Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Судьи | 10 глава

Толкование Мэтью Генри


Данная глава описывает:

(I) Мирные времена, которыми наслаждался Израиль во время правления двух судей: Фолы и Иаира (ст. 15).

(II) Последовавшие за этим беспокойные времена.

1. Грех Израиля, который вверг его в беду (ст. 6).

2. Бедствие, которое обрушилось на него (ст. 7−9).

(III) Их покаяние во грехе и смирение, их молитвы и реформацию, милость к ним Бога, которую они обрели благодаря всему этому (ст. 10−16).

(IV) Приготовления, которые сделаны для их избавления от рук угнетателей (ст. 17−18).

Стихи 1−5. Хотя предпочтительнее жить во времена спокойных и мирных царствований, но их труднее описывать, ибо они привносят мало разнообразия и дают мало событий для историка, которыми он мог бы развлечь своих читателей. Именно такими были времена правления двух судей Фолы и Иаира, которые незначительно прославились и заняли довольно мало места в этой истории. Но несомненно, оба они были поставлены Богом, чтобы служить своей стране в качестве судей; они не претендовали, как Авимелех, на величие царей и, подобно ему, не брали себе славу, а считали, что были призваны к ней Богом.

1. О Фоле сказано, что он восстал после Авимелеха для спасения Израиля (ст. 1). После того, как Авимелех развратил Израиль своим нечестием, когда в течение своего правления он тревожил и смущал народ своими беспокойными амбициями, в результате чего навлек на него беду и оставил незащищенным перед внешними врагами, Бог вдохновил этого благочестивого человека искоренить злоупотребления, свергнуть идолопоклонство, усмирить мятеж и исцелить раны, нанесенные государству во время узурпации власти Авимелехом. Тем самым он спас их от самих себя и защитил от врагов. Он был из колена Иссахарова, которое было более расположено служить, ибо Иссахар преклонил плечи свои для ношения (Быт 49:14−15), тем не менее один представитель этого колена в данное время был поставлен руководить, ибо смиряющие себя будут превознесены. Он носил имя того, кто был предком первой семьи этого колена; из сыновей Иссахара Фола был первым (Быт 46:13; Чис 26:23). Это слово означает червь, но так как это же имя носил его предок, то Фола не стыдился его. Хотя он был из колена Иссахарова, но когда был поставлен руководить, то пришел и поселился на горе Ефремовой, расположенной ближе к центру страны, чтобы людям было удобней обращаться к нему за судом. Он судил Израиль двадцать три года (ст. 2), поступал правильно и хранил порядок, но не совершил ничего запоминающегося.

2. Иаир был из Галаада, как и его последователь Иеффай; оба они происходили из той половины колена Манассии, которая располагалась по ту сторону Иордана. Хотя казалось, что они были отделены от своих братьев, но Бог позаботился, чтобы в то время, когда слава правления переходила от одного колена к другому до тех пор, пока не остановилась на Иуде, даже самые отдаленные колена также стали ее сопричастниками, тем самым внушив о менее совершенном большее попечение. Иаир носил имя очень известного человека из того же колена, который во времена Моисея принимал активное участие в покорении этой страны (Чис 32:41; Нав 13:30). В отношении этого судьи следует обратить внимание на тот факт, что он имел большую семью, которая прославилась своими делами. У него было тридцать сыновей (ст. 4).

(1) Они значительно продвинулись по службе, ибо ездили на тридцати молодых ослах, то есть были странствующими судьями, которые в качестве представителей своего отца ездили от одного места к другому в своих округах, чтобы вершить правосудие. Мы прочтем позднее, что Самуил сделал своих сыновей судьями, хотя и не смог сделать их хорошими судьями (1Цар 8:1−3).

(2) Они имели хорошие имения (ибо каждый из них владел одним городом), которые назывались по имени их отца селениями Иаира; тем не менее они назывались городами, то ли потому что молодые правители, которым они были поручены, увеличили и укрепили их и таким образом сделали городами, то ли потому что они были вполне довольны своей участью в этих селениях, словно это были компактные города, окруженные стенами с воротами и запорами. Селения являются городами для удовлетворенного разума.

Стихи 6−9. Пока судьи Фола и Иаир руководили делами, в Израиле все шло хорошо, но после их ухода:

I. Израиль вернулся к идолопоклонству греху, который с легкостью одолевал их (ст. 6): они продолжали делать злое пред очами Господа, ибо непонятным образом были склонны к отступничеству от Него как народ глупый и несмысленный.

1. Они стали поклоняться многим богам: не только своим старым божествам, Ваалу и Астарте, которым поклонялись хананеи, но также богам Сирии, Сидона, Моава, Амона и богам филистимским, словно хотели продемонстрировать свое безрассудство всем своим соседям. Похоже, что основным видом торговли в Израиле стал ввоз идолов, изображающих божества, со всех стран. Трудно сказать, было ли в их действиях больше нечестия или безрассудства. Внедряя эти чужеземные божества, они выставили себя презренными и ничтожными, ибо ни один народ, имеющий хоть какое-то чувство чести, не меняет своих богов. Мы можем предположить, что значительная часть богатства Израиля была вывезена из страны в качестве приношений для храмов богов, находившихся в тех странах, откуда они пришли, ибо они считались материнскими церквами, которым подчинялись их храмы, построенные в Израиле. Священники и поклонники этих жалких богов толпами следовали за своими божествами в землю Израиля, и если они не могли жить в своей стране, то укоренялись там и таким образом чужие пожирали их силу. Если израильтяне делали это для того, чтобы угодить соседним народам и снискать их расположение, то тогда вполне справедливо они были разочарованы, ибо именно те народы, которые с помощью нечестивой хитрости они хотели сделать своими друзьями, за счет судов Божьих стали их врагами и угнетателями. In quo quis peccat, in eo punter — В чем человек согрешает, тем он будет наказан.

2. Они больше не признавали Бога Израилева единственным Богом из множества божеств, которым поклонялись, и почти полностью оставили Его: «Они Господа оставили и не служили Ему». Кто считает, что можно служить Богу и мамоне, тот скоро совсем оставит Бога и будет служить только мамоне. Если сердце полностью не принадлежит Богу, то очень скоро Ему не будет принадлежать ничего.

II. Бог вновь навел на них Свои суды и отдал их во власть врагов и угнетателей. Если бы они попали непосредственно в руки Господа, то могли бы убедиться в том, что велико милосердие Его, но Бог предал их в руки людей, которые жестоки. Он одновременно предал их в руки Филистимлян, которые проживали на югозападе от Ханаана, и в руки Аммонитян, проживавших на северо-востоке; и они оказались самым бедственным образом раздавлены между этими двумя жерновами, ибо именно это слово стоит в оригинале (ст. 8) вместо слова мучили. Бог повелел, чтобы в случае, если какой-либо из городов израильских станет поклоняться идолам, остальные объявили ему войну и уничтожили его (Втор 13:12 и далее). В этом вопросе они были очень ревностными и иногда доходили до крайностей, как это было в случае, когда два с половиной колена поставили себе жертвенник (Нав 22 гл.), но теперь народ стал настолько нечестивым, что если один город заражался идолопоклонством, то другой заражался этой инфекцией, вместо того чтобы наказать его; он начинал подражать первому и старался превзойти его; и поэтому раз те, которые должны были стать отмстителями и наказывать делающих это зло, были сами виновны и напрасно носили меч, то Бог навел на них соседние народы, чтобы наказать за отступничество. Аммонитяне, потомки Лота, угнетали Израиль:

(1) Очень долго. Это продолжалось восемнадцать лет. Некоторые полагают, что частично этот период пришелся на время судейства Иаира, который не смог осуществить реформу и спасти Израиль, хотя должен был сделать это. Другие полагают, что это началось после смерти Иаира, что кажется более вероятным, так как именно Галаад, земля, откуда родом сам Иаир, была более всех остальных наводнена аммонитянами; и мы не можем предположить, что он допустил бы это, пока был жив, а, скорее всего, по крайней мере эта часть страны подверглась реформации и была защищена.

(2) Очень мучительно. Они теснили и мучили израильтян. Было очень мучительно оказаться под гнетом такого ничтожного народа, как аммонитяне. Они начали с тех колен, которые расположились рядом с ними, по другую сторону Иордана. В данном месте эта земля названа землей Амморейской (ст. 8), ибо израильтяне так значительно деградировали и стали похожими на язычников, что в определенном смысле стали абсолютными аморреями (Иез 16:3); или эти слова означают, что из-за своего греха они лишились права владеть этой землей, и поэтому ее вполне можно было вновь считать землей Аморрейской, какой она и была ранее. Постепенно они продвигались вперед, перешли Иордан и завладели Иудеей, Вениамином и Ефремом (ст. 9). Это были три самых прославленных колена Израиля, но когда они оставили Бога, то подверглись нападению и не смогли поднять голову против захватчика. Теперь исполнилась угроза о том, что они падут перед врагами своими и не будет у них силы противостоять врагам своим (Лев 26:17,37). Своими путями и своими делами они причинили это себе; они печальным образом деградировали, и поэтому их постигли большие огорчения.

Стихи 10−18. Данные стихи описывают:

I. Смиренное исповедание, с которым Израиль обратился к Богу, оказавшись в беде (ст. 10). Теперь они признали себя виновными, как поступает преступник под пытками, и пообещали исправиться, как делают дети после наказания. Они не только жаловались на свою беду, но и признали, что ее причиной стал их грех; поэтому Бог был праведен и у них не было оснований жаловаться. Они исповедали свои упущения ибо именно с них начался их грех: «Мы оставили Бога нашего» и свои проступки: «Мы служили Валам, поступая при этом безрассудно, вероломно и очень нечестиво».

II. Смиряющее послание, которое в связи с этими событиями Бог посылает Израилю то ли через ангела (как в Суд 2:1), то ли через пророка (как в Суд 6:8); это остается неясным. Бог поступил милостиво, обратив внимание на их вопль, а не повернувшись к нему глухим ухом и оставив их без ответа; Его милость также проявилась в том, что, когда они начали каяться, Он отправил им такое послание, которое усилило их чувство раскаяния; это должно было сделать их достойными и приготовить для избавления. В Своем послании:

(1) Он упрекает их в большой неблагодарности, напоминает о великих делах, которые сделал для них, избавив вначале от таких врагов, как египтяне, из чьей земли они были выведены; от аморреев, которых они победили, в чью землю вошли и с того времени поселились на ней; от аммонитян и моавитян, которые объединились для того, чтобы угнетать их (Суд 3:13); от филистимлян, которые нападали во дни Самегара; и позже от других врагов, которые досаждали им. По их просьбам Бог много раз совершал для них великое спасение (ст. 11−12). Больше нигде мы не читаем о том, что их угнетали сидоняне и моавитяне. Бог справедливо наказывал и из милоети спасал их, и поэтому у Него были все основания ожидать, что из страха или из любви они будут верными и служить Ему. Поэтому эти слова должны были ранить их в самое сердце (ст. 13): «Вы оставили Меня, Который избавил вас от ваших бед, и стали служить другим богам, которые навлекли на вас ваши беды». Тем самым они оставили предназначенные для них милости ради обольщения.

(2) Он показывает, что вполне справедливо мог бы погубить их, предоставив богам, которым они служили. Чтобы побудить их к основательному покаянию и изменению, Он показывает им:

[1] Их безрассудство, проявившееся в служении Ваалам. Они шли на огромные затраты, чтобы обрести благоволение богов, которые не смогли помочь им, когда они особенно нуждались в помощи: «Пойдите, взывайте к богам, которых вы избрани (ст. 14), испытайте, что они смогут сделать для вас сейчас. Вы поклонялись им как богам так теперь испытайте, имеют ли они божественную власть или божественную милость, чтобы заступиться за вас. Вы воздавали им почести как своим царям и господам так теперь испытайте, смогут ли они защитить вас. Вы приносили жертву хвалы на их алтарь как своим даятелям, воображая, что они дают вам хлеб, вино и елей, но друг познается в беде; какую пользу их благоволение может оказать вам сейчас?» Отметьте: при истинном покаянии необходимо, чтобы человек был полностью убежден, что те объекты, которые он возводил в ранг идола и водружал на престол своего сердца в соперничестве с Богом, абсолютно не способны помочь или оказать милость. Мы должны быть убеждены в том, что чувственные наслаждения, которые мы так сильно любим, не могут принести удовлетворения, равно как и мирские богатства, которых мы так сильно жаждем, не могут быть нашей частью. Мы можем быть счастливы или спокойны только в Боге.

(2) В какой бедственной и опасной ситуации они оказались, когда оставили Бога. «Посмотрите, в каком критическом положении вы оказались. Теперь вы должны быть готовы к тому, что Я вам отвечу следующее: «Я не буду уже спасать вас», и что тогда будет с вами?» (ст. 13). Он говорит об этом не как о том, что Он может сделать, а как о том, что Он сделает, если они остановятся на исповедании своих ошибок, а не выбросят своих идолов и не изменятся в будущем.

III. Покорное подчинение Израиля Божьей справедливости и их покорное воззвание к Его милости (ст. 15). Собрались сыны Израилевы вместе, возможно, для торжественного богослужения у дверей скинии, выслушали адресованное им послание Бога; но, услышав его, они не отчаялись, хотя оно звучало очень грозно, а решили пасть у ног Бога; если им суждено погибнуть, то лучше погибнуть там. Они не только повторили свое исповедание: «Согрешили мы», но и (1) подчинились Божьей справедливости: «Делай с нами все, что Тебе угодно». Тем самым они признали, что заслужили самого сурового наказания и проявления Божьего недовольства, и были уверены в том, что он не причинит им зла, какое бы бремя ни возложил на них. Они смирились под Его могучей и тяжелой рукой и приняли наказание за свое беззаконие; именно такое условие поставил Моисей для того, чтобы к ним вернулась милость Божья (Лев 26:41). Отметьте: истинно раскаявшиеся грешники осмелятся отдать себя Богу для наказания, которое Он считает правильным, зная, что их грех чудовищно отвратительный и заслуживает этого, а Бог не безжалостен в Своих требованиях.

(2) Попросили у Бога милости: «...только избавь нас ныне от этого врага». Они признали, что заслужили наказание, но молились, чтобы Бог не обращался с ними так, как они того заслуживают. Отметьте: мы должны подчиниться Божьей справедливости, надеясь на Его милость.

IV. Благословенную реформацию, начавшуюся после этих событий. Они принесли плоды, достойные покаяния (ст. 16): «Они отвергли от себя чужих богов, которым поклонялись народы, отчужденные от общества Израильского и заветов обетования, и стали служить Господу». Нужда погнала их к Нему. Они узнали, что бессмысленно обращаться к богам, которым они служили, и поэтому вернулись к Богу, которым ранее пренебрегли. Это и есть истинное покаяние не только во грехе, но и от греха.

V. Бог вернулся к ним с милостью; этот факт здесь описывается очень трогательно (ст. 16): «Его душа скорбела из-за страдания Израилева» (англ. пер.). Эти слова не означают, что Богу присуща скорбь (Он по Своей сути безграничная радость и блаженство, нарушить которые не могут грехи Его творений или постигшие их бедствия) или что Бог может измениться; Он тверд; и кто отклонит Его? Но Его благость это Его слава. Именно через нее Он возвестил Свое имя и возвеличил его превыше всех имен; и так как Ему было угодно стать Отцом народа, который заключил с Ним завет, то Он захотел явить им Свою милость, проявив сострадание отца к своим детям, ибо Он не только Отец светов, но и Отец милостей. Так же, как непослушание и бедствия, постигшие ребенка, огорчают любящего отца и охлаждают его естественную любовь, так и непокорство народа Божьего огорчало Его (Пс 94:10); Он сокрушался из-за их блудного сердца (Иез 6:9, англ. пер.); постигшие их беды также огорчают Его, поэтому Он с радостью говорит, что готов заступиться и спасти Свой народ, который изменил свой путь и образ жизни, как нежный отец, начинающий изменять свое отношение к детям, которыми раньше был недоволен. Такова милость Божья; Он не радуется смерти грешников.

VI. Теперь все факторы начали способствовать их избавлению от угнетения аммонитян (ст. 17−18). Бог сказал: «Я не буду уже спасать вас», но теперь они стали другими, не такими, как были раньше; они другие люди, новые люди, и теперь Он спасет их. Угрозы были возвещены, чтобы обличить и смирить их, и теперь, когда они привели к желаемому результату, угрозы были отменены ради их спасения.

1. Аммонитяне ожесточились, и это погубило их. Они собрались вместе для того, чтобы быть уничтоженными одним ударом (Откр 16:16).

2. Израильтяне были вдохновлены добиться спасения. Они также собрались вместе (ст. 17). На протяжении восемнадцати лет угнетения, как и во время предыдущих оккупаций, они были угнетаемы врагами из-за того, что не объединялись. Каждая семья, город или колено жили сами по себе, действовали независимо друг от друга и поэтому становились легкой добычей для угнетателей, так как у них не хватало здравого смысла осознать общие интересы, которые скрепляли бы их. Но когда народ собирался вместе, он добивался успеха. Так было и в данной ситуации. Когда Божий Израиль стал единодушен, как один человек, чтобы содействовать общему благу и противостать общему врагу, то кто мог устоять перед ним? Прежде всего народ и князья Галаадские, собравшись вместе, посовещались, кто будет военачальником и возглавит борьбу против аммонитян. До сих пор большая часть избавителей Израиля, таких, как Аод, Варак и Гедеон, получили сверхъестественный призыв к этому служению, но следующий был призван обычным путем на собрании представителей государств, которые навели справки о подходящем человеке, способном командовать их армией, и нашли такого, поразительно подходящего для этой цели; и Бог одобрил их выбор, возложив на него Свой Дух (Суд 11:29). Этот пример полезен для наставления и ободрения в последующие века, когда уже не нужно будет ожидать сверхъестественных призывов. Государственные посты и руководство нужно поручать людям, избранным нелицеприятно, которых Бог обеспечил необходимыми качествами, и тогда Бог милостиво признает и одобрит людей, выбранных таким образом.

толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 10 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.