2:1 отложив Новая жизнь христиан не может развиваться, если человек не отрекся от грехов. Когда произошло очищение, начинает действовать Слово (ст. 2). злобу Греческое слово, означающее зло. Употреблено 11 раз в Новом Завете. Указывает, что зло происходит из сердца человека (ср. ст. 16; Рим 1:29; Еф 4:31; Тит 3:3).
2:2 возлюбите чистое словесное молоко Духовный рост всегда связан со страстным желанием и наслаждением от познания Слова Божия. Сила этого желания сравнима с жаждой младенцем материнского молока (ср. Иов 23:12; Пс 1:1,2; 18:8−12; 118:16,24,35,47,48,72,92,97,103,111,113,127,159,167,174; Иер 15:16). Христиане развивают в себе желание познавать истину Слова Божьего: 1) помня, что Слово — источник их жизни (1:25; ср. Ис 55:10,11; Ин 15:3; Евр 4:12); 2) удаляя грех из своей жизни (ст. 1); 3) признавая свою нужду в Божьей истине (ст. 2. «как новорожденные младенцы»; ср. Мф 4:4); 4) имея духовный рост (ст. 2, «дабы от него возрасти вам») и 5) наблюдая свои благословения (ст. 3, «благ Господь»).
2:3 вкусили Получая спасение, верующие узнают, насколько милостив Господь к тем, кто доверяет Ему. Это побуждает верующих искать благодати, изучая Его Слово.
2:4 Приступая к Нему «Приступать» в греческом означает «подходить, чтобы остаться». Здесь означает остаться в присутствии Христа, иметь близкие отношения с Ним. (ср. Ин 15:5−15). камню живому Метафора и парадокс. Выражение взято из Ветхого Завета (см. ст. 6−8) и подчеркивает, что Христос — «краеугольный камень» и «камень преткновения» — воскрес из мертвых и имеет живые отношения со спасенным человечеством (ст. 5; ср. 1Кор 15:45; 1Ин 5:11,12). отверженному… избранному См. ст. 7. Мессианские права Иисуса проверялись религиозными вождями Израиля и были с презрением отвергнуты (см. ст. 6−8; ср. Мф 12:22−24; Ин 1:10,11). Однако Иисус был драгоценным и избранным Сыном Божиим, полностью подтвердившим подлинность Своих прав Воскресением из смерти (ср. Пс 2:10,11; Мф 3:17; Деян 2:23,24,32; 4:11,12; 5:30,31; 10:39).
2:5 и сами, как живые камни Христиане настолько отождествляют и объединяют себя со Христом, что жизнь Христа существует и в них (ср. Гал 2:20; Кол 3:3,4; 2Пет 2:4). устрояйте из себя дом духовный Метафорически Бог строит духовный дом, определяя место каждому верующему, объединяя их друг с другом и каждого из них со Христом (ср. Еф 2:19; Евр 3:6). священство святое Ветхозаветные священники и новозаветные верующие-священники имели много общих характерных черт: 1) священство является привилегией избранных (Исх 28:1; Ин 15:16); 2) священники очищены от грехов (Лев 8:6−36; Тит 2:14); 3) священники облачаются для служения (5:5; Исх 28:42; Лев 8:7 и послед.; Пс 131:9,16); 4) священники помазаны на служение (Лев 8:12,30; 1Ин 2:20,27); 5) священники подготовлены для служения (Лев 8:33; 9:4,23; Гал 1:16; 1Тим 3:6); 6) священники должны быть послушными (ст. 4; Лев 10:1 и далее); 7) священники должны почитать Слово Божие (ст. 2; Мал 2:7); 8) священники должны ходить пред Богом (Мал 2:6; Гал 5:16,25); 9) священники должны обличать грешников (Мал 2:6; Гал 6:1); 10) священники являются посланниками Божьими (Мал 2:7; Мат. 28:19,20). Однако, у священников есть великая привилегия — доступ к Богу. приносить духовные жертвы Духовные жертвы означают дела, прославляющие Бога, совершенные во Христе под водительством Духа Святого и руководством Слова Божьего. Они включают: 1) предоставление Богу своего тела (Рим 12:1,2); 2) хвалу Богу (Евр 13:15); 3) добрые дела (Евр 13:16); 4) благотворительность (Евр 13:16); 5) направление людей ко Христу (Рим 15:16); 6) отказ от своих желаний ради блага других (Еф 5:2); 7) молитву (Откр 8:3).
2:6−8 Петр использует три ссылки из Ветхого Завета, говорящие о камне, чтобы показать, что положение Христа как главного краеугольного камня нового духовного дома было предопределено Богом. Этот камень является также камнем преткновения, который ведет неверующих к осуждению (ср. Мф 21:42,44).
2:6 в Сионе Цитата из Ис 28:16. Сион, т. е. Иерусалим, в Новом Завете означает то же, что и Синай в Ветхом Завете.
2:6,7 краеугольный См. пояснение к Еф 2:20; ср. Пс 117:22.
2:7 неверующих Непокорных (ст. 8). камень претыкания и камень соблазна Цитата из Ис 8:14. Христос есть путь к спасению для верующих и путь к осуждению для неверующих. Он подобен камню, лежащему на дороге, споткнувшись о который путник может упасть. не покоряясь слову Неверие — это непослушание, поскольку призыв Евангелия к покаянию и вере есть заповедь Божья. оставлены Они не предназначены Богом для непослушания и неверия, но обречены на погибель, потому что проявляют их. Осуждение неверия также установлено Богом, как и спасение через веру. См. пояснения к Рим 9:22; 2Кор 2:15,16.
2:9 род избранный Петр пользуется ветхозаветной доктриной, чтобы подчеркнуть привилегии христиан в Новом Завете (ср. Втор 7:6−8). В отличие от тех, чье непослушание вызвало гнев Божий (ст. 8), христиане избраны Богом для спасения (ср. 1:2). царственное священство Концепция царственного священства взята из Исх 19:6. Израиль временно утратил эту привилегию из-за отступничества и недостойных руководителей, казнивших Мессию. В настоящее время церковь является царственным священством, объединенным под властью Первосвященника Иисуса Христа. Царственное священство не только принадлежит и служит царю, но и правит само. Это полностью воплотится в будущем Царстве Христа (1Кор 6:1−4; Откр 5:10; 20:6). народ святой Еще одна ссылка на Исх 19:6 (ср. Лев 19:2; 20:26; Втор 7:6; Ис 62:12). К сожалению, Израиль временно утратил привилегию быть избранным народом Божиим из-за своего неверия. До тех пор пока Израиль не примет Мессию, Бог избрал Церковь Своим народом. См. пояснения к Рим 11:1,2, 25−29 о спасении Израиля. люди взятые в удел Это выражение можно найти в Исх 19:5; Ис 43:21; Мал 3:17. Ср. Тит 2:14. возвещать совершенства «Возвещать» является уникальным словом, не встречается больше нигде в Новом Завете. Означает сообщать, говорить что-либо, что неизвестно другим. «Совершенства» означает превосходные, выдающиеся, достойные качества. тьмы… свет Ср. Деян 26:18; Еф 5:8; Кол 1:13.
2:10 народ Божий Идея этого стиха взята из Ос 1:6−10; 2:23. Ср. Рим 9:23−26, где говорится, что Бог призывает не только иудеев, но и язычников. ныне помилованы Бог временно проявляет милость и сострадание, благодать ко всему творению в целом (Пс 144:9; Плач 3:22). Павел ссылался на это, когда говорил, что Бог «есть Спаситель всех человеков» (см. пояснение к 1Тим 4:10). Но Бог дарует вечную милость Своей избранной Церкви, прощая ее грехи и освобождая ее от суда (ср. Рим 9:15; Тит 3:5). В Ветхом Завете пророк Осия обещал, что, хотя Израиль и окажется без Божьих благословений на долгое время, он в конце концов будет помилован Богом. Отношения Бога с Израилем служили прообразом Его отношений с верующими в Новом Завете, которые сначала жили без завета с Богом, но затем обрели милость Божию через веру во Христа (ср. Еф 2:4−13).
2:11 пришельцев и странников В этом месте Петр призывал своих читателей к праведной жизни среди враждебного мира. Христиане являются пришельцами в мирском обществе, потому что имеют небесное гражданство. На земле христиане имеют три обязанности: 1) пришельцев (ст. 11,12); 2) граждан (ст. 13−17); 3) слуг (ст. 18−20). В стихах 21−25 Петр указывает на пример Христа, Который вел совершенный образ жизни среди враждебного Ему окружения. удаляться от плотских похотей Возможно, более точно «удерживать себя от плотских похотей». Для того чтобы завоевать мир для Бога, христиане должны дисциплинировать себя, избегая желаний падшей природы (ср. Гал 5:19−21, где «плотские похоти» означают на только сексуальные искушения). восстающих на душу «Восстающих» означает ведущих войну. Плотские похоти сравниваются с армией мятежников или бунтовщиков, которые непрерывно пытаются разрушить христианские радость, мир и успех (ср. 4:2,3).
2:12 добродетельную жизнь Греческое слово «добродетельный» имеет много значений и подразумевает чистейший, высочайший, замечательнейший вид благочестия. Оно означает также «прекрасный», «привлекательный», «милосердный», «благородный» и «превосходный». Дисциплинируя свой внутренний мир, христиане внешне должны вести среди нехристиан образ жизни, который отражает их внутреннюю дисциплину. злодеев Первых христиан упрекали в мятеже против правительства, выдвигая ложные обвинения в терроризме (поджоге Рима; см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания), в атеизме (не поклонялись идолам и императору), каннибализме (слухи о Вечере Господней), в аморальности (потому что они любили друг друга), в препятствовании торговле и социальному прогрессу и в призыве рабов к восстанию. Ср. Деян 16:18−21; 19:19,24−27. день посещения Широко распространенное выражение в Ветхом Завете (Ис 10:3; Иер 27:22), предупреждавшее о Божьем «посещении», Его приближении к людям или к народам для суда или благословения. В Новом Завете «посещение» говорит об искуплении (Лк 1:68; 7:16; 19:44). Петр учил, что, когда благодать Божия посещает сердце неверующего, он отвечает спасающей верой и прославляет Бога, вспоминая свидетельства из жизни верующих, которые он наблюдал. Неверующие испытают Божий гнев в день последнего суда.
2:13 будьте покорны «Покорны» — военный термин, означающий подчиняться командиру», «поставить себя в подчиненное положение». Как граждане, находящиеся под мирскими законами и властью, верующие должны вести смиренный и покорный образ жизни среди враждебного, нечестивого, злословящего их общества (ср. ст. 21−23; Пр. 24:21; Иер 29:4−14; Мф 22:21; Рим 13:1 и послед.; 1Тим 2:1; Евр 10:32−34). для Господа Хотя христиане имеют подлинное гражданство на небесах (Флп 3:20), они должны быть послушными гражданами в этом мире, чтобы все воздали славу и честь Богу. Мятежное поведение христианина вызывает пренебрежение к Христу. См. пояснения к Рим 13:1−5; Тит 3:1,2.
2:14 правителям Христиане должны жить в послушании любому институту гражданской или общественной власти на земле. Это включает послушание верховной власти (ст. 13, «царю»), гражданскому правительству, полиции и судьям. Только когда правительство вынуждает христиан поступать против закона Божьего, утвержденного в Писании, христианин не должен подчиняться (ср. Деян 4:18−20; 5:28,29; Тит 1:6; 3:1,2).
2:15 заграждали уста… безумных людей Цель нашего подчинения властям — избежать осуждения и победить его, заставив замолчать тех, кто упорно выступает против веры и ищет поводов для критики верующих.
2:16 свободу для прикрытия зла Верующие должны радоваться своей свободе во Христе, но не прикрывать ею то, что на самом деле является злом. Христианская свобода никогда не будет потворствовать личным желаниям. Ср. 1Кор 7:22; 8:9−13; 2Фес 3:7−9; см. пояснения к Рим 14:10−15:3.
2:17 почитайте Имеется в виду глубокое уважение и относится не к смиренной обязанности, но к искреннему уважению. братство Церковь ср. 1:22; 3:8; 4:8; 5:14.
2:18 Слуги… повинуйтесь Христианство не дает права бунтовать против начальствующих в социальной сфере (см. пояснения к 1Кор 7:20−24; Еф 6:5−7; Кол 3:22−25; Флм ; см. также Исх 21:26,27; Лев 25:39−43; Втор 23:15,16), какими бы несправедливыми или жестокими они ни были.
2:19,20 угодно Богу Угодить Богу можно, если работник, с которым обращаются несправедливо, принимает плохое обращение, доверяясь Богу, вместо того чтобы отвечать гневом, враждебностью, недовольством, гордостью или бунтом (ср. Мф 5:11).
2:21 к тому К терпению (ст. 20). призваны «Призваны», как и во всех новозаветных посланиях, означает призыв к спасению (ст. 9; 5:10; Рим 8:30). Петр считает, что человек, призванный к спасению, будет с терпением относиться к несправедливому обращению. Достойное поведение верующего в испытаниях приводит к его укреплению и совершенствованию на земле (5:10; ср. Иак 1:2−4) и умножает жажду прославить Бога (ср. Мф 20:21−23; 2Кор 4:17,18; 2Тим 2:12). оставив нам пример Слово «пример» буквально означает «пропись». Это были написанные на листе очертания букв, обводя которые человек учился писать. Христос — «пропись» для христиан, которой они должны следовать в страданиях с совершенным терпением. Его смерть была прежде всего искуплением за грехи, а также образцом терпения в несправедливых страданиях (2Кор 5:21).
2:22 Цитата из Ис 53:9. Он был совершенным примером терпения в несправедливых страданиях, потому что был безгрешен, как говорил о Нем пророк. Ср. 1:19.
2:23 злословим «Злословить» означает произносить оскорбительные и унизительные слова против другого человека. Когда Христа оскорбляли, Он никогда не отвечал злобными и угрожающими словами (3:9; ср. Мф 26:57−65; 27:12−14; Лк 23:7−11). предавал «Предавать» означало «отдавать кому-то». Христос был «отдан» Пилату (Ин 19:11); Пилат «отдал» Его иудеям (Ин 19:16); Христос «отдал» Себя Богу, безропотно пострадав, потому что полностью доверял высшей власти и праведности Своего Отца (ср. Ис 53:7).
2:24 грехи… вознес Христос пострадал не просто как пример христианина (ст. 21−23), но, что еще важнее, вместо христианина. «Понести грехи» означало быть наказанным за них (Чис 14:33; Иез 18:20). Христос понес наказание за верующих, удовлетворив святость Бога (3:18; см. пояснения к 2Кор 5:21; Гал 3:13). Эта великая доктрина заместительной жертвы является сутью благой вести. Действительное искупление, достаточное для грехов всего мира, было совершено для тех, которые уверуют, т. е. для избранных (ср. Лев 16:17; 23:27−30; Ин 3:16; 2Кор 5:19; 1Тим 2:6; 4:10; Тит 2:11; Евр 2:9; 1Ин 2:2; 4:9,10). избавившись от грехов Это возможно благодаря чуду жизни во Христе. Мы умерли для греха, как будто мы уже понесли наказание и смерть за него, отождествившись со Христом, когда он умер вместо нас на кресте. См. пояснение к Рим 6:1−11. жили для правды Мы не только провозглашены оправданными и искупленными от наказания за грех Его смертью, но мы воскрешены к новой жизни, которую изливает на нас Дух Святой (см. пояснения к Рим 6:12−22). ранами Его вы исцелились Из Ис 53:5 (см. пояснение там же). Ранами Христа на кресте верующие духовно исцелены от смертельной болезни греха. Физическое исцеление придет только в вечности, при прославлении, когда не будет больше боли, болезней и смерти (Откр 21:4). См. пояснения к Ис 53:4−6; Мф 8:17, где говорится об исцелении при искуплении.
2:25 возвратились Означает «вернуться к» и относится к покаянию при спасении. Пастырю и Блюстителю Христос является не только примером для христиан (ст. 21−23) и заместительной жертвой (ст. 24), но также христианским Пастырем (5:4; ср. Ис 53:6; Ин 10:11). Когда это слово употреблялось в Ветхом Завете по отношению к Господу, оно часто имело мессианское значение (Иез 34:23,24; 37:24; ср. Ин 10:1−18). Кроме этого, слова «Пастырь и Блюститель» часто употреблялись Петром для описания Христа, чтобы утешить и ободрить христиан, которые подвергались преследованиям и злословию (ст. 12). Эти два слова также использовались по отношению к духовным руководителям. «Пастырь» означает пастор, а «блюститель» означает епископ (ср. Еф 4:11; Тит 1:7). Оба слова относятся к руководителям церкви (ср. Деян 20:28).
комментарии учебной Библии МакАртура на 1 послание Петра, 2 глава