РАССЕЯНИЕ ЦЕРКВИ (Деян 8:1−3)
Смерть Стефана послужила сигналом к расширению преследований, вынудивших христиан рассеяться и искать приют в отдаленных местах. В этом отрывке следует подчеркнуть два пункта:
1) Апостолы держались стойко. Даже если другие рассеялись, они были готовы вынести все опасности по двум причинам:
а) Они были мужественными людьми. Писатель Джозеф Конрад рассказывает, что однажды, когда он — молодой матрос — учился управлять парусным судном, поднялся шторм. Учивший его старший товарищ дал ему только один совет: «Всегда держи судно носом к волне и ветру». Апостолы решили встретить любую грозящую им опасность.
б) Они были благочестивыми людьми. Они не просто были христианами; в них было нечто, вызывавшее в людях уважение. Рассказывают, что однажды против Платона было высказано оскорбительное обвинение. На это Платон ответил: «Я буду жить так, чтобы все видели, что это ложь». Краса и сила апостолов оказывали на людей столь сильное впечатление, что даже в дни гонений власти не решались схватить их.
2) Савл же «терзал церковь» сказано в Библии. Употребленное в греческом тексте слово обозначает бессердечную жестокость. Это слово употребляется для характеристики медведя, буйствующего в винограднике, или для характеристики животного, терзающего тело. Можно назвать поистине драматической перемену, произошедшую в человеке, который сперва терзал Церковь, а потом посвятил себя всецело на службу Христу.
В САМАРИИ (Деян 8:4−13)
По мере того, как христиане рассеивались, Филипп, выдвинувшийся как один из семи избранных диаконов, прибыл в Самарию и проповедовал там. Приведенный выше случай поразителен, потому что вошло в поговорку, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин 4:9).
Неприязнь между иудеями и самарянами имела вековую Историю. В 8 в. до Р. Х. ассирийцы завоевали Северное Царство, столицей которого был город Самария. Как это обычно делали завоеватели того времени, они увели оттуда большую часть населения, а на их место поселили другие народы. В 6 в. до Р. Х. вавилоняне завоевали Южное Царство со столицей Иерусалим, а население его увели в Вавилон в плен; но они напрочь отказались утратить свои национальные особенности и оставались иудеями. В 5 в. до Р. Х. вавилоняне отпустили их из плена и даже позволили восстановить разрушенный город Иерусалим (при Ездре и Неемии). Оставшиеся же в Палестине смешались за это время с иноплеменниками, которые были приведены туда завоевателями. Когда же вернувшиеся иудеи Южного Царства принялись восстанавливать свой город Иерусалим, самаряне предложили им свою помощь. Но это предложение было с презрением отвергнуто, потому что самаряне уже не могли считаться чистокровными иудеями. И с этого времени не угасали вражда и ярая ненависть между иудеями и самарянами.
Тот факт, что Филипп проповедовал в Самарии и что этому народу была принесена благая весть об Иисусе, показывает, что Церковь совершенно бессознательно сделала один из самых важных в истории человечества шагов и поняла, что Христос принадлежит всем народам всего мира. Нам мало известно о Филиппе, но он был одним из строителей христианской Церкви.
Отметим, что принесло христианство этому народу:
1) Оно принесло весть об Иисусе и евангелие любви Божией в Иисусе Христе.
2) Оно принесло им исцеление. Христианство всегда приносило людям не одни слова.
3) Вместе с этим оно принесло самарянам неведомую ими дотоле радость. Христианство, которое бы приносило людям печаль — противоестественно: истина всегда излучает радость.
ДАР, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ ИЛИ ПРОДАТЬ (Деян 8:14−25)
Симон, несомненно, был типичным человеком античного мира. В то время было много астрологов, предсказателей и колдунов, и в тот легковерный век они пользовались очень большим влиянием и жили комфортабельно. В этом нет ничего удивительного ибо наш двадцатый век не поднялся выше различных предсказаний судьбы и гадания. Не следует думать, что Симон и все его товарищи по профессии умышленно обманывали людей. Многие из них были обмануты перед тем, как сами стали обманывать и верить в свои силы.
Чтобы понять, чего добивался Симон, мы должны сперва разобраться в атмосфере, в которой развивалась первохристианская Церковь. Сошествие Духа Святого на человека связывалось с определенными видимыми феноменами, в частности, с даром говорить языками (ср. Деян 10:44−46). При этом человек впадал в экстаз и начинал произносить никому не понятные звуки. Для иудеев возложение рук являлось обычной практикой. Посредством этого акта определенные свойства предавались, якобы, от человека к человеку. Не следует, однако, думать, будто они чисто материалистически понимали этот акт перенесения Святого Духа от одного человека к другому; главное и решающее значение играли при этом индивидуальные особенности человека, возлагавшего руки. Апостолы пользовались таким уважением и почитанием, что одно прикосновение их рук ощущалось людьми как глубокое душевное переживание. Позволю себе личное воспоминание о том, как я однажды имел возможность видеть одного выдающегося богослова и святого, Я был очень молод, а он очень стар. На мгновения остался с ним наедине, и он положил мне свои руки на голову и благословил меня. И до сего дня, спустя более пятидесяти лет, я ощущаю глубокое волнение и трепет при воспоминании об этом. В первохристианской Церкви возложение рук оказывало, по-видимому, такое же воздействие.
На Симона явный результат от возложения рук произвел большое впечатление, и он попытался купить за деньги способность свершать то, что делали апостолы. Имя Симона вошло в языки разных народов, потому что слово симония означает недостойную куплю и продажу церковных должностей. Симон совершил две ошибки:
1) Он был не столько заинтересован в том, чтобы передать людям Дух Святой, сколько в обретении личной власти и престижа. Опасность самовозвеличения всегда преследует проповедника и учителя. Правда, они должны воспламеняться, когда видят людей, но также верно, что нельзя одновременно доказывать, что мы очень умны и что Христос чудодействен.
2) Симон забыл, что некоторые дары Божии зависят от душевных качеств человека; за деньги же их купить нельзя. Опять-таки, проповедник и учитель должны помнить предостережение. «Проповедь — это истина посредством личности». Чтобы возвещать людям о Духе Святом, не надо быть богатым, но возвещающий сам должен быть осенен этим Духом.
ХРИСТОС ИДЕТ К ЕФИОПЛЯНИНУ (Деян 8:26−40)
Одна из дорог из Иерусалима в Вифлеем и Хеврон в южной окрестности города Газы соединялась с главной дорогой в Египет. Было два города Газа: один из них был разрушен во время войны в 93 г. до Р. Х., а другой был построен к югу от него в 57 г. до Р. Х. Первый назывался старым или заброшенным, в отличие от нового города. По этой дороге, ведущей мимо Газы, проходило не менее половины транспортных перевозок тогдашнего мира. По ней проехал в своей колеснице эфиопский евнух, казначей царицы Кандакии. Кандакия — не столько имя, сколько титул, который носили все царицы Эфиопии. Евнух приезжал в Иерусалим, чтобы помолиться в храме. В то время многие люди, разочарованные своими многочисленными богами и распущенными нравами, обращались к иудаизму, где находили и единобожие, и строгую нравственность, что придавало им новый смысл жизни. Если они принимали иудаизм и были обрезаны, их называли прозелитами праведности или «прозелитами завета»; если же они не заходили так далеко, но продолжали посещать синагогу и читать иудейские Писания, их называли прозелитами врат. Этот эфиоплянин, возможно, был одним из таких искателей, либо как «прозелит праведности», либо как «прозелит врат». Он читал 53 главу книги пророка Исаии, и, начав с этого места, Филипп показал ему, Кто был Иисус.
Когда он уверовал, Филипп крестил его. Уверовавшие язычники принимали иудаизм через крещение и обрезание. В раннюю эпоху Нового Завета крестили только взрослых. Их крестили погружением в проточной воде. Такое крещение имело три символических значения:
1) Оно символизировало очищение. Как тело человека омывалось водой, так и душа его купалась в милосердии Христа.
2) Оно символизировало полную перемену. Рассказывают, что один миссионер при крещении посылал новообращенных с одного берега реки на другой; как бы символизируя этим, что человек пересекает какую-то линию, и жизнь его продолжается в новом мире.
3) Крещение означает истинное единение с Христом. Когда человек погружается головой в воду, он как бы умирает с Христом, когда же выходит из воды, он воскресает с Ним (ср. Рим 6:1−4). Предание гласит, что эфиоплянин вернулся домой и евангелизировал Эфиопию. Мы можем, по крайней мере, быть уверены в том, что тот, кто отправился в путь свой с такой радостью, не смог не поделиться своей радостью с другими.
комментарии Баркли на Деяния апостолов, 8 глава