь основной пафос замечания Иисуса означает, что грех имеет свои неотвратимые последствия (ср. Гал 6:7,8). Хотя Писание ясно говорит, что не всякая болезнь является последствием греха (ср. 9:1−3; Лк 13:1−5), но временами заболевание может быть напрямую связано с нравственной порочностью человека (ср. 1Кор 11:29,30; Иак 5:15). Может, Иисус специально выбрал этого больного, чтобы этому вопросу придать большое значение.
5:16 гнать Время глагола означает, что иудеи постоянно преследовали Иисуса, т.е. продолжали враждебные действия. Это не было единичным случаем проявления их ненависти по отношению к Иисусу из-за исцеления, совершенного Им в субботу (ср. Мк 3:1−6). в субботу Иисус не нарушил Божий закон, потому что в нем не запрещалось делать добро в этот день (Мк 2:27). Однако Иисус пренебрег устным, придуманным иудеями законом, т.е. «преданиями человеческими» (см. также Мф 15:1−9). Вероятнее всего, Иисус намеренно совершал подобные исцеления в субботу, чтобы создать конфронтацию религиозному лицемерию, которое сделало их слепыми к истинному поклонению Богу (см. ст. 17−47 для основной причины противостояния Иисуса; см. пояснения к ст. 10,11).
5:17−47 В этих стихах раскрывается основная причина столкновения Иисуса с религиозным лицемерием иудеев, т.е. использование возможности провозгласить, Кто Он. В этом разделе Христос лично утверждает, что Он — Бог. По существу, это — одна из величайших основополагающих христианских проповедей в Писании. При сем Иисус сделал пять утверждений о Своем равенстве Богу: 1) Он равен Богу в Своей Личности (ст. 17,18); 2) Он равен Богу в Своих делах (ст. 19,20); 3) Он равен Богу в Своей власти и независимости (ст. 21); 4) Он равен Богу в Своем суде (ст. 22); 5) Он равен Богу в Своей чести (ст. 23).
5:17 Иисус хотел сказать, что, независимо от того, нарушил Он субботу или нет, Бог постоянно трудится, и поскольку Сам Иисус непрерывно трудился, то Он тоже должен быть Богом. Более того, Бог не нуждается в дне покоя, потому что Он никогда не утомляется (Ис 40:28). Так как Его самозащита должна быть веской, те факторы, которые относятся к Богу, должны также относиться к Нему. Иисус есть Господин субботы (Мф 12:8)! Интересно, что даже раввины признали, что Божья работа не прекратилась после субботы, потому что Он поддерживает вселенную.
5:18 Этот стих подтверждает, что иудеи тотчас поняли смысл Его утверждений, что Он — Бог (см. пояснение к ст. 17).
5:19 истинно, истинно Ср. ст. 24,25; 1:51. Это более выразительный способ сказать: «я говорю вам истину». В ответ на враждебное восприятие иудеями смысла Его притязаний, что Он равен Богу, речь Иисуса стала даже смелее, убедительнее и выразительнее. По существу, Иисус связал Свои действия по исцелению в субботу непосредственно с Отцом. Сын никогда не предпринимает независимых действий, противопоставляющих Его Отцу, потому что Сын делает только то, что не противоречит и взаимно соответствует всему, что делает Отец. Таким образом Иисус утверждал, что только Тот, Кто может делать то, что делает Отец, должен быть так же велик, как и Отец.
5:20 дела больше сих Это — ссылка на могущественное деяние воскрешения умерших. Эта власть есть у Бога (ср. 3Цар 17:17−24; 4Цар 4:32−37; 5:7), и так же действует Господь Иисус (ст. 21−29; 11:25−44; 14:19; 20:1−18).
5:23 чтили Сына В этом стихе объясняется, почему Бог доверил весь суд Сыну (ст. 22), т.е. с тем, чтобы все люди чтили Сына, как они чтут Отца. Здесь Иисус представляется не просто как посланник, действующий от имени монарха, а наделяется полным и абсолютным равноправием с Отцом (ср. Флп 2:9−11). чтут Отца На фарисейское обвинение в богохульстве Иисус отвечал с помощью оружия самих фарисеев. Иисус заявил, что единственный способ, которым можно выразить почитание Отцу, — это принять Его Сына. Поэтому в действительности сами иудеи хулили Отца, отвергая Его Сына.
5:24 перешел от смерти в жизнь Здесь развивается истина ст. 21, что Иисус дает жизнь всякому, кому захочет. Люди, принимающие эту жизнь, здесь названы слушающими Слово и верующими в Отца и Сына. Они имеют вечную жизнь и никогда не будут осуждены (Рим 8:1; Кол 1:13).
5:25−29 Темой этих стихов является воскресение. Иисус рассказал, что все люди, спасенные и неспасенные, воскреснут из мертвых буквально, физически. Однако только спасенные переживут духовное («родиться заново»), а также физическое воскресение для жизни вечной. Неспасенные воскреснут для суда и вечного наказания через отделение от Бога (т.е. вторую смерть; ср. Откр 20:6,14; 21:8). Эти стихи также являются доказательством того, что Иисус Христос — Бог, поскольку только у Сына есть власть воскрешения (ст. 25,26) и Отец даровал Ему власть Судьи всего человечества (ст. 27). В свете всего Писания понятно, что Иисус говорит о воскресении в целом, а не об одном, общем воскресении (см. пояснения к Дан 12:2; 1Кор 15:23; 1Фес 4:16).
5:25 наступает время, и настало уже Ср. 4:23. Что касается воскресения, эта фраза объясняет напряжение «уже/еще». Рожденные заново уже «духовно» воскресли («настало уже»; Еф 2:1; Кол 2:13), но их «еще» ожидает будущее физическое воскресение («наступает время»; 1Кор 15:35−54; Флп 3:20,21).
5:26 и Сыну дал Еще от вечности Сын имел право давать жизнь (1:4). В данном случае такое отличие подразумевает сопоставление, с одной стороны, Иисуса — Бога, с другой стороны — воплощенного Христа. Став Человеком, Иисус добровольно отказался от независимого применения Своих Божьих атрибутов и привилегий (Флп 2:6−11). Здесь Иисус подтвердил, что Отец даровал Ему, имеющему образ Человека, власть «давать жизнь», т.е. власть воскрешения (см. пояснение к ст. 20).
5:27 власть Ср. 17:2; см. пояснение к Мф 28:18.
5:29 творившие добро... зло Иисус не учил об оправдании по делам (ср. 6:29). Согласно контексту, «добро» — это веровать в Сына, для того чтобы получить новую природу, которой свойственны добрые дела (3:21; Иак 2:14−20), тогда как делать зло — это отвергнуть Сына (неспасенные) и ненавидеть свет, результатом чего являются злые дела (3:18,19). В сущности дела людей никогда не определяют спасения человека, а лишь свидетельствуют о сущности человека — спасен он или нет (см. пояснения к Рим 2:5−10).
5:30 воли пославшего Меня Отца Подводя итог всему сказанному, начиная со ст. 19, о Его равности Богу, Иисус заявил, что творимый Им суд совершался потому, что все, что делал Он, было подчинено слову Отца и Его воле (ср. ст. 19,20).
5:32−47 В основе этих стихов лежит Втор 17:6; 19:15, где сказано, что свидетели должны были установить правдивость дела (см. пояснение к 1:7). Сам Иисус подчеркнул хорошо знакомую тему о свидетелях, которые своими показаниями подтверждают Личность Сына: 1) Иоанн Креститель (ст. 32−35); 2) дела Иисуса (ст. 36); 3) Отец (ст. 37,38); 4) ветхозаветные Писания (ст. 39−47).
5:36 самые дела сии, Мною творимые Ср. 10:25. Чудеса, совершаемые Иисусом, являлись свидетельством того, что Он — Бог и Мессия. Подобные чудеса являются основными знамениями, записанными Иоанном в его Евангелии. Иисус совершал их, чтобы осуществить Свою цель, как записано в 20:30,31 (см. во Введении: Исторические и теологические темы).
5:37 Отец Сам засвидетельствовал Ср. Мф 3:17; Мк 1:11; Лк 3:22.
5:39 Исследуйте Писания Дано дословно. Глагол означает усердное, тщательное исследование при изучении Писания, чтобы найти «жизнь вечную». Однако Иисус обращает внимание на то, что, при всех их изощренных и привередливых усилиях, они совершенно не смогли понять истинный путь в вечную жизнь через Сына Божьего (см. пояснения к Мф 19:16−25; ср. 14:6; 2Тим 3:15). свидетельствуют о Мне Ср. ст. 45. В Писании главной темой является Христос. См. пояснение к ст. 1:45.
5:40 не хотите Они искали вечную жизнь, но не хотели поверить в ее единственный источник (ср. ст. 24; 1:11; 3:19).
5:41 славы от человеков Если бы Иисус согласился стать тем Мессией, которого хотели иудеи, — творящим чудеса и обеспечивающим едой вместе с осуществлением политической и военной власти, — то Он бы получил от них славу. Но Иисус стремился угодить только Богу (ст. 19 и далее).
5:43 его примете Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что за несколько лет до 70 г. по Р.Х. появилась целая вереница претендентов на звание Мессии. В этом стихе противопоставляется отвержение иудеями истинного Мессии, потому что они не любили и не знали Бога (ст. 42), и охотному принятию ими обманщиков.
5:46 Моисею... потому что он писал о Мне Иисус не упоминает никакого конкретного места в Пятикнижии Моисея, хотя их много (например, Втор 18:15; ср. 1:21; 4:19; 6:14; 7:40,52).
комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна, 5 глава