Название
Четкое указание об авторстве в 1:1 дает название посланию. Чтобы отличить его от 1-го Петра, его называют по-гречески «Петра Б», или «2 Петра».
Автор и время написания
Автором 2 Петра является апостол Петр (см. во Вступлении к 1-му Петра). В 1:1 он сам говорит об этом. В 3:1 он ссылается на свое первое послание. В 1:14 он ссылается на предсказание Господом его смерти (Ин 21:18,19), а в 1:16−18 он говорит о том, что был свидетелем Преображения (Мф 17:1−4). Однако критики развернули большую дискуссию об авторстве 2-го Петра и его праве помещаться в каноне Писания. Они спорят о нем больше, чем о любой другой новозаветной книге. Отцы церкви не сразу признали его. Ни один из отцов церкви не ссылался на 2-е Петра до тех пор, пока это не сделал Ориген в начале третьего столетия. Древний церковный историк Евсевий включил 2-е Петра в список спорных книг вместе с посланиями Иакова, Иуды, 2-м и 3-м Иоанна. Даже ведущие реформаторы с сомнениями приняли его.
Вопрос различия стилей языка двух посланий может быть удовлетворительно разрешен. Петр засвидетельствовал, что прибегал к помощи писаря Силуана при написании 1-го Петра (ср. 1Пет 5:12). Петр либо использовал другого писаря при написании 2-го Петра, либо написал его сам. Различия в словарном составе 2-х посланий можно объяснить различием их тематики. 1-е Петра было написано в помощь страдающим христианам. 2-е Петра было направлено против лжеучителей. С другой стороны, существует удивительное сходство в словарном составе обеих книг. Приветствие «благодать и мир вам да умножатся» совершенно идентично в обеих книгах. Автор использует такие слова как «драгоценный», «благость», «добродетель», «очевидец». Это лишь несколько примеров из обоих посланий. Некоторые же другие слова из 2-го Петра совпадают со словами Петра в книге Деяний. Это «принявшим» (1:2; Деян 1:17), «благочестие» (1:3,6,7; 3:11; Деян 3:12) и «мзда неправедная» (2:13,15; Деян 1:18). Оба послания описывают одно и то же событие из Ветхого Завета (2:5; 1Пет 3:18−20). Некоторые ученые указывали, что в словарном составе 1-го и 2-го Петра существует столько же сходства, сколько между 1-го Тимофею и Титу — двумя посланиями, бесспорно приписываемыми Павлу.
Различия в тематике также объясняют некоторые акценты (эмфазы*), как например, почему в одном послании говорится о близости Второго пришествия Христа, а во Втором говорится о его промедлении? 1-е Петра прежде всего было обращено к страдающим христианам, и потому в нем говорилось о близости Пришествия Христа, чтобы ободрить их. 2-е Петра говорит о лжеучителях и потому объясняет причину, почему скорое возвращение Христа еще не произошло. Другие различия, указываемые критиками: в одном послании говорится о Воскресении Христа, а в другом о Его Преображении. Противоречия эти кажутся надуманными.
Кроме того, нелепо думать, что лжеучитель мог написать подложное письмо против лжеучителей. Во 2-м Петра не содержится никаких новых, необыкновенных или ложных доктрин. Если 2-е Петра — подделка, оно должно было быть написано глупцом, не имевшим для этого никаких оснований. Это слишком невероятно. Отсюда вывод следующий: когда автор называл себя в послании Петром, он писал правду.
Нерон умер в 68 г. по Р.Х., и предание говорит, что Петр умер во времена гонений Нерона. Послание могло быть написано незадолго до его смерти (1:14; приблизительно 67−68 гг. по Р.Х.).
Исторический фон и предпосылки написания
Со времени написания и отправки первого письма у Петра появилась сильная озабоченность появлением лжеучителей в церквах Малой Азии. Хотя эти лжеучителя уже создали проблемы, Петр считал, что их лживые доктрины и аморальный образ жизни приведут к еще большему разрушению в будущем. Таким образом, Петр в своем последнем изъявлении воли и завещании (1:13−15) писал возлюбленным христианам об опасных учениях, с которыми они столкнутся.
Петр точно не указывает место написания этого послания, в отличие от 1-го Петра (1Пет 5:13), однако наиболее вероятным кажется, что Петр написал его из римской тюрьмы, где он ожидал близкой смерти. Вскоре после написания послания Петр был казнен. Согласно преданиям, его распяли вниз головой (см пояснение к Ин 21:18).
В приветствии Петр ничего не говорит о тех, кому адресовано послание, однако, согласно 3:2, Петр писал Второе послание тем же людям, которым адресовано 1-е Петра. В Первом послании он обращается к ним как к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1Пет 1:1).Эти провинции были расположены в Малой Азии на территории современной Турции. Христиане, которым писал Петр, были преимущественно из язычников (см. пояснение к 1:1).
Исторические и теологические темы
2-е Петра было написано, чтобы выявить и обезвредить лжеучителей и защитить Церковь от их вторжения. Петр наставляет христиан в том, как защитить себя от лжеучителей и их лжи. Эта книга — самое четкое и яркое описание лжеучителей в Писании, сравнимое только с Посланием Иуды.
Описание лжеучителей является общим. Петр не говорит о конкретных лжерелигиях, культах или учениях. В общей характеристике он сообщает, что они учат разрушительным ересям. Они отрицают Христа и искажают Писание. Они дискредитируют истинную веру. Они смеются над Вторым пришествием Христа. Петр был озабочен выявлением аморальности лжеучителей, которая проникла в суть их учения. Поэтому он более подробно описывает лжеучителей, чем их доктрины. Нечестие — продукт не учения истины, но продукт «пагубных ересей» (2:1).
Среди рассуждений Петра о лжеучителях можно обнаружить и другие темы. Он хотел побудить своих читателей развивать в себе христианский характер (1:5−11). Он замечательно объясняет, как верующий может получить уверенность в спасении. Петр также хотел убедить своих читателей в богодухновенности апостольских посланий (1:12−21). В конце послания он описывает причины, по которым откладывается Второе пришествие Христа (3:1−13).
Еще одной темой послания является важность познания. Слово «познание» употребляется в различных формах 16 раз в этих трех коротких главах. Не лишним будет сказать, что Петр указывает как на лучший путь борьбы с лжеучителями — это познание истинного учения. Другими отличительными чертами 2-го Петра являются прямое утверждение богодухновенности Писания (1:20,21), предсказание будущей гибели мира в огне (3:8−13) и признание посланий Павла как богодухновенных Писаний (3:15,16).
Проблемы толкования
Вероятно, самой важной проблемой является истолкование 1:19−21 из-за его глубоких рассуждений о природе и подлинности Писаний. Это место вместе с 2Тим 3:15−17 необходим для правильного взгляда на богодухновенность Библии. Замечание Петра, что Господь «искупил» лжеучителей (2:1) вызывает богословскую проблему истолкования в отношении природы искупления. Споры ведутся также о том, каких ангелов имел в виду Петр в 2:4. Многие из тех, кто верит, что можно потерять спасение, ссылаются на 2:18−22. Это место, обращенное к лжеучителям, не противоречит утверждению, обращенному к верующим в 1:4. Кого же Господь не хочет наказывать (3:9)? Все эти проблемы рассматриваются в пояснениях.
План
Приветствие (1:1,2)
I. Познайте ваше спасение (1:3−11)
А. Подкрепляемое силой Божьей (1:3,4)
Б. Подтверждаемое христианскими добродетелями (1:5−7)
В. Удостаиваемое обильной награды (1:8−11)
II. Познайте ваше Писание (1:12−21)
А. Подтвержденное апостольским свидетельством (1:12−18)
Б. Вдохновенное Духом Святым (1:19−21)
III. Познайте ваших противников (2:1−22)
А. Вводящих в заблуждение при своем проникновении лжеучителей (2:1−3)
Б. Осужденных своим беззаконием (2:4−10а)
В. Надменных в своей нечистоте (2:10б-17)
Г. Разрушительных в своем влиянии (2:18−22)
IV. Познайте пророчества (3:1−18)
А. Уверенность в дне Господнем (3:1−10)
Б. Освящение народа Божьего (3:11−18)
комментарии учебной Библии МакАртура на 2 послание Петра, введение