Предисловие
Чтобы благочестивые были более внимательными в чтении данного повествования и проявляли большее усердие, следует коротко отметить, какую пользу можно от него получить. Первая похвала истории у мирских писателей состоит в том, что они зовут ее учительницей жизни. Если же рассказ о прошлом заслуживает такое славословие — рассказ, повествующий лишь о том, чего следует избегать и чему следовать в человеческих поступках, — то какой хвалы достойна Священная История, не только обустраивающая внешнюю жизнь людей, чтобы та возымела славу от своей добродетели, но и (что для нас должно быть важнее) показывающая, как Бог от начала заботился о Своей Церкви, всегда был справедливым защитником тех, кто вверял себя Его покровительству, был милостив и снисходителен к несчастным грешникам, и, таким образом, преподавая веру, возносящая нас выше всех небес. Уже не говоря о том, что она восславляет провидение Божие над всем миром, отличает истинный божественный культ от культов вымышленных, и никогда не ошибается в различении пороков и добродетелей. Но здесь я воздержусь от обычных похвал, подобающих Священной Истории, и затрону лишь те, что прямо относятся к толкуемой нами книге.
То, что Лука предлагает в ней для научения, принесет великую и редкостную пользу. Вначале, говоря о том, как апостолам был дан Святой Дух, он не только подтверждает верность Христа Своему обещанию, но и учит, что Христос помнит о Своих людях и всегда управляет Церковью. Ведь именно для этого и сошел на апостолов Святой Дух. Отсюда мы делаем вывод, что для Христа большое расстояние — не помеха. Он всегда присутствует со Своими, как и обещал. Здесь же обрисовывается начало Царства Христова, и как бы обновление мира. Ведь, хотя Сын Божий еще до того, как покинул этот мир, собрал Своей проповедью какую-то Церковь, законная форма Христианской Церкви установилась лишь тогда, когда апостолы, наделенные новой силой, стали проповедовать сего Единственного Пастыря как умершего и воскресшего из мертвых. Чтобы под надзором Его собрались в единую овчарню все те, кто ранее пребывал в рассеянии и странствованиях. Итак, начиная с вознесения Христова, коим Он проявил Себя Царем неба и земли, нам преподается здесь и возникновение, и дальнейшее развитие Церкви. И в этом деле блистает как чудесная сила Христова, так и действенность Его Евангелия. Ведь Христос, столь легко покорив Себе мир одним лишь гласом Евангелия посредством малозначащих людей, не имевших никаких способностей, — хотя сатана и воздвигал ему столькие препятствия, — явил блестящий образец Своей божественной силы. Невероятную силу Евангелия мы видим также в том, что, несмотря на противление всего мира, оно не только возникло, но и с величайшей славой привело в послушание Христу все, казавшееся неукротимым. Поэтому, вопреки яростнейшим мирским бурям, через этих немногих и презренных личностей смиренный звук человеческих слов сделал больше, чем если бы Бог открыто посылал с неба молнии.
Впрочем, Святой Дух также убеждает нас от противного, что при возникновении Царства Христова сатана неизменно будет яростно ему противиться и пойдет на любые козни, чтобы сокрушить или поколебать его. Нас учат не только тому, что Христу враждебно противостоит сатана, но и что весь мир, охваченный тем же безумием, идет на все, лишь бы не допустить Христова Царства. Более того, непреложный факт заключается в том, что нечестивые, ополчаясь на евангельское учение, сражаются за сатану, и именно его уловки подстегивают их к столь слепой ярости. Отсюда столько серьезных волнений, столько злых заговоров, столько преступных попыток нечестивых помешать ходу Евангелия, о которых часто повествует Лука.
Наконец, как апостолы убедились на деле, что евангельское учение подобно огню и мечу, так и мы узнаем из их опыта, что упорная злоба сатаны и фатальная людская гордыня всегда будут вести с Евангелием жестокую битву. Так что оно обязательно приведет к большим потрясениям. Но Лука сообщает нам также, что апостолы с непобедимой душевной твердостью и постоянством, тем не менее, исполняли известное им божественное поручение, и одновременно говорит о том, с каким терпением они снесли бесчисленные скорби, поношения, бесчестия, с каким терпением выдержали суровые гонения, и как спокойно предпочли поношения и всякого рода невзгоды. Подобные примеры учат терпению и нас. Ведь когда Сын Божий возвещает нам, что крест будет постоянным спутником Евангелия, нам не следует тешить себя ложной надеждой, будто Церковь всегда пребудет спокойной и процветающей. Итак, будем же и мы всегда готовы сносить подобные невзгоды. Но к этому добавлено немалое утешение: Бог, некогда чудесно сохранивший Церковь, отягощаемую столь разнообразными способами, и сегодня будет помогать нам. Действительно, вся настоящая книга учит, как Церковь, находясь среди неминуемой смерти, хранилась божественной десницей, и, таким образом, Бог выставляет перед нашим взором Свое провидение, обеспечивающее ее сохранность.
Кроме того, здесь приводятся отдельные проповеди апостолов, свидетельствующие о милосердии Божием, о благодати Христовой, о надежде блаженного бессмертия, о призывании Бога, о покаянии, страхе Божием и других основных положениях небесного учения столь красноречиво, что именно из них и следует черпать суть всякого благочестия. Впрочем, не говоря уже об изложении здравого и чистого учения, — поскольку прежде всего полезны и достойны изучения сами события, — нам подобает читать эту книгу, чтобы знать, каким было начало Христианской Церкви, как заботились о распространении Евангелия апостолы, какой им сопутствовал успех, в какие сражения им приходилось ввязываться, сколь твердо и смело преодолевали они столькие препятствия, сколь величественно торжествовали над всякой мирской гордыней, неся в себе поношение креста, и сколь чудесно помогал им Бог. Ведь если бы такой книги не было, знание обо всем этом оказалось бы погребенным, затемненным или сомнительным. Поскольку мы видим, как сатана шел на любые козни, чтобы о деяниях апостолов остались лишь лживые сведения, чтобы внушить подозрение ко всему о них повествованию и, в конце концов, уничтожить в благочестивых душах всякую память о тех временах. Он восставил безумцев и хитрых сплетников, распространявших под ложными именами грязные вымыслы, глупость которых подрывала веру даже в истинные события.
Таковы книги о Петре и Павле, ходившие под именем Лина. Они содержат столь гнилые басни, что могут вызвать лишь смех у мирских и гнев у благочестивых. Таков и вымышленный спор Петра с Симоном Волхвом. Он столь смешон, что навлекает позор на имя христианина. То же самое следует думать и о россказнях, предпосланных документам и советам Климента, и процитированным в рапсодиях Грациана. Они, прикрываясь именами древних, обманывают неопытных столь же напыщенно, сколь и бесстыдно, выдавая слова сплетников за божественные речения. Хотя басен следует лишь стыдиться. Сатана воспользовался этой вседозволенностью лжи, чтобы после восшествия Христова на небеса не оставить нам ничего достоверного. И если бы не было этого произведения Луки, могло бы показаться, что Христос, вознесшись на небеса, не оставил на земле никакого плода Своей смерти и воскресения. Ведь все исчезло бы с исчезновением Его телесного присутствия. Мы не знали бы, что Он так был принят в небесную славу, чтобы при этом властвовать над всем миром. Не знали бы, что учение Евангелия распространялось служением апостолов, чтобы перейти от них к нам, словно через руки посредников. Не знали бы, что апостолов вдохновил Святой Дух, чтобы те проповедовали только божественное, и вера наша опиралась на твердую истину Божию. Не знали бы, что все это заключалось в пророчестве Исаии, предсказавшего, что от Сиона произойдет закон и Слово Господне из Иерусалима. И поскольку настоящая книга, бесспорно исшедшая от Духа, устраняет наши сомнения в этих вещах, ее, как я говорил раньше и повторяю теперь, следует почитать великим и бесценным сокровищем.
комментарии Жана Кальвина на Деяния апостолов, введение