3:1−21 Рассказ об Иисусе и Никодиме подкрепляет апологетическую тему Иоанна, что Иисус — Мессия и Сын Божий, и евангелическую тему, что Он пришел предложить спасение всем людям. Фактически, стихи 23,24 второй главы служат введением к повести о Никодиме, так как третья глава представляет ясные свидетельства способности Иисуса знать человеческие сердца и, таким образом, также доказывает Божью природу Иисуса. Иисус также разъяснил Никодиму Божий план спасения, показывая, что Он был Божьим Посланником, Чье дело искупления служит обещанному спасению Его народа (ст. 14). Главу можно разделить на две части: 1) беседу Иисуса с Никодимом (ст. 1−10) и 2) разъяснение Иисусом Божьего плана спасения (ст. 11−21).
3:1−10 Эта часть беседы Иисуса с Никодимом может быть поделена на три подчасти: 1) Никодим расспрашивает Иисуса (ст. 1−3); 2) Иисус постигает самую суть сердца Никодима (ст. 4−8); 3) Иисус предъявляет обвинение Никодиму (ст. 9,10).
3:1 фарисеями См. пояснение к Мф 3:7. Слово «фарисей», вероятно, происходит от еврейского глагола «отделить» и поэтому, возможно, значит «отделенные». Они не были сепаратистами, т.е. изоляционистами, но они отделяли себя в строгости, чрезвычайно ревнуя об обрядовой и религиозной чистоте в соответствии не только с законом Моисея, но и со своими собственными традициями, которые они добавили к ветхозаветным законам. Хотя их происхождение неизвестно, по-видимому, они появились во время эпохи Маккавеев как ответвление «хасидов», или «благочестивых». Как правило, они были из среднего класса иудеев и в основном состояли из мирян, а не из священников или левитов. Они представляли ортодоксальную ветвь иудаизма и оказывали очень сильное влияние на израильский народ. По утверждению Иосифа Флавия, во времена Ирода Великого их было 6 тысяч. Иисус осуждал их за их чрезмерную сосредоточенность на внешнем проявлении религии и на нормах, а не на внутреннем духовном изменении (ст. 3,7). Никодим Несмотря на то, что Никодим был фарисеем, его имя имеет греческое происхождение и означает «победитель над людьми». Он был известным фарисеем и членом синедриона («начальником Иудейским»). О происхождении его семьи ничего не известно. В итоге он уверовал в Иисуса (7:50−52), и, рискуя своей жизнью и репутацией, помогал Иосифу достойно похоронить тело Иисуса (19:38−42). начальников Иудейских Это — ссылка на Синедрион (см. пояснение к Мф 26:59), главный руководящий орган иудеев в Палестине. Он являлся иудейским «верховным судом» или руководящим советом того времени и возник, вероятнее всего, при персидском владычестве. Во времена Нового Завета синедрион состоял из возглавляющего всех первосвященника, первосвященников, старейшин (глав семейств) и книжников — всего 71 человек. Порядок назначения был как наследственный, так и политический. Согласно иудейскому закону он исполнял и гражданское, и уголовное правосудие. Однако в случаях смертной казни требовалась санкция римского прокуратора (18:30−32). После 70 г. по Р.Х. и разрушения Иерусалима Синедрион был упразднен и заменен судом («беф-дином»), составленным из книжников, которые имели власть на решение только моральных и религиозных вопросов.
3:2 пришел к Иисусу ночью Хотя некоторые думают, что ночное посещение Никодимом Иисуса было какой-то метафорой духовной тьмы его сердца (ср. 1:5; 9:4; 11:10; 13:30) или что он решил прийти в это время для того, чтобы он мог подольше побеседовать с Иисусом и не торопиться, но самое логическое объяснение, возможно, кроется в том, что, будучи начальником иудейским, Никодим боялся быть причастным к общению с Иисусом открыто, в беседе. Он предпочел лучше тайно встретиться с Иисусом ночью, чем рисковать потерять расположение таких же, как он, фарисеев, среди которых Иисус был, как правило, непопулярен.
3:3 родится свыше Иисус ответил на вопрос, который Никодим даже не задает. Он прочел сокровенные мысли Никодима и достиг самой сути его проблемы, т.е. необходимости в духовном изменении или возрождении, произведенном Духом Святым. Новое рождение является действием Бога, при котором верующему дается вечная жизнь (2Кор 5:17; Тит 3:5; 1Пет 1:3; 1Ин 2:29; 3:9; 4:7; 5:1,4, 18). Место 1:12,13 указывает, что «родиться свыше» также содержит в себе идею «стать дитем Божиим» через веру во имя воплощенного Слова. не может увидеть Царствия Божия В контексте это главным образом ссылка на участие в Тысячелетнем Царстве в конце века, которого ревностно ожидали фарисеи и другие иудеи. Поскольку фарисеи не были материалистами, они естественно и с нетерпением ожидали приближающегося предсказанного воскресения святых и установления мессианского Царства (Ис 11:1−16; Дан 12:2). Их проблема заключалась в том, что они думали, что право для вхождения в царство им давало простое физическое происхождение и соблюдение религиозной обрядности, а отнюдь не требуемое духовное изменение, которое подчеркивал Иисус (ср. 8:33−39; Гал 6:15). Приход царствия в конце века можно описать как «возрождение» мира (Мф 19:28), но, чтобы войти в царствие, требуется возрождение личности до конца мира.
3:4 Будучи учителем, Никодим понимал раввинский метод применения образного языка для преподавания духовных истин, и он просто узнавал символизм слов Иисуса.
3:5 родится от воды и Духа Здесь Иисус ссылался не на воду буквально, а на необходимость «очищения» (например, Иез 36:24−27). Когда в Ветхом Завете вода используется образно, она обыкновенно говорит об обновлении или духовном очищении, особенно при использовании в сочетании с «духом» (Чис 19:17−19; Пс 50:11,12; Ис 32:15; 44:3−5; 55:1−3; Иер 2:13; Иоиль 2:28,29). Таким образом, Иисус сделал ссылку на духовное омовение или очищение души, совершенное Духом Святым через Слово Божье во время покаяния (ср. Еф 5:26; Тит 3:5), требуемое для принадлежности к Его царству.
3:8 Дух дышит, где хочет Иисус хотел сказать, что как люди не могут управлять ветром или понять его, но могут видеть его действие, точно так же невозможно контролировать или постичь Святого Духа, но доказательство Его действия очевидно. Где трудится Дух Святой, там есть бесспорное и несомненное доказательство этого.
3:10 учитель Употребление определенного артикля указывает на то, что Никодим был известным в израильском народе учителем-знатоком, признанным религиозным авторитетом. Он пользовался высокой репутацией у раввинов и учителей своего времени. Ответ Иисуса сделал особое ударение на духовном банкротстве нации, поскольку даже один из величайших иудейских учителей не постиг этого учения о духовном очищении и изменении, ясно обоснованного в Ветхом Завете (ср. ст. 5). В результате, оно должно показывать, что религиозная обрядность может губительно действовать на духовное состояние человека.
3:11−21 В этих стихах внимание переключается с Никодима и сосредоточивается на рассуждении Иисуса об истинном смысле спасения. Ключевым словом в этих стихах является слово «верить», использованное 7 раз. Новое рождение должно быть осуществлено действием веры. Тогда как ст. 1−10 сосредоточиваются на Божьей инициативе в деле спасения, ст. 11−21 придают особое значение отклику человека на дело Бога в деле возрождения. Раздел ст. 11−21 можно разделить на 3 части: 1) проблема неверия (ст. 11,12); 2) ответ неверия (ст. 13−17) и 3) результат неверия (ст. 18−21).
3:11,12 Иисус обратил внимание на мысль, что неверие является причиной невежества. В сущности, неспособность Никодима понять слова Иисуса сосредоточивалась не столько в его интеллекте, сколько в его неспособности поверить свидетельству Иисуса.
3:11 вы свидетельства Нашего не принимаете Здесь множественное число местоимения «вы» отсылает к местоимению «мы» в ст. 2, где Никодим говорил как представитель израильского народа («мы знаем»). В ст. 11 Иисус ответил «вы», обращая внимание Никодима, то его неверие было типично для народа в целом.
3:13 Никто не восходил на небо Этот стих противопоставляет другие утверждения религиозной системы особому откровению от Бога. Иисус утверждал, что ни один человек не взошел на небо так, чтобы вернуться и рассказать о том, что происходит на небесах (ср. 2Кор 12:1−4). Только у Него было постоянное жилище на небесах до Его воплощения, и поэтому только у Него есть истинное знание касательно небесной мудрости (ср. Пр. 30:4).
3:14 должно вознесену быть Сыну Человеческому Ср. 8:28; 12:32,34; 18:31,32. Это — завуалированное предсказание смерти Иисуса на кресте. Иисус говорил о рассказе в Чис 21:5−9, где исцеление получали израильтяне, взглянувшие на вознесенную Моисеем змею. Суть этого примера или аналогии — это «Вознесенный». Как Моисей вознес на шесте змею, для того чтобы все, кто смотрел на нее, могли иметь жизнь физическую, так и те люди, которые смотрят на Христа, который был «вознесен» на крест, будут иметь жизнь духовную и вечную.
3:15 жизнь вечную В Евангелии от Иоанна это — первое из десяти упоминаний «вечной жизни». Греческое слово 8 раз переведено как «вечная жизнь», иногда это слово имеет значение будущего бесконечного постоянства. Оба выражения появляются в Новом Завете около 50 раз. Вечная жизнь относится не только к вечно существующему количеству, но и к Божьему качеству жизни. Буквально выражение означает «жизнь грядущего века» и поэтому говорит о воскресении и небесном бытии в совершенной славе и святости. Верующие переживают такую жизнь во Христе Иисусе до того, как достигнут небес. По существу, эта «вечная жизнь» не что иное, как соучастие в вечной жизни Живого Слова, Иисуса Христа. До воскресения умерших, это — пока еще не совсем очевидная жизнь Бога в каждом верующем (Рим 8:19−23; Флп 3:20,21).
3:16 Ибо так возлюбил Бог мир Предназначение Сына — в величайшей Божьей любви отдать Свою жизнь за злой, греховный «мир» человечества (ср. 6:32,51; 12:47; см. пояснения к 1:9; Мф 5:44,45), который восстает против Него. Слово «так» подчеркивает силу или величину Его любви. Отец отдал Своего единственного и возлюбленного Сына на смерть ради грешных людей (см. пояснение к 2Кор 5:21). жизнь вечную См. пояснение к ст. 15; ср. 17:3; 1Ин 5:20.
3:18 уверовал во имя Это выражение означает больше, чем простое интеллектуальное согласие с требованиями Евангелия. Оно включает доверие и приверженность Христу как Господу и Спасителю, в результате чего человек получает новую природу (ст. 7), которая производит изменение сердца и послушание Господу (см. пояснения к 2:23−25).
3:22−36 В этом разделе содержится последнее свидетельство о Христе Иоанна Крестителя в этом Евангелии. По мере того, как его служение угасало, служение Иисуса выходило на первый план. Несмотря на то, что Иоанн Креститель приобрел широко распространенную в Израиле известность и в большинстве случаев был признан простыми людьми страны, а также социальными изгоями, тем не менее его свидетельство об Иисусе было отвергнуто, особенно лидерами Израиля (ср. Мф 3:5−10; Лк 7:29).
3:22 в землю Иудейскую Поскольку эпизод с Никодимом произошел в Иерусалиме (2:23), который был частью Иудеи, эта фраза здесь означает, что Иисус отправился в сельские места этой области. крестил В гл. 4:2 конкретно говорится, что лично Иисус не крестил, а это дело совершали Его ученики.
3:23 в Еноне близ Салима Его точное местоположение является спорным. Здесь говорится либо о Салиме близ Сихема, либо о Салиме, расположенном в 6 милях (9,6 км) от Беф-Сана. Оба города находятся на территории Самарии. Енон — транслитерация еврейского слова, означающего источники», и в этих двух вероятных местоположениях есть много воды («там много воды»).
3:24 Иоанн еще не был заключен в темницу Это дает еще один признак того, что Иоанн дополнял синоптические Евангелия, предоставляя дополнительную информацию, которая в дальнейшем помогает понять перемещения Иоанна Крестителя и Иисуса (см. Введение). В повествованиях Матфея и Марка за искушением Иисуса следует заточение в тюрьму Иоанна. Этой фразой апостол Иоанн заполняет место между крещением Иисуса и заточением Крестителя в тюрьму.
3:25 произошел спор Вероятно, спор касался связи служений крещения Иоанна и Иисуса к иудейским обычаям церемониального очищения, упомянутого в 2:6. Однако основным стимулом для него послужило беспокойство учеников Иоанна, что Иисус был его конкурентом.
3:25−36 Этот сегмент можно разделить на 3 части, которые главное место отводят тому, что происходило во взаимоотношении служения Иоанна и Иисуса: 1) Иоанн Креститель ознаменовал окончание старой эпохи (ст. 25−29); 2) переход к служению Иисуса (ст. 30) и 3) служение Иисуса как установление начала новой эпохи (ст. 31−36). Вместо ревности Иоанн выказал скромную преданность превосходству Личности и служения Иисуса.
3:26 все идут к Нему Возможность потенциального конфликта усиливалась тем, что оба они занимались служением в непосредственной близости один от другого. Поскольку в ст. 22 упомянуто крещение, Иисус, возможно, находился недалеко от Иерихона, возле брода через Иордан, в то время как Иоанн был на небольшом расстоянии севернее, крестя в Еноне. Последователи Иоанна были особенно встревожены тем фактом, что так много людей толпами шли к Иисусу, тогда как прежде они приходили к Иоанну.
3:27 дано ему с неба Этот стих делает особое ударение на том, что только Бог Своей суверенной властью дает возможность служить Ему (ср. 1Кор 4:7; 15:10).
3:29 жених... друг жениха Используя эту притчу, Иоанн выразил понимание своей собственной роли. «Друг жениха» издавна был самым почитаемым человеком, который заботился обо всех деталях и сидел во главе стола иудейской свадьбы (галилейские свадьбы несколько отличались). Этот друг очень радовался, когда видел, что торжество протекает благополучно. Вероятнее всего, Иоанн также косвенно указывал на места Ветхого Завета, где верный Израиль изображается невестой Господа (Ис 62:4,5; Иер 2:2; Ос 2:16−20).
3:31−36 В этих стихах Иоанн Креститель привел пять аргументов превосходства над ним Иисуса: 1) Христос имеет небесное начало (ст. 31); 2) Христос знает истину «из первых рук» (ст. 32); 3) свидетельство Иисуса всегда одобряется Богом (ст. 33); 4) Христос имеет силу Духа Святого (ст. 34); 5) Христос высший потому, что Отец верховной властью даровал Ему этот статус (ст. 35).
3:31,32 выше всех Эти стихи соединяют вместе несколько тем всей главы. Из прямого контекста понятно, что Иоанн объяснил, почему Иисус, воплощенное Слово, должен стать большим: Он единственный «свыше» (небесного происхождения), поэтому «выше всех». В греческом термин «выше всех» напоминает ст. 3, где новое рождение «свыше» можно пережить только через веру в Того, Кто «свыше», в отличие от всех других, которые «от земли». Это выражение означает ограниченность. В прямом контексте Иоанн Креститель должен был стать меньшим (ст. 30), потому что он был «от земли» и принадлежал земле. Хотя Иоанн призывал к покаянию и крещению, он не мог открыть небесный план, как мог это сделать Иисус, Богочеловек.
3:34 не мерою... Духа Бог дал Сыну Духа без всяких ограничений (1:32,33; Ис 11:2; 42:1; 61:1).
3:36 Этот стих является подходящей кульминацией главы. Иоанн Креститель предоставил выбор из двух возможностей: истинная вера или дерзкое непослушание, вызывающее тем самым на первое место опасность угрожающего суда. Поскольку Иоанн постепенно ушел из центра служения, он побудил верить в Сына и ясно указал на окончательные отдаленные последствия неверия, т.е. на «гнев Божий».
комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна, 3 глава