Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-е послание Петра | 2 глава

Новой Женевской Библии


2:2 как новорожденные. Петр продолжает сравнение с новым рождением (1:23). Верующие должны так же стремиться к духовной пище, как здоровый младенец жаждет материнского молока.

чистое словесное молоко. Хотя в общинах, которым пишет Петр, несомненно, было много новообращенных, главная тема здесь — не христианское учение для новоначальных (в отличие от «твердой пищи» или зрелого учения, 1Кор 3:2), а истинность и самодостаточность Слова Божия (1:22−25) как духовной пищи для всех христиан.

2:4 Приступая к Нему. Первое приближение ко Христу в покаянии и вере переходит именно в постоянное общение.

камню живому. Из контекста ясно, что это сказано о Христе. Образ «камня», «скалы» часто встречается в ВЗ (напр., Пс 117:22; Ис 8:14; Ис 28:16); его употребляет и Сам Христос (Мф 21:42). Слово «живому» указывает, что Христос — источник и податель жизни (Ин 1:4; 1Кор 15:45).

2:5 живые камни. Выражение подчеркивает единство христиан со Христом и их подобие Ему, «камню живому» (ст. 4).

дом духовный. Символизм основан на представлении о ветхозаветном храме как месте обитания Бога. Церковь, в которой живет Дух Святой, есть истинный храм Божий (2Кор 6:16−18; Еф 2:19−22).

священство святое. Каждый верующий — священник (ст. 9) в том смысле, что все могут равно и непосредственно приступать к Богу и служить Ему лично.

духовные жертвы. Искупительная жертва Христова, раз и навеки принесенная на кресте, явилась завершением ветхозаветного установления о жертвах и упразднила его (Евр 10:1−18), однако «жертва» (как ответная благодарность искупленных) сохраняет свое место. Эта жертва духовна, в противоположность всем вещественным жертвам, предписанным ветхозаветными установлениями. Такой жертвой являются христианское благочестие и образ жизни, достойный христиан (Рим 12:1; Флп 4:18; Евр 13:15; Откр.8:3−4; ср. Пс 50:18−19).

благоприятные Богу Иисусом Христом. Священство каждого верующего (ст. 9) обусловлено вечным Первосвященническим званием Христа. Посредством Его раз и навсегда принесенной жертвы и непрестанного Его ходатайства за них, и христиане, и приносимые ими жертвы (см. выше) приятны Богу (4:11; Евр 13:15−16).

2:6 камень краеугольный. Большой камень, который кладется в основание там, где сходятся две стены; обеспечивает прочность всего здания. Основание Церкви покоится на пророках и апостолах, которых связывает «краеугольный камень» — Христос (Еф 2:20).

2:7 главою угла. Т.е. краеугольным камнем.

2:8 на что они и оставлены. Подразумевается державный выбор Божий и Его предопределение (1Фес 5:9). Этот стих говорит и о Божественной власти, и о человеческой ответственности.

2:9−10 Сказанное Петром в этих стихах подчеркивает преемственность между ветхозаветным Израилем и новозаветной Церковью как народом Божиим.

2:9 Но вы — род избранный. Здесь показан контраст между судьбой неверующих (ст. 8) и положением избранных. В этом отрывке выделяется тема Божественного избранничества Христа и Церкви (ст. 6:9).

дабы возвещать. Народ Божий избран и призван не только к спасению, но и к служению. Все верующие призваны нести радостное свидетельство о великих делах Божиих.

2:10 некогда не народ, а ныне народ Божий. Греч. слово «лаос» (народ) в Септуагинте применяется только к Израилю. Продолжая применять к Церкви ветхозаветные тексты об Израиле, Петр использует слова пророка Осии (1:6,9−10; 2:23). В контексте оригинала это пророчество о том, как Бог, отвергнув Израиль, снова возлюбит его. И Петр, и Павел (Рим 9:25−26) толкуют это место пророчества Осии как указание на то, что в народ Божий войдут и избранные язычники. Такое толкование основано, возможно, на параллели между милостью Божией к недостойным иудеям и язычникам и на преемственности между Израилем и новозаветной Церковью.

2:11 от плотских похотей. Телесные желания не являются порочными сами по себе, но извращены греховной природой человека. Здесь подразумевается не одна только чувственность (Гал 5:19−21), но и все другие влечения нашей падшей натуры.

2:12 за то, за что злословят вас, как злодеев. Во времена Петра христиан, среди прочего, обвиняли в нелояльности к императору (Ин 19:12), распространении недозволенных обычаев (Деян 16:16−21), непочитании богов (Деян 19:23−27) и в нарушении общественного порядка (Деян 17:7).

прославили Бога в день посещения. Божие «посещение» означает Его осуждение или милость.

Христианин в языческом окружении.

2:13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству. Отсюда начинается тема добровольной покорности и послушания всякой власти (2:13 — 3:6).

для Господа. Т.е. чтобы принести доброе свидетельство о Христе и не навлекать укоров на Его имя, а также потому, что повиновение другим уже есть служение Христу (Еф 6:7−8).

царю ли, как верховной власти. В первую очередь римскому императору, в то время — Нерону (54−68 гг. по Р.Х.). Царь — верховная власть по отношению к наместникам и другим правителям. Хотя здесь Петр не обсуждает природу царской власти (ср. Рим 13:1−7), в других местах Священное Писание учит, что покорность власти хороша до тех пор, пока не приводит к нарушению закона Божия (Мф 22:21; Деян 4:19; Деян 5:29).

2:16 как свободные. Подчинение не означает отказа от христианской свободы; в действительности оно является актом свободного человека.

не как употребляющие свободу для прикрытия зла. Христианская свобода не должна служить предлогом для неповиновения (1Кор 7:20−24) или греха (2Пет 2:19−20; Гал 5:13).

но как рабы Божий. В основе христианской свободы — не уход от своих обязанностей, но служение истинному Господину (Рим 6:22).

2:17 Этот стих подводит итог общественным, в частности, гражданским обязанностям христианина.

Всех почитайте. Призыв признавать ценность каждого человека как носителя образа Божия, или, что более вероятно в этом контексте, призыв почитать всех, наделенных авторитетом власти.

Бога бойтесь. См. ком. к 1:17.

2:18 Слуги. Букв.: «домашняя прислуга». В большинстве это были рабы; с ними обращались, как с собственностью. Подобно другим новозаветным авторам, Петр не осуждает рабство, и рабам предписывается повиновение господам. Тем не менее, НЗ требует, чтобы к рабам относились с уважением, и хозяева не должны были дурно обращаться с ними (Еф 6:9; Кол 4:1). Более того, подчеркивается равенство в духовном отношении рабов и свободных людей внутри церковной общины (1Кор 12:13; Гал 3:28; Кол 3:11), а рабам предлагается добиваться свободы законными способами (1Кор 7:21−24). Такое учение, наряду с общим библейским взглядом на бедных и притесняемых (Притч 22:22−23; Лк 6:20−21), подтачивало сам институт рабства и в конечном итоге привело к его отмиранию.

2:21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример. Страдание — элемент христианского призвания (2Тим 3:12), потому что первым через него прошел Христос (Ин 15:18−20). Это призвание основано на том, что христиане едины со Христом в Его страдании, как и в Его воскресении (2Кор 1:5; 4:10; Флп 3:10−11), и жизнь Христа представляет для христиан образец, с которым они должны соизмерять свою собственную жизнь (ст. 21:22).

2:22 См. статью «Безгрешность Иисуса».

2:24 Он грехи наши Сам вознес. См. Ис 53:12. Христос — не просто пример. Как совершенная жертва (1:19; 2:22) Христос понес проклятие греха, принял наказание вместо грешников и принес им прощение и освобождение от уз греха.

на древо. На крест (Деян 10:39). Здесь подчеркивается, что суть искупительной смерти Христа — в принятии на Себя проклятия (Втор 21:22−23; Гал 3:13).

2:25 к Пастырю. Распространенный ветхозаветный образ попечения Бога о Своем народе (см., напр., Пс 22:1; Иез, гл. 34; 37:24) применяется ко Христу (5:4; Ин 10:1−18; Евр 13:20; Откр 7:17).

комментарии Женевской Библии на 1-е послание Петра, 2 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.