Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Царств | 15 глава

Новой Женевской Библии


15:1−35 Саул не повинуется Божиему повелению. За это он во второй раз, и окончательно, отвергается Богом от царства.

15:1 теперь послушай гласа Господа. Слова «слушать» и «глас», неоднократно повторяемые на протяжении данной главы (ст. 14,19−20,22,24), являются для нее ключевыми. Посредством этих двух слов здесь передается идея о необходимости послушания Господу.

15:2 Амалик. Согласно Быт 36:12,16, амаликитяне — потомки Исава. Это кочевники, обитавшие в северных районах Синайского полуострова и часто вступавшие в столкновения с Израилем. См. Суд 3:13; Суд 6:3−5,33; Суд 7:12; Суд 10:12.

что сделал Амалик Израилю. См. Исх 17:8−13; Чис 14:43,45.

15:3 истреби все. Это выражение означает полное посвящение чего-либо или кого-либо Господу; в военное время посвящение производилось посредством уничтожения (см. ст. 8:9,15,18,20−21; Исх 17:14−16; Втор 25:17−19).

от мужа до жены, от отрока до грудного младенца. См. ком. к 22:19.

15:4 в Телаиме. Телаим, по всей видимости, тот же город, что и названный в числе городов колена Иудина Телем (Нав 15:24). В Септуагинте в данном стихе говорите не о Телаиме, а о Галгале, в котором, по мнению некоторых исследователей, и произошла описанная в ст. 1−3 встреча Саула с Самуилом.

15:6 Кинеянам. В Чис 24:20−22 кинеяне упоминаются в одном ряду с амаликитянами (см. также Быт 15:19; Суд 1:16).

ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам. Возможно, этими словами подразумевается тот факт, что поставить судей над Израилем Моисею посоветовал его тесть-кинеянин (Суд 1:16). См. Исх, гл. 18.

15:7 от Хавилы до окрестностей Сура. См. Быт 25:18. О Суре (27:8) говорите как о городе, расположенном в самой удаленной от Иудеи части владений амаликитян — почти на границе с Египтом. Местонахождение Хавилы точно не установлено.

15:8 Агага. Это может быть как титул, так и личное имя царя амаликитян (см. Чис 24:7).

а народ весь истребил. В данном случае имеются в виду те амаликитяне, которые попали к Саулу вместе с Агагом.

15:9 Но Саул и народ пощадили... и не хотели истребить. Этот поступок находился в прямом противоречии с Божиим повелением (ст. 3). Нежелание израильтян уничтожать все лучшее из добычи можно объяснить стремлением извлечь из победы материальную выгоду (грех Ахана также заключался в попытке утаить и присвоить себе то из добычи, что было «заклято», т.е. подлежало уничтожению, Нав 7:1).

15:11 жалею. См. ком. к ст. 29.

он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. В данных словах следует видеть суровое осуждение Саула и отвержение его от царства.

опечалился Самуил. Точнее: «разгневался Самуил». Хотя прямо в тексте об этом и не сказано, Самуил, судя по всему, не только разгневался на Саула за его последние неразумные поступки, но и глубоко огорчился.

взывал к Господу целую ночь. Самуил взывал к Господу, горько сетуя на Саула, но также, возможно, и ходатайствуя пред Ним за недостойного царя. Очевидно, что отвержение Саула огорчало пророка (ст. 35; 16:1).

15:12 Кармил. Поселение к югу от Хеврона (25:2; Нав 15:55). Оно не имеет отношения к одноименному горному массиву на севере Израиля.

поставил себе памятник. Ближайшей параллелью этому поступку является воздвижение памятника самому себе Авессаломом (2Цар 18:18). Авессалом этот свой поступок объясняет желанием «чтобы сохранилась память имени» его (ср. Быт 14:4).

15:17 не малым ли ты был в глазах твоих. Хотя Саул и чувствовал себя во многом зависимым от народа, Самуил сурово осуждает его попытку приуменьшить собственную долю ответственности в произошедшем после победы над амаликитянами.

когда сделался главою колен Израилевых. «Глава», если он не принимает на себя ответственности за своих подчиненных и их поступки, не может считаться подлинным главой. По мысли Самуила, коль скоро «Господь помазал тебя царем» и «послал тебя... в путь» (ст. 18), не может быть и речи о том, чтобы перекладывать ответственность на народ.

15:20−21 Самуил уже полностью опроверг оправдания Саула, но тот продолжает упорно держаться за них. Саул также пользуется случаем, чтобы объяснить щекотливый вопрос сохранения жизни Агагу утверждениями о том, что, вступив в битву с амаликитянами, он дважды исполнил Божие повеление.

15:22 всесожжения. См. ком. к 10:8.

Послушание лучше жертвы. Самуил однозначно не посчитал достойным оправданием слова Саула о том, что скот амаликитян был захвачен для принесения его в жертву. Теперь же он, по видимости, принимает это оправдание, но лишь для того, чтобы подчеркнуть, что ритуальное действо, за которым не стоит чистосердечное смирение, теряет всякий смысл. См. Ис 1:10−17; Иер 6:19,20; Иер 7:21−26; Ос 6:6; Ам 5:21−24; Мих 6:6−8; ср. Пс 50:18−19; Притч 15:8; Притч 21:3,27.

15:23 противление то же, что идолопоклонство. Самуил поясняет логику сказанного им в ст. 22. Если непослушание слову Божиему является по сути противлением Ему (12:15), а противление, в свою очередь, приравнивается к идолопоклонству и волшебству (и то и другое предполагает отвержение Господа), то ничем иным как идолопоклонством оказывается и принесение жертв царем, ослушавшимся Бога.

за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя. Сообщая о Божием приговоре Саулу, Самуил делает это так, чтобы ни у кого не осталось никаких сомнений в справедливости этого приговора. Определенное Саулу наказание полностью соответствует его вине. Проступок Саула, о котором говорится в гл. 13, лишил его надежд стать основателем царской династии (13:14); из-за последнего непослушания он в глазах Господа перестает быть царем Израиля.

15:24−25 Саул наконец начинает признавать свою ответственность за произошедшее после победы над амаликитянами («согрешил я»), но, тем не менее, продолжает обвинять народ в том, что он принудил его к этому («я боялся народа и послушал голоса их»). На первый взгляд, исповедание Саулом своего греха кажется вполне достаточным и соответствующим случаю. Однако признание им собственной вины выглядит скорее не знаком готовности вступить на путь примирения с Господом, а попыткой избежать гибели за непослушание (12:25). Другую, более искреннюю исповедь Саул приносит в ст. 30.

15:26 не ворочусь я с тобою. Пророк не считает исповедь Саула чистосердечной (см. ст. 30 и ком.).

15:27 Саул ухватился за край одежды его и разодрал ее. См. ком. к 2:19.

15:28 отторг Господь царство Израильское. Саул оторвал часть одежды Самуила. Самуил же теперь представляет этот эпизод как символизирующий то, что Господь «отторг» (т.е. «оторвал») царство у Саула. См. 3Цар 11:29−33; ср. 19:24, а также поступок Давида (24:−,5).

15:29 не скажет неправды и не раскается. Смысл данного стиха, как и Чис 23:19, в том, что если Господь решил что-то окончательно, то, в отличие от человека, Его нельзя убедить переменить это решение.

Верный Израилев. Титул Господа.

15:30 почти меня ныне пред старейшинами. Саулу было важнее не примириться с Господом, а получить почести перед лицом старейшин народа моего. За это он обещает Самуилу поклониться Господу, Богу твоему.

15:31 возвратился Самуил за Саулом. Перемене Самуилом своего прежнего решения (ст. 26) можно предложить несколько объяснений: 1) Самуил решил последовать за Саулом, поскольку услышал от него чистосердечное исповедание в грехе; 2) после сказанного (ст. 28 и 29) уже нет опасности, что Саул мог счесть тот или иной поступок Самуила знаком смягчения Божиего приговора; 3) Самуил намеревался окончательно разобраться с Агагом.

поклонился Саул Господу. Древнееврейское слово, которое переведено здесь как «поклонился», означает скорее внешнее проявление почитания (ср. 20:41), и поэтому за поклонением Саула вполне может не быть никакого чистосердечного движения.

15:32 конечно горечь смерти миновалась. В Септуагинте: «Неужто смерть так горька?»

15:35 печалился Самуил о Сауле. См. ком. к ст. 11.

комментарии Женевской Библии на первую книгу Царств, 15 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.