СЛУЖЕНИЕ БОГУ ИЛИ СЛУЖЕНИЕ ДИАВОЛУ (1Тим 4:1−5)
Христианская Церковь, так же как и иудаизм, имеет веру в то, что прежде, чем этот мир станет лучше, в нем сперва все станет совсем плохо. Иудеи всегда представляли себе время разделенным на два века: век настоящий, совершенно плохой, и век грядущий, который должен быть веком Бога и веком блага. Но один век не мог перейти в другой без последней судорожной борьбы. Между этими двумя веками иудеи помещали День Господень. В этот день мир содрогнется до основания, будет последняя высшая битва со злом, последний суд всех, и тогда наступит новый день.
Авторы Нового Завета восприняли эту картину. Они полагали, что одной из характерных черт последнего века должно быть появление ереси и лжепророков. «Многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф 24:11). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк 13:22). Апостол Павел усматривает появление в эти последние дни «человека греха, сына погибели», который противопоставит себя Богу (2Фес 2:3).
Такие лжепророки появились в церкви Ефеса. Давайте серьезно изучим, как эти лжеучения представлены в настоящем отрывке. Злые духи должны были быть источниками этих лжеучений. Но хотя эти лжеучения и исходили от бесов, они приходили через людей. Они шли через людей, отличавшихся вкрадчивым лицемерием, на совести которых было клеймо дьявола. Иногда рабам выжигали клейма, указывавшие на их принадлежность владельцу. Так вот, на совести этих лжепророков дьявол тоже поставил свое клеймо, делавших их его собственностью.
В этом заключена страшная и грозная идея. Бог всегда ищет людей, чтобы они были Его орудиями в мире, но также и злые силы ищут людей, которых они могли бы использовать в своих целях. Вот здесь и лежит ответственность человека. Человек может встать на служение Богу, но и дьяволу. Чье же служение должен он избрать?
ОБОЛЬЩАЮЩИЕ ЛЮДЕЙ И ОСКОРБЛЯЮЩИЕ БОГА (1Тим 4:1−5 (продолжение))
Ересь, которую проповедовали лжепророки из Ефеса, была тесно связана с будничною жизнью. Как мы уже видели, эта ересь была гностицизмом, а сущность гностицизма заключалась в том, что дух есть абсолютное благо, а материя — абсолютное зло. Исходя их этого, одни гностики утверждали, что все связанное с плотью — зло и что все в мире — зло. Отсюда ефесяне впадали в две определенные ошибки. Одни еретики проповедовали отказ человека — насколько это возможно — от пищи, потому что пища материальна и, следовательно, есть зло; пища, в свою очередь, способствует росту и жизни тела и, следовательно, тело тоже есть зло. Они также настаивали на том, чтобы люди воздерживались от брака, потому что инстинкты тела — это тоже зло и потому их следует полностью подавлять.
Эта ересь вновь и вновь возрождалась в Церкви. Всегда, в каждом поколении находились люди, которые хотели быть более строгими, чем Бог. Когда писались Апостольские Каноны, тоже пришлось зафиксировать черным по белому: «Если какой епископ, священник или диакон или кто еще из священников воздерживается от брака, мяса и вина не по причине аскетизма (то есть ради епитимьи), а презирая это как само по себе, забывая о том, что всякое творение Божие хорошо, и что Бог сотворил мужчину и женщину, а богохульствуя и злословя на создания Божии, пусть либо исправится, либо будет лишен сана и исключен из Церкви. Так же поступить и с мирянином» (Апостольские Каноны 51). Ириней, работы которого приходятся на конец второго столетия, пишет о том, как некоторые последователи Сатурна заявляли, что «брак и продолжение рода — от дьявола. Многие также воздерживаются от животной пищи и уводят многих подобными лживыми разговорами о воздержании» (Ириней, Против ересей 1:24:2). А вот какие идеи охватили умы монахов и отшельников в четвертом столетии. Они ушли в египетскую пустыню и жили там полностью отрезанные от людей. Они проводили жизнь умерщвляя свою плоть. Один никогда не ел вареной и жареной пищи и прославился своей «тучностью». Другой ночами стоял на выступе скалы, не имея возможности заснуть. Иной прославился тем, что позволил своему телу загрязниться настолько, что с него падали паразиты, когда он шел. Другой летом ел соль, а потом отказывался пить воду. «Чистое тело, — говорили они, — признак души нечистой».
Ответом таким людям могло быть только одно: поступая таким образом они оскорбляют Бога, Который сотворил все на земле и неоднократно говорил, что сотворенное Им хорошо. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31). «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Быт 9:3). «И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их, И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 1:27,28). Но дары Божии следует использовать надлежащим образом:
1) Ими следует пользоваться памятуя о том, что это дары Божии. Некоторые вещи мы получаем неизменно и даже начинаем забывать, что это дары, и начинаем смотреть на них так, будто имеем на них право. Мы должны помнить, что все, что у нас есть — дары Божии, и что каждое живое существо обязано своей жизнью Ему.
2) Ими следует пользоваться совместно со всеми. Использование в эгоистических целях не должно иметь места. Ни один человек не может единолично пользоваться дарами Божиими, каждый человек должен иметь свою долю в них.
3) Пользоваться ими мы должны с чувством благодарности. Перед каждой едой нужно помолиться. Иудеи всегда возносили молитву перед едой. Это были различные молитвы на всякий случай. Когда иудей кушал фрукты, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды на дереве». Когда иудей пил вино, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, создающий плоды вина». Когда он ел овощи, он говорил: «Благословен будь Ты, Царь Вселенной, создающий плоды земли». Когда он ел хлеб, иудей говорил: «Благословен будь Ты, Царь вселенной, рождающий хлеб из земли». Сам факт того, что мы благодарим Бога за что-нибудь делает этот предмет священным. Даже бесы не могут коснуться его, если его коснулся Дух Божий.
Истинный христианин служит Богу не тем, что становится рабом правил и норм, оскорбляя тем самым Его творение; он служит Ему, благодарственно принимая Его прекрасные дары, и помня, что в этом мире, где все сотворил Бог — все прекрасно, никогда не забывая делить дары Божии с другими.
СОВЕТ ПОСЛАННИКУ ХРИСТОВУ (1Тим 4:6−10)
В этом отрывке много практических советов, полезных не только Тимофею, но и всякому слуге Церкви, на которого возложена не только работа, но и руководство в Церкви:
1) Из него мы узнаем, как наставлять людей. Греческое слово хупотитестай, переведенное как внушая сие братьям наводит на некоторые мысли. Оно значит не отдавать приказы, а скорее советовать, предлагать. Это мягкое, простое и скромное слово. Это значит, что учитель никогда не должен диктаторски излагать закон. Это значит, что он должен как бы напоминать людям то, что они уже знали, или предлагать им не учиться у него, а открывать в своих сердцах — что есть добро, благо, справедливость. Наставление, сделанное мягким тоном, всегда окажется более эффективным, чем навязанные силой догматические уложения. Когда люди отказываются идти под плетью, их можно повести.
2) Из него мы узнаем, как нужно вести себя, чтобы должным образом учительствовать. Павел говорит Тимофею, что он должен питаться словами веры. Человек не может дать другому, если он сперва не усвоил, не получил что-то сам. Тот, кто собирается учить других, должен постоянно учиться сам. Крайне ошибочно полагать, что человек, ставший учителем, перестает быть учеником; он должен каждый день лучше узнавать Иисуса Христа, прежде чем он сможет принести Его другим.
3) Из него мы узнаем, чего следует избегать. Павел советует Тимофею избегать негодных басен, которые старые женщины рассказывают детям. Легко потеряться в разных второстепенных вопросах и запутаться в мишуре. От великих коренных истин должен человек питать ум свой и уста свои.
4) Из него мы узнаем, что нужно искать, к чему нужно стремиться. Павел говорит Тимофею, что христианин должен закалять душу свою, как спортсмен закаляет тело свое. Нет, Павел не призывает презирать тело: христианская вера считает, что тело — храм Святого Духа. А Павел имеет в виду нечто совсем другое. Во-первых, в древнем мире, особенно в древней Греции, в каждом городе был свой гимнастический зал, потому что гимнастика была главным элементом воспитания и образования греческого юноши в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. Во-вторых, Павел требует разностороннего образования. Физическая закалка и тренировка — хорошая вещь, даже очень важная, но польза от нее не везде. Она развивает только одну сторону, одну часть человека, причем результаты физического развития сохраняются недолго, потому что тело — преходяще. Постоянное совершенствование в благочестии развивает всего человека, его тело, разум, дух, а результаты такого совершенствования непреходящи, а длятся вечно. Христианин — не спортсмен в гимнастическом зале, он — спортсмен Господа. Величайшие из греков хорошо понимали это. И Сократ писал: «Ни один аскет не закаляет свое тело так, как закаляет свою душу царь». «Закаляйте себя, занимаясь добровольно тяжелым трудом, чтобы когда вам придется выполнять его не по доброй воле, вы смогли вынести это».
5) Из него мы узнаем, что же есть основа всего. Никто никогда не утверждал, что жизнь христианина не трудная вещь, но цель ее — Бог. Именно потому, что христианин живет все время в присутствии Бога, он готов выносить все, что ему выпадет. Тяжелый труд оправдывается величием цели.
ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ КРИТИКИ (1Тим 4:11−16)
Одной из трудностей, которые предстояло преодолеть Тимофею, была его молодость. Конечно, не надо думать о нем как о подростке — ведь прошло пятнадцать лет с тех пор, как он стал помощником и сподвижником Павла. Греческое слово неотес, юность может быть применимо к любому человеку в возрасте, когда он может быть призван в армию, то есть до сорока лет. Но Церковь всегда предпочитала, чтобы должностные лица были людьми зрелого, почтенного возраста. В Апостольских Канонах записано, что человек моложе пятидесяти не может стать епископом, потому что к тому времени «бурная молодость уже будет позади». Тимофей был молод в сравнении с Павлом, и потому многие смотрели на него критически. В своей первой речи в Палате общин Уильям Питт-старший (ему было в то время тридцать три года), сказал: «Я даже не попытаюсь смягчить или отрицать свое грубое преступление..., что я молод». Церковь всегда смотрела на молодость подозрительно, и под это подозрение подпадал и Тимофей.
Павел дает Тимофею совет, которому труднее всего следовать, а именно: своим поведением не давать повода к критике, и, тем не менее, это был единственно возможный совет. Однажды Платона обвинили в бесчестном поведении. «Ну, — сказал Платон, — тогда придется жить так, чтобы каждый видел, что это обвинение ложно». Словами не защитишься от критики, а поведением можно. Как же должен был вести себя тогда Тимофей?
1) Во-первых, быть образцом в любви. Агапе — греческое слово величайшая из христианских добродетелей, собственно, непереводимо. Его подменное значение — непобедимая благожелательность. Человек, которому свойственна агапе, независимо от того, как будут поступать по отношению к нему или говорить о нем другие, будет желать им только добра. Он не будет резким, не будет злопамятным, мстительным; он никогда не даст волю ненависти; он никогда не откажется простить. Это действительно такая любовь, которая требует и берет всего человека. Обычная любовь — это чувство, против которого мы бессильны. Любовь к нашим близким и дорогим — чисто инстинктивное чувство. Любовь мужчины к девушке тоже не контролируемое разумом чувство. Такая обычная любовь исходит от сердца; но совершенно очевидно, что христианское чувство любви есть результат воли. Это победа над собой, в результате которой в нас развивается чувство душевной заботливости о других людях. Другими словами, первая отличительная черта христианского руководителя — заботиться о других, независимо от того, как они поступают по отношению к нему. Об этом должен подумать каждый христианский руководитель склонный быстро обижаться и таить обиду.
2) Во-вторых, в вере. Вера — это неистребимая верность Христу, независимо от того, с чем это связано. Не трудно быть хорошим воином, когда дела идут хорошо. Но действительно хороший воин может хорошо сражаться и тогда, когда тело его устало, а желудок пуст, когда ситуация кажется безнадежной, а он участвует в военном походе, ход которого ему вовсе не понятен. Таким образом, вторая отличительная черта христианского руководителя — верность Христу вопреки всем обстоятельствам.
3) В-третьих, быть образцом в чистоте. Чистота — это неистребимая верность моральному кодексу Христа. Плиний Младший, сообщая императору Траяну о христианах в Вифинии, где он был губернатором, писал: «Они обычно дают друг другу клятву не воровать, не грабить; не нарушать супружескую верность и свое слово, не отрекаться от залога или поручительства, если от него это потребуется». Христианин ручается вести непорочную жизнь. Каждый христианин должен иметь свои намного превышающие мирские представления и нормы чести и честности, самообладания и целомудрия, дисциплины и предупредительности. Дело просто-напросто в том, что христианство и не нужно было бы миру вовсе, если бы оно не доказало, что оно дает ему лучших мужчин и женщин. Третьей отличительной чертой христианского руководителя является жизнь по требованиям Иисуса Христа.
ОБЯЗАННОСТИ ХРИСТИАНСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ЦЕРКВИ (1Тим 4:11−16 (продолжение))
На молодого Тимофея, назначенного руководителем Церкви, возлагаются определенные обязанности. Он должен публично читать Писание, наставлять и учить. Перед нами образец служения в христианской Церкви.
Первое из дошедших до нас описаний церковного служения находится у Иустина Мученика. Приблизительно в 170 г. он писал в защиту христиан римскому правительству (Первая апология 1:67): «В день, который называют воскресеньем, собираются в одном месте все живущие в городе или в деревне. Сколько позволяет время, читают воспоминания апостолов или писания пророков. Потом чтение прекращается и церковный руководитель на словах внушает им и побуждает их к подражанию этим добрым вещам. После этого мы вместе встаем и возносим наши молитвы». Таким образом, каждое христианское служение должно включать в себя четыре элемента.
1) Чтение и изложение, толкование Писания. В конечном счете, люди собираются вместе не для того, чтобы выслушивать мнение священника; они собираются вместе для того, чтобы слушать слово Божие. В центре христианской службы стоит Библия.
2) Учение, наставление. Библия — книга сложная, и потому ее нужно объяснить. Христианское вероучение понять не просто, но человеку нужно дать какое-то объяснение надежде, которую он носит в себе. Мало смысла в том, чтобы убедить человека стать христианином, если он не знает, что это значит — быть христианином. Христианский священник тратит много лет на то, чтобы овладеть техникой необходимой для того, чтобы разъяснять веру другим. Его освобождают от будничных жизненных забот, чтобы он имел возможность размышлять, изучать и молиться о том, чтобы он мог лучше изъяснять людям слово Божие. Ни в одной христианской церкви не может быть прочной веры, если в ней нет проповедника-наставника.
3) Проповедь. Христианское послание всегда должно вылиться в христианские действия. Кто-то сказал, что каждое служение должно заканчиваться призывом: «Ну, как ты на это смотришь, собрат?» Мало просто изложить христианское вероучение для изучения и понимания; его нужно представить людям как нечто, что нужно воплотить в жизнь. Христианское вероучение — это истина, но истина в действии.
4) Молитва. Собрание происходит в присутствии Бога, собрание думает в Духе Божием; оно оканчивается в силе Божией. Проповедование, слушанное во время служения последовательные действия в мире — невозможны без помощи Духа Божия.
Нам не вредно было бы иногда сверять наши современные служения со служениями молодой христианской Церкви.
ЛИЧНЫЙ ДОЛГ ХРИСТИАНСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (1Тим 4:11−16 (продолжение))
В этом же отрывке очень ясно выделены и личные обязательства христианского руководителя.
1) Он должен помнить, что он избран Церковью для выполнения особой задачи. Церковный руководитель не имеет никакого значения вне Церкви. Его полномочия даны ему Церковью; работа его проходит среди собратьев по вере; в его обязанности входит привлечение в Церковь других людей. Вот почему поистине важную работу в христианской Церкви всегда выполняет не какой-нибудь странствующий евангелист, а постоянный проповедник.
2) Он должен заботиться обо всем этом. Ему грозит опасность погрязнуть в интеллектуальной лени и глухоте, пренебречь изучением и погрязнуть в рутинном мышлении. Опасность заключается в том, что новые истины, новые методы и попытки изложить веру в современных условиях и в новых выражениях будут просто-напросто раздражать его. Христианский руководитель должен одновременно быть христианским мыслителем, иначе он не сможет выполнить возложенную на него задачу, а быть христианским мыслителем значит всю жизнь быть рассудительным и смелым мыслителем.
3) Он должен сосредоточиться пребывать во всем этом. Ему грозит опасность растрачивать и рассеивать свои силы на многие вещи, которые не имеют особо важного для христианской веры значения. На нем лежат много обязанностей и именно перед ним много сфер служения. Один пророк рассказал Ахаву своего рода притчу. Он сказал, что во время битвы один человек привел к нему пленника и велел его сторожить, предупредив при этом, что, если пленник убежит, то его душа будет за душу пленника, но он занялся разными другими делами, и «когда раб твой занялся теми и другими делами, его не стало» (3Цар 20:35−43). Христианский руководитель может очень легко заняться тем и другим, упуская главное, сосредоточенность — главная обязанность христианского руководителя.
4) Он должен заботиться о своем развитии. Его прогресс должен быть виден всем. Совершенно очевидно, что многих, из нас из года в год занимает одно и то же; годы проходят, а мы не делаем никаких успехов. Христианский руководитель умоляет других собратьев стремиться быть все больше и больше похожим на Христа. Он не может делать это иначе, как с каждым днем все более и более уподобляться своему Господу, Которому он стремится служить. Когда Кагава решил стать христианином, он, прежде всего, вознес молитву: «Боже, сделай меня подобным Христу». Христианский руководитель тоже должен в первую очередь молиться о том, чтобы он все больше и больше уподоблялся Христу, ибо только в таком случае он может вести за собой других.
комментарии Баркли на 1 послание Тимофею, 4 глава