ХРИСТИАНИН КАК ГРАЖДАНИН (Тит 3:1−2)
Здесь Павел говорит об общественном долге христианина; и его совет был особенно уместен для жителей острова Крит. Критяне были известны своей буйностью, сварливостью и нетерпимым отношением ко всякой власти. Греческий историк Полибий говорил о них, что они вечно были «вовлечены в мятежи, убийства и междоусобные войны». В этом отрывке приведены шесть качеств хорошего гражданина.
Хороший гражданин повинуется закону. Он понимает, что если законы не будет соблюдаться, жизнь превратится в хаос. Он уважает начальство и повинуется данным ему распоряжениям. Нет, христианство не настаивает на том, чтобы человек забыл свою индивидуальность, но оно настаивает на том, чтобы он не забыл, что является членом общества. «Человек, — сказал Аристотель, — животное политическое». А это значит, что индивидуальность, личность человека лучше всего проявляется не в изолированном индивидуализме, а в пределах группы, он должен быть готовым на всякое доброе дело. Он готов выполнить любую работу, если она на благо. Скука — специфическая современная болезнь; а скука — прямой результат эгоизма. Человек, живущий по принципу: «А почему я должен делать это? Пусть это сделает кто-нибудь другой», необходимо будет скучать. Интерес жизни — в смирении.
Хороший гражданин не злословит, тщательно выбирает слова. Он не должен порочить кого-либо. Человек не должен говорить о других ничего такого, чего бы не хотел слышать о себе сам. Хороший гражданин также осторожен в своих словах как и в своих делах.
Хороший гражданин не сварлив, терпим. Он не агрессивен в своем поведении. В греческом Павел употребляет слово амахос, что значит без борьбы. Это вовсе не значит, что хороший гражданин не должен отстаивать принципы, которые он считает правильными, но он никогда не должен считать, что лишь он прав. Он признает у других людей также право иметь свои убеждения, которое он требует и для себя.
Хороший гражданин тихий [у Баркли: добрый]. В греческом это епиеикес, которым характеризуют человека, не настаивающего на букве закона. Аристотель говорил, что это слово обозначает «снисходительное отношение к человеческим недостаткам и слабостям» и «способность видеть не только букву закона, но также образ мыслей и намерения законодателя». Человек, характеризуемый как епиеикес, всегда готов избежать несправедливость, связанной с буквальным соблюдением закона.
Хороший гражданин кроток, в греческом это праус, которым характеризуют человека, всегда владеющего своими чувствами и нравом. Он знает, когда надо быть гневным и когда не надо быть гневным. Он терпеливо выносит причиняемое ему зло, но всегда готов по-рыцарски прийти на помощь обижаемым людям.
Такие качества свойственны лишь людям, сердцем которых повелевает Христос. Благо каждой общины зависит от того, что христиане принимают на себя обязательство показывать миру благородство христианства.
ДВОЙНОЕ РАЗВИТИЕ (Тит 3:3−7)
Христианин развивается в двух направлениях. Сперва христианин осознает, что обращенные сами когда-то были не лучше окружавших их языческих соседей. Христианская добродетель не будит в человеке гордыни, а пробуждает в нем высшую благодарность. Он смотрит на других, живущих как язычники, не с презрением, а говорит вместе с Уайтфилдом, смотревшим на шедших на виселицу преступников: «Ведь если бы не милосердие Божие, и я мог бы идти здесь сейчас». И все это происходит от осознания всего того, что Бог сделал для людей через Иисуса Христа. Может быть в Новом Завете нет больше такого места, где так сжато и, тем не менее так полно показаны свершения Христа для блага людей. Здесь приведены семь моментов Его свершения:
1) Он установил новые отношения между людьми и Богом. Прежде Бог был царем, перед Которым люди испытывали благоговейный трепет, Судией, перед Которым люди съеживались от ужаса, Властелином, на Которого они могли взирать лишь со страхом. Иисус же пришел рассказать людям об Отце, сердце Которого открыто, а руки распростерты с любовью. Он пришел, чтобы рассказать людям не о суде, который осудит их навечно, а о любви, которая никогда не оставит их.
2) Любовь и благодать Божии — дары, который ни один человек не может заслужить; он может лишь принять их с совершенным доверием и с пробужденной любовью. Бог предлагает людям свою любовь исключительно из чувства великой благодати Своего сердца и христианин никогда не помышляет о том, что он заслужил, а лишь о том, что Бог дал ему. Ведущим моментом христианской жизни всегда должны быть изумление и смиренная благодарность, а не гордое самоудовлетворение. Весь этот процесс базируется на двух великих качествах Бога. На благодати Божией. В греческом это слово хрестотес и значит доброта. Оно означает дух человека столь доброго, что он всегда с радостью готов дать любой необходимый дар. Хрестотес — это всеобъемлющая доброта, которая выражается не только в теплых чувствах, но и в щедрых деяниях в любой момент.
Этот процесс базируется также на человеколюбии Божием. В греческом это филантропия и определяет как любить человека как человека. Греки много думали об этом прекрасном слове. Они называли этим словом доброту хорошего человека, проявленную им по отношению к своему равному; милосердие царя по отношению к своим подданным; активное сочувствие щедрого человека нуждающимся людям, и в особенности сочувствие, побуждающее человека выкупить попавшего в плен земляка. Но в основе всего этого лежит не какая-то заслуга человека, а исключительно милосердная доброта и всеобъемлющая любовь сердца Божия.
3) Любовь и благодать Божий являлись людям через церковь. Люди причащаются им в таинстве крещения. Это, однако, не значит, что они не могут быть даны человеку каким-либо иным образом, потому что Бог не ограничен Своими таинствами; но доступ к любви и благодати Божией всегда открыт людям через Церковь. Думая о крещении в эпоху раннехристианской Церкви, надо помнить, что это было крещение взрослых людей, приходивших непосредственно от язычества. Это был сознательный переход от одного образа жизни к другому. В Послании к Коринфянам Павел пишет: «Но (вы) омылись, но (вы) освятились, но (вы) оправдались...» (1Кор 6:11). В Послании к Ефессянам Павел говорит о том, что Иисус Христос возлюбил церковь, «чтобы освятить ее, очистив банею водного, посредством слова» (Еф 5:26). В крещении человек обретает очистительную возрождающую силу Божию.
Павел употребляет в связи с этим два слова. Он говорит о возрождении, в греческом палиггенезия. Это слово вызывает много ассоциаций. Прозелита, обращенного в иудаизм, после крещения считали ребенком и обращались с ним подобным же образом. Он как бы был рожден заново и жизнь для него начиналась сначала. Это же слово часто употребляли пифагорейцы. Они верили в перевоплощение и в то, что люди рождаются в жизнь во многих формах до тех пор, пока они не обретут способность вовсе получить освобождение. Каждое такое рождение, каждый такой возврат в жизнь считалось возрождением. Стоики употребляли это слово. Они верили, что через каждые три тысячи лет мир погибает в грандиозном пожаре и после этого возрождается вновь. Приобщавшихся религией-мистерией, говорили, что они «возрождаются для вечности». Все дело в том, что когда человек принимает Христа как Спасителя и Господа, жизнь его начинается заново. В жизнь его приходит новизна, которую можно сравнить лишь с новым рождением.
Павел говорит также об обновлении. Жизнь как бы оказывается изношенной и когда человек находит Христа, совершается акт обновления, но не мгновенно, раз и навсегда, а оно повторяется каждый день.
ПРИЧИНА И РЕЗУЛЬТАТ (Тит 3:3−7 (продолжение))
4) Благодать и любовь Божий люди получают через церковь, но за всем этим — сила Святого Духа. Вся работа церкви, все слова церкви и все таинства церкви пусты и безрезультатны, если они не наполнены силою Святого Духа. Какой бы высокоорганизованной церковь ни была, какими блестящими ни были бы ее церемонии, какими красивыми ни были бы ее строения — все бесполезно без этой силы Святого Духа. Из этого совершенно очевидно, что возрождение в церкви это не результат усовершенствования и повышения ее организации, оно происходит от Бога. Это не значит, что не нужно стремиться к повышению этой эффективности, но никакая организация и никакая эффективность сами по себе не вдохнут жизнь в тело, которое покинул Дух.
5) Это оказывает тройное воздействие. Оно дает прощение прошлых грехов. В Своем милосердии Бог не припоминает человеку совершенные им грехи. Однажды некто мрачно плакал Августину о своих грехах. «Послушай, — сказал на это Августин, — отврати взор свой от твоих грехов и обрати его к Богу». Это вовсе не значит, что человек не должен всю жизнь сожалеть о совершенных им грехах, но память о грехах должна вызывать у человека изумление перед всепрощающим милосердием Бога.
6) Оно оказывает воздействие на жизнь человека. Христианство предлагает человеку не только блаженство в будущем. Оно предлагает человеку уже здесь и сейчас вести жизнь, какую он не знал прежде. Человек лишь тогда начинает жить, когда в его жизнь входит Христос.
7) И, наконец, оно дает ему надежду на еще более грандиозное будущее. Для христианина лучшее всегда еще впереди, он знает: как ни удивительна и чудесна жизнь на земле с Христом, жизнь грядущая озарена еще большим величием. Христианину знакомо чувство изумления перед прощенными прошлыми грехами, трепет настоящей жизни с Христом и надежда на великолепную жизнь в грядущем.
НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ И ОПАСНОСТЬ РАССУЖДЕНИЙ (Тит 3:8−11)
Здесь Павел подчеркивает, что христиане должны действовать и одновременно указывает на опасность некоторых дискуссий.
Выражение быть прилежным к добрым делам выражено греческим словом проистафай, что в буквальном смысле значит стоять перед и означало лавочника, стоящего перед своей лавкой, выкрикивая свои товары. Фраза эта может иметь одно из двух значений. Это может быть повеление христианам заниматься лишь солидными и полезными ремеслами. Совершенно естественно, что церковь требовала, чтобы человек оставил некоторые профессии, прежде чем он даже выскажет желание стать ее членом. Однако более вероятно, что фраза имеет более широкое значение — христианин должен делать добрые дела, приносящие пользу людям.
Потом Павел предостерегает против бесполезных дискуссий. Греческие философы проводили время обсуждениями искусных и хитросплетенных проблем. Иудейские раввины проводили время построениями воображаемых родословных действующих лиц Ветхого Завета. Иудейские книжники проводили бесконечные часы в рассуждениях о том, что можно делать в субботу и чего делать нельзя, что чисто и что нечисто. Кто-то сказал, что человек может подумать, что он религиозен, только потому, что он обсуждает религиозные вопросы, нежели быть добрым, внимательным к другим у себя дома и оказывать людям помощь, либо же быть старательным и честным на работе. Нет ничего похвального в том, чтобы рассиживаться, обсуждая глубокие религиозные и теологические проблемы, когда еще не сделаны и ждут своей очереди самые простые дела христианской жизни. Такие дискуссии могут быть ничем иным, как стремление уклониться от христианских обязательств. Апостол Павел был уверен в том, что подлинная задача христианина лежит в христианских делах. Это, однако, вовсе не значит, что христианские дискуссии вовсе не должны иметь места, но дискуссия, за которой не следует деяние, по большей части — напрасно потерянное время.
И, посему Павел советует избегать любителей споров и распрей. В Библии речь идет о еретике, в греческом хайретикос. Греческий глагол хайрейн значит выбирать; а хайресис значит партия, школа, секта. Вначале слово не имело никакого отрицательного значения. Но когда человек начинает возводить свое личное мнение против всего учения, взаимного согласия и традиции церкви, вот тогда слово приобретает негативное звучание. Еретик — это человек, решивший, что он прав, а все остальные ошибаются. Павел предостерегает от людей, делающих свое личное мнение критерием истины. Человек всегда должен быть очень осторожным в высказываниях, изолирующих его от собратьев по вере. Вера не разделяет людей, она объединяет их.
ПОСЛЕДНИЕ ПРИВЕТСТВИЯ (Тит 3:12−15)
Павел, как всегда, заканчивает послание личными просьбами, указаниями и приветствиями. Об Артеме нам совершенно ничего не известно. Тихик был одним из самых доверенных посланников Павла. Он принес послания церквам в Колоссах и в Ефесе (Кол 4:7; Еф 6:21). Никополь находился в Эпире; был самым удобным местом для работы в римской провинции Долмации. Интересно отметить, что именно там позже находилась школа Эпиктета, крупного философа — стоика. Аполлос — широко известный учитель веры (Деян 18:24). О Зине законнике нам также совершенно ничего не известно. Он назван здесь законником, в греческом номикос, что может значить две вещи. Номикос обычно употреблялось для обозначения законника и, потому, Зина мог быть обращенным иудейским раввином. Но это же слово в греческом употреблялось обычно для обозначения адвоката, и если Павел имел это в виду, то Зина — примечательное лицо, потому что это единственное в Новом Завете упоминание об адвокате, юристе.
И последний совет Павла христианам — упражняться в добрых делах, с тем чтобы быть самостоятельными самим и иметь возможность помогать другим нуждающимся людям. Христианин — труженик работает не только для того, чтобы обеспечить себя всем необходимым, но чтобы у него было что-нибудь и для других людей.
Далее идут последние приветствия и потом, как и в каждом послании Павла, слова благодати.
комментарии Баркли на послание к Титу, 3 глава