13:1 Галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их Это событие согласуется с тем, что известно о характере Пилата. Очевидно, некоторые паломники из Галилеи, осужденные Римом (возможно, из-за своей принадлежности к мятежным зилотам; см. пояснение к Мф 10:4), были найдены римскими властями в храме и убиты во время исполнения обряда жертвоприношения. Подобное убийство, вероятно, было самым ужасным видом богохульства. Случаи, подобные этому, возбуждали ненависть иудеев к Риму и в итоге привели к восстанию и последующему разрушению Иерусалима в 70 г. по Р.Х.
13:2 грешнее Многие были убеждены, что несчастье и внезапная смерть всегда означали Божий гнев за определенные грехи (ср. Иов 4:7). Поэтому предполагалось, что умершие неестественной смертью были виновны в какой-то более серьезной безнравственности (ср. Ин 9:2).
13:3 если не покаетесь Иисус не отрицал связи между несчастьем и человеческим грехом, так как все подобные бедствия в конечном итоге происходят от проклятия падшего человечества (Быт 3:17−19). Более того, особые бедствия в самом деле могут быть плодом определенных беззаконий (Пр. 24:16). Но Христос отрицал мнение людей, считавших, что они нравственно выше тех, кто пострадал в таких катастрофах. Он всех призвал к покаянию, ибо всем им грозила внезапная гибель. Никому не гарантировано время на подготовку к смерти, поэтому теперь — время всем покаяться (ср. 2Кор 6:2). все также погибнете Эти слова пророчески предупреждали о приближающемся суде над Израилем, который достиг высшей точки в катастрофическом разрушении Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Римляне убили тысячи людей в Иерусалиме. См. пояснение к Мф 23:36.
13:4 Силоамская Район Иерусалима на южном конце нижнего города, где была хорошо известная купальня (ср. Ин 9:7,11). Очевидно, одна из башен, защищающих водопровод, обрушилась (вероятно, в процессе строительства), убив несколько человек. И снова вопрос людей относился к связи между бедствием и беззаконием («виновнее»). Иисус ответил, что такое бедствие не было для Бога способом умертвить особенно греховную группу людей, но было средством предупреждения всех грешников. В конечном счете губительный суд происходил над всеми, если они не раскаивались.
13:6 смоковницу Она часто использовалась как символ Израиля (см. пояснения к Мф 21:19; Мк 11:14). Однако в этом случае урок притчи о бесплодности равно относится ко всему народу и к каждой отдельной душе.
13:8 оставь ее и на этот год Здесь показывается как заступничество Христа, так и чрезвычайное терпение и милосердие Отца.
13:10 синагог См. пояснение к Мк 1:21. в субботу Субботние обычаи фарисеев были вопросом, который в течение служения Иисуса чаще всего вызывал спор. Ср. 6:5−11; 14:1−5; Мф 12:2−10; Мк 2:23 — 3:4.
13:11 имевшая духа немощи Это предполагает, что ее физическая болезнь, от которой она не могла стоять прямо, была вызвана злым духом. Однако Христу здесь не нужно было противостоять бесу и изгонять его, Он просто объявил ее свободной (ст. 12). Ее случай, по-видимому, отличается от других случаев бесовской одержимости, с которой Иисус часто сталкивался (ср. 11:14; см. пояснение к ст. 16).
13:12 подозвал Исцеление не было выпрошено; Он взял инициативу на Себя (ср. 7:12−14). Более того, с ее стороны или с чьей-либо еще не было необходимости в засвидетельствовании какой-то особой веры. Иногда Иисус требовал свидетельство о вере, но не всегда (ср. 8:48; Мк 5:34).
13:14 начальник Занимающий высокое положение мирянин, в обязанности которого входило проведение собраний, забота о здании и наблюдение за учением в синагоге (ср. 8:41; Мф 9:18; Мк 5:38).
13:15 не отвязывает ли... вола Нигде в Писании не запрещалось поить вола или исцелять больного (см. пояснения к 6:9; Мф 12:2,3, 10). Фактически субботние обычаи выше ценили животных, чем людей, находящихся в беде, — и поэтому извращали Божье назначение субботы (Мк 2:27).
13:16 дочь Авраамову Она была иудейкой. которую связал сатана Физические болезни и другие беды Иова также были, с Божьего позволения, причинены сатаной. Несомненно, этой женщине должно было страдать не вследствие какого-то совершенного ею греха, но с тем, чтобы через ее исцеление могла проявиться слава Божья (ср. Ин 9:3).
13:19,21 См. пояснения к Мф 13:32,33.
13:22 по городам и селениям У Луки ссылки на географические места часто неопределенны; вероятно, он имел в виду читателей, которые по преимуществу были совсем незнакомы с географией Палестины. Все другие Евангелия — от Матфея 19:1; от Марка 10:1 и от Иоанна 10:40 — говорят, что Христос перенес Свое служение в восточную область Иордана, известную как Перея. В этом месте повествования Луки, вероятно, говорится об этом передвижении. Поэтому города и селения, по которым Он проходил, возможно, включали места как в Иудее, так и в Перее. направляя путь к Иерусалиму На самом деле в течение Своего служения в Иудее и Перее Христос не один раз ходил в Иерусалим (по крайней мере однажды на праздник кущей (Ин 7:11 — 8:59), в другой раз на праздник обновления (Ин 9:1 — 10:39) и еще один раз, когда воскресил Лазаря). Лука сосредоточивал внимание на постоянном продвижении к Его заключительному пути в Иерусалим с определенной целью умереть там — и поэтому он описывал все передвижение Христа как одно долгое путешествие в Иерусалим. См. пояснение к 9:51; 17:11.
13:23 неужели мало спасающихся? Возможно, к этому вопросу побудили имеющиеся факты. Большие массы народа, некогда следовавшие за Христом, уменьшились до нескольких преданных человек (ср. Ин 6:66). Великие толпы все еще приходили слушать (14:25), но все больше не хватало преданных последователей. Более того, часто обращения Христа, по-видимому, предназначались для того, чтобы воспрепятствовать нерешительным (см. пояснение к 14:33). И Сам Он заявил, что путь так узок, что немногие находят его (Мф 7:14). Это противоречило иудейскому убеждению, что все иудеи, кроме мытарей и других, пользующихся дурной славой грешников, будут спасены. Ответ Христа снова подчеркивал, как трудно войти сквозь узкие врата. После Его Воскресения в Иерусалиме, в горнице, собралось только 120 учеников (Деян 1:16) и всего лишь около 500 — в Галилее (1Кор 15:6; см. пояснения к 24:34; Мф 28:16).
13:24 Подвизайтесь По-другому, «старайтесь», «прилагайте усилия». Это означает большую борьбу с внутренним противоречием. Христос не говорил, что всякий мог заслужить небо своим стремлением добиться его. Как бы сильно они ни добивались, грешники никогда не смогут спасти самих себя. Спасение дается только по вере, а не по делам (Еф 2:8,9). Однако вхождение через узкие ворота все же остается трудным из-за его цены с точки зрения человеческой гордости, из-за естественной любви грешника ко греху и из-за сопротивления мира и сатаны истине. См. пояснения к 16:16; Мф 11:12. многие поищут войти Т.е. во время суда, когда многие будут утверждать, что они достойны того, чтобы войти на небеса (ср. Мф 7:21−23).
13:25 не знаю вас Ср. Мф 7:23; 25:12. Ясно, что никаких взаимоотношений никогда не существовало, хотя они обманули сами себя, воображая, что знают Хозяина дома (ст. 26). Несмотря на их протесты, Он категорически повторил свой отказ в ст. 27.
13:28 плач и скрежет зубов См. пояснение к Мф 22:13.
13:29 придут Включая людей с четырех концов земли, Иисус дал понять, что даже язычники будут приглашены на небесный пир. Это противоречило принятому раввинскому мнению, но совершенно совпадало с ветхозаветными Писаниями (Пс 106:3; Ис 66:18,19; Мал 1:11). См. пояснения к 2:31; Мк 13:27.
13:30 последние... первыми... первые... последними См. пояснение к Мф 20:16. В этом контексте высказывание, по-видимому, противопоставляет иудеев («первые») и язычников («последние»). См. пояснение к 14:11.
13:31 удались отсюда Ирод Антипа правил Галилеей и Переей (см. пояснение к Мф 2:22). Возможно, Христос или приближался к Перее или уже служил там (см. пояснение к ст. 22). Фарисеи, сами не будучи друзьями Ирода, возможно, предупредили Христа в надежде, что угроза насилия со стороны Ирода или заставит Его молчать, или вернет Его в Иудею, где Он будет под контролем Синедриона.
13:32 этой лисице Можно предположить, что применение Христом этого выражения трудно совместить с Исх 22:28; Еккл 10:20 и Деян 23:5. Однако те стихи касаются ежедневных бесед. Часто пророки, выступающие как глашатаи Бога и имеющие власть от Бога, были уполномочены публично порицать вождей (ср. Ис 1:23; Иез 22:27; Ос 7:3−7; Соф 3:3). Поскольку Иисус говорил с абсолютной Божьей властью, Он имел полное право высказываться об Ироде в таких выражениях. Раввинские литературные произведения часто использовали слово «лисица», чтобы показать какого-то хитрого и в то же время ничего не стоящего человека. Фарисеи, которые страшились власти Ирода, вероятно, были поражены смелостью Христа. сегодня, и завтра, и в третий день Это выражение означает только то, что у Христа было Свое, Божье расписание; оно не планировало буквально трехдневный график. Подобные этому выражения были общепринятыми в семитском употреблении и редко использовались в буквальном смысле для определения точного промежутка времени. См. пояснение к Мф 12:40. кончу Т.е. смертью в завершение Своего дела. Ср. Евр 2:10; Ин 17:4,5; 19:30. Ирод грозился убить Его, но никто не мог убить Христа до наступления Его времени Ин 10:17,18).
13:33 не бывает Конечно, не все пророки, которые были замучены, умерли в Иерусалиме. Например, Иоанн Креститель был обезглавлен Иродом, вероятно, во дворце Ирода в Тивериаде. Возможно, это высказывание было известной поговоркой, подобной старинному изречению в 4:24 и в Мф 13:57. Высказывание содержит обличения, что большинство ветхозаветных пророков погибли от рук иудейского народа, а не чужеземных врагов. Включение Лукой этой пословицы в свое повествование подчеркивает основную мысль данного раздела его Евангелия — неумолимый путь Иисуса в Иерусалим с целью умереть (см. пояснение к 9:51).
13:34 Иерусалим! Иерусалим! В этих словах — огромная нежность, какую можно представить только в образе наседки с цыплятами. Это излияние Божьего сострадания предвещает Его плач о городе, когда Он приблизится к нему в последний раз (19:41). Ясно, что эти чувства — глубокие и искренние (см. пояснение к Мф 9:36). хотел Я... и вы не захотели Неоднократные выражения Христом печали о положении Иерусалима не умаляют истинности Его абсолютной верховной власти над всем, что происходит. Не следует использовать истину о Божьем владычестве для уничижения искренности Его сострадания. См. пояснение к Мф 23:37.
13:35 Это повествование Луки определенно приходится на более ранний момент в служении Христа, чем аналогичное описание в Мф 23:37−39 события, происшедшего в храме в последние дни Христа в Иерусалиме. Тем не менее форма выражения двух плачей фактически идентична. Здесь Христос пророчески произносит то же самое откровение, которое позже Он объявит как окончательный приговор. благословен Цитата из Пс 117:26.
комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Луки, 13 глава