СИЛЫ ПРОДОЛЖАТЬ ДЕЛО (Деян 1:1−5)
В двойном смысле Деяния представляют вторую главу незавершенной истории. Во-первых, Деяния являются вторым томом, посланным Лукой Феофилу. В первом томе, в Евангелии, Лука рассказал историю жизни Иисуса на земле. Во втором он продолжает рассказ об истории христианской Церкви. С другой стороны, Деяния являются второй частью истории, не имеющей конца. Ведь Евангелие — это лишь история «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала».
Бессмертие может быть разным. Во-первых, бессмертие славы. В Генрихе В. Шекспир вкладывает в уста короля речь, в которой он обещает бессмертную память, если будет одержана победа в битве при Азенкуре:
«Отзвук битвы прогремит во все века,
И с победой вечно славны будут наши имена» —
Вне всякого сомнения, Иисус обрел такое бессмертие, ибо имя Его никогда не будет забыто.
Во-вторых, непреходящее влияние. Некоторые люди оказывают на мир такое влияние, которое никогда не пройдет. Довольно напомнить о Копернике и Колумбе. Иисус, несомненно, оказал большее влияние на мир и жизнь человека, которое не пройдет вовеки.
Но выше всех форм бессмертия — непреходящее присутствие и власть. Христос оставил нам не только бессмертное имя и влияние, Он жив и действует и ныне. Он Тот, «который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1:8).
Деяния, также учат нас, что жизнь Христа продолжается в Его Церкви. Джон Форстер рассказывает, как однажды к одному индийскому епископу пришел представитель индуизма. Без всякой помощи прочитал Новый Завет, был восхищен им и Христос пленил его. Он читал дальше... и он почувствовал, что вступил в иной мир. В Евангелии он узнал о Христе, Его деяниях и страданиях. В Деяниях Его место заняли Его ученики, их деяния, мысли и учение. Церковь продолжала делать то, что смерть прервала в жизни Иисуса. «Поэтому, — сказал мне этот человек, — я должен принадлежать к Церкви, продолжающей жизнь Христа». Деяния знакомят нас с «Церковью, продолжающей жизнь Христа».
Этот первый отрывок сообщает о том, как Церковь посредством Святого Духа приобрела власть делать это. Мы часто отождествляем Святого Духа с Утешителем. Это слово восходит к Уиклифу, но во времена Уиклифа оно имело другое значение. Оно происходит от латинского слова фортис, что значит храбрый. Утешитель, поэтому, наполняет сердца людей мужеством и силой. В Деяниях трудно разделить творения Святого Духа от деяний воскресшего Христа, и нет надобности разделять их, ибо явление Духа является исполнением обещания Иисуса: «И се, Я с вами во все дни, до скончания века» (Мф 28:20).
Следует отметить также следующее. Апостолам было повелено ждать явления Святого Духа. Мы имели бы больше силы, смелости и мира, если бы научились ждать.
В повседневной жизни мы вынуждены быть спокойными. «А надеющиеся на Господа обновятся в силе» (Ис 40:31). И среди напряженной работы важно находить для обновления сил.
ЦАРСТВО БОЖИЕ И ЕГО СВИДЕТЕЛИ (Деян 1:6−8)
На протяжении всей своей проповеднической миссии Иисусу приходилось сталкиваться с серьезными недоразумениями. Центральное место в Его проповеди, занимало Царство Божие (Мк 1:14), под которым Он понимал вовсе не то, что понимали Его слушатели.
Иудеи ясно сознавали, что они избранный Богом народ. Под этим они понимали особые привилегии, и что им предназначена мировая власть. Однако, весь ход развития истории этого народа показывал, что, в чисто человеческом понимании, это никогда не могло осуществляться. Палестина — небольшая страна 190 километров с севера на юг и 65 км с запада на восток. Когда-то она была независима, но потом покорена поочередно Вавилоном, Персией, Грецией и Римом. Поэтому иудеи стали ждать того дня, когда Бог сам непосредственно вмешается в историю человечества и обеспечит Израилю то мировое господство, о котором они мечтали. Царство мыслилось ими в политических категориях.
Как же Иисус представлял Себе его? Рассмотрим для этого «Отче наш». Здесь рядом стоят две просьбы: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Для иудейского стиля характерно — это видно при анализе любого стиха псалма, — выражать одну мысль в двух параллельных формах, причем во второй части первая повторяется, либо же усиливается. Таким же образом сформулированы и эти две просьбы. Вторая просьба представляет собой уточнение первой. Таким образом, мы видим, что Иисус подразумевал под Царством земное общество, в котором воля Божия будет такой же безупречной, какой она является на небе. Именно поэтому Его Царство должно быть основано на любви, а не на силе.
Без Святого духа люди Его не достигнут. Лука уже дважды говорил о явлении духа. Не следует думать, что Дух Святой явился людям впервые, или что Его вовсе не было. Ведь какая-то сила может существовать и одновременно оставаться до определенного момента недоступной для человеческого опыта. Например, люди не изобрели атомной энергии. Она всегда существовала; но лишь в наши дни ее открыли. Так же и Бог — вечно Отец, Сын и Святой Дух, но лишь в определенные времена люди полностью ощущали силу, которая всегда пребывала сними.
Сила Духа Святого сделала людей свидетелями Христа. Это свидетельство должно было проявляться в серии расширяющих концентрических кругов: сперва в Иерусалиме, потом во всей Иудее, потом в Самарии — наполовину иудейской стране, которая должна была послужить своего рода мостом в языческий мир и, наконец, свидетельство должно было дойти до края земли.
Сначала заметим нечто о христианском свидетельстве. Во-первых, свидетель говорит: я знаю, что это правда, Джон Буньян одно время не был совершенно уверен в своей вере. Его волновала мысль, что иудеи считают свою религию самой лучшей, мусульмане тоже считают свою религию лучшей; что, если и христиане лишь полагают, что христианство самая лучшая религия? Свидетель не говорит: «Я думаю, это было так». Он говорит: «Я знаю, что это так».
Во-вторых, истинный свидетель достоверен не только по словам, но и по делам. Когда Стенли нашел в Центральной Африке Ливингстона и провел с ним некоторое время, он сказал: «Если бы я пробыл с ним дольше, я бы обязательно стал христианином, хотя он никогда не говорил со мной об этом». Жизнь этого человека представляла собой неопровержимое свидетельство.
В-третьих. По-гречески свидетель и мученик определяются словом мартус. Свидетель должен был быть готовым стать мучеником. Быть свидетелем означает быть верным, чего бы оно ни стоило.
ВЕЛИЧИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЯ (Деян 1:9−11)
В этом коротком отрывке мы сталкиваемся с двумя трудными концепциями Нового Завета.
Во-первых, в нем говорится о вознесении. Лишь Лука пишет об этом, и он говорил уже о нем в своем Евангелии (Лк 24:50−53). Факт вознесения необходим по двум причинам:
а) Он ясно показал заключительный аккорд возвращающегося Иисуса к принадлежавшей Ему славе. Прошли дни Его явлений после воскресения. Ясно, что это было особое время, но которое было ограничено. Также ясно, что завершиться этот период должен был чем-то необычным. Ведь было бы странно, если бы эти явления Христа после Его воскресения стали реже и в конце прекратились.
б) Чтобы понять вторую причину, представим себе ту эпоху. Ведь теперь мы не считаем небо как место за небосводом в нашем понимании оно — порука состояния блаженства, в котором мы будем навечно с Богом. Но в те дни даже самый мудрый человек считал землю плоской, а небо расположенным небосводом. Поэтому, чтобы дать своим ученикам неопровержимое доказательство того, что Он вернулся к Своей славе, Иисус должен был вознестись на небеса. Но следует обратить внимание еще и на следующее. Когда Лука рассказывает об этом в своем Евангелии, он говорит: «Они... возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк 24:52). Несмотря на виденное ими вознесение, а может быть, именно поэтому, ученики были уверены в том, что Иисус не покинул их, но что Он всегда с ними.
Во-вторых, мы здесь сталкиваемся с учением о втором пришествии. В связи с ним следует помнить два момента:
а) Рассуждать о том, когда и как это произойдет, было бы глупо и бессмысленно. Сам Иисус сказал, что даже Он не знает дня и часа, когда придет Сын человеческий (Мк 13:32). Рассуждать о том, что скрыто даже от Христа, почти богохульство.
б) Сущность христианского учения состоит в том, что Бог предначертал план для каждого человека и для всего мира. Важно помнить, что история — не хаотическое сочетание случайных событий, которые никуда не ведут. Мы верим, что имеется божественное предначертание, к которому все творение движется, и что, когда оно Свершится, Иисус будет Судьей и Господом всего. Второе пришествие не может быть предметом теоретических рассуждений и простого любопытства; это обращенный к нам призыв быть готовыми, когда этот день придет.
УЧАСТЬ ПРЕДАТЕЛЯ (Деян 1:12−20)
Прежде чем перейти к судьбе предателя Иуды, надобно отметить несколько моментов. Суббота была для иудея днем отдыха, когда была запрещена всякая работа. Пешеходная прогулка была ограничена в 2000 локтей (900 м), и это расстояние называлось расстоянием субботнего пути.
Интересно отметить, что братья Иисуса находятся здесь вместе с учениками Иисуса. Во время Его жизни Его родственники иногда стояли на стороне Его противников (Лк 3:21). Возможно, только смерть Иисуса открыла им, как и многим другим, глаза и тронула их сердца сильнее, чем Его жизнь.
Мы узнаем, что тогда было около 120 учеников. Это одно из вдохновительных новостей в Новом Завете. В то время лишь сто двадцать человек чувствовали свою общность с Иисусом Христом и маловероятно, чтобы хотя один из них побывал когда-нибудь до этого за пределами Палестины. Если принять во внимание, что в Палестине проживало около четырех миллионов иудеев, то из 30 тысяч населения лишь один был христианином. И на этих сто двадцать простых людей была возложена задача выйти в мир и проповедовать Христово Евангелие. Христианская Церковь имела самое малонадежное начало. Может быть, и мы являемся единственными христианами в цеху, на заводе, в бюро, в своем кругу. Эти сто двадцать человек смело приняли возложенное на них задание, и нам следует поступать также, и, может быть, мы тоже будем тем семенем, из которого вырастет вокруг нас Царство Божие.
Большой интерес в этом отрывке представляет судьба Иуды. Не совсем ясно, как следует понимать греческий текст, но по Матфею (Мф 27:3−5), ясно, что Иуда покончил с собой. Навсегда останется загадкой, почему же Иуда предал Иисуса. Высказывались по этому поводу различные предположения.
1) Высказывалось предположение, что прозвище Искариот означает муж из Кариот. В этом случае Иуда, один среди всех апостолов, не был уроженцем Галилеи. Может быть, он чувствовал себя чужаком среди них и был настолько огорчен этим, что совершил это ужасное преступление.
2) Возможно, он совершил это предательство, дабы спасти самого себя, и только потом осознал чудовищность содеянного.
3) Может быть, он сделал это из корыстолюбия. Если это так, то это была самая чудовищная сделка в истории человечества, ибо он продал своего Господа за тридцать серебряников, то есть приблизительно за 35 рублей. По Исх 21:32 это была стоимость раба.
4) Возможно, Иуда стал ненавидеть Иисуса. От других он скрыл свои предательские мысли, но Иисус видел его насквозь. И, поэтому, Иуда видел единственный выход в том, чтобы убить Того, Кто знал его истинную сущность.
5) Может быть, прозвище Искариот по-гречески означает человека с кинжалом. Эти «люди с кинжалом» являлись членами террористической националистической организации, бывшими всегда готовы совершить политическое убийство в борьбе за освобождение Палестины. Возможно, Иуда сначала видел в Иисусе руководителя, способного повести националистическое движение к победе; но когда узнал, что Иисус отрицает этот путь, он отвернулся от Него и в своем крайнем разочаровании предал Его.
6) Но, вероятней всего, Иуда никогда не рассчитывал на смерть Иисуса, а предал Его для того, чтобы побудить Его к действиям. В таком случае он, увидев трагические последствия своего деяния и крах своего плана, и движимый угрызениями совести, «пошел и удавился».
Как бы это ни было, Иуда вошел в историю человечества как человек с самым черным именем изо всех людей. Нет покоя человеку, предавшему Иисуса.
КВАЛИФИКАЦИИ АПОСТОЛА (Деян 1:21−26)
Посмотрим, как был выбран человек, который занял место Иуды среди апостолов. Может показаться странным, что для этого бросали жребий. Но среди иудеев это был естественный образ действия, потому что все должности и обязанности в Храме так определялись. Имена кандидатов записывались на камнях, камни опускали в сосуд, который встряхивали до тех пор, пока вылетал один камень; тот, чье имя стояло на камне, и был избран.
Однако, обратим внимание на две чрезвычайно важные истины.
Во-первых, здесь сказано, что апостол должен быть свидетелем воскресения. Христова. Принципиальное отличие христианина в том, что он знает Иисуса, а не в том, что он знает о Нем. Ошибочно рассматривать Иисуса как человека, который жил и умер, жизнь которого мы изучаем, и историю которого мы читаем. Иисус не действующее лицо книги, Он живет и присутствует среди верующих; а христианин — человек, жизнь которого свидетельствует о том, Которого он знает как воскресшего Господа, пребывающего в нем.
Апостолом мог стать тот, кто всегда был вместе Иисусом. Истинный христианин изо дня в день живет с Ним. Об одном известном проповеднике говорили, что он часто замолкал во время проповеди, как бы прислушиваясь к чьему-то голосу. Джером К. Джером рассказывал о сапожнике, оставившем в один очень холодный день дверь своей мастерской открытой. На вопрос, зачем он это сделал, он ответил: «Чтобы Иисус мог войти, если Он пройдет мимо». Мы часто говорим о том, что было бы, если бы Иисус был здесь, и как бы мы жили иначе, если бы Он был в наших домах и на нашем рабочем месте. Мать одной девочки, у которой был приступ ярости, рассказывает, что после приступа дочка сказала: «Я хотела бы, чтобы Иисус пришел к нам и остался на все время». Но ведь именно так и обстоит дело: Иисус пребывает среди нас, и истинный христианин живет всегда со Христом.
ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.
Пожалуй, мы никогда достоверно не узнаем, что же произошло в День Пятидесятницы. Но мы знаем, что это был один из величайших дней христианской Церкви, ибо в этот день Дух Святой явился христианской Церкви совершенно необычным способом.
Деяния Апостолов назвали Евангелием Святого Духа; поэтому, прежде чем приступить к детальному исследованию второй главы, посмотрим, что сказано в Деяниях о Святом Духе.
ЯВЛЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА
Может быть, не совсем верно так часто говорить о событиях дня Пятидесятницы как о явлении Святого Духа. Опасность в том, что мы можем подумать, будто Святой дух зародился и явился впервые именно в это время. Но это не так: Бог испокон веков — Отец, Сын и Дух Святой, Деяния это ясно излагают. Святой Дух говорил устами Давида (Деян 1:16): дух Святой говорил через Исаию (Деян 28:25); Стефан обвиняет иудеев: «вы противились духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян 7:51). В этом смысле Святой Дух — Бог, в каждом веке, открывающий Свою истину людям. Но все же в день Пятидесятницы произошло нечто необычное.
ТВОРЕНИЯ ДУХА СВЯТОГО В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
С этого момента дух Святой становится главной реальностью в первохристианской Церкви.
Во-первых, Дух Святой вдохновлял и направлял людей. Дух Святой направил Филиппа заговорить с евнухом из Эфиопии (Деян 8:29), подготовил Петра к встрече посланцев Корнилия (Деян 10:19), повелел Петру идти без всяких сомнений с этими посланцами (Деян 11:28), повелел отделить Варнаву и Павла, чтобы они отправились проповедовать Слово Божие (Деян 13:2,4), направил решение апостольского совещания в Иерусалиме (Деян 15:28), провел Павла через Азию, Мисию и Винифию в Троаду и далее в Европу (Деян 16:6−10), сказал Павлу, что его ждет в Иерусалиме (Деян 20:23). Первохристианская Церковь была общиной, которую направлял Дух Святой.
Во-вторых, все отцы христианской Церкви были исполнены Святого Духа. Они выбрали семь из них исполненных Святого Духа и мудрости (Деян 6:3). Стефан и Варнава были людьми, исполненными Святого Духа и веры (Деян 7:55; Деян 11:24). Павел говорит пресвитерам в Ефесе, что Дух Святой поставил их блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога (Деян 20:28).
Кроме того, Дух Святой был источником повседневного мужества и силы. Ученики примут силу, когда на них сойдет Дух Святой (Деян 1:8). Мужество и красноречие Петра перед синедрионом явились результатом деяний Святого Духа (Деян 4:8−31); победа, одержанная Павлом над Елимой волхвом, — результат деяния Святого Духа (Деян 13:9). Мужество христиан, помогающее им выстоять в опасной ситуации, сила христиан, позволяющая им выстоять в трудных условиях, христианское красноречие, когда оно необходимо, христианская радость, независящая от окружающих условий, — все они результат Деяния Святого Духа.
И, наконец, в Деян 5:32, говорится о духе Святом «которого Бог дал повинующимся Ему». Тем самым здесь выражена важная мысль о том, что мера Духа Святого, данного человеку, определяется тем, каким человеком он является. Это значит, что человек, честно старающийся исполнить волю Божию, будет преисполнен все более и более даром духа Святого.
В первых тринадцати главах Деяний более сорока упоминаний о Святом Духе; первохристианская Церковь была преисполнена Духа Святого, и в этом был источник ее силы.
комментарии Баркли на Деяния апостолов, 1 глава