Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-е Коринфянам | 5 глава

Толкование Мэтью Генри


Апостол продолжает излагать причины, почему он и его сотрудники не унывали в страданиях: они ожидали блаженства после смерти, желали его и были уверены в нем, ст. 1−5; он делает из этого два вывода, один — для утешения верующих в земной юдоли (ст. 6−8), другой — для побуждения их к исполнению своего долга, ст. 9−11. Затем он защищает себя против подозрений в саморекламе, объясняя причину своей ревности и усердия (ст. 12−15), и напоминает о двух условиях, необходимых для нашей жизни во Христе, — возрождении и примирении, ст. 16−21.

Стихи 1−11. В этих стихах апостол продолжает начатое в предыдущей главе рассуждение о том, что было основанием их мужества и терпения в скорбях.

I. Он говорит, что они ожидают вечного блаженства, желают его и уверены в нем, ст. 1−5. Рассмотрим по отдельности:

1. Надежду верующего человека на вечное блаженство после смерти, ст. 1. Он не только знает, или уверен в истинности и реальности его, — что по окончании земной жизни начнется другая, блаженная жизнь, — но надеется, что по благодати Божией будет иметь свою долю в этом вечном блаженстве невидимого мира: «Мы знаем, что имеем жилище от Бога, имеем твердую и хорошо обоснованную надежду на будущее блаженство». Обратим внимание здесь на следующее:

(1) Что такое небо в глазах верующего человека. Он смотрит на него как на свое жилище, или место обитания, место покоя, убежище, как на дом Отца, имеющий много обителей, и как на свой вечный дом. Это жилище находится на небесах, в превознесенном и святом месте, настолько превосходящем все земные дворцы, насколько небо выше земли. Это жилище Божие, строителем и художником его является Бог, поэтому оно достойно своего Создателя; блаженство будущей жизни — это то, что Бог приготовил для любящих Его. Это небесное жилище, вечный нерукотворный дом, непохожий на земной, на нашу бедную хижину из глины, в которой сейчас обитает наша душа, которая подвержена тлению и разрушению, которой основанием является прах.

(2) Когда мы надеемся обладать этим блаженством — сразу после смерти, как только земной наш дом, эта хижина, разрушится. Заметьте:

[1] Тело, наш земной дом, представляет собой всего лишь хижину, ей вскоре надлежит разрушиться, когда распадутся все скрепляющие ее связи и тело возвратится в прах, чем оно и было.

[2] Когда это произойдет, тогда мы будем иметь дом нерукотворный. Дух возвратится к Богу, Который дал его; кто здесь ходил перед Богом, тот в вечности будет обитать с Ним.

2. Горячее желание верующего иметь это вечное блаженство. Оно выражено словами — мы воздыхаем, что означает:

(1) Скорбные вздохи под тяжким бременем; именно так стенают верующие под бременем жизни: Оттого мы и воздыхаем.., ст. 2. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем.., ст. 4. Тело из плоти это тяжкое бремя, а бедствия жизни — тяжелый груз. Но воздыхания верующих связаны с тем, что души их обременены греховным телом и многими похотями, которые еще остаются в нем и восстают на них. Это заставляет их жаловаться: Бедный я человек!.. (Рим 7:24).

(2) Стенания, вызванные желанием вечного блаженства: ...желая облечься в небесное наше жилище (ст. 2), то есть получить блаженное бессмертие, чтобы смертное поглощено было жизнью (ст. 4), чтобы, будучи одетыми, нам не оказаться нагими (ст. 3), (англ. — Прим. переводчика), чтобы, если на то будет воля Божия, нам не умереть, а измениться, ибо быть раздетым — это состояние, само по себе нежелательное. Смерть, рассматриваемая только как отделение души от тела, не может быть желанной, скорее, она может устрашать нас; но когда верующий человек воспринимает смерть как переход в вечную славу, то он предпочитает скорее умереть, чем жить, желает лучше выйти из тела и водвориться у Господа (ст. 8), оставить тело, чтобы уйти к Христу, сбросить с себя эти рубища смертного естества, чтобы облечься в одежды славы. Примечание:

[1] Смерть лишает нас телесной оболочки и всех удовольствий земной жизни, а также кладет конец всем земным скорбям. Нагими мы пришли в этот мир, нагими и уйдем из него. Но [2] добродетельные души не окажутся нагими на том свете, нет, они будут одеты в величественные одежды, одежды праведности и славы. Они будут избавлены от всех бед, и одежды их будут омыты и убелены кровью Агнца, Откр 7:14.

3. Уверенность верующего человека в том, что он имеет свою долю этого будущего блаженства, основана на: опыте познания благодати Божией, которая подготавливает его к этому блаженству и делает достойным его. На сие самое и создал нас Бог.., ст. 5. Каждая душа, предназначенная в будущем для неба, обрабатывается, или подготавливается, для него здесь, на земле; камни для духовного строения, для храма небесного обтесываются здесь, внизу. Сам Бог работает над нами, ибо только Его сила может сделать душу причастницей Божеского естества, ни одна рука, кроме руки Божией, не способна приготовить нас к вечности.

(2) На данном Богом залоге Духа. Залог эта частичная расплата, гарантирующая полную расплату. Благодать и утешения Духа, даруемые нам в настоящее время, являются залогом вечной благодати и вечного утешения.

II. Апостол делает вывод из сказанного для утешения верующих в их настоящем состоянии, в условиях земной жизни, ст. 6−8.

1. Их положение в этом мире описывается словами: ...устранены от Господа, ст. 6. Они странники и пришельцы в этом мире, временно обитающие в своих земных хижинах, и хотя Бог пребывает с нами Своим Духом, однако мы здесь не можем разделять с Ним такого общения, какое надеемся иметь в будущем, когда увидим Его, как Он есть. Мы не можем видеть Его лица, пока живы: Ибо мы ходим верою, а не видением, ст. 7. Примечание: Вера предназначена для этого мира, а видение — для потустороннего; поэтому мы должны здесь жить верою, пока не сможем жить видением.

2. Во времена скорби и даже в час смерти мы должны быть спокойны и мужественны: Итак мы всегда благодушествуем... (ст. 6), и снова (ст. 8): ...мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела... Истинные христиане, верою ожидающие будущего мира и имеющие доброе основание для своего упования на блаженство после смерти, находят утешение в жизненных скорбях и получают поддержку в час смерти; они мужественно встречают своего самого жестокого врага и когда по воле Божией должны будут выйти из тела, то предпочтут лучше умереть, чем жить. Примечание: Так как рожденные свыше стремятся туда, откуда они пришли, то смерть для них означает лишь выход из тела и не медленное водворение у Господа: только умрем — и уже со Христом; только закроем глаза на этот мир и тут же откроем их на мир славы. Вера обратится в видение.

III. Он переходит к следующему выводу, имеющему целью вдохновить как себя самого, так и других на исполнение долга, ст. 9−11. Суть этого вывода состоит в том, что хорошо обоснованная надежда на небо не дает нам ни малейшего повода для праздности и греховной уверенности, напротив, она должна побуждать нас прилагать больше усердия и старания: И потому ревностно стараемся.., ст. 9. Заметьте здесь:

1. К чему стремился апостол — быть Ему угодным. Мы ревностно стараемся, чтобы живя и умирая, в теле или вне тела, быть Ему угодными, Господу. Они жаждали этого как самого великого благословения и как самой высокой чести, это была вершина их стремлений.

2. Другие мотивы, побуждавшие их к усердию, вытекали из их размышлений о судилище Христовом, ст. 10−11. В этом вопросе есть многое, что внушает страх даже самым лучшим из людей и побуждает их к наивысшему усердию, как например: определенность этого судилища, ибо нам должно явиться пред ним; его всеобщность, ибо нам всем должно явиться; великий Судия, пред Чьим судилищем нам надлежит предстать, есть Господь Иисус Христос, Который явится в пламенеющем огне; вознаграждение будет соответствовать тому, что мы делали в теле, доброе или худое. Апостол называет это судилище, внушающее страх человеку, страх Господень, ст. 11; он страстно хотел склонить людей к покаянию и святой жизни, чтобы в день, когда Христос явится как внушающий страх, они смогли спокойно предстать перед Ним. Что касается его собственной преданности и усердия, то он с уверенностью апеллирует к Богу, а также к совести тех, кому пишет: ...Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.

Стихи 12−15. I. Апостол защищает себя против подозрений в том, будто он рекламирует сам себя и своих сотрудников (ст. 12), и объясняет, что:

1. Говоря в предыдущих стихах об их верности и усердии, он делал это не с тем, чтобы похвалиться, не ради самих себя, а также не потому, что сомневался в их добром мнении о них.

2. Истинная причина заключалась в его желании дать коринфянам аргументы, которые они могли бы противопоставить обвинителям, тщетно хвалившимся только своей внешностью, чтобы дать им повод хвалиться ими, или защитить их от укоров противников. Если они могут засвидетельствовать, что слово было открыто их совести, что оно содействовало их обращению и назиданию, то это будет самой лучшей защитой для служителей слова против всех поношений, каковым они подвергаются.

II. Он объясняет им причины своего великого усердия и ревности в служении. Некоторые из противников Павла, вероятно, укоряли его за такое усердие и рвение как проявление безумия или, на языке нашего времени, фанатизма; они приписывали его рвение религиозному исступлению, как высказался однажды римский правитель: ...большая ученость доводит тебя до сумасшествия, Деян 26:24. Но апостол объясняет им:

1. Он был таким усердным и ревностным ради славы Божией и блага Церкви: «Если мы выходим из себя или же скромны (кто как считает), то для Бога, ради Его славы, а также и для вас, то есть для вашего блага» (ст. 13). Если они в одних случаях проявляли большой пыл и страстность, а в других сохраняли полное спокойствие при самом сильном напряжении, то все это было из самых лучших побуждений, и тот и другой метод имел серьезные причины. Ибо 2. Любовь Христова объемлет нас, ст. 14. Они действовали под сладостным и сильным воздействием любви. В любви есть движущая сила, заставляющая служителей, как и всех христиан, исполнять свой долг. Эта сила действует в нашей любви к Христу; любовь Христа, явленная в великом подвиге Его смерти побуждает и нас к подвигам, если мы должным образом оцениваем ее и правильно рассуждаем о ней. Ибо заметьте, как апостол рассуждает, чтобы доказать разумность действий этой объемлющей любви, и что он заявляет:

(1) Кем мы были прежде, и оставались бы таковыми, если бы Христос не умер за нас, ст. 14. ...Если один умер за всех, то все умерли, — были мертвыми по закону, по его приговору к смерти, были мертвыми по грехам и беззакониям, духовно мертвые. Примечание: Как плачевно было положение всех тех, за кого умер Христос: они были потерянными и погибшими, и остались бы таковыми навсегда, если бы Христос не умер за них.

(2) Что должны делать те, за кого умер Христос, — они должны жить для Него. Таково было определение Христа чтобы живущие, ожившие для Бога благодаря Его смерти, жили... для умершего за них и воскресшего также для них, но не для себя, cт. 15. Примечание: Целью нашей жизни и поступков должны быть не мы сами, а Христос; Христос умер для того, в частности, чтобы исцелить нас от себялюбия и побудить к тому, чтобы мы всегда действовали под управляющим влиянием Его любви. Жизнь христианина должна быть посвящена Христу; только тогда мы живем так, как должны жить, когда живем для Христа, умершего за нас.

Стихи 16−21. В этих стихах Павел приводит два условия, необходимые для посвящения нашей жизни Христу, каждое из которых является следствием Его смерти за нас, а именно: возрождение и примирение с Богом.

I. Возрождение, включающее в себя:

1. Отделение от мира: «Потому отныне мы никого не знаем по плоти.., ст. 16. Мы ничего не имеем в этом мире и ни к кому не привязаны в нем из каких-то плотских побуждений или внешних преимуществ: Божия благодать делает нас способными не любить ни мира, ни того, что в мире, а жить выше его. Любовь Христова — в наших сердцах, а мир — под нашими ногами». Искренний христианин должен со святым равнодушием относиться к наслаждениям этого мира и к своим родственным связям в нем. ...Если же и знали Христа по плоти, — говорит апостол, — то ныне уже не знаем. Видел ли Павел Христа по плоти, спорный вопрос. Однако остальные апостолы видели, и, возможно, видели Его по плоти некоторые и из тех, кому он писал теперь. Но Павел не хотел, чтобы кто-то гордился этим, ибо ученики Христа не должны искать Его телесного присутствия. Мы должны жить Его духовным присутствием и утешением, какое дает нам это присутствие. Примечание: Делать изображения Христа и поклоняться им — это не путь, предназначенный Богом для укрепления нашей веры и оживления наших чувств; воля Божия такова, чтобы мы не знали более Христа по плоти.

2. Полное изменение сердца: Итак, кто во Христе — кто является истинным христианином, доказал, что является таковым, — тот новая тварь.., ст. 17. Некоторые читают этот стих следующим образом: Да будет тот новой тварью. Каждый, кто исповедует себя христианином, должен стремиться к тому, чтобы носить не только новую одежду и новое имя, но чтобы иметь новое сердце и новую природу. Изменение, производимое в человеческой душе Божией благодатью, так велико, что, как далее говорится, древнее прошло — старые мысли, старые принципы, старые поступки, — теперь все новое. Обновляющая благодать творит совершенно новый мир в душе, все обновляет. Обновленный человек действует по новым принципам, по новым правилам, у него новые цели и новые компании.

II. Примирение, рассматриваемое здесь с двух сторон:

1. Как неоспоримая привилегия, ст. 18, 19. Примирение предполагает наличие ссоры или разрыва дружеских отношений; грех был причиной разрыва отношений между Богом и человеком, он разрушил дружбу между ними. Сердце грешника исполнено вражды против Бога, и гнев Божий против него вполне справедлив. Однако примирение возможно, оскорбленный Бог готов примириться с человеком. Заметьте:

1. Он определил Посредника для примирения. Он примирил нас с Собою чрез Христа Иисуса, ст. 18. Все, что касается нашего примирения посредством Иисуса Христа, исходит от Бога: через посредничество Христа Он примирил с Собою мир, сделал для Себя возможным примириться с грешниками, не оскорбив при этом Своей праведности и не повредив Своей святости; Он не вменяет человеку его преступления, отказывается от строгости первого завета, который был нарушен, и не настаивает на возмездии, которое по праву мог бы потребовать от нас за нарушение его, но готов заключить с нами новый завет, завет благодати, и согласно этому завету простить нам все грехи и оправдать Своей благодатью всех истинно верующих.

2. Он определил служение примирения, ст. 18. Писания, написанные по Божиему вдохновению, содержат слово примирения. Это слово показывает нам, что Кровью креста достигнут мир, что примирение совершилось, и указывает, как мы можем получить свою долю в этом примирении. Он назначил также служителей примирения, чтобы они объясняли и возвещали грешникам условия милости и примирения и убеждали их принять эти условия. Ибо 2. Примирение является нашим обязательным долгом, ст. 20. Если Бог желает примириться с нами, то мы должны примириться с Ним. Великая цель Евангелия примирить человека с Богом, убедить грешника отложить вражду с Богом. Верные служители это посланники от имени Христова, посланные для того, чтобы вести с грешниками переговоры о мире: они пришли от имени Бога с Его просьбой и действуют от имени Христа, повторяя то же самое, что делал Христос, когда жил на земле, и чего Он ожидает от них теперь, когда Сам находится на небе. Удивительное снисхождение! Хотя Бог ничего не теряет от ссоры с нами и ничего не приобретает, примирившись с нами, тем не менее Он через Своих служителей умоляет грешников примириться с Ним. И чтобы поощрить нас к примирению с Богом, апостол добавляет то, что мы должны хорошо знать и должным образом относиться к этому (ст. 21), а именно:

(1) Непорочность Посредника: Он не знал греха.

(2) Принесенную Им жертву: Он стал грехом, не грешником, а грехом, то есть жертвой за грех.

(3) Цель и назначение всего этого: ...чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом — могли быть оправданы благодатью Божией через искупление во Христе. Отметим:

[1] Как Христос, не знавший греха, сделался грехом за нас так мы, не имея своей собственной праведности, делаемся праведными в Нем перед Богом.

[2] Наше примирение с Богом совершено только благодаря Иисусу Христу и Его заслугам, поэтому мы должны всецело уповать на Него, только на Его праведность.

толкование Мэтью Генри на 2-е послание Коринфянам, 5 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.