Предисловие
Хорошо известно, что именно означает на греческом слово «Евангелие». В Писании оно κατ ’ έξοχήν [в первую очередь, в высшей степени; — прим. пер.] разумеется как радостное возвещение явленной нам во Христе благодати, чтобы мы, презрев мир со всеми его тленными богатствами и наслаждениями, от всего сердца возжелали сие несравненное благо, и принимали его, когда оно предлагается нам. То, что мы наблюдаем в мирских людях, неумеренно приверженных суетным радостям мира сего, от рождения присуще всем нам. Поэтому Бог, чтобы исправить сей порок, обозначил словом «Евангелие» ту весть, которую повелел проповедовать о Христе. Ибо так научает Он нас тому, что только во Христе мы можем обрести истинную и неподдельную радость, заключающую в себе сразу все совершенства блаженной жизни.
Некоторые распространяют название «Евангелия» на все благодатные обетования Божии, рассеянные в законе и пророках. Действительно, нельзя отрицать, что всякий раз когда Бог свидетельствует о Своей милости к людям и прощает им грехи, Он одновременно предлагает им Христа, Коему свойственно рассеивать радость везде, где сияет Его слава. Итак, я признаю, что касательно веры в незаслуженное спасение ветхозаветные отцы были причастниками одного с нами Евангелия. Однако, поскольку Дух в Писании обычно говорит, что Евангелие было обнародовано только после пришествия Христова, мы также удержим эту форму речи.
Определение Евангелия я уже приводил: оно есть торжественное возвещение явленной во Христе благодати. По этой причине Евангелие зовется силой Божией ко спасению всякому верующему. Ведь Бог явил нам в нем Свою праведность. Зовется оно и посольством, посредством которого Бог примиряет с Собой людей. Далее, поскольку Христос есть залог божественного милосердия и отеческой к нам любви, Он является в собственном смысле слова содержанием Евангелия. Отсюда название «Евангелия» прежде всего получили повествования, говорящие о явлении Христа во плоти, Его смерти, воскресении из мертвых и вознесении на небеса. Хотя по названным выше причинам Евангелием называется весь Новый Завет, вошло в привычку, пользуясь синекдохой, называть так ту его часть, которая свидетельствует о том, как Христос пришел во плоти, как Он умер и воскрес из мертвых. Впрочем, потому что* одной лишь истории не достаточно для спасения, благовестники не просто сообщают о том, что Христос родился, умер и одержал победу над смертью, но одновременно указывают, какова была цель рождения Христова, зачем Он умер и воскрес, и какой отсюда получаем мы плод.
Однако между Евангелиями существует различие в том, что первые три подробнее излагают обстоятельства жизни и смерти Христовой, а это — четвертое — больше говорит об учении, изъясняющем служение Христово, силу Его смерти и воскресения. Первые три Евангелия не умалчивают о том, что Христос пришел, чтобы принести миру спасение, жертвоприношением смерти Своей изгладить грехи мира, полностью исполнить служение Посредника, о чем свидетельствует и Иоанн в историческом повествовании. Однако учение, являющее нам плод и силу Христова пришествия, более ясно и четко изложено именно в этом Евангелии. И хотя цель всех Евангелий — показать нам Христа, первые три Евангелиста, если можно так выразиться, выставляют на обозрение Его тело, а благовестник Иоанн — Его душу. Поэтому я обычно говорю, что данное Евангелие есть тот ключ, которым отверзается дверь к уразумению остальных трех. Ибо всякий, уразумевший ярко запечатленную здесь силу Христову, с пользою прочтет то, что повествуют об Искупителе другие Евангелисты.
Есть мнение, что Иоанн написал свое Евангелие прежде всего с целью утвердить вопреки нечестивому богохульству Эбиона и Керинфа божество Христово. Так говорят Евсевий и Иероним, ссылаясь на общее суждение древних. Однако, какова бы ни была непосредственная причина для написания сего Евангелия, не подлежит сомнению, что Бог с его помощью позаботился о благополучии Своей Церкви. Он таким образом надиктовывал четырем Евангелистам то, что им надлежало записывать, чтобы распределенные между ними части составляли единое целое. Так что четыре Евангелия настолько согласны между собой, что учат нас как бы едиными устами всех четырех Евангелистов. То, что Иоанн помещен на четвертом месте, связано с порядком написания. Но при чтении полезнее придерживаться иного порядка: приступая к прочтению у Матфея и других благовестников о том, что Отец дал нам Христа, мы должны сначала узнать у Иоанна, с какой целью Он был нам явлен.
комментарии Жана Кальвина на евангелие от Иоанна, введение