Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


От Матфея | 24 глава

Комментарии МакДональда


XIII. РЕЧЬ ЦАРЯ НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ (Гл. 24−25)

Главы 24 и 25 образуют так называемую Елеонскую речь, получившую свое название благодаря тому важному сообщению, которое было сделано на Елеонской горе. Эта речь носит абсолютно пророческий характер; она указывает на период великой скорби и на второе пришествие Господа. Большей частью, хотя не полностью, она относится к народу израильскому. Место действия, очевидно, Палестина; например, «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (24:16). Окружающая обстановка явно еврейская; например, «молитесь, чтобы не случилось бегство ваше... в субботу» (24:20). Ссылку на избранных (24:22) нужно понимать как избрание Богом евреев, а не Церкви. Если мы будем искать здесь иллюстрацию Церкви, мы не найдем ее ни в одном из пророчеств или притч этой речи.

А. Иисус предсказывает разрушение храма (24:1−2)

Эта речь начинается многозначительным заявлением о том, что Иисус, вышед, шел от храма. Направление Его движения имеет особую важность, если принять во внимание слова, которые Он только что произнес: «...оставляется вам дом ваш пуст» (23:38). Это напоминает нам описание Иезекиилем славы, покидающей храм (Иез 9:3; 10:4; 11:23).

Ученики хотели, чтобы Господь вместе с ними восхищался красотой храмовой архитектуры. Их занимало не вечное, а преходящее, интересовали больше тени, чем сама суть. Иисус предупредил, что это здание будет совершенно разрушено, так что не останется камня на камне. Тит безуспешно пытался спасти храм, но его солдаты подожгли здание, исполнив таким образом пророчество Христа. Когда огонь расплавил золотую отделку, жидкий металл растекся между камнями; чтобы достать его, солдатам пришлось передвигать камень за камнем, как и предсказал наш Господь. Это наказание совершилось в 70 г. н.э., когда римляне под предводительством Тита осадили Иерусалим.

Б. Первая половина великой скорби (24:3−14)

24:3 После того как Иисус взошел на гору Елеонскую, приступили к Нему ученики наедине и задали Ему три вопроса:

1. Когда это сбудется, т.е. когда будет разрушен храм?

2. Какой признак Его пришествия, т.е. какие сверхъестественные явления будут предшествовать Его возвращению на землю для того, чтобы установить Царство?

3. Какой признак кончины века, т.е. что возвестит о кончине века непосредственно перед Его славным царствованием? (Второй и третий вопросы, по существу, одинаковы.)

Мы должны помнить, что мышление этих учеников-евреев постоянно вращалось вокруг славного века Мессии на земле. Они не думали о том, что Христос придет за Церковью. Они мало знали, если вообще что-нибудь знали, об этой фазе Его прихода. Они ожидали, что Его пришествие будет в силе и славе, чтобы уничтожить Его врагов и править этим миром.

Также мы должны ясно понимать то, что они говорили не о конце мира (как в «Версии короля Иакова»), а о кончине века (гр. aion).

На свой первый вопрос они не получили прямого ответа. Скорее всего, Спаситель совместил осаду Иерусалима в 70 г. н.э. (см. Лк 21:20−24) с подобной осадой, которая произойдет в последние дни. Изучая пророчества, мы часто наблюдаем, как Господь почти незаметно переходит от раннего, частичного, к более позднему, полному их исполнению.

На второй и третий вопросы ответ дан в стихах 4−44 данной главы. Эти стихи описывают семилетний период великой скорби, который будет предшествовать славному пришествию Христа. Первые три с половиной года описаны в стихах 4−14. Заключительные три с половиной года, известные как великая скорбь и бедственное время для Иакова (Иер 30:7), будут временем беспрецедентных страданий для живущих на земле.

Многие из условий, характеризующих первую половину великой скорби, уже частично исполнялись на протяжении истории человечества, но во время обсуждаемого периода они проявятся в более интенсивной форме.

Тем, которые находятся в Церкви, скорбь уже была обещана (Ин 16:33), но она очень отличается от той скорби, которая должна излиться на мир, отвергнувший Сына Божьего.

Мы верим, что Церковь будет взята из мира (1Фес 4:13−18) до того дня, когда наступит день гнева Божьего (1Фес 1:10; 5:9; 2Фес 2:1−12; Откр 3:10).

24:4−5 Во время первой половины великой скорби появится много ложных мессий, которые успешно обманут множество людей. Быстрый рост всевозможных культов может быть прелюдией к этому, но еще не полным исполнением. Этими религиозными вождями-обманщиками будут евреи, выдающие себя за Христа.

24:6−7 Также будут войны и военные слухи. Народ восстанет на народ и царство на царство. Легко может показаться, что это исполняется сегодня, но то, что мы видим, — слабое подобие того, что будет. В действительности же следующее событие в Божьем расписании — это восхищение Церкви (Ин 14:1−6; 1Кор 15:51−57). До того нет ни одного пророчества, которое должно исполниться. После того, как Церковь будет взята, начнут отсчет Божьи пророческие часы, и эти события быстро объявят о себе. Голод, мор и землетрясения начнут происходить в разных местах земли. Уже сегодня из-за резкого роста населения мировые правительства озабочены признаками голода, но этот голод будет усилен перебоями в снабжении продовольствием, вызванными войнами.

Все больше привлекают внимание землетрясения — не только те, которые происходят сейчас, но и ожидающиеся. Опять-таки, нынешние землетрясения — это только намеки на полное исполнение слов нашего Спасителя.

24:8 Стих 8 ясно определяет этот период как начало болезней — это начало мук рождения, которые приведут к новому порядку при Мессии-Царе.

24:9−10 Верные христиане будут переживать большие личные испытания во время великой скорби. Народы начнут проводить кампанию еще большей ненависти против тех, кто верен Христу. Их не только будут судить в религиозных и гражданских судах (Мк 13:9), но многих, кто откажется отречься, лишат жизни. Поскольку верующие проходили через такие испытания во все периоды христианского служения, похоже, что это особая ссылка на 144 000 верующих евреев, которым предстоит совершать особое служение в этот период.

Многие, не желая страдать и умирать, предпочтут отступить. Члены семей будут доносить на своих родственников и предавать их в руки жестоких преследователей.

24:11 Многие лжепророки восстанут и прельстят множество людей. Их не следует путать с лжемессиями, о которых говорится в стихе 5. Лжепророки выдают себя за Божьих глашатаев. Их можно распознать по двум особенностям: их пророчества не всегда исполняются и их учение всегда уводит людей от истинного Бога. Упоминание о ложных пророках еще раз подтверждает то, что великая скорбь по своему характеру является в основном еврейской. Лжепророки характерны для народа израильского; в Церкви опасность исходит от лжеучителей (2Пет 2:1).

24:12 С умножением беззакония человеческая любовь будет проявляться все меньше и меньше. Нелюбовные поступки станут обычным явлением.

24:13 «Претерпевший же до конца спасется». Разумеется, это не означает, что в то время человеческие души будут спасены только благодаря их терпению; в Библии спасение всегда представляется как дар Божьей благодати, получаемый через веру в заместительную смерть Христа и Его воскресение. Не значит это также, что все претерпевшие избегнут физических страданий; мы уже знаем, что многие верующие будут убиты (ст. 9). Это общее замечание, которое говорит: всякий, кто будет непоколебимо переносить преследования, не отрекаясь, получит освобождение при втором пришествии Христа. Пусть никто не думает, что, отрекшись, сможет избежать страданий или спастись. Спасутся только те, которые имеют истинную веру. Хотя спасающая вера может ошибаться, все же она обладает качеством постоянства.

24:14 Во время этого периода Евангелие Царства будет проповедано по всей вселенной во свидетельство всем народам. Как объяснялось в комментариях к 4:23, Евангелие Царства — это Благая Весть о том, что Христос грядет, чтобы установить Свое Царство на земле, и те, которые во время великой скорби примут Его верой, будут наслаждаться благословениями Тысячелетнего Царства.

Стих 14 часто неправильно применяют, для того чтобы показать, что Христос не может вернуться за Своей Церковью в любой момент, так как еще много племен не слышали Благую Весть. Трудность устраняется, если мы признаем, что это относится скорее к Его пришествию со святыми, а не за святыми. И слова эти относятся к Евангелию Царства, а не Евангелию благодати Божьей (см. комментарий к 4:23).

Существует поразительная параллель между событиями, перечисленными в стихах 3−14, и теми, что записаны в Откровении (6:1−11). Всадник на белом коне — это ложный мессия; всадник на рыжем коне — война; всадник на вороном коне — голод; всадник на бледном коне — мор, или смерть. Души, находящиеся под жертвенником, — это мученики. События, описанные в Откровении (6:12−17), взаимосвязаны с описанными у Матфея (24:19−31).

В. Великая скорбь (24:15−28)

24:15 В этом стихе мы читаем о середине скорби. Мы поймем это, сравнив стих 15 с Даниила 9:27. Даниил предсказал, что в середине семидесятой седьмины, т.е. в конце трех с половиной лет, на святом месте, т.е. в Иерусалимском храме, будет поставлено изображение идола. Все люди должны будут поклониться этому отвратительному идолу. Те, которые откажутся, будут умерщвлены (Откр 13:15).

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет...» Для тех, кто знает Слово Божье, сооружение идола послужит сигналом, предупреждающим, что началась великая скорбь. Заметьте: Господь хочет, чтобы тот, кто читает пророчество, понимал его.

24:16 Находящиеся в Иудее да бегут в горы; в окрестностях Иерусалима их отказ поклониться изображению будет быстро обнаружен.

24:17−19 Нужно будет очень торопиться. Если человек находится на кровле, он должен оставить все свое имущество. За время, потраченное на сборы вещей, может решиться вопрос жизни или смерти. Человек, работающий на поле, не должен возвращаться, чтобы взять одежды свои, где бы он их ни оставил. Беременные женщины и кормящие матери окажутся в одинаково неудобном положении — им будет трудно быстро убежать.

24:20 Верующие должны молиться, чтобы этот критический момент не наступил зимой, с ее дополнительным риском во время путешествия, и чтобы он не пришелся на субботу, когда расстояние, которое они могут пройти, будет ограничено законом (Исх 16:29). Пути субботнего дня будет недостаточно, чтобы выбраться из опасного района.

24:21 «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Данное описание выделяет этот период из всех инквизиций, погромов, политических чисток, резни и геноцида. Это пророчество не могло исполниться никакими прежними гонениями, поскольку ясно сказано, что этот период закончится вторым пришествием Христа.

24:22 Эта скорбь будет такой сильной, что, если бы не сократились те дни, никто бы не спасся. Это не может означать, что великая скорбь, так часто определяющаяся длительностью в три с половиной года, будет сокращена.

Вероятно, это значит, что Бог чудесным образом сократит продолжительность светового дня, когда происходит больше всего сражений и убийств. Ради избранных (тех, которые приняли Иисуса) Господь позволит, чтобы темнота наступала раньше.

24:23−26 В стихах 23 и 24 снова содержится предупреждение о ложных мессиях и лжепророках. В обстановке кризиса будут шириться слухи о том, что Мессия находится в потаенном месте. Подобные слухи станут использовать для того, чтобы уловить тех, которые искренне и с любовью ждут Христа. Поэтому Господь предупреждает всех учеников, чтобы они не верили слухам о локальном, тайном пришествии. Даже чудотворцы не обязательно бывают от Бога; чудеса по своему происхождению могут быть сатанинскими. Человеку греха будет дана сатанинская сила, позволяющая совершать чудеса (2Фес 2:9−10).

24:27 Пришествие Христа будет очевидным: оно будет неожиданным, публичным, всемирным и прославленным. Как молния, оно будет мгновенным и видимым для всех.

24:28 И никакая моральная испорченность не избежит Его ярости и гнева. «Ибо, где будет труп, там соберутся орлы». Труп символизирует отступивших от веры иудаизм, христианство и все мировые системы, которые объединились против Бога и Его Христа. Орлы или ястребы олицетворяют Божьи наказания, которые изольются с появлением Мессии.

Г. Второе пришествие (24:29−31)

24:29 В завершение великой скорби в небе наступят ужасающие перемены. Солнце померкнет, а поскольку лунный свет является всего лишь отражением солнечного, луна также не даст своего света. Звезды упадут с неба, и планеты сойдут со своих орбит. Нет надобности говорить, как такие обширные сдвиги в космическом пространстве повлияют на погоду, приливы и отливы и времена года на земле.

Описание того, что произошло бы, если бы небесное тело приблизилось к Земле и заставило ее отклониться от своей оси, приведенное Великовским, дает лишь слабое представление о том, как все это будет выглядеть:

«В этот момент землетрясение заставило бы землю содрогнуться. Воздух и вода продолжали бы двигаться по инерции; ураганы подмели бы землю, и моря разлились бы по континентам, неся с собой гравий, песок и морских животных, которых выбросили бы на землю. Жара усилилась бы, горы расплавились, вулканы изверглись, лава полилась бы из трещин в полопавшуюся землю и заполнила громадные пространства. На равнинах внезапно возникли бы горы и стали двигаться и взбираться на склоны других гор, создавая разрывы и трещины. Озера опрокинулись бы и опустели, реки изменили бы свои русла; большие участки земли со всем, населяющим их, ушли бы под воду. Леса сгорели бы или ураганы и бурные моря исторгли бы их из земли, на которой они росли, и нагромоздили бы ветки и корни в огромные кучи. Моря превратились бы в пустыни, и воды утекли бы из них». (I. Velikovsky, Earth in Upheaval, p. 136.)

24:30 «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе». Нам не сказано, какое это будет знамение. Его первое пришествие сопровождалось знамением на небе — звездой. Может быть, эта удивительная звезда также возвестит о Его втором пришествии.

Некоторые думают, что Сын Человеческий Сам является знамением. Что бы это знамение из себя ни представляло, оно будет понятно для всех, когда появится. Восплачут все племена земные — без сомнения, из-за того, что они отвергли Христа. Но в основном будут плакать племена этой страны — двенадцать колен Израиля. (Греческое слово «земля» (ge) имеет два значения: «мир, в котором мы живем» и «страна».) «...Воззрят на Него, которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах 12:10).

Тогда «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою». Какой чудесный момент! Тот, кто был пронзен и распят, будет реабилитирован как Господь жизни и славы. Кроткий и униженный Иисус явится как Сам Иегова. Закланный Агнец сойдет, как побеждающий Лев Презренный Плотник из Назарета придет как Царь царей и Господь господствующих. Его колесницами будут облака небесные. Он придет в царственной силе и великолепии — момент, о котором творение воздыхало тысячи лет.

24:31 Когда Он сойдет, Он пошлет ангелов Своих по всей земле, чтобы собрать Свой избранный народ, верующий Израиль, в страну Палестину. Со всех концов земли они соберутся, чтобы приветствовать своего Мессию и наслаждаться Его славным правлением.

Д. Притча о смоковнице (24:32−35)

24:32 «От смоковницы возьмите подобие». Опять Иисус извлекает духовный урок из природы. Когда ветви смоковницы становятся зелеными и мягкими, то знаете, что близко лето. Мы видели, что смоковница символизирует народ израильский (21:18−22). Сотни лет Израиль находился в спячке, лишенный своего собственного правительства, земли, храма, духовенства — всех признаков национальной жизни. Народ был рассеян по всему миру. Потом, в 1948 году, Израиль стал нацией с собственной землей, правительством, валютой, гербом и т.п. Духовно же народ все еще бесплодный и холодный; он не приносит плод для Бога. Но если говорить о нем как о нации, то можно сказать, что его ветви уже зеленые и мягкие.

24:33 «Так, когда вы увидите все это, знайте, что близко, при дверях». Появление Израиля как нации означает не только то, что близко начало великой скорби, но и то, что Сам Господь близко, при дверях!

Если приход Христа для царствования так близко, то насколько ближе восхищение Церкви? Если мы уже видим тени событий, которые должны предшествовать Его явлению во славе, то насколько ближе находимся мы к первой фазе Его пришествия (1Фес 4:13−18)?

24:34 После ссылки на смоковницу Иисус добавил: «Истинно говорю вам: не прейдет род этот, как все это будет». «Этот род» не может означать людей, живших в те дни, когда Христос был на земле; они все умерли, а события 24-й главы еще не совершились. Что же тогда имел в виду наш Господь под словами «этот род»? Есть два наиболее вероятных объяснения. Ф. У. Грант и другие считают, что здесь кроется такая мысль: «То самое поколение, которое будет видеть начало этих событий, увидит и конец». (F. W. Grant, «Matthew», Numerical Bible, The Gospels, p. 230.) Те же люди, которые видят подъем Израиля как нации (или начало великой скорби), увидят своего Господа, грядущего на облаках небесных, чтобы царствовать на земле.

Другое объяснение такое: «род» нужно понимать как «раса». Это вполне допустимый перевод греческого слова, означающего людей одного рода, воспитания или семейства (Мф 12:45; 23:35−36). Итак, Иисус предупредил, что еврейский народ выживет, чтобы увидеть все эти события совершившимися. Их устойчивая живучесть, несмотря на жестокие преследования, является чудом истории.

Но я думаю, что есть еще одно дополнительное толкование. Во дни Иисуса «этот род» был народом, упорно отказывавшимся признать Его своим Мессией. Как я полагаю, Он предсказывал, что израильский народ будет оставаться в состоянии отвержения Христа до Его второго пришествия. Потом все непокорные будут сокрушены, и только те, которые добровольно подчинятся Его правлению, будут сохранены, чтобы войти в Тысячелетнее Царство.

24:35 Чтобы подчеркнуть, что Его предсказания являются неизменными, Иисус добавил, что небо и земля прейдут, но слова Его не прейдут. Говоря о проходящем небе, Он ссылался на звездное и атмосферное небо — голубой небесный свод над нами, — а не Небо, которое является местом пребывания Бога (2Кор 12:2−4). То, как небо и земля разрушатся, описано в 2 Петра (3:10−13) и снова упоминается в Откровении (20:11).

Е. День и час неизвестны (24:36−44)

24:36 Что касается дня и часа Его второго пришествия, то их «никто не знает, ни ангелы небесные, (в NU здесь добавлено: «ни Сын») а только Отец Мой Один». Это служит предупреждением против искушения устанавливать даты или верить тем, кто это делает. Нас не удивляет то, что этого не знают ангелы, потому что они являются ограниченным творением с ограниченным знанием.

Хотя живущие накануне возвращения Христа не будут знать дня или часа, думается, что знакомые с пророчеством смогут узнать год. К примеру, они будут знать, что пройдет приблизительно три с половиной года после того, как изображение идола будет поставлено в храме (Дан 9:27; см. также Дан 7:25; 12:7,11; Откр 11:2−3; 12:14; 13:5).

24:37−39 В те дни, однако, большинство людей будут безразличными, как во дни Ноя. Хотя время перед потопом было ужасно безнравственным, ударение здесь делается не на этом.

Люди ели, пили, женились и выходили замуж; другими словами, они вели привычный образ жизни, словно намеревались жить вечно. Хотя их предупреждали о том, что должно наступить, они вели себя так, как будто были недосягаемы для потопа. Когда потоп пришел, они оказались не готовыми, вне безопасного места. Точно так же будет, когда вернется Иисус. Избавлены будут только те, которые находятся во Христе — ковчеге спасения.

24:40−41 Тогда будут двое на поле; один берется на осуждение, другой будет оставлен, чтобы войти в Тысячелетнее Царство. Две мелющие в жерновах — они будут мгновенно разлучены.

Одну унесет потоп наказания, другая останется, чтобы наслаждаться благословениями Христова царствования.

(Ст. 40 и 41 часто используют как предупреждение для неспасенных, ссылаясь при этом на восхищение — первую фазу прихода Христа, когда Он возьмет всех верующих на небо и оставит всех неверующих на осуждение. Хотя такое применение этого отрывка имеет право на существование, из контекста ясно, что это толкование относится к приходу Христа как Царя.)

24:42−44 Ввиду неосведомленности о дне и часе, люди должны бодрствовать. Если кто-то знает, что в его дом могут ворваться, он будет готов к этому, даже если не знает точного времени. Сын Человеческий придет тогда, когда основная часть народа будет меньше всего Его ожидать. Поэтому Его народ должен гореть в ожидании.

Ж. Притча о мудром и злом рабах (24:45−51)

24:45−47 В этой заключительной части главы Господь Иисус показывает, что судить о настоящем характере раба можно исходя из того, как он ведет себя, зная, что его Хозяин вернется. Все рабы должны подавать пищу домашним вовремя. Но не все говорящие о себе, что они рабы Христа, подлинно таковы.

Мудрый раб — это тот, кто будет найден заботящимся о народе Божьем. Такому рабу окажут почтение: ему доверят огромную ответственность в Царстве. Хозяин над всем имением своим поставит его.

24:48−51 Злой раб представляет номинального верующего, на поведение которого не влияет тот факт, что должен вернуться его Хозяин. Он начинает бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами. Такое поведение показывает, что он не готов для Царства. Когда Царь придет, Он накажет его и подвергнет одной участи с лицемерами, где люди будут плакать и скрежетать зубами.

Эта притча говорит о видимом возвращении на землю Христа, как Мессии-Царя. Но основу притчи можно отнести в равной мере и к восхищению. Многие, говорящие о себе, что они христиане, своей враждебностью к народу Божьему и своей дружбой с безбожниками показывают, что не ожидают возвращения Христа. Для них оно будет означать осуждение, а не благословение.

комментарии МакДональда на евангелие от Матфея, 24 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.