13:1−37 Эта великая проповедь Иисуса общепринято называется Елеонская речь, потому что Иисус произнес ее на горе Елеонской, прямо на восток от храма, на той стороне долины Кедрон. Предсказание Иисусом предстоящего разрушения храма вызвало у учеников вопрос об отличительном признаке конца времен. Остаток фрагмента (ст. 5−37) является Его ответом на их вопрос, так как Он описывает Свое Второе пришествие в конце времен.
13:1 какие камни и какие здания См. пояснение к Мф 24:1. Этот ученик, личность которого не установлена, восхищался великолепием и красотой храма и окружающих его зданий и поощрял к подобному отклику Иисуса. Вероятно, он не мог постичь, как такое внушительное здание может быть оставлено «пустым» (ср. Мф 23:38).
13:2 Иисус сказал ему в ответ В ответ на восхищение ученика Иисус снова предсказал, что храм будет разрушен. Примерно через 40 лет, в 70 г. по Р.Х., римляне ограбили Иерусалим, убили миллион иудеев и разрушили храм. камня на камне Единственными камнями, оставленными нетронутыми, были огромные камни фундамента, которые фактически не были частью храмового сооружения, а составляли основание для опорной стены под целым храмовым холмом. Сегодня их можно увидеть в «Туннеле Раввина», который проходит с севера на юг вдоль западной стены. Он является частью западной стороны опорной стены, которая в наши дни называется Стеной Плача. Большая часть этой подпорной стены, включая ступени, использовавшиеся для того, чтобы подниматься и спускаться с храмового холма, также была обнаружена на южной стороне.
13:3 на горе Елеонской См. пояснение к 11:1. спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей Эти четыре ученика спрашивали от имени всех 12.
13:4 Ученики предполагали, что Иисус обязательно возвестит Царство, поэтому они задали двойной вопрос: 1) когда будет разрушен храм и начнется Царство? и 2) какое событие предвозвестит наступление Царства? когда это будет? «Когда» подразумевает незамедлительность. Ученики думали, что Иисус собирался объявить наступление Царства Божия в любое ближайшее время (ср. Лк 19:11), по крайней мере к концу празднования Пасхи. «Это» относится к разорению и разрушению храма (ср. Мф 23:38; 24:2). признак Вероятно, ученики ожидали, что какое-то сверхъестественное явление (как, например, полная темнота, ослепительный свет или ангел с небес) возвестит приход Тысячелетнего Царства (см. пояснение к Мф 24:3). Все это действительно произойдет в то время (см. пояснение к ст. 24−27).
13:5 берегитесь В греческом употреблено слово «смотрите», но часто оно использовалось, как и здесь, в смысле «будьте настороже» или «остерегайтесь».
13:6 это Я Многие лжепророки придут, претендуя на мессианство и роль освободителей, предлагая себя как решение проблем мира. Некоторые даже будут заявлять, что являются Самим Христом. Число лжехристов будет увеличиваться по мере того, как приближается конец (ср. 24:23,24).
13:7 конец Завершение настоящего века (см. пояснение к Мф 24:6).
13:8 начало болезней В греческом переведенное слово означает «родовые схватки». Господь ссылался на страдания, которые испытывает женщина при рождении ребенка. Родовые схватки сигнализируют о конце беременности — они сначала редки и постепенно учащаются как раз перед рождением ребенка. Подобно этому, признаки, указанные в ст. 6−8, не будут частыми в начале и возрастут до массовых и трагических размеров именно перед Вторым пришествием Христа (ср. 1Фес 5:3; см. пояснение к Мф 24:8).
13:9 судилища В греческом слово буквально значит «синедрионы». Они были местными иудейскими судами при синагогах, которые расследовали обвинения в ереси и в обычных нарушениях закона. Историк Иосиф Флавий указывает, что каждый городской синедрион (судилище), состоял из 7 судей («Древности»,4.8.14), и Мишна записывает, что в каждом городе, насчитывавшем более 100 иудейских мужчин, было 23 судьи («Синедрион», 1.6). Это судилища были подобны меньшим вариантам великого Синедриона, который собирался в Иерусалиме (см. пояснение к Мф 26:59). бить Эти местные синедрионы обычно налагали 39 ударов плетью, чтобы не нарушить Втор 25:2,3. Наказываемый раздевался до пояса. Он получал 13 плетей по груди и 26 — по спине (см. пояснение к 2Кор 11:24). синагогах Синагоги были местом для собрания и богослужения иудеев. Когда созывались «синедрионы», они обычно собирались в синагоге.
13:10 во всех народах прежде должно быть проповедано Перед концом (см. пояснение к ст. 7) будет повсеместно провозглашена благая весть. Возможно, даже Ангел будет сверхъестественно провозглашать Евангелие по всему миру перед тем, как Бог изольет Своей гнев в конце дней скорби (Откр 14:6−8; см. пояснение к Мф 24:14).
13:11 что вам говорить Хотя преследование будет вселять ужас, христиане не должны тревожиться в предвидении тех событий. Ибо не вы будете говорить Верующие должны не бояться, но оставаться спокойными и полагаться на Святой Дух, Который даст им подходящие и имеющие силу слова, чтобы говорить в защиту своей веры в Христа. См. пояснение к Лк 12:11.
13:13 претерпевший же до конца спасется См. пояснение к Мф 24:13. Не стойкость производит спасение, но наоборот, данная Духом стойкость и есть свидетельство реальности спасения в том человеке, который «претерпевает». Христос в конечном счете приведет таких верующих из существующей греховной системы в вечное Божье Царство (ср. Мф 10:22).
13:14 мерзость запустения Первый раз эти слова относились к осквернению храма Антиохом Епифанским, царем Сирии, когда во втором веке до Р.Х. он принес в жертву свинью на жертвеннике храма. Это событие по характеру подобно тому, на которое Иисус намекал здесь, т.е. на окончательное осквернение антихристом, когда он в храме воздвигнет свой образ во время скорби (см. пояснения к Дан 9:27; 11:31; Мф 24:15; 2Фес 2:4). стоящую, где не должно Матфей в 24:15 указывает на ее местоположение как на «святое место». В единственном другом случае, где фраза из Матфея появляется в Новом Завете, она явно говорит о храме (Деян 21:8). Это конкретно значит, что храм будет восстановлен в будущем и будет восстановлена система ежедневного жертвоприношения. «Мерзость запустения» будет продолжительной, фактически продлится три с половиной года (Дан 12:11; ср. Откр 12:6). читающий да разумеет Иисус предостерегал не учеников или других из их поколения, которые не испытают это событие, а верующих последнего времени. Те, кто прочитает эти истины, будут подготовлены и «уразумеют» испытания, которые они терпят. да бегут в горы Греческое слово, переведенное как «бегут», связано с существительным, обозначающим человека, который убегает от опасности. Иисус предупреждает людей, живущих в Иудее, что они избегут уничтожения, укрывшись в горах (см. пояснение к Мф 24:16).
13:15 в дом Необходимость спасаться бегством будет такой острой, что, если окажется, что человек будет на крыше своего дома (см. пояснение к 2:4), когда он услышит новость, он должен сбежать вниз по внешней лестнице и уйти из города, не заходя в свой дом, чтобы спасти пожитки.
13:16 одежду В греческом слово называет верхний плащ. Иисус предупреждает работающих в поле не тратить времени, чтобы забрать свои плащи, которые могут быть дома или на некотором расстоянии от входа на поле.
13:17 беременным и питающим сосцами Конечно, Иисус относился с состраданием к женщинам, которые не смогут быстро бежать, потому что будут нести детей. Но, возможно, Он предупреждал их о зверствах, когда еще не рожденные дети будут разрублены в утробах матерей, а крошечные младенцы раздавлены (ср. Ос 13:16).
13:18 зимою Это относится к дождливому сезону в Палестине, когда потоки становились непроходимыми и в бесплодных полях было трудно найти и крохи пищи.
13:19 такая скорбь, какой не было Это открывает, что скорбь, на какую ссылался Иисус, придет в будущем и будет величайшей из всех скорбей, которые когда-либо происходили. Она будет продолжительной и будет характеризоваться сильным воздействием и постоянной мукой. Это — великая скорбь в конце века (ср. Откр 7:14; см. пояснение к Мф 24:21).
13:20 сократил Буквально «покалечил» или «ампутировал». Иисус ссылался на решение Бога сократить (или пресечь) период времени только до трех с половиной лет (ср. Дан 7:25; Откр 12:14; см. пояснение к Мф 24:22). ради избранных «Избранные» могли относиться к народу Израиля (ср. Ис 45:4) или к тем, кто стали христианами во время скорби (Откр 17:14). И в том, и в другом случае Бог сокращает дни ради них.
13:21 «вот, здесь Христос» Появление лжехристов будет вызывать сатана в попытке ввести в заблуждение избранных, чтобы они покинули места своего убежища. Лжеучителя будут провозглашать, что Христос среди них, или возвращается в Иерусалим, или где-то еще в Иудее.
13:22 знамения и чудеса Речь идет об инспирированных сатаной псевдочудесах, примененных для того, чтобы поддержать утверждения лжехристов об их подлинности (ср. 2Фес 2:9).
13:23 берегитесь Иисус пророчески предупреждает быть настороже. Он сказал избранным беженцам будущего все, что им необходимо знать, чтобы не дать агентам сатаны ввести себя в заблуждение.
13:24 в те дни, после скорби той Выражение «те дни» говорит о событиях ст. 6−23 и, таким образом, «скорби той» относится к великой скорби, о которой Иисус только что говорил. Это также означает, что события ст. 24−27 произойдут непосредственно в конце будущего периода скорби (ср. Мф 24:29). солнце померкнет Солнце сделается мрачным, так как вселенная начнет разрушаться прежде возвращения Христа (см. пояснения к Мф 24:29; Деян 2:20; Откр 6:12).
13:25 звезды спадут с неба Небесные светила в космосе придут в беспорядок (ср. Откр 6:13,14; 8:10−13; 16:8,17−20). силы небесные Христос допустит такое, что вся мощная энергия, которая Им управляется и содержит все в космосе в постоянстве, станет беспорядочной и хаотичной (ср. Ис 13:6−16; 34:1−5; 2Пет 3:10−12).
13:26 Сына Человеческого См. пояснение к 2:10. грядущего на облаках с силою многою и славою Иисус вернется на землю таким же образом, как Он покинул ее (ср. Деян 1:9−11; ср. Дан 7:13,14; Откр 1:7). Псалмопевец сказал, что Бог использует «облака» в качестве колесниц (Пс 103:3), и Ис 19:1 описывает Господа, сидящего верхом на облаке. Хотя эти «облака» могут быть естественными, они, вероятнее всего, изображают сверхъестественное «облако славы», которое представляло Божье присутствие в ветхозаветном Израиле (см. пояснение к Откр 1:7). Поскольку Христос обладает «силою многою и славою», Его возвращение будет сопровождаться видимыми проявлениями этой силы и славы (ср. Откр 6:15−17; 11:15−19; 16:17−21; 19:11−16). Он избавит избранных, восстановит разоренную землю и установит Свое Царство на земле.
13:27 Ангелов Некоторое количество ангелов возвращается с Ним (ср. 8:38; Мф 16:27; см. последующие пояснения). Соберет избранных Своих Ангелы являются Божьими собирателями — они собирают неверующих для суда (Мф 13:41,49,50) и избранных для славы. «Избранные» будут включать 144 тысячи иудейских свидетелей (см. пояснение к Откр 7:4), новообращенных от их свидетельства (Откр 7:9) и новообращенных Ангелами-проповедниками (см. пояснение к Откр 14:6). Они также будут включать ветхозаветных святых, поднятых из их могил и соединенных с их спасенными душами (Дан 12:1−3). от четырех ветров Разговорное выражение, означающее «отовсюду»; оно тождественно выражению «с четырех сторон света». Ни один из избранных на земле или на небе не останется за пределами Царства.
13:28 смоковницы См. пояснение к 11:13.
13:29 Как превращение почек смоковницы в листья есть признак приближения лета, так и события, которые Иисус описал, как родовые схватки (ст. 6−23), должны быть понятным знаком возвращения Христа (см. пояснение к Мф 24:32). то События ст. 6−23. близко Лука в 21:31 ссылается на «близко» как на Царствие Божие. Это согласуется с вопросом, заданным Иисусу учениками в начале (ст. 4) о признаках, которые будут предвещать основание Царства.
13:30 Истинно говорю вам См. пояснение к 3:28. род сей Поколение людей, живущих в течение последнего времени, которые являются свидетелями признаков и событий, ведущих к возвращению Христа (см. пояснение к Мф 24:34).
13:31 Небо и земля прейдут Вселенная, как мы знаем, поразительно изменится после тысячелетнего царствования Христа (см. пояснение к 2Пет 3:10−13). слова Мои не прейдут Слово Божье не может быть опровергнуто, разрушено или каким-либо образом изменено (ср. Пс 18:10; Мф 5:18; Лк 16:17; Ин 10:35).
13:32 о дне том и часе Точный день и время возвращения Христа (см. пояснение к Мф 24:36). никто не знает Время возвращения Христа не будет заранее открыто никакому человеку. В то время оно было известно только Богу Отцу. Ангелы Хотя все ангельские существа наслаждаются близостью с Богом, окружают Его трон, чтобы исполнять Его повеления (Ис 26:2−7), и постоянно созерцают Его (Мф 18:10), они не имеют знания о времени возвращения Христа. ни Сын Когда Иисус говорил ученикам эти слова, даже Он не знал дату и время Своего возвращения. Несмотря на то, что Иисус был полностью Богом (Ин 1:1,14), но, приняв человеческую плоть, Он добровольно ограничил Себя в использовании некоторых Божьих свойств (Флп 2:6−8). Он не проявлял их, если этого не требовал Отец (Ин 4:34; 5:30; 6:38). Иисус показал Свое всеведение в нескольких случаях (ср. Ин 2:25; 3:13), но Он добровольно ограничил это всеведение только теми вещами, знание которых было угодно в Сыне Богу Отцу в то время, когда Сын пребывал в человеческой плоти (Ин 15:15). Так было в случае относительно даты и времени Его возвращения. После Его воскресения Иисус возобновил Свое полное, Божье знание (ср. Мф 28:18; Деян 1:7).
13:33 бодрствуйте, молитесь Христос предупредил верующих быть настороже (см. пояснение к ст. 5) двумя практическими способами: 1) «бодрствуйте» — это призыв не расслабляться и быть бдительными, ожидая приближения опасности; и 2) «молитесь» — привлечение внимания верующих к их постоянной нужде в Божьем содействии в молитвенном старании. Даже верующие не имеют в себе достаточных возможностей быть бдительными к духовным опасностям, которые могут так легко застать их врасплох.
13:34 привратнику Во времена Христа это был человек, который охранял внешние ворота дома, чтобы в любое время быть готовым открыть возвращающемуся хозяину. Все ученики Христа должны быть подобны привратникам, т.е. всегда оставаться бдительными и неусыпными к возвращению их Хозяина.
13:35 вечером… или поутру Обычные выражения, обозначающие четыре трехчасовые ночные стражи с 6 часов вечера до 6 часов утра. Эти названия означают скорее окончания трехчасовых периодов, чем начала временных промежутков.
комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Марка, 13 глава