13:1 да будет покорна В греческом это слово употреблялось, когда речь шла о полном повиновении солдата своему командиру. Писание содержит одно исключение для этой заповеди: когда послушание гражданским властям потребовало бы неповиновения Слову Божьему (Исх 1:17; Дан 3:16−18; 6:7,10; см. пояснения к Деян 4:19,20; 5:28,29). высшим властям Человеку любой должности гражданской власти, независимо от его компетентности, нравственности или другого любого качества (1Фес 4:11,12; 1Тим 2:1,2; Тит 3:1,2). существующие же власти от Бога Поскольку лишь Он один является Верховным Правителем Вселенной (Пс 61:12; 102:19; 1Тим 6:15), Он установил на земле 4 вида власти: 1) правительства над всеми гражданами; 2) церкви над верующими; 3) родителей над детьми и 4) начальников над всеми подчиненными. установлены Власть человеческого правительства проистекает от Бога и Им определяется. Он установил человеческое правление для поощрения добра и сдерживания греха в падшем мире зла.
13:2 противится Божию установлению Поскольку все власти установлены Богом, неповиновение им есть восстание против Бога. осуждение Не осуждение Божье, а наказание от правительства за нарушение закона (см. пояснение к ст. 4).
13:3 страшны не для добрых дел, но для злых Даже самые злые, безбожные правительства борются с преступностью. Делай добро, и получишь похвалу Миролюбивым, законопослушным гражданам не следует бояться властей. Редкие правительства причиняют зло повинующимся их законам. На практике, правительства обычно поощряют таких людей.
13:4 Божий слуга... на добро Для сдерживания зла и защиты жизни и собственности Павел пользуется данным ему правительством правом римского гражданина, чтобы говорить о том, что есть добро и добиваться справедливости (Деян 16:37; 22:25,29; 25:11). носит меч Это символизирует право правительства карать творящих зло, включая применение высшей меры (Быт 9:6; ср. Мф 26:52; Деян 25:11). отмститель Не гнев Божий, а наказание, производимое гражданскими властями.
13:5 повиноваться См. пояснение к ст. 1. по совести Из чувства долга перед Богом, для того, чтобы иметь перед Ним чистую совесть (см. пояснение к 2Кор 1:12), а не просто во избежание наказания от гражданских властей.
13:6 Для сего Поскольку Бог установил человеческое правительство и требует подчинения ему (ст. 1−5). подати В греческом это слово говорило конкретно о налогах, которые платили люди, особенно те, которые жили в странах, порабощенных иностранными правителями — что было особенно тягостно. Эта подать была обычно совместным подоходным налогом и налогом с имущества. Павел употребляет этот термин в самом широком смысле, имея в виду все виды налогов. Иисус ясно учил о том, что налоги нужно платить — даже языческому Римскому правительству (Мф 22:17−21). Он также подавал пример, добровольно уплачивая подать на храм (Мф 17:24−27).
13:7 отдавайте всякому должное Греческое «отдавать» означает возвращение взятого взаймы — не добровольное пожертвование, на что указывает слово «должное». Апостол еще раз напоминает, что уплата налогов обязательна (см. пояснение к ст. 6). оброк Пошлины или акцизы на товары. страх... честь Бог требует, чтобы мы проявляли истинное уважение ко всем представителям власти.
13:8 Не оставайтесь должными никому Не запрет на взятие ссуды или кредита; Писание разрешает и регулирует этот вопрос (ср. Исх 22:25; Лев 25:35−37; Втор 15:7−9; Неем 5:7; Пс 14:5; 36:21,26; Иез 22:12; Мф 5:42; Лк 6:34). Павел говорит, что все наши финансовые обязательства должны быть оплачены, если они законны. См. пояснения к Втор 23:19,20; 24:10−13. любящий другого Верующим заповедано любить не только других христиан (Ин 13:34,35; 1Кор 14:1; Флп 1:9; Кол 3:14; 1Фес 4:9; 1Тим 2:15; Евр 6:10; 1Пет 1:22; 4:8; 1Ин 2:10; 3:23; 4:7,21), но также и нехристиан (Мф 5:44; Лк 6:27,35; ср. Лк 6:28,34; Рим 12:14,20; Гал 6:10; 1Фес 5:15). исполнил закон См. пояснение к 13:10.
13:9 Чтобы показать, как любовь исполняет закон, Павел приводит четыре из Десяти заповедей, касающихся человеческих отношений поведения и сводит их к одной всеобщей заповеди Ветхого Завета. Он цитирует Исх 20:13−15,17 (ср. Втор 5:17−19,21). заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя Эта заповедь из Лев 19:18 охватывает все законы Божии, касающиеся человеческих взаимоотношений (Мф 22:39). Если мы по-настоящему любим своего ближнего (того, с кем мы общаемся, ср. Лк 10:25−37), то делаем все, что отвечает его интересам (13:10).
13:10 любовь есть исполнение закона Если мы заботимся о других так же, как и о самих себе, мы не нарушим ни одного из законов Божиих, касающихся межличностных отношений (Мф 7:12; Иак 2:8).
13:11 время В греческом слово означает не время в хронологическом смысле, а период, эпоху или век (ср. 3:26; Мф 16:3; Мк 1:15; Лк 21:8; Деян 1:7; 3:19; Откр 1:3). от сна Духовная апатия, т. е. безразличие к делам Божьим. ближе Мы будем прославлены по возвращении Иисуса (см. пояснение к 8:23), которое приближается с каждым днем. Библия часто говорит о Пришествии Иисуса Христа, чтобы побуждать верующих к святой жизни (2Кор 5:10; Тит 2:11−13; Евр 10:24,25; Иак 5:7,8; 1Пет 4:7−11; 2Пет 3:11−14). к нам спасение Не оправдание, а заключительная черта нашего искупления, прославления (см. пояснение к 8:23).
13:12 ночь Т.е. оставленность человека и царствование сатаны (ср. 1Фес 5:4,5). день Т.е. возвращение и царствование Христа (ср. 1Фес 5:2−4). отвергнем В свете неминуемого Пришествия Христа Павел призывает верующих покаяться и оставить свои грехи (2Пет 3:14; 1Ин 2:28; ср. Еф 4:22; Кол 3:8−10; Евр 12:1,14; Иак 1:21; 1Пет 2:1; 4:1−3). оружия света Защита, которую дает реальная праведность (ср. Еф 6:11−17).
13:13 будем вести себя благочинно Жить жизнью, угодной Богу, проявляя во внешних поступках внутреннее присутствие возрожденной жизни (ср. 6:4; 8:4; Лк 1:6; Гал 5:16,25; Еф 2:10; 4:1,17; 5:2,8, 15; Флп 1:27; 3:16,17; Кол 1:10; 2:6; 1Фес 2:12; 4:1,12; 1Пет 2:12; 1Ин 2:6; 2Ин 4:6). пированиям Вакханалии, сексуальные оргии, скандалы и драки (ср. Гал 5:21; 1Пет 4:3). сладострастию и распутству Половой распущенности (ср. 1Кор 6:18; Еф 5:3; Кол 3:5; 1Фес 4:3; 2Тим 2:22). ссорам и зависти Взаимосвязанные понятия (ср. 1Кор 3:3; 2Кор 12:20; Гал 5:20; Флп 1:15; 1Тим 6:4), поскольку первое часто бывает результатом второго.
13:14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа Эта фраза определяет смысл и итог освящения как постоянного духовного процесса, в ходе которого спасенные верой приобретают Его образ и подобие (ср. 2Кор 3:18; Гал 4:19; Флп 3:13,14; Кол 2:7; 1Ин 3:2,3). Образ снимаемой и надеваемой одежды, к которому прибегает Павел, есть символ мыслей и поступков. См. пояснение к Еф 4:20−24. попечения Основным значением этого слова вначале было планирование или обдумывание чего-либо наперед. Самое греховное поведение есть результат ошибочных идей и похотливых желаний, которые мы допускаем для обитания в нашем сознании (ср. Иак 1:14,15). о плоти См. пояснение к 7:5. похоти См. Гал 5:17; Еф 2:3.
комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Римлянам, 13 глава