Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-я Царств | 24 глава

Новой Женевской Библии


24:1−25 В событиях, описанных в этой заключительной главе, Давид показан тем, кем он был, — грешником, которому ведомо искреннее раскаяние и упование на Божественную милость (см. 12:13 и ком.). Этим Давид в корне отличается от своего предшественника Саула, и как раз это в известной степени определило различие их судеб. Разумеется, что определяющее значение имеет здесь Божественное избранничество Давида, с особой силой выраженное в обетовании вечного царствования его дома (7:11−16).

24:1 опять. В случае, если данное слово подразумевает вполне определенное событие, совершившееся ранее, то наиболее соответствующим представляется голод, о котором говорится в 21:1.

и возбудил он... Давида. Грамматическое строение фразы таково, что слово «он» может относиться к Господу (ср. 1Цар 26:19: «если Господь возбудил тебя против меня»). Однако из 1Пар 21:1 следует, что Давид был возбужден сатаной, и, таким образом, данное место затрагивает тайну присутствия и осуществления зла в мире. В этой связи необходимо отметить, что, хотя Писание совершенно однозначно говорит о том, что святой Бог не может быть источником зла (Нав 1:13−15), но не оставляет также сомнений в том, что даже злые дела людей и сатаны не находятся за пределами Божией власти (см. 1Цар 2:25 и ком.; Исх 4:21; 3Цар 22:20−23; Иов 1:12; Иез 14:9; Деян 4:27−28; 2Кор 12:7). Господь и сатана — не равны по могуществу, и над последним всегда простерта власть Божия.

исчисли. В переписи самой по себе нет ничего дурного (Чис 1:1−2; Чис 4:1−2; Чис 26:1−4; но см. Исх 30:11−12). Таким образом, камнем преткновения в данном случае, как и тогда, когда Израиль требовал себе царя (1Цар, гл. 8), являются мотивы, по которым перепись предпринималась. В тексте нет на них прямого указания, однако с полным основанием можно предположить, что повеление Давида «исчислить народ» (ст. 2) было продиктовано гордыней и желанием увериться в том, сколь обширно его царство, или, возможно, даже стремлением распространить его за определенные Господом пределы.

Израиля и Иуду. См. ком. к 1Цар 11:8.

24:2 от Дана до Вирсавии. Образное обозначение всех земель израильских.

24:3 для чего... царь желает этого дела? О причинах беспокойства Иоава ничего не говорится; с равной вероятностью они могли быть как политического, так и религиозного свойства, поскольку перепись могла быть истолкована народом как знак того, что Давид намеревается повысить налоги либо ввести новую воинскую повинность.

24:4 слово царя... превозмогло. То обстоятельство, что Давид настаивает на своем приказании и не отвечает на вопрос Иоава, может означать, что, организуя перепись, он руководствовался сомнительными побуждениями (см. ст. 1 и ком.).

24:5−7 Несмотря на то, что данные стихи в текстологическом отношении вызывают некоторые затруднения, они вполне определенно дают понять, что перепись началась на юге заиорданской области и, пройдя по всей стране, закончилась в Вирсавии.

Царство Давида.

24:8 девять месяцев и двадцать дней. Большая часть этого времени потребовалась для того, чтобы произвести перепись; собственно путь мог занять лишь несколько недель.

24:9 Израильтян было восемьсот тысяч мужей... Иудеян пятьсот тысяч. В 1Пар 21:5 названо соответственно «тысяча тысяч, и сто тысяч» и «четыреста семьдесят тысяч»; в связи с этим несоответствием см. ком. к 1Пар 21:5.

24:10 вздрогнуло сердце. См. 1Цар 24:6.

тяжко согрешил я. См. ст. 17.

прости грех. Будучи искренней, мольба Давида о прощении, должно быть, была услышана и удовлетворена Господом еще до прихода к царю Гада (ст. 11−13). Однако, как и прежде, когда Давид согрешил против Урии и Вирсавии, прощение не означает, что его грех не будет иметь последствий (ст. 13; 12:13−14).

24:12 пойди и скажи Давиду. Господь посылает к Давиду Гада, как прежде посылал к нему пророка Нафана (см. 12:1 и ком.), с тем, чтобы он обличил Давида.

24:13 избирай... быть ли голоду ... чтобы была... моровая язва. В наказании нашествием неприятелей для Давида таится угроза стать жертвой их мечей, которая здесь прямо не высказана, но зато открыто звучит в 1Пар 21:12: «три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать до тебя». Голод, меч и моровая язва образуют триаду ветхозаветных кар, грозивших тем, кто упорствовал в своем пренебрежении к завету (см., напр., Лев 26:23−26; Втор 28:21−26; Втор 32:24,25; ЗЦар 8:37; 2Пар 20:9; Ис 51:19; Иер 14:12; Иез 6:11−12).

реши. По милосердию Своему Господь дозволяет Давиду самому выбрать одно из трех возможных наказаний.

24:14 пусть впаду я в руки Господа. Данные слова допускают и первое, и третье наказание, т.е. голод или моровую язву (хотя в 1Пар 21:12 именно о последней говорится как о «мече Господнем»), и подчас из них делают вывод, что выбор Давида объясняется его заботой о собственной безопасности. Однако дело в том, что только второе наказание предполагает человеческий фактор, в то время как голод и моровая язва — бедствия, целиком и полностью зависящие от воли Господа, а милость Господа известна Давиду, на нее он и полагается. См. 24:16 и ком.

24:15 от Дана до Вирсавии. См. ст. 2.

24:16 довольно. Смилостивившись, Господь останавливает руку карающего Ангела (см. ком. к ст. 14).

Ангел же Господень. См. ком. к Быт 16:7; Исх 33:2; Пс 34:5−6; Мф 13:41; Деян 12:23.

у гумна Орны. На этом месте Соломоном будет воздвигнут храм.

24:17 пусть же рука Твоя обратится на меня. Сердце Давида, как и сердце Божие (ст. 16), скорбит при виде бедствий его народа. Как истинный царь-пастырь, он исполняется сострадания и молит, чтобы карающая рука миновала его «овец» и обратилась на него одного. Хотя Давид действительно заслужил наказание за свой грех, в его жертвенном стремлении самому пострадать вместо своего народа угадывается отдаленный прообраз грядущего великого Пастыря (Мф 2:6; Мф 25:32−34), Который пожертвует жизнь за Своих овец (Ин 10:11; ср. 1Пет 3:18; Рим 5:8; Рим 6:23; 1Кор 15:3; Флп 2:8; Евр 9:15; Евр 12:2).

24:22 для всесожжения. См. ком. к 1Цар 10:8.

24:24 не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. Давид сознает, что в то время как Божия милость и прощение есть свободный дар, почтить Бога, не приложив к тому затрат и усилий, — невозможно (ср. Мал 1:6−14; 2Кор 8:1−5). Писание свидетельствует, что Бог достоин самого лучшего (Чис 18:12; Втор 18:3,5; Втор 26:10; Неем 12:44; Притч 3:9).

пятьдесят сиклей серебра. См. 1Пар 21:25 и ком.

24:25 принес всесожжения и мирные жертвы. См. ком. к 1Цар 10:8. умилостивился Господь над страною. Эти слова почти в точности повторяют те, что содержатся в 21:14 и относятся к окончанию голода, ниспосланного на Израиль за нарушение Саулом клятвы гаваонитянам.

комментарии Женевской Библии на вторую книгу Царств, 24 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.