20:1−31 В этой главе описаны явления Иисуса Своим ученикам: 1) явление Марии Магдалине (ст. 1−18); 2) явление десяти апостолам (ст. 19−23) и 3) явление Фоме (ст. 24−29). Иисус не явился неверующим (см. 14:19; 16:16,22), потому что факт Его Воскресения их не убедит, как не убедили чудеса (Лк 16:31). Их ослепил бог этого мира и препятствует их вере (2Кор 4:4), поэтому Иисус является только Своим, чтобы утвердить их веру в живого Христа. Эти явления были настолько убедительными, что они превратили учеников из прячущихся в страхе малодушных людей в храбрых свидетелей Иисуса (например, Петра: см. 18:27; ср. Деян 2:14−39). И снова целью Иоанна в описании этих явлений Воскресения было показать, что физическое и телесное Воскресение Иисуса явилось завершающим доказательством того, что воистину Он — Мессия и Сын Божий, положивший Свою жизнь за Своих (10:17,18; 15:13; ср. Рим 1:4).
20:1 первый… день недели Это — ссылка на воскресенье. С тех пор верующие использовали воскресенье для того, чтобы собираться и вспоминать чудесный день Воскресения Господа (см. Деян 20:7; 1Кор 16:2). Оно стало известно как «день Христов» (Откр 1:10). См. пояснения к Лк 24:4,34. Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно. Возможно, Иисус сначала явился Марии Магдалине для того, чтобы проявить милосердие посредством Своей личной, любящей верности тому, кто имел низкое прошлое. Но также ясно, что она любила Его так нежно и глубоко, что пришла ко гробу раньше других. Она пришла с намерением завершить приготовление Тела Иисуса к погребению, принеся дополнительно ароматы, чтобы помазать его (Лк 24:1).
20:2 другому ученику, которого любил Иисус Это — автор, Иоанн. унесли Хотя Иисус множество раз предсказал Свое Воскресение, в этот момент ей не под силу было в это поверить. Чтобы они поверили, Ему понадобится появиться перед ними живым со многими «верными доказательствами» (Деян 1:3).
20:5−7 увидел лежащие пелены Между воскрешением Лазаря (11:44) и Воскресением Иисуса существовала разница. Лазарь вышел из гроба наружу в своей погребальной одежде, тогда как Тело Иисуса, хотя физическое и материальное, было прославлено и теперь могло пройти через одежду почти таким же образом, как Он позже появится в запертой комнате (см. ст. 19,20; ср. Флп 3:21). пелены… плат Расположение этих вещей в гробе служит признаком того, что к могиле не прикладывали усилия грабители и не разворачивали поспешно тела (да они бы в любом случае не разворачивали Его, так как переместить тело куда-нибудь в другое место было бы проще и приятнее, если бы оно оставалось завернуто и покрыто ароматами). Весь внешний вид указывал на то, что никто не взял тело, а оно прошло сквозь одеяние и оставило его в могиле.
20:8 другой ученик Иоанн увидел погребальные одежды и убедился, что Иисус воскрес.
20:9 не знали из Писания Ни Петр, ни Иоанн не понимали, что Писание говорило о Воскресении Иисуса (Пс 15:10). Это очевидно из сообщений Луки (24:25−27,32,44−47). Иисус предсказал Свое Воскресение (2:17; Мф 16:21; Мк 8:31; 9:31; Лк 9:22), но они это не приняли (Мф 16:22; Лк 9:44,45). К тому времени, как Иоанн писал это Евангелие, церковь уже изложила понимание ветхозаветного предсказания о Воскресении Мессии (ср. «еще»).
20:11−13 плакала Вероятно, чувство печали и потери привели Марию обратно ко гробу. Очевидно, она не встретила по дороге Петра и Иоанна и поэтому не знала о Воскресении Иисуса (см. ст. 9).
20:12 двух Ангелов Лука (24:4) описывает обоих. Матфей (28:2,3) и Марк (16:5) говорят только об одном. Иоанн упоминает ангелов для того, чтобы показать: никакие грабители могил не брали тело. Это было действием силы Божией.
20:14 не узнала, что это Иисус Точно не известна причина, по которой Мария не смогла узнать Иисуса. Возможно, она не узнала Его потому, что слезы застилали ей глаза (ст. 11). Также вероятно, что в ее разуме все еще были живы воспоминания об избитом и ослабленном Теле Иисуса, а перемена во внешнем облике воскресшего Иисуса была настолько разительной, что она не смогла Его узнать. Однако, возможно, что ей, подобно ученикам по дороге в Еммаус, была сверхъестественным образом закрыта возможность узнать Его до тех пор, пока Он не позволил ей сделать это (см. Лк 24:16).
20:16 Мария! Каковы бы ни были причины ее неспособности узнать Иисуса, но в момент, когда Он сказал единственное слово «Мария», она тотчас узнала Его. Это напоминает слова Иисуса: «Овцы Мои слушаются голоса моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (10:27; ср. 10:3,4).
20:17 не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел Мария выражала желание держаться за Его физическое присутствие из страха, что она снова потеряет Его. Упоминание Иисусом Своего Вознесения означает, что Он только временно будет с ними, и, хотя она отчаянно хотела, чтобы Он остался, Он не мог. Иисус был с ними еще только 40 дней, а затем Он вознесся (Деян 1:3−11). После того, как Он пошел к Отцу, Он послал Духа Святого (Утешителя), чтобы они не чувствовали себя покинутыми (см. пояснения к 14:18,19). братьям Моим До этого времени ученики назывались «рабами» или «друзьями» (15:15), но не «братьями». Это новое родство с Иисусом стало возможным благодаря совершенному на кресте вместо грешников делу искупления (Рим 8:14−17; Гал 3:26,27; Еф 1:5; Евр 2:10−13).
20:19 тот же первый день См. пояснение к ст. 1. были заперты В греческом слово указывает, что двери были закрыты из-за страха перед иудеями. Поскольку власти казнили их главу, они рассудительно полагали, что их могла постигнуть судьба Иисуса. мир вам! См. пояснения к 14:27; 16:33. Приветствие Иисуса дополняет Его фразу «совершилось», так как Его смерть на кресте сделала совершенным мир между Богом и Его народом (Рим 5:1; Еф 2:14−17).
20:20 Иисус подтвердил, что Явившийся им был Тем, Кого распяли (ср. Лк 24:39).
20:21 Это поручение основывается на 17:18. См. Мф 28:19,20.
20:22 Поскольку ученики на самом деле не получили Духа Святого до дня Пятидесятницы (примерно 40 дней) (Деян 1:8; 2:1−3), то это утверждение надо понимать как обещание со стороны Иисуса, что придет Дух Святой.
20:23 См. пояснения к Мф 16:19; 18:18. Этот стих не дает христианам власть прощать грехи. Бог говорил о том, что благодаря делу Его Сына верующий может смело возвещать уверенность в прощении грешника Отцом, если этот грешник покаялся и верует в Евангелие. Верующий может также с уверенностью говорить тем, кто не откликнулся на весть Божьего спасения через веру в Христа, что в результате этого их грехи не прощены.
20:24−26 Фому уже описали как верного ученика, но пессимиста. Иисус не упрекнул Фому за его неверие, а терпеливо предложил убедиться в Его Воскресении. Иисус нежно пошел ему навстречу в минуту его слабости (2Тим 2:13). Поведение Фомы служит признаком того, что Иисусу пришлось довольно сильно убеждать учеников в Своем Воскресении, т.е. они не были доверчивыми людьми, предрасположенными верить в Воскресение. И поскольку они с трудом верили даже свидетельству, которое могли видеть, то они не выдумали его, и оно не было галлюцинацией.
20:28 Господь мой и Бог мой! Этими словами Фома заявил о своей твердой вере в Воскресение, а значит и в то, что Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог (Тит 2:13). Это — величайшее исповедание, которое может сделать человек. Исповедание Фомы служит подходящим кульминационным пунктом записанной цели Евангелия Иоанна (см. ст. 30,31).
20:29 Иисус предвидел то время, когда не будет доступно такое осязаемое свидетельство, какое получил Фома. Когда Иисус вознесется к Отцу, все верующие будут веровать, не имея преимущества видеть воскресшего Господа. Иисус заявил об особом благословении для тех, кто верует, не имея привилегии Фомы (1Пет 1:8,9).
20:30,31 Эти стихи составляют цель и намерение, с которыми Иоанн написал это Евангелие (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания).
комментарии учебной Библии МакАртура на евангелие от Иоанна, 20 глава