2:1 не бездейственный Служение Павла среди Фессалоникийцев было настолько плодотворным, что основанная им церковь росла и процветала даже после его убытия (ср. 1:5−8).
2:2 поруганы в Филиппах Перед приходом в Фессалонику Павел и Сила претерпели большие лишения в Филиппах (ср. Деян 16:19−24,37). Они перенесли побои (Деян 16:22,23) и заточение в темницу (Деян 16:24). Против них выдвинули лживые обвинения (Деян 16:20,21) и незаконно наказали, не смотря на римское гражданство (Деян 16:37). великим подвигом Как и в Филиппах, соратников Павла ложно обвинили в выступлениях против Кесаря в Фессалонике (Деян 17:7) и пытались применить к ним насилие (Деян 17:5,6).
2:3 заблуждения… нечистых побуждений… лукавства Павел употребил три совершенно разных слова, подтверждая истинность своего служения, и каждое подчеркивает противоположность того, что было свойственно лжеучителям. Во-первых, он утверждает, что его «учение» не содержит никакого лукавства. Его «образ жизни» чист, свободен от похоти. Его служение истинно, без заблуждения (См. пояснение к 2Кор 4:2).
2:4 Бог удостоил Возможно, в церковь приходили лжеучителя, чтобы дискредитировать служение Павла. По этой причине он подчеркивает в ст. 12 свое предназначение свыше, избрание и свою преданность Господу. Ср. Деян 9:15; 16:9,10.
2:5,6 слов ласкательства Павел приводит три подтверждения чистоты мотивов своего служения: 1) он не стремится быть сладкоречивым говоруном, старающимся произвести благоприятное впечатление на слушателей ради эгоистичной выгоды; 2) он не делал вид, что беден и трудится день и ночь (ср. ст. 9) для того, чтобы разбогатеть в служении за их счет; 3) он использовал свое апостольское положение не для личной славы, а лишь для славы Божьей (ср. 1Кор 10:31).
2:7 Апостолы Христовы Множественное число используется для того, чтобы к 12-ти был причислен и Павел, для подтверждения его уникальных полномочий. Силуан и Тимофей были «апостолами (посланниками) церкви» (ср. Рим 16:7; Флп 2:15).
2:7,8 тихи… как кормилица Возможно, Павел имел в виду сравнение себя с Моисеем как кормилицей Израиля (ср. Чис 11:12). Так он выражает свою нежность к Коринфянам (ср. 2Кор 12:14,15) и к Галатам (ср. Гал 4:19). Павел относится к фессалоникийцам с нежностью матери, готовой пожертвовать жизнью ради своего ребенка — так и Христос готов был отдать Свою жизнь за тех, кто родятся вновь, чтобы стать членами семьи Божьей (ср. Мф 20:28).
2:9 ночью и днем работая Павел объяснил это в 2Фес 3:7−9. Он не просил денег у фессалоникийцев, а предпочитал жить на заработанное или на то, что присылали филиппийцы (Флп 4:16), чтобы не поставить под сомнение свои побуждения и не уподобиться лжеучителям, которые всегда были алчны к деньгам (ср. 1Пет 5:2). благовестие Божие Ср. Рим 1:1. Благая весть от Бога, которую проповедовал Павел, включала три следующие истины: 1) сила и истинность Писания (ст. 13); 2) Божья природа Христа (Рим 10:9); 3) греховность человечества (Рим 3:23); 4) смерть и Воскресение Христовы (1Кор 15:4,5) и 5) спасение благодатью Божьей через веру человека (Еф 2:8,9). Павел дает краткое содержание Евангелия в 1Кор 15:1−5.
2:10 Свидетели вы По Ветхому Завету для установления истины требовалось два или три свидетеля (Чис 35:30; Втор 17:6; 19:15; 2Кор 13:1). Здесь Павел призвал в свидетели фессалоникийцев и Бога подтвердить его непорочность в служении. Ср. 2Кор 1:12.
2:12 просили… убеждали… умоляли Эти три слова отражают отеческое отношение Павла к Фессалоникийцам как к своим детям в вере (ср. 1Кор 4:14,15). в Свое Царство и славу Имеется в виду сфера вечного спасения (ср. Кол 1:13,14), достигающая кульминации в великолепии небес.
2:13 слово Божие Павлово благовестие от Бога сравнивается с Ветхим Заветом (Мк 7:13). Этому же учили и Апостолы (Деян 4:31; 6:2). Это же Петр проповедовал язычникам (Деян 11:1). Это слово проповедовал Павел во время своего первого миссионерского путешествия (Деян 13:5,7, 44,48,49), равно как и второго (Деян 16:32; 17:13; 18:11), и третьего (Деян 19:10). Ср. Кол 1:25. действует Работа Слова Божьего состоит из: спасения (Рим 10:17; 1Пет 1:23); учения и воспитания (2Тим 3:16,17); водительства (Пс 118:105); совета (Пс 118:24); возрождения (Пс 118:154); восстановления (Пс 18:8); предупреждения и награды (Пс 18:12); подкрепления (1Пет 2:2); суда (Евр 4:12); освящения (Ин 17:17); освобождения (Ин 8:31,32); обогащения (Кол 3:16); охраны (Пс 118:11); укрепления (Пс 118:28); ниспослания мудрости (Пс 118:17−100); радости сердца (Пс 18:9); и процветания (Нав 1:8,9). Все это резюмируется в Пс 18:8−10 (см. пояснения там же).
2:14 подражателями Фессалоникийцы были не только подражателями Павла и Господа (ср. 1:6), но также и церквей в Иудее в том смысле, что их тоже гнали за Христа (ср. Деян 4:1−4; 5:26; 8:1). Они выпили Христову чашу страданий (Мф 26:39) и пошли путем пророков Ветхого Завета (Мф 21:33−46; Лк 13:34).
2:15 которые убили и Господа Иисуса Нет сомнения в том, что иудеи виновны в смерти их Мессии, хотя казнь осуществили римляне. Именно иудеи выдвинули против Него обвинение и потребовали Его смерти (ср. Лк 23:1−24,34−38) — так они убивали и пророков (ср. Мф 22:37; Мк 5:1−8; Деян 7:51,52).
2:15,16 всем человекам противятся Если воля Божья заключается в том, чтобы все люди спаслись (1Тим 2:4; 2Пет 3:9), то воля иудеев была в том, чтобы никто не нашел спасения во Христе (ст. 16). Павел описал это стремление помешать проповеди Евангелия в 1Тим 1:12−17.
2:16 приближается на них гнев Божий гнев на иудеев (ср. 1:10; 5:9), которые творят грех с ненасытностью (ср. Мф 23:32; Рим 2:5), наполняя тем самым чашу гнева, можно понять со следующих точек зрения: 1) истории — Вавилонский плен (Иез 8−11), 2) пророчества — разрушение Иерусалима в 70 г. по Р.Х., 3) эсхатологии — Второе Пришествие Христа для суда (Откр 19) или 4) общей логики — в том смысле, что обетование о вечном гневе Божьем настолько определенно, что Апостол Иоанн о нем говорит, как о чем-то свершившемся (ср. Ин 3:18,36). В данном случае речь идет о четвертом варианте.
2:17 быв разлучены Павел был насильно разлучен со своими духовными детьми (ср. Деян 17:5−9). Его родительским чувствам (ст. 7,11) был нанесен тяжелый удар. Фессалоникийцы буквально осиротели после вынужденного расставания с Павлом.
2:18 воспрепятствовал нам сатана Сатана, что значит «враг», постоянно пытается разрушать Церковь, Которую Христос обещал созидать (ср. Мф 16:18). Есть свидетельства его присутствия в церквах Иерусалима (Деян 5:1−10), Смирны (Откр 2:9,10), Пергама (Откр 2:13), Фиатиры (Откр 2:24), Филадельфии (Откр 3:9), Ефеса (1Тим 3:6,7) и Коринфа (2Кор 2:1−11). Он противодействовал Павлу так, как на войне препятствуют наступлению на врага. Возможно, речь здесь идет об удостоверении Иасона (Деян 17:9), если оно заключалось в том, что Павел не вернется в Фессалонику.
2:19 венец похвалы Библия сравнивает вечную жизнь с венком, возлагавшимся на победителя состязаний. О нем говорится как о: 1) нетленном венце, который отмечает победу спасения над тлением (1Кор 9:25); 2) праведном венце, который отмечает победу спасения над неправедностью (2Тим 4:8); 3) неувядаемом венце славы, который отмечает победу спасения над скверной (1Пет 5:4); 4) венце жизни, который отмечает победу спасения над смертью (Иак 1:12; Откр 2:10) и здесь 5) венце вознесения, который отмечает победу спасения преследуемых верующих над сатаной и людьми. в пришествие Его «Пришествие» или «parousia» букв. означает «присутствовать». Это можно понимать как: 1) фактическое присутствие Христа (Флп 2:2), 2) момент Его прихода (1Кор 16:17) или 3) ожидаемый приход (2Кор 7:6). В отношении Христа и будущего это может означать: 1) Пришествие Христа при Восхищении (4:15) или 2) Пришествие Христа перед Его Тысячелетним Царствованием (Мф 24:37; Откр 19:11 — 20:6). В 1-м Фессалоникийцам Павел прямо говорит о Пришествии Христа 4 раза (см. также 3:13; 4:15; 5:23) и однажды косвенно (1:10). Из контекста видно, что Павел скорее всего имеет в виду Пришествие Христа для Восхищения церкви.
комментарии учебной Библии МакАртура на 1 послание Фессалоникийцам, 2 глава