Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Пс 17 Псалмопевец благодарит Господа за Его могущественное заступничество. Особенно Давид превозносит Господа за Его деяния в качестве Воителя (ст. 8−16) и за спасение царя в битве (ст. 49−51). С незначительными отличиями этот псалом повторяет 2Цар, гл. 22. Относительно заглавия см. Введение: Автор; Характерные особенности и темы.

17:1 Давида, который произнес слова песни сей. В заглавии автором псалма совершенно однозначно назван Давид, само же его создание приурочено к моменту, когда Давид уже не скрывался от Саула, но еще не взошел на престол.

17:3 Ряд употребленных в этом стихе метафор подчеркивает присущую Богу роль Защитника и Избавителя.

твердыня... скала. Оба эти слова передают идею нерушимости и надежной защиты. Спасаясь от Саула, Давид находил убежище в скалах и пещерах гористого района Палестины.

17:5 Объяли меня муки смертные. Точнее: «путы смертные». Псалмопевец чувствовал нависшую над ним смертельную опасность, как если бы к нему из шеола протянулись щупальца смерти.

потоки беззакония. Силы зла, смерти и разрушения часто уподобляются в Писании бурному потоку (Ис 28:15,17−18; Мф 16:18; см. также ком. к Пс 45:3).

17:7 услышал... от чертога Своего. Из места пребывания Бога среди Своего народа. О таком отклике Бога на несчастия Израиля говорится в молитве Соломона на освящение храма (3Цар, гл. 8).

17:8 Потряслась и всколебалась земля. Когда Бог являет Себя Воителем, вся природа содрогается (Ис 24:4−13; Наум 1:5).

подвиглись основания гор. Горы, символизирующие собой все, что есть надежного и прочного в мире, колеблются перед лицом Божиего могущества.

17:9 Поднялся дым... из уст Его. В описаниях ВЗ явление Бога часто сопровождают дым и пламя (Быт 15:17; Исх 19:18; Наум 1:6), тем самым оно, возможно, сравнивается с извержением вулкана.

17:10 мрак под ногами Его. Бог предстает здесь отправляющимся на битву в колеснице, которой Ему служит грозовая туча. Сходные поэтические образы часто встречаются в Писании (Пс 67:5; Пс 103:3; Дан 7:13; Наум 1:3).

17:11 воссел на Херувимов. Эти существа духовного мира впервые упоминаются в Быт 3:24. Судя по тому, какую роль они играют в Быт, гл. 3 и что их изображения были помещены в скинии (Исх 26:1,31), херувимы являются хранителями Божественной святыни.

17:14 глас Свой. Т.е. гром (ср. Пс 27:3−9).

17:15 стрелы Свои. Т.е. молнии.

17:16 явились источники вод... от дуновения духа гнева Твоего. Водная стихия, символизирующая хаос и зло, подвластна воле Господа; ср. Пс 76:17−20 и Пс 105:9 (где вспоминается об исходе); Наум 1:4; Откр 21:1. Будучи Вторым Лицом Троицы, Христос также имел власть над водами (Лк 8:22−25).

17:17 извлек меня из вод многих. «Многие воды» — аллегория тягот и несчастий (ср. Пс 68:2).

17:20 вывел меня на пространное место. Т.е. избавил от притеснения.

17:22 пути Господни. О том, что это за пути, сказано в законе, данном Господом Израилю.

17:26−30 Псалмопевец описывает Божию справедливость и то, как она проявляется в Его отношении к праведным и к нечестивым. В первых трех стихах проводится противопоставление между теми и другими, а в следующих двух — применяется полученное таким образом представление о справедливости к самому псалмопевцу.

17:26 С милостивым Ты поступаешь милостиво. Слова, переведенные как «милостивым» и «милостиво», по-древнееврейски передают понятие заветной милосердной любви.

17:28 Ты людей угнетенных спасаешь. Эта мысль постоянно звучит в ВЗ вообще и в Псалтири в частности. Особенно ярко она выражена в Пс 112:7−9.

17:30 С Тобою я поражаю войско. Эти слова можно рассматривать в качестве намека на исторический контекст создания псалма: псалмопевец, по-видимому, незадолго до того с Божией помощью одержал военную победу.

17:31 чисто слово Господа. В слове Своем Господь открывает Себя Своему народу. Можно предположить, что в данном случае имеются в виду слова, переданные Господом Давиду через пророка Нафана, которыми Он заключил завет с Давидом и его домом (2Цар, гл. 7).

17:32 кроме Господа ... кроме Бога нашего. В форме двойного риторического вопроса псалмопевец выражает свою убежденность в том, что нет другого Бога и другой надежной защиты, кроме Господа (ср. Исх 15:11).

17:33 Бог... устрояет мне верный путь. Ср. ст. 31. Только Бог наставляет человека на истинно верный путь как в этой, так и в иной жизни.

17:34 на высотах... поставляет меня. Т.е. возносит, восстанавливает.

17:35 медный лук. Символ мощи и силы.

17:36 милость Твоя возвеличивает меня. См. ком. к ст. 34.

17:37 не колеблются ноги мои. Т.е. не сворачивают с пути правды.

17:39−40 падают под ноги мои... низложил под ноги мои. На ближневосточных глиняных табличках и памятных стелах побежденные изображались поверженными к ногам победителя или попираемыми им.

17:42 Они вопиют... ко Господу. Из этих слов можно заключить, что врагами псалмопевца были его соотечественники-израильтяне.

17:44 меня... меня... мне. В этом стихе явно запечатлены обстоятельства жизненного пути Давида: Бог действительно даровал ему победу над соседними народами и тем самым сделал их его подданными (2Цар 8:1−14).

17:50 буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками. Это место вспоминает апостол Павел (Рим 15:9).

17:51 помазаннику Твоему. При восхождении на престол царь принимал помазание елеем от священника, выступавшего от имени Господа.

комментарии Женевской Библии на Псалтирь, псалом 17

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.