Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Деяния | 16 глава

Комментарии МакДональда


16:1−2 Когда Павел вновь пришел в ДЕРВИЮ и ЛИСТРУ, на него, вероятно, нахлынули воспоминания. Память об избиении камнями в Листре вполне возможно, могла вызвать у него опасения, что это может повториться, если он опять вернется туда. Но апостол знал, что и там у Господа есть люди, и никакие соображения личной безопасности не могли удержать его.

Как уже предполагалось ранее, Тимофей, возможно, был обращен через служение Павла во время первого посещения Листры (очевидно родного города Тимофея). Мать Тимофея Евника и его бабушка Лоида были уверовавшими иудейками (2Тим 1:5). Его отец был еллин и, возможно, к тому времени уже умер.

Сердце Павла исполнилось радостью, когда он узнал от братьев в Листрв и Иконии, что Тимофей возрастал в вере Христовой. Павел пригласил его с собой в миссионерское путешествие. Заметим, что на заре христианства апостолы не только работали по двое, но также брали с собой младших братьев (Марка и Тимофея), чтобы научить их практическому христианскому служению. Какой честью было для этих молодых людей совместное путешествие «в одной упряжке» с закаленными ветеранами христианского миссионерского движения.

16:3 Прежде чем отправиться в дальнейший путь, Павел обрезал Тимофея. Почему он сделал это, когда совсем недавно так упорно отказывался обрезать Тита (Гал 2:1−5)? Ответ очень простой: в случае с Титом это был принципиальный вопрос, связанный с христианским учением, в то время как у Тимофея была совсем другая ситуация. Лжеучителя настаивали на обрезании чистокровного язычника, каким был Тит, полагая, что без этого он не может быть спасен. Павел понимал, что такая позиция отрицает достаточность искупительной жертвы Христа, и не позволил этого. Здесь же был совершенно другой случай. Все местные жители знали, что Тимофей — иудей по матери. Павел, Сила и Тимофей отправлялись благовествовать. Часто первые контакты они устанавливали с иудеями. Если бы эти иудеи узнали, что Тимофей не обрезан, они могли бы отказаться слушать их; если же он будет обрезан, то они не смогут оскорблять его по этой причине. Поскольку дело это было незначительным с духовной точки зрения и не имело никакого доктринального значения, Павел подверг Тимофея этому иудейскому обряду. Для всех он сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1Кор 9:19−23).

Как кажется, приведенное нами объяснение обрезания Тимофея как способа привлечь к Благой Вести слушателей из иудеев обосновано словами: «...обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин».

16:4−5 Проходя по городам Ликаонии, трое проповедников передавали церквам постановления, разработанные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. Вкратце эти постановления были такими:

1. Собственно для спасения необходима только вера. Обрезание или соблюдение закона не должны рассматриваться как дополнительные условия спасения.

2. Безнравственное поведение запрещено всем христианам и на все времена, но данное напоминание, вероятно, в первую очередь было адресовано обращенным язычникам, так как это был (и есть) их постоянный грех.

3. Запрещалось употреблять в пищу идоложертвенное мясо, мясо удавленных животных и кровь, но не потому что это было непременное условие спасения, а для облегчения общения между христианами иудейского и языческого происхождения. Некоторые из этих указаний впоследствии были пересмотрены (см. 1Кор 8−10; 1Тим 4:4−5). В результате служения этих людей церкви утверждались в христианской вере и ежедневно увеличивались числом.

16:6−8 Эти стихи необычайно важны, так как показывают, что за миссионерской деятельностью апостолов наблюдал и руководил ею Дух Святой. Посетив во второй раз церкви ФРИГИИ и ГАЛАТИИ, они хотели пойти в Асию, провинцию на западе Малой Азии. Но Дух Святой не позволил им сделать это. Нам не сказано почему; некоторые предполагают, что, согласно воле Божьей, эта область была предназначена Петру (см. 1Пет 1:1). Во всяком случае, они направились на северо-запад, к МИСИИ. Она была частью провинции Асии, но, очевидно, они там не проповедовали. Когда они попытались идти оттуда вдоль берега Эвксинского (Черного) моря на северо-восток, в Вифинию, Дух не допустил их. Таким образом, они пошли на запад, в прибрежный город ТРОАДУ. Теперь лишь Эгейское море отделяло их от Греции, порога Европы. Райри пишет:

«Асия нуждалась в Евангелии, но ее время еще не пришло. Одной нужды было недостаточно, чтобы призвать туда апостолов. Они только что пришли с востока, для них был закрыт юг и север, но они не сделали из этого вывода, что Господь ведет их на запад, — они ждали прямого изъявления Его воли. Логики недостаточно, чтобы понять зов Божий». (Ryrie, Acts, pp. 88−89.)

16:9 Ночью в видении Павел увидел мужа македонянина, который умолял его прийти и помочь им. МАКЕДОНИЕЙ называлась северная часть Греции, расположенная к западу от Троады. Осознавая это или нет, Македония (и вся Европа) нуждалась в Благой вести об искупительной благодати. Господь прикрыл двери в Азию, чтобы служители Его принесли Евангелие в Европу Стокер так рисует эту картину:

«[Македонянин] олицетворял Европу, а его мольба о помощи — нужду Европы в Христе. Павел распознал в этом видении повеление Божье, и уже на следующий день закатное солнце над Геллеспонтом, купавшимся в его золотых лучах, озарило фигуру апостола, сидевшего на палубе корабля, направлявшегося к берегам Македонии». (James Stalker, Life of St. Paul,. 78.)

16:10 В этом стихе происходит существенная замена местоимения он на мы. Обычно считают, что в это время к Павлу, Силе и Тимофею присоединился написавший Деяния Лука. С этого момента он рассказывает о событиях как очевидец.

БОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО

Для того чтобы эффективно функционировать на земле, первоапостольская Церковь нуждалась в руководстве своего небесного Главы. Но как Господь Иисус открывал Свою волю Своим служителям?

Наиболее общие указания Он оставил им перед вознесением, сказав: «...и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8).

После вознесения Он открывал им Свою волю разными способами.

Избирая апостола на место Иуды, Петр и другие ученики руководствовались отрывками из Ветхого Завета (Пс 68:26; Деян 1:15−26).

По крайней мере, в пяти случаях Господь направлял людей через видения: Ананию (9:10−16); Корнилия (10:3); Петра (10:10−11:17); дважды Павла (16:9−10; 18:9).

Дважды Он передавал указания через пророков (11:27−30; 21:10−12).

В других случаях христиане действовали сообразно обстоятельствам. Например, они рассеялись или были изгнаны в результате преследований (8:1−4; 11:19; 13:50−51; 14:5−6). Городские власти попросили Павла и Силу покинуть Филиппы (16:39−40). Позднее Павел был доставлен властями из Иерусалима в Кесарию (23:33). Апелляция Павла к кесарю повлекла за собой его путешествие в Рим (25:11), а произошедшее позднее кораблекрушение повлияло на время и последовательность дальнейших перемещений (27:41; 28:1).

Иногда Господь являл Свою волю через советы и инициативу других христиан. в Антиохию Варнаву отправила церковь Иерусалима (11:22). Агав предсказал голод, и это побудило антиохийскую церковь послать помощь христианам Иудеи (11:27−30). Церковь в Антиохии отправила Павла и Варнаву в Иерусалим (15:2). Иуда и Сила были направлены иерусалимской церковью с Варнавой и Павлом (15:25−27). Павел и Сила, отправляясь во второе миссионерское путешествие, были поручены братией благодати Божьей (15:40). Павел взял с собой Тимофея, когда покидал Листру (16:3). Опасаясь за Павла, братья в Фессалониках отправили Павла и Силу в Верию (17:10). Братья Верии, в свою очередь, по тем же соображениям отослали Павла (17:14−15). Наконец, Павел послал в Македонию Тимофея и Ераста (19:22).

Кроме этого, в некоторых случаях Божественная воля сообщалась людям непосредственно. Ангел Господень направил Филиппа к евнуху-ефиоплянину (8:26). Дух Святой говорил с пророками и учителями в Антиохии, когда они пребывали в посте и молитве (13:1−2). Павлу и Тимофею Дух Святой запретил проповедовать в Асии (16:6). Позднее они попытались пойти в Вифинию, но Дух не позволил им идти туда (16:7).

Таким образом, на заре христианства Бог открывал Свою волю верующим:

1) через Писание;

2) через видения и пророчества;

3) через обстоятельства;

4) через совет или инициативу других христиан;

5) в непосредственном духовном общении, возможно, глубоко личном.

16:11−12 Отправившись из Троады на северо-запад, неутомимые посланники Христа на одну ночь пристали к берегу острова САМОФРАКИЯ. На другой день они достигли расположенного уже на материке порта НЕАПОЛЬ, находящегося более чем в 192 км от Троады, затем отправились вглубь материка, пройдя несколько километров до Филипп, первого города в той части Македонии, колонии.

16:13−15 Очевидно, в Филиппах не было синагоги, но Павел и его спутники услышали, что некоторые иудеи собирались в день субботний за городом у реки. Придя туда, они увидели группу молящихся женщин, среди которых была одна по имени Лидия. Она, вероятно, была новообращенной иудейкой. Уроженка города Фиатир в Лидии, на западе Малой Азии, она переехала в Филиппы, где торговала багряницею. Фиатир славился своими красителями.

Она не только с готовностью выслушала Благую Весть, ее сердце было открыто для нее. Уверовав в Господа Иисуса, она и домашние ее крестились. Домашние ее, разумеется, также обратились и только потом крестились. В Деяниях не упоминается, была ли Лидия замужем; возможно, домашние ее были слугами.

Лидия спаслась не благодаря добрым делам, а для того, чтобы делать их. Она доказала истинность своей веры, открыв свой дом для Павла, Силы, Луки и Тимофея.

16:16−18 Однажды, когда Павел и его спутники шли в молитвенный дом, они встретили одну служанку, одержимую духом прорицательным. Одержимая бесом, она могла предсказывать будущее и делать другие поразительные открытия. Таким образом она доставляла значительный доход господам своим.

На протяжении многих дней после встречи с христианскими миссионерами она ходила за ними, выкрикивая: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». То, что она говорила, было истиной, но Павел хорошо знал, что это свидетельство от бесов, и не желал принимать его. Печалило его также и жалкое состояние этой девушки-рабыни. Поэтому именем всемогущего Иисуса Христа он приказал бесу выйти из нее. Сразу же после его слов она освободилась из этого ужасного рабства и стала психически здоровым, разумным человеком.

ЧУДЕСА

В ткань повествования книги Деяний апостолов, на всем ее протяжении, вплетаются чудеса. Вот некоторые из них, наиболее яркие:

— Чудесный дар языков (2:4; 10:46; 19:6).
— Исцеление хромого у дверей храма (3:7).
— Справедливое наказание, постигшее Ананию и Сапфиру (5:5,10).
— Избавление апостолов из темницы (5:19).
— Встреча Савла с прославленным Христом (9:3−6).
— Исцеление Енея, совершенное Петром (9:34).
— Воскрешение Серны (9:40).
— Явившееся Петру видение полотна, спускаемого с небес (10:11).
— Избавление Петра из темницы (12:7−10).
— Ангел поражает Ирода (12:23).
— Наказание Елимы, волхва, слепотой (13:11).
— Исцеление калеки в Листре, совершенное Павлом (14:10).
— Чудесное исцеление Павла, после того как его побили камнями в Листре (14:19−20).
— Явившееся Павлу видение, в котором македонянин молил о помощи (16:9).
— Изгнание беса из девушки в Филиппах, совершенное Павлом (16:18).
— Избавление Павла и Силы из темницы в Филиппах (16:26).
— Воскрешение Евтиха, совершенное Павлом (20:10−11).
— Пророчество Агава (21:10−11).
— Спасение Павла от ехидны на Мальте (28:3−6).
— Исцеление от лихорадки отца Публия (28:8).
— Исцеление других людей от их болезней (28:9).

Кроме этого, в Деяниях говорится, что апостолы творили чудеса и знамения (2:43); Стефан совершал великие чудеса и знамения в народе (6:8); Филипп творил чудеса и знамения (8:6,13); Варнава и Павел совершали чудеса и знамения (15:12); Бог творил чудеса руками Павла (19:11).

При чтении Деяний возникает вполне естественный вопрос: «Следует ли сегодня ожидать свершения подобных чудес?» Отвечая на этот вопрос, необходимо избегать двух крайностей. Первая из них — утверждение, что, поскольку Иисус Христос был, есть и вечно будет неизменным, мы должны стать свидетелями таких же чудес, которые совершались на заре христианства.

Крайне противоположная точка зрения заключается в том, что чудеса совершались лишь в первые века христианства и у нас нет права ожидать их проявления сейчас.

Истинно то, что Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки Тот же (Евр 13:8). Но это не означает, что неизменным остается образ действий Бога. Например, казни, которыми Бог поразил Египет, никогда не повторялись. И Он все так же могуществен. Он по-прежнему может совершить любое чудо. Но это не означает, что на протяжении многих веков Он должен совершать одни и те же чудеса. Он — Бог бесконечного разнообразия.

С другой стороны, мы не должны отбрасывать чудеса как нечто несвойственное эпохе Церкви. Слишком просто было бы «отправить чудеса в архив» и довольствоваться жизнью, которая никогда не поднимается выше обыденной.

Наша жизнь должна наполниться сверхъестественной силой. Нам следует постоянно видеть Божью руку в удивительном стечении обстоятельств. Мы должны на опыте испытать Его неисповедимое, удивительное руководство во всех путях. Нам следует пережить события, лежащие за пределами вероятного. Мы должны осознавать, что Бог устраивает нам встречи, открывает двери, преодолевает сопротивление. Наше служение должно быть до краев наполнено сверхъестественным.

Нам следует видеть, как Бог отвечает на нашу молитву. Когда наша жизнь соприкасается с жизнью других людей, мы должны заметить в происходящем волю Бога. Мы должны видеть Его руку в поломках, задержках, несчастных случаях, утратах и в событиях, кажущихся трагедией. Мы должны испытать чудесные избавления и узнать о силе, мужестве, покое и мудрости, лежащих далеко за пределами наших естественных возможностей.

Если наша жизнь протекает лишь на обыденном уровне, чем мы тогда отличаемся от неверующих людей? Согласно воле Божьей, наша жизнь должна быть сверхъестественной, через нас должна изливаться жизнь Иисуса Христа. Когда это произойдет, невозможное станет возможным, закрытые двери откроются и мы ощутим силу. Тогда мы будем преисполнены Духа Святого и находящиеся рядом с нами люди увидят в нас Его сияние.

16:19−24 Вместо благодарности за то, что эта молодая женщина освободилась от одержимости бесом, господа ее вознегодовали, так как в результате теряли доход. Поэтому они повлекли Павла и Силу к начальникам (преторам) и предъявили сфабрикованные против них обвинения. Главным образом обвинения сводились к тому, что эти смутьяны иудеи пытаются нарушить порядок, установленный римлянами. Реакция толпы была бурной, и воеводы сорвали одежды с Павла и Силы и велели бить их палками. Затем жестоко избитых проповедников отправили в тюрьму, сопроводив особыми указаниями тюремному стражу крепко стеречь их. Он выполнил наказ, поместив узников во внутреннюю темницу и забив их ноги в колоду.

В этом отрывке показаны два основных метода, которые использует сатана. Вначале он пустил в ход притворное дружелюбие — свидетельство одержимой бесом девушки. Когда же эта попытка провалилась, он прибегнул к открытому преследованию. Грант говорит: «Союз или преследования — такова альтернатива: притворная дружба или открытая война». А. Дж. Поллок комментирует:

«Как, должно быть, торжествовал дьявол при мысли о том, что он положил конец служению этих преданных посланцев Божьих. Как обычно и бывает, он торжествовал слишком рано. В данном случае все закончилось его полным поражением и дальнейшим продвижением дела Господня». (A.J. Pollock, The Apostle Paul and His Missionary Labors,. 56.)

16:25 Полночь застала Павла и Силу молящимися и воспевающими. Их радость совершенно не зависела от внешних обстоятельств. Тот, Кто вдохновлял их, находился высоко на небесах. Морган признается:

«Любой человек запоет, когда двери тюрьмы откроются и он выйдет на свободу. Душа же христианина поет и в темнице. Боюсь, Павлу пришлось бы петь соло, если бы на месте Силы находился я; и тем не менее я вижу славу и величие Духа, Который поднимается выше любых трудностей и ограничений». (G. Campbell Morgan, The Acts of the Apostles, pp. 389−390.)

16:26 Другие узники слушали их молитвы и гимны, прославлявшие Бога. Вдруг темница закачалась от необычного землетрясения. Оно отворило все двери и ослабило колодки и узы, но не разрушило здания.

16:27−28 Когда тюремный надзиратель проснулся и увидел двери темницы отворенными, он предположил, что узники бежали. Понимая, что за это он поплатится жизнью, он извлек меч, чтобы убить себя. Но Павел уверил его, что ему не нужно лишать себя жизни, поскольку все узники, за которых он отвечал, на месте.

16:29−30 Теперь тюремного надзирателя охватили новые чувства. Его страх потерять работу, а может быть, и жизнь сменился глубоким осознанием своей греховности. Отягощенный грехами, теперь он боялся предстать перед Господом. Он вскричал: «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?»

Этот вопрос должен предшествовать каждому искреннему обращению. Прежде чем обрести спасение, человек должен знать, что он обречен на гибель. Преждевременно говорить человеку о том, как спастись, до того, как он сначала искренне скажет: «Я действительно заслуживаю вечное осуждение в аду».

16:31 Только тем людям, которые осознали свою вину и признали себя грешниками, предлагается в НЗ уверовать в Господа Иисуса Христа. Теперь, когда тюремщик был сокрушен осознанием своей греховности, он услышал: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

Это не означает, что если он уверует во Христа, то его семья будет спасена автоматически. Значит эта фраза то, что если он уверует в Господа Иисуса Христа, то спасется он и таким же образом спасется его дом: «Уверуй... и будешь спасен, и пусть твои домашние сделают то же самое».

Создается впечатление, что сегодня многие люди плохо представляют себе, что значит уверовать. Но когда грешник осознает, что он погиб и ему неоткуда ждать помощи, когда он в отчаянии понимает, что обречен на муки в аду, тогда, услышав, что ему нужно уверовать в Христа как Господа и Спасителя, он точно знает, что это означает. Это единственное, что он еще может сделать!

16:32−34 После того как Павел и Сила проповедовали семье тюремного надзирателя, он продемонстрировал истинность своего обращения, омыв их раны и крестившись без промедления. Затем он привел их в дом свой и накормил, радуясь со всем домом своим, что все они уверовали в Господа.

И опять хотелось бы подчеркнуть следующее: нет никаких оснований считать, что вместе со всей семьей были крещены младенцы или очень маленькие дети. Все, кто крестился, были достаточно взрослыми, чтобы уверовать в Бога.

16:35 Очевидно, за ночь настроение воевод изменилось, так как утром они прислали городских служителей (ликторов) с указанием освободить обоих узников.

16:36−37 Когда темничный страж сообщил эту хорошую новость Павлу, апостол отказался уйти таким образом. В конце концов, он и Сила, хотя и были по рождению иудеями, являлись римскими гражданами. Их несправедливо осудили и избили. А теперь воеводы думают, что они тайно покинут город, как будто действительно были в чем-то виноваты и навлекли на себя позор? Нет! Пусть начальники сами придут и освободят узников.

16:38−40 И воеводы действительно пришли и извинились перед ними! Они попросили Павла и Силу, во избежание дальнейших беспорядков, удалиться из города. С величием, достойным Царских сыновей, служители Господа вышли из темницы, но не покинули город без промедления. Сначала они пошли к Лидии, успокоили братьев и поучали их. Поразительно! Те, которые, казалось бы, сами нуждались в утешении, ободряли других.

Когда их миссия в Филиппах была завершена, они, одержав полную победу, отправились.

комментарии МакДональда на Деяния апостолов, 16 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.