Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-я Паралипоменон | 36 глава

Комментарии МакДональда


С. Царь Иоахаз (36:1−3)

Пленение Иудеи происходило поэтапно. В 605 г. до Р. Х. Навуходоносор вошел в Иерусалим, сделал Иоакима своим вассалом и забрал пленных в Вавилон, в том числе Даниила (4Цар 24:1). В 597 г. до Р. Х. Навуходоносор снова вторгся в Иерусалим, забрал Иоакима и еще группу пленных, в том числе Иезекииля (4Цар 24:10). Наконец, в 586 г. до Р. Х. Навуходоносор разрушил храм и взял в плен всех, кроме самых бедных слоев населения (4Цар 25:1−10).

Иоахаз правил всего три месяца, после чего был низложен царем Египта и принужден платить большую дань. Он был нечестивым человеком, не похожим на своего отца Иоаса (см. 4Цар 23:31−34). Его увели в Египет, где он и умер.

Т. Царь Иоаким (36:4−8)

Елиаким, также называемый Иоакимом, был старшим братом Иоахаза. Его посадил на престол Нехао. Он правил одиннадцать лет, и его правление было нечестивым. Завершилось оно, когда Навуходоносор в 605 г. до Р. Х. разграбил храм. Навуходоносор собирался отвести Иоакима в Вавилон, но ему это не удалось. Хотя в Паралипоменон не упоминается данный факт, мы знаем, что он умер бесславно, в Иерусалиме, как и предсказывал Иеремия (Иер 22:19; Иер 36:30).

У. Царь Иехония (36:9−10)

Иехонии было восемнадцать лет, когда он воцарился. После краткого правления, продолжавшегося три месяца и десять дней, Иехония сдал врагу Иерусалим и следующие тридцать семь лет провел в темнице в Вавилоне. После смерти Навуходоносора он был освобожден и возвышен до почетного положения (4Цар 25:27−30).

ф. Царь Седекия (36:11−19)

Седекия, которого также звали Матфания, был еще одним сыном Иосии. Когда Иехония оказался неверен вавилонянам, они выбрали Седекию его преемником. Он делал неугодное в очах Господа и отказался смириться перед Иеремией пророком. Он также нарушил клятву, которую дал царю Навуходоносору, и отложился от него. Иерусалим подвергся ужасной осаде, которая длилась восемнадцать месяцев. Когда Халдеи (вавилоняне) взяли город в 586 г. до Р. Х., они разрушили его и храм. Потом они угнали все население в плен, кроме самых бедных.

IV. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН (36:20−21)

Иудейский народ 490 лет не соблюдал субботние годы; теперь земля была вынуждена субботствовать семьдесят лет. О разных способах подсчета хронологии семидесятилетнего плена смотри вступление к комментариям на Книгу Ездры.

V. УКАЗ КИРА (36:22−23)

Народ Иудеи находился в плену, когда Вавилон был завоеван Мидо-Персией. Через семьдесят лет после начала плена Кир, царь Персидский, выпустил указ, позволяющий иудеям вернуться в свою землю.

Стоит отметить, что в еврейской последовательности Ветхого Завета книги Паралипоменон стоят в конце. Иудейская Библия заканчивается не словом «проклятие» (Мал 4:6), а вдохновляющей и ободряющей нотой:

Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, да будет Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет.

=====

Примечания

(2:3−10) Сколько Соломон заплатил Хираму? В 3 Царств 5:11 указана одна цифра, а во 2 Паралипоменон 2:10 — другая. В Третьей книге Царств упоминается личный дар дому Хирама, а в стихе 10 — плата рабочим Хирама, которые рубили лес для Соломона.

(2:11−16) Кем была мать Хирама? Во 2 Паралипоменон 2:14 говорится, что она была из колена Дана, а в 3 Царств — что вдова из колена Неффалима. Дело в том, что она была из колена Дана, а ее первый муж был из колена Неффалима; следовательно, она была вдовой колена Неффалима. Ее второй муж был из Тира.

(2:17−18) Сколько надзирателей работало на строительстве храма: 3600 (2:18) или 3300 (3Цар 5:16)? Есть еще два отрывка, которые могут помочь нам в решении этой проблемы. Во 2 Паралипоменон 8:10 сказано, что у Соломона было 250 надсмотрщиков, руководивших работами. Если прибавить это количество к 3600 (2:18), получается 3850. В 3 Царств 9:23 упоминается 550 слуг Соломона. Если прибавить это количество к 3300 начальникам, упоминаемым в 3 Царств 5:16, мы получаем 3850. Общее количество слуг и надсмотрщиков, таким образом, совпадает в обеих книгах; просто они по-разному распределены по группам. Возможно, какая-то из групп представляла собой военных или политических деятелей, а другая — просто руководителей строительных работ.

(3:1−4) Была ли высота притвора 120 локтей (3:4) или 30 локтей (3Цар 6:2)? Некоторые считают, что это ошибка переписчика. Другие, как Иосиф Флавий, утверждают, что высота была 120 локтей. Мэтью Пул полагает, что 120 локтей — высота некоей башенки.

(3:14−17) Были ли колонны перед входом в храм высотой тридцать пять локтей (3:15) или восемнадцать локтей (3Цар 7:15; Иер 52:21)? Обратите внимание, что в 3 Царств конкретно упоминается высота одного столпа, а на полях, в примечании к стиху 15, сказано, что длина колонн была тридцать пять локтей (вместе взятых). Иначе говоря, тридцать пять локтей — общая длина колонн, которые, вероятно, были сделаны из цельного куска, позже разрезанного пополам. В таком случае высота каждой из колонн была восемнадцать локтей приблизительно.

(4:1−22) Размеры «моря», приведенные в 4:2, иногда используются для доказательства того, что в Библии есть ошибки. Если его диаметр составлял десять локтей (457 см), то окружность должна была равняться произведению диаметра на «пи» (3:14), то есть 1436 см, а не тридцать локтей (1372 см). Но мы можем разрешить проблему, обратив внимание на то, что стенки «моря» были в ладонь (10 см) толщиной. В стихе 2 приводится внешний диаметр и внутренняя окружность. Внутренний диаметр должен был составлять 457 см минус две ладони (20 см), то есть 437 см. Умножив этот результат на «пи» (3:14), мы получаем как раз 1372 см, те самые тридцать локтей, о которых говорится в тексте.

Сколько воды помещалось в «море» — 2000 батов (3Цар 7:26) или 3000 батов (4:5)? Вероятно, обычно в нем было 2000 батов, но максимальная вместимость составляла 3000.

(8:7−10) Сколько человек составляло администрацию Соломона — 250 (8:10) или 550 (3Цар 9:23)? Смотри примечание ко 2 Паралипоменон 2:17,18.

(8:17−18) Привез Соломон из Офира 450 талантов золота (8:18) или 420 (3Цар 9:28)? Еврейские цифры 2 и 5 легко могли перепутать переписчики. Есть предположение, что разница в 30 талантов ушла на финансирование путешествия и плату морякам.

(9:13−28) Название Фарсис в целом употребляется для обозначения мест, связанных с обработкой металлов. В Ветхом Завете оно означает далекую страну, богатую металлами. «Большинство исследователей отождествляют это название с Тартесом, городом на юго-западе Испании... где много серебра, меди и свинца» (The Revell Bible Dictionary, стр. 1136). «Фарсисские корабли» могли быть просто судами, пригодными для плаваний в открытом море и использовавшимися для перевозки обработанных металлов, не обязательно ходящими в Испанию.

(9:13−28) Было ли у Соломона 4000 стойл для коней (ст. 25) или 40000 (3Цар 4:26)? В переводе НАСБ на полях указано, что в древних рукописях 3 Царств 4:26 стоит цифра 4000. Так как всадников было всего 12000, слишком большое число в 3 Царств может быть ошибкой переписчика.

(12:9−12) Большинство исследователей Библии соглашается с тем, что золото в ней символизирует божественность, а медь — суд.

(13:1−3) Мать Авии, Михаия, была дочерью Уриила (13:2). Но во 2 Паралипоменон 11:20 говорится, что это была Мааха, дочь Авессалома. Иудейский историк Иосиф Флавий утверждает, что Уриил был зятем Авессалома и отцом Михаии или Маахи (два имени одной и той же женщины). В таком случае, Михаия была дочерью Уриила и внучкой Авессалома. (Еврейское слово дочь может также означать внучка.)

(14:3−8) Во 2 Паралипоменон 14:3 и 14:5 сказано, что Аса удалил высоты, но в 15:17 говорится, что он этого не сделал. Какое из этих утверждений верно? Оба высказывания. Некоторые высоты были посвящены идолам, а другие — Иегове (например, см. 3Цар 3:2). Есть мнение, что Аса уничтожил только святилища идолопоклонников.

Кайл считает, что второй текст просто означает, что царю не удалось довести реформы до конца. Роулинсон предполагает, что тексты эти относятся к разным периодам: вначале правления Аса решительно боролся с идолопоклонством, а потом, став более терпимым, снова позволил ему проникнуть в страну. Смотри John Haley, Alleged Discrepancies of the

(15:16−19) Еврейское слово мать может также в некоторых случаях значить бабка, как здесь.

(16:1) Согласно 3 Царств 15:33, Вааса, третий царь северных колен, умер на двадцать седьмой год правления Асы. Но во 2 Паралипоменон 15:19 и 16:1 говорится о войне между Ваасой и Асой на тридцать шестой год Асы. Тайл, специалист по хронологии иудейских царств, утверждает, что здесь имеется в виду история Иудеи, а не лично правление Асы. Тридцать пятый год царства Иудеи, начиная с восстания против Ровоама, — это пятнадцатый год правления лично Асы. С этим объяснением связаны определенные проблемы, но здесь мы не можем описывать их подробно. Многие просто считают, что это несоответствие объясняется ошибкой переписчика.

(20:1−6) В еврейском написании слово Сирия очень похоже на Едом. Скорее всего, сюда легко могла закрасться ошибка переписчика.

(22:1−9) В масоретском тексте 2 Паралипоменон 22:2 говорится, что Охозии было сорок два года, когда он начал править. Но в 4 Царств 8:26 говорится, что ему было двадцать два. Последнее более вероятно, так как его отец умер в возрасте сорока лет. Цифра «сорок два» — это почти несомненно ошибка переписчика.

(24:4−14) Был ли ящик для сбора средств поставлен за воротами (24:8) или возле жертвенника (4Цар 12:9)? Некоторые комментаторы считают, что было два ящика, один снаружи, другой у жертвенника. Другие полагают, что ящик был один, но его передвигали с места на место.

(24:4−14) В 4 Царств 12:13 говорится, что собранные средства не использовались для изготовления храмовой утвари, а во 2 Паралипоменон 24:14 сказано, что сосуды были изготовлены на избыточные средства. В 4 Царств речь идет о деньгах, которые платили работникам, а во 2 Паралипоменон — о том, что сделали с деньгами, оставшимися после окончания работ.

(24:20−27) В 24:20 сказано, что Захария был сыном Иодая. Но Господь наш называет его сыном Варахии (Мф 23:35). Другой Захария, автор одноименной книги, также назван сыном Варахии (Зах 1:1,7). Возможно следующее объяснение: Захария, упоминаемый во 2 Паралипоменон 24, был внуком Иодая и сыном Варахии; в еврейской языке слово сын может означать и внука. Другой Захария, автор книги, тоже был сыном Варахии, разумеется, другого. Оба имени были распространены в ветхозаветный период.

(28:1−4) Если Ахаз умер в возрасте тридцати шести лет (28:1), то ему должно было быть всего одиннадцать в год рождения Езекии (29:1). Согласно другой системе определения дат, ему было тогда пятнадцать. Некоторые исследователи думают, что Ахаз мог иметь сына в одиннадцать лет, и уж точно мог в пятнадцать. Другие утверждают, что здесь налицо ошибка переписчика. У нас недостаточно информации, чтобы разрешить эту хронологическую проблему.

(28:16−27) В 4 Царств 16:20 сказано, что Ахаз был похоронен с отцами его, а во 2 Паралипоменон 28:27 — что он не был похоронен в царских гробницах. Оба утверждения истинны. Он почил со своими отцами и был с ними похоронен (т. е. в городе Иерусалиме), хоть и не в царских гробницах.

(35:20−24) Иосия умер в Иерусалиме (35:24) или в Мегиддо (4Цар 23:29)? Он был смертельно ранен в битве при Мегиддо, и в Книге Царств сказано, что он умер там, потому что именно там он получил смертельную рану. В Паралипоменоне утверждается, что умер он в Иерусалиме. Сегодня мы можем сказать, что человек погиб в автомобильной катастрофе, в то время как на самом деле он умер позже, в больнице. В данном случае автомобильная катастрофа упоминается как причина смерти, а не ее место.

(36:9−10) В стихе 9 сказано, что Иехонии было восемь лет, когда он стал царем, а в 4 Царств 24:8 — что ему было восемнадцать. Несомненно, в стихе 9 присутствует ошибка переписчика, так как у Иехонии были жены, когда он сдался вавилонянам, всего через несколько месяцев после воцарения (4Цар 24:15). В некоторых еврейских рукописях, Септуагинте и сирийском переводе также значится цифра восемнадцать.

комментарии МакДональда на вторую книгу Паралипоменон, 36 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.