Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Деяния | 3 глава

Толкование Мэтью Генри


Темой этой главы является чудо и слово — чудо, совершенное с той целью, чтобы уравнять стезю слову, подтвердить учение, которое надлежало проповедовать, и довести его до сознания людей; и слово, сказанное с тем, чтобы объяснить смысл этого чуда и засеять почву сердец, этим чудом распаханную.

I. Исцеление хромого от рождения человека изреченным словом (ст. 1−8) и впечатление, произведенное совершенным чудом на людей, ст. 9−11.

II. Речь, произнесенная вслед за этим с целью привести людей к Христу, побудить их покаяться в грехе распятия Его (ст. 12−19), призвать их уверовать в Него теперь, когда Он прославился, и жить для Его славы, исполняя в этом волю Отца, ст. 20−26. Сначала такие речи беспокоят старые раны, зато потом — исцеляют.

Стихи 1−11. О том, что много чудес и знамений совершилось чрез Апостолов, мы в общем уже узнали (Деян 2:43); в этой же главе в качестве примера приводится описание одного из чудес. Апостолы творили чудеса не над всяким человеком, хотя предлог к тому имелся у всякого, но, покорные Духу Святому, они творили лишь такие чудеса, какие отвечали их, апостолов, миссии. Поэтому в этой книге рассказывается не обо всех чудесах, сотворенных апостолами, а лишь о тех, которые Святой Дух нашел нужным поместить в священное повествование.

I. Петр и Иоанн, а именно их служением было совершено это чудо, были первыми среди апостолов. Как при жизни Христа, так и в последующее время один из них чаще всего выступал председателем коллегии учеников, тогда как другой был любимым учеником Учителя. Когда Церковь после обращения тысяч и тысяч людей разделилась на несколько частей, Петр и Иоанн встали во главе, возможно, именно того объединения, к которому примкнул Лука. Вот почему, записывая их слова и дела (как впоследствии, уже сопровождая Павла, он записывал слова и дела Павла), он описывает подробности, приводя деяния того и другого как пример деяний остальных. Среди двенадцати учеников у Петра и Иоанна были родные братья, с которыми они объединялись в пары, отправляясь на служение. Теперь, похоже, Петра и Иоанна связывали более тесные отношения друг с другом, чем их отношения с родными братьями, поскольку иногда дружба связывает людей крепче кровного родства: бывает друг, более привязанный, нежели брат. По-видимому, Петр и Иоанн стали особенно близки друг другу после воскресения Христова, Ин 20:2. На мой взгляд, такое необычное расположение Петра к Иоанну может быть объяснено тем, что Иоанн, исполненный любви ученик, после падения и покаяния Петра относился к нему с большим состраданием, чем другие, был более чуток к его горькому рыданию о своем грехе и больше других опекал его в духе кротости. И то, что любимец Христа был Петру задушевным другом, было добрым свидетельством Божьего благоволения к покаявшемуся грешнику. Оказавшись в подобной же ситуации, Давид после падения молился: «Да обратятся ко мне боящиеся Тебя...» (Пс 118:79).

II. Здесь уточняются время и место совершения этого чуда.

1. Оно произошло в храме, куда Петр и Иоанн шли вместе, поскольку там было множество народа. Забросить сети Евангелия предстояло туда, где водились косяки рыбы, особенно в дни Пятидесятницы, в рамках которой, можно предположить, и суждено было произойти этому чуду.

Примечание: хорошо направляться в храм для участия в общем богослужении, но еще лучше — делать это в обществе друзей: Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». Собрание прославляющих Бога есть самое лучшее собрание.

2. Оно произошло в час молитвы, то есть в установленное и наблюдаемое иудеями время общего богослужения. Место и время любого священнодействия суть два необходимых условия, которые для большего назидания и утверждения в вере должны устанавливаться при общем согласии. Что касается общего богослужения, то для него необходимы молитвенный дом и установленные часы молитв: одним из уставленных часов молитвенного служения у иудеев был «час девятый», то есть третий час пополудни, два других установленных часа приходились на девять часов утра и на полдень. См. Пс 54:18; Дан 6:10. Среди христиан-молитвенников принято иметь столько установленных часов для молитвы, сколько нужно, что, впрочем, не связывает их, а напоминает им о том, что все соделал Он прекрасным в свое время.

III. Здесь сообщается о хромом, пережившем чудесное исцеление, ст. 2. Это был калека, сидевший у ворот храма.

1. Хромой от чрева матери его, он имел не нажитое увечье, а, скорее, врожденное уродство паралитического свойства, ослаблявшее его члены. В описании его исцеления содержится следующая информация (ст. 7): ...укрепились его ступни и колена... Подобные нарушения здоровья время от времени встречаются, и нам следует не проходить мимо больных людей, а взирать на них с состраданием, ибо таковые призваны напоминать нам о сущности нашей духовной природы: все мы, как этот калека, являемся бессильными, хромыми от рождения, не имеющими сил для труда или служения Богу.

2. Это был нищий. Не имея возможности прокормить себя, он просил подаяния; таковы все нищие у Бога. Его, годного лишь просить милостыни у входящих в храм и выходящих (какое жалкое зрелище!), друзья сажали каждый день при дверях храма. Здесь толпилось много народа, множество людей благочестивых и милосердных, на подаяние которых, судя по всему, он мог рассчитывать. Причем его приносили сюда в такое время, когда люди пребывали в благодушном настроении, поэтому его и сажали здесь в такое время. Нуждающиеся и не могущие работать не должны стыдиться просить подаяния. Никто не стал бы сажать его у этих ворот, причем ежедневно, если бы он не восполнял здесь своих повседневных нужд.

Примечание: наши молитвы и подаяния должны идти рука об руку, как у Корнилия, Деян 10:4. Особенно же нам следует помнить о просящих подаяния тогда, когда мы идем в храм на молитву, жаль только, что обыкновенные попрошайки, сидящие у дверей церкви, лишь отбивают охоту подавать, тем не менее и таковых не следует отвергать: кто-то из них, несомненно, заслуживает внимания, и уж лучше заодно прокормить десять трутней (или, хуже того, ос), чем пропустить, оставить на голодную смерть одну пчелу! Здесь упоминаются ворота храма, рядом с которыми сажали этого человека. Эти величественные и живописные ворота назывались Красными. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) полагает, что эти ворота вели из внешнего двора во внутренний (из двора язычников во двор иудеев), и допускает такую очевидную для него мысль, что хромой нищий просил подаяния только у иудеев, поскольку просить у язычников ему не позволяло известное достоинство. Однако д-р Уитби (Dr. Whitby) отмечает, что Красные ворота находились у главного входа в храм, что их великолепные украшения вполне соответствовали месту, где снисходило обитать Божье величие, и что фигура нищего, сидящего с протянутой рукой у Красных ворот, их красоты не портила.

3. Он просил милостыни у Петра и Иоанна (ст. 3), просил подаяния; ничего большего он не рассчитывал получить от людей, имевших репутацию великодушных, хотя и не слывших богатыми, но подававших из того, что у них было. Еще совсем недавно здесь, в храме, слепые и хромые приступали к Христу и получали исцеление, Мф 21:14. Он почему-то не просил ничего большего, а только подаяние, хотя и знал, что Петр и Иоанн были вестниками Христа, возвещавшими и творившими чудеса во имя Его. И все же он обрел то, чего не искал: он просил милостыни, а нашел исцеление.

IV. Здесь мы читаем о том, как произошло исцеление хромого.

1. Хромой исполняется надежды. Петр не отвернулся от нищего, как обычно делают люди, завидев объект благотворительности, и не только повернулся к нему лицом, но и всмотрелся в него, так что сердце его преисполнилось сострадания к хромому, ст. 4. Иоанн поступил точно так же, ибо обоих направлял один Дух и оба, совершая чудо, действовали заодно. Они сказали: «Взгляни на нас». Так и нам нужно всегда возводить очи (наши духовные очи) к Господу, и тогда наши плотские очи станут сами обращаться на тех, кого Он употребляет в качестве служителей Своей благодати. Упрашивать калеку не пришлось, так как он сразу же понял, что есть надежда получить от них что-нибудь; вот почему он пристально смотрел на них, ст. 5.

Примечание: мы должны приходить к Богу с целью внимать Его слову и в молитвах обращаться к Нему сердцами, исполненными упования. Нам необходимо взирать на небо в надежде получить благодать посредством того, что Бог говорит нам оттуда, и ответ мира на молитвы, вознесенные туда. ...Предстану пред Тобою, и буду ожидать.

2. В своей надежде на подаяние он, однако, обманывается. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня... Другими словами, апостол говорит: «Мне нечего подать тебе» , следовательно, если бы у него были деньги он подал бы, притом не медь, а серебро или золото.

Примечание:

(1) Далеко не всегда друзья и любимые ученики Христа изобилуют сокровищами этого мира. Апостолы были весьма бедны, имея только потребное и ничего сверх того. Да, к ногам Петра и Иоанна полагали немало денег, но, поскольку эти средства были предназначены для оказания помощи бедным членам общины, апостолы не тратили их для своих нужд или на иные цели, отличные от назначенных жертвователями. Всем тем, что доверяет нам община, нужно пользоваться разумно, по совести.

(2) Часто одни, расположенные благотворить, не имеют возможности сделать что-то великое, в то время как другие, способные на многое, не имеют для этого достаточного желания.

3. Тем не менее хромой получает лучшее. Денег у Петра нет, однако:

(1) У него есть нечто более драгоценное, нежели деньги, — небесный удел и сила свыше, могущая исцелить калеку.

Примечание: бедные по понятиям этого мира могут быть богатыми, и даже очень богатыми, духовными дарами, христианскими добродетелями и утешениями. В нашем распоряжении, и это совершенно определенно, может находиться сокровище, несравненно более ценное, чем серебро и золото, поскольку приобретений и прибыли от этого сокровища несравненно больше, Иов 28:12 и далее; Притч 3:14 и далее.

(2) Он дал ему лучшее — исцеление, за что тот отдал бы много серебра и золота, если бы имел, впрочем, получить исцеление за деньги невозможно. Теперь здоровье позволит ему трудиться, чтобы добывать себе пропитание, и ему уже не нужно будет просить. Более того, отныне он и сам будет уделять нуждающимся, поскольку блаженнее давать, нежели принимать. Чудесное исцеление стало образцом Божьей милости и прославило Его лучше тысяч золота и серебра. Заметьте: у Петра не было серебра и золота, чтобы подать ему милостыню, и все же он говорит: «...что имею, то даю тебе...»

Примечание: кто беден и не может подавать другим на хлеб, тот может и должен благотворить и помогать бедным каким-нибудь иным образом; у кого нет серебра и золота, но есть руки и ноги и в придачу к ним любовь и сострадание, тот может служить слепым, хромым и больным; а кто не хочет, тот не подаст и по возможности, даже имея у себя серебро и золото. Итак, служите друг другу, каждый тем даром какой получил. Теперь давайте рассмотрим, как произошло это исцеление.

[1] Христос послал слово Свое и исцелил его (Пс 106:20), ибо милость исцеления подается словом Христа. Его слово является средством сообщения целебной силы, источником которой является Он Сам. Христос исцелял словом Сам, апостолы же исцеляли словом во имя Его. Петр предлагает хромому встать и ходить. Эти слова показались бы издевательством, если бы Петр не сказал при этом и других слов — ...во имя Иисуса Христа Назорея... «Его именем говорю тебе: будь исцелен Его силой, да будет Ему слава и хвала». Он называет Христа Иисусом Христом Назореем, этим бесславным именем, чтобы слава, в которой Он пребывает теперь на небе, еще ярче засияла на фоне того поношения, которому Его подвергли на земле. «Называйте Его как угодно. Называйте Его, если вам так хочется посмеяться, Иисусом из Назарета, однако же признайте чудеса, сотворенные Его именем. Ибо Он потому и был так высоко превознесен, что так смирил Себя». Петр велит хромому встать и ходить, при этом он совсем не имеет в виду, что у хромого имеются для этого силы; пусть он только приложит старание для того, чтобы встать и ходить, помня о своей немощи в надежде на получение силы свыше, которая и укрепит его. А эта его надежда исполнится, и он действительно укрепится. Когда же он встанет и начнет ходить, тогда он должен будет засвидетельствовать, какое действие произвела в нем эта сила; и да будет ему это отрадой, а Богу да будет слава и хвала. То же относится и к исцелению наших немощных душ.

[2] Протянув ему руку, Петр помог ему, ст. 7. И взяв его за правую руку во имя Христа Назорея — в то же имя, которым он повелел ему встать и ходить, поднял. Конечно, помощь Петра сама по себе ничего не прибавила к исцелению хромого, но этот жест сам по себе символизирует помощь, которую хромой может получить от Бога, если поступит по Его слову. Когда Бог Своим словом повелевает нам встать и ходить, исполняя Его заповеди, тогда, если мы растворим это слово верой и покорим свои души его силе, Он подаст Духа, сильного взять нас за руку и поднять. Когда мы выполняем то, что нам по силам, Бог исполняет Свое обещание и подает нам благодать, сильную помочь нам выполнить то, что нам не под силу. Благодаря этому обетованию мы становимся причастниками Божеского естества, и эта благодать никогда не бывает тщетной. Само чудо совершается не здесь: ...вдруг укрепились его ступни и колени... Апостолы не совершили бы этого чуда, если бы сам хромой не приложил никаких стараний для своего исцеления. Он сделал свое дело — Петр сделал свое дело, и только Христос сделал все, что нужно, ведь именно Он укрепил его. Так умножался хлеб, когда его преломляли; так обращалась в вино вода, когда ее выливали, так укреплялись ноги хромого, когда он шевелил и двигал ими.

V. Здесь мы читаем о том, как происшедшее повлияло на самого бывшего хромого, и, чтобы лучше постичь переживания этого человека, нам следует мысленно поставить себя на его место.

1. Он вскочил, подчинившись приказанию: ...встань... Он ощутил такую силу в ступнях и коленях, что не привстал, как это делают, осторожно, жалея себя, все ослабленные больные по выздоровлении; напротив, он вскочил, и притом ловко, подобно человеку, прекрасно отдохнувшему и нисколько не сомневающемуся в своей силе. Он облекся силой мгновенно, что так же мгновенно отразилось и на его поведении. Он вскочил, ликуя, что наконец-то оставил этот одр болезни, проще говоря, свою соломенную подстилку, на которой провел в немощи столько лет.

2. Он встал и начал ходить. Не опираясь ни на что (ноги его при этом нисколько не дрожали от слабости), он встал, выпрямился и пошел без всякой поддержки. Он ступал твердо и двигался уверенно это подтверждало не только сам факт исцеления, но и его полноту.

Примечание: те, кого коснулась благодать свыше, должны свидетельствовать о том, что было ими пережито. Подал ли нам Бог силы? Тогда предстанем перед Ним, совершая священнодействие, станем ходить перед лицом Его и будем святы во всех поступках. Решительно встанем на Его сторону и с радостью будем проводить чистую, праведную жизнь в силе, источником и подателем которой является Он Сам.

3. Он удерживал Петра и Иоанна (рус. не отходил от Петра и Иоанна. — Прим. переводчика.), ст. 11. Нет нужды спрашивать, почему исцеленный удерживал апостолов. Думаю, от охватившей его радости он едва ли был в себе: в порыве благодарности он обнимал своих благодетелей, ставших для него самыми дорогими на свете людьми; забыв все приличия, он бросался им на грудь и не пускал их в храм, стараясь задержать возле себя с тем, чтобы всем возвестить о том, что через них сотворил с ним Бог. Такова была его любовь к ним: он удерживал и не отпускал их от себя. Полагают, что он цеплялся за них, опасаясь того, что он вновь может обратиться в калеку, стоит только апостолам оставить его. Исцеленные любят тех, кого Бог употребляет в качестве орудия их исцеления, и нуждаются в их дальнейшей помощи.

4. Он вошел с ними в храм. Излияниями горячей благодарности исцеленный задерживал апостолов, однако помешать им пройти в храм и проповедовать там Христа ему все же не удалось. Никогда, пренебрегая даже самой искренней привязанностью друзей, не следует забывать об исполнении своего долга. На что же тогда решается исцеленный? Если невозможно удержать апостолов при себе, в таком случае он пойдет вместе с ними, ведь они направляются не куда-нибудь, а в храм, войти в который он не мог на протяжении всей своей жизни по причине уродства и постоянного попрошайничества. Это в чем-то повторяет историю о том расслабленном, которого Христос исцелил, а после встретил в храме, Ин 5:14. Он пришел в храм для того, чтобы не только вознести жертву хвалы и славы Богу, но и еще больше узнать от апостолов об Иисусе, Чье имя принесло ему исцеление. Те, кто испытал на себе действие силы Христа, должны со всяким усердием возрастать в познании Господа.

5. В храме он ходил, и скакал, и хвалил Бога.

Примечание: силой духа и крепостью тела нас наделяет Бог, и мы должны возносить Ему жертву хвалы и учиться благодарить Его. Тем, кто укрепился именем Господа, нужно ходить во имя Его и Его силою, Зах 10:12. Этот человек, едва получив возможность двигаться, заскакал от радости о Боге и прославил Его. Так исполнилось место Писания (Ис 35:6): Тогда хромой вскочит, как олень... Как только он получил исцеление, им тотчас же овладели необыкновенная радость и желание благодарить. Всякий воистину обращенный ходит перед Богом и славит Его, однако только что обратившийся хвалит Бога еще больше, ибо он скачет от радости.

VI. Далее мы читаем о том, как происшедшее повлияло на очевидцев.

1. Все они вполне удостоверились в подлинности чуда и не имели чем возразить. ...И узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни... (ст. 10). Он просидел на этом месте очень долго, поэтому его все узнавали. Поэтому также становится понятно, почему именно он был избран сосудом подобной милости. Теперь уже народ не упрямствовал (как упрямствовали недавно в похожей ситуации фарисеи, усомнившиеся в личности исцеленного Христом слепого, Ин 9:9,18) и не позволял себе сомневаться в том, что исцеленный был именно тем человеком, которого все так хорошо знали. Его видели ходящим и хвалящим Бога (ст. 9) и, возможно, даже обратили внимание на перемену в его умонастроении, ибо теперь он так же громко благодарил Бога, как когда-то просил подаяния. Он полностью исцелился, лучшим доказательством чего служило то, как восторженно он славил Бога. Всякое даяние делается совершенным, когда его освящают.

2. Народ дивился, придя от этого чуда в ужас. Люди исполнились ужаса и изумления (ст. 10), были в изумлении, ст. 11. Видевшие это чудо переживали исступленный восторг. Чудеса, творимые апостолами, поражали людей (по крайней мере тех, которые в то время находились в Иерусалиме) намного сильнее чудес, сотворенных Христом, и в этом, конечно, нельзя не увидеть действия излившегося Духа. Так было потому, что апостольские чудеса и знамения, прежде всего, отвечали своей цели.

3. Люди столпились вокруг Петра и Иоанна. ...Весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Одни желали удовлетворить свое любопытство и вблизи рассмотреть людей, обладающих чудотворной силой, другие хотели послушать их проповедь, решив, что их учение непременно должно быть от Бога, коль скоро Господь подтвердил его посредством такого чуда. Народ столпился вокруг апостолов в притворе Соломоновом — в той части двора язычников, где Соломон воздвиг наружную пристройку храма. Все это происходило на территории крытой аркады, или галереи с колоннами, которую Ирод, стремясь прослыть вторым Соломоном, соорудил на том же фундаменте, на котором в свое время Соломон построил величественную пристройку, носившую некогда его имя. Сюда и сбежались все, чтобы посмотреть на описанное выше грандиозное зрелище.

Стихи 12−26. Этот отрывок содержит проповедь Петра, с которой он выступил перед сбежавшимся народом после исцеления хромого. Увидев это...

1. То есть, увидев множество людей, апостол пользуется возможностью возвестить им о Христе, тем более что все это происходило в храме, в притворе Соломоновом, — пусть идут и слушают мудрость, превосходящую речения Соломона, ибо здесь сейчас проповедуют Того, Кто больше Соломона.

2. Увидев это, то есть народ, пораженный чудом и дивящийся ему великим удивлением, Петр засевает новину, распаханную и приготовленную этим чудом к принятию евангельского семени.

3. Увидев это, то есть людей, готовых поклониться ему и Иоанну, Петр немедленно вмешивается, отвлекает благоговейные чувства народа от себя и переводит их на одного Христа. Народ вводит апостолов в соблазн, но Петр незамедлительно отвечает на это искушение; так же поступят в свое время и Павел с Варнавой в Листре. См. Деян 14:14−15. В этой проповеди:

I. Петр смиренно отвергает незаслуженные почести. Не они сотворили чудо, ибо апостолы были всего лишь служителями Христа, или только орудиями в руках подлинного Чудотворца. Учение, которое они возвещали, не было плодом их измышлений, ибо на нем стояли не их печати, а его Автора. Обращаясь к ним, Петр называет их мужами Израильскими — мужами, которым принадлежат не только закон и обетования, но и Благая весть и исполнения обетовании, мужами, особо заинтересованными в нынешнем домостроительстве благодати Божьей. Петр спрашивает их:

1. Чему они так поражаются: «...что дивитесь сему?..» Чудо это, конечно, необыкновенное, и правильно, что они ему изумляются, однако оно не больше тех чудес, которые не однажды совершал Христос, но которым люди не дали достойной оценки, почему они и не коснулись их сердец. Не так давно Христос воскресил из мертвых Лазаря, почему же теперь они удивляются меньшему по значимости чуду?

Примечание: они, эти безумцы, не поражались бы теперь и не считали бы исцеления хромого исключительным чудом, если бы не тяжесть их собственных грехов. Сам Христос недавно воскрес из мертвых — почему оно не вызвало у них такого изумления? Почему то чудо не побудило их покаяться?

2. За что они так хвалят их, всего лишь проводников Божьей милости: «...что смотрите на нас?..»

(1) Конечно, это они сделали то, что он ходит, из чего явствовало, что апостолы были не просто Божьими посланниками, а посланниками, призванными быть благословением для мира, призванными стать благодетелями человеческого рода, призванными исцелять больных и потерявшие покой души, духовно хромые и бессильные, призванные вправлять их сокрушенные кости и исполнять радостью.

(2) Но они это сделали не своею силою или благочестием. Исцелению послужило не их могущество, не их знание врачевства и костоправства и не их красноречие: единственным источником силы, с помощью которой они совершили это чудо, был Христос. Чудо свершилось, но их, апостолов, достоинства не имеют здесь никакого значения. Они не были достойны данной им чудодейственной силы Христа. Чудо совершилось не по причине их благочестия, поскольку они представляли собой немощное и немудрое мира сего, избранное Христом для служения. Так, Петр был человеком грешным. Ну, а какое благочестие было, скажем, у Иуды Искариота? Но и он творил чудеса именем Христа. Какой бы святостью ни обладали Петр и Иоанн, ею их наделил Бог, так что они не могли поставить ее себе в заслугу.

(3) Посчитав чудотворную силу апостолов следствием их благочестия, народ начал прославлять их, и это было грехом.

Примечание: проводников Божьей любви, изливающейся на нас, должно почитать, но их нельзя превращать в кумиров, поэтому будьте осторожны и не думайте, что чудеса творят люди, которые в действительности являются всего лишь орудиями в руках Бога, выступающего подлинным Творцом этих чудес.

(4) Петр и Иоанн не стали приписывать себе незаслуженную славу, а с любовью воздали всю славу Христу. Те, кому сопутствует успех, могут здесь научиться скромности, чтобы не впадать в гордыню. Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу... Всякий венец следует повергать к ногам Христа; ...не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

II. Петр проповедует им Христа. В этом заключалось его служение — обратить народ в послушание Христу.

1. Он провозглашает Христа истинным Мессией, Которого Бог обещал послать отцам (ст. 13), поскольку:

(1) Он есть Иисус, Сын Божий. Незадолго перед этим народ обвинил Христа в святотатстве, потому что Он называл Себя Сыном Божьим, и, несмотря на это, Петр смело исповедует истину о том, что Сей есть Сын Его Иисус, Который является для Отца возлюбленным Сыном Божьим, а для нас Спасителем.

(2) Бог прославил и возвеличил Его, поставив Его Царем, Первосвященником и Пророком принадлежащей Ему Церкви. Он прославил Сына в Его жизни и смерти, прославил Его воскресением и вознесением.

(3) Бог прославил Его как Бог отцов наших, причем, упоминая последних, Петр делает это со всяким почтением (ибо таковые на самом деле суть выдающиеся мужи Израиля) к Богу Авраама, Исаака и Иакова. Бог послал Его в мир во исполнение данного праотцам этого народа обещания о том, что в семени их благословятся все племена земные, и по завету о том, что Бог будет Богом их и детей их. Апостолы называют здесь праотцев своими отцами, а Бога называют Богом праотцев, от которых произошли евреи. Они делают это с тем, чтобы указать собравшимся, что они, апостолы, не держат зла на евреев, напротив, ценят и любят своих, а потому желают им только добра. Поэтому возвещаемое ими благовестив есть не что иное, как откровение замыслов и воли Бога Авраамова. См. Деян 26:7; Лк 1:72−73.

2. Он, как и прежде, решительно и без обиняков обвиняет их в убийстве этого Иисуса.

(1) «Вы предали Его своим первосвященникам и старейшинам, собранию представителей своей нации; и они убедили вас, простой народ, восстать против Него, как будто бы Он подавал повод для вашего недовольства».

(2) «Вы отреклись от Него и отвергли Его, не желая, чтобы Он был вашим Царем. Вы не сумели рассмотреть в Нем Мессию, ибо Он явился не во внешнем великолепии и не с земной властью. Вы отреклись от Него пред лицем Пилата, отвергли все чаяния собственной церкви в присутствии римского правителя, и он правильно сделал, что посмеялся над вами. Вы отреклись от Него вопреки мнению Пилата» (как считает д-р Хаммонд, Dr. Hammond), «вопреки его уговорам не делать этого» (Пилат полагал освободить Его, но народ воспротивился и отрекся от Него). «Вы оказались хуже Пилата, ибо он непременно освободил бы Его, если бы вы согласились с его решением. Вы от Святого и Праведного отреклись, отреклись от представившего Себя столь достойным, что никакая злоба Его гонителей не могла представить Его как недостойного. Святость и праведность Господа Иисуса, а не только и не столько Его непричастие злу, усугубляли вину тех, кто предал Его смерти.

(3) «Вы просили даровать вам человека убийцу, а Христа — распять (будто бы Варавва имел больше заслуг перед вами, чем Господь Иисус) и не могли нанести Ему большего оскорбления».

(4) ...А Начальника жизни убили... Обратите внимание на противопоставление противоположностей: «Вы спасли убийцу, то есть губителя жизни, и убили Спасителя, то есть Создателя жизни. Вы убили Того, Кто был послан, чтобы стать Вождем вашего спасения, Начальником жизни, и не только отвергли, но и восстали против собственного благословения. Отняв жизнь у своего Творца, вы отплатили Ему черной неблагодарностью. Вы поступили безрассудно, думая противостать Начальнику жизни, имеющему источники жизни в Самом Себе и отдавшему Свою жизнь, чтобы вскоре вновь принять ее».

3. Он, как и прежде (Деян 2:32), свидетельствует о воскресении Христа. «Вы думали, что Начальника жизни можно лишить жизни точно так же, как можно лишить власти и достоинства других начальников, однако вы просчитались, потому что Бог воскресил Его из мертвых. Так что, предав Его смерти, вы выступили против Бога и были поражены. О, горе вам! Бог воскресил Его из мертвых, чем подтвердил законность Его притязаний и истинность Его учения и снял с Него все поношение Его страданий. Все же мы являемся свидетелями того, что Он истинно воскрес».

4. Он воздает славу Христу, Чьей силой был исцелен этот немощный, ст. 16. И ради веры во имя Его, веры в то, что открылся ему Христос, имя Его укрепило сего. И повторяет: «...и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие...» Здесь:

(1) Он предлагает им самим убедиться в подлинности чуда. «Человек, на котором было явлено это чудо, есть тот, которого вы видите и знаете, да и раньше знали». До того он не был знаком с Петром и Иоанном, так что думать о сговоре между ними не было никаких оснований. «Вы знаете, что он с детства был хром. Это чудо было сотворено публично, пред всеми вами, не в каком-то углу, а возле дверей храма. Вы сами видели, как все было, так что здесь нет никакого обмана. Никто не мешал вам тут же внимательно осмотреть его, да и теперь еще не поздно это сделать. Отныне он совершенно здоровый человек, произошло явное исцеление. Вот он на ваших глазах ходит и скачет, и ничто не напоминает вам о его прежней немощи».

(2) Он возвещает им о силе, сотворившей это чудо.

[1] «Оно совершено именем Христа (не пустым произношением имени, подобно тому как произносят заклятие); совершено нами, исповедующими это имя и учащими ему; совершено теми, кому Он дал поручение и указания и кого Он облек силой; совершено тем именем, которое у Христа превыше всякого имени. Его властью и по Его повелению сотворено это чудо, подобно тому как судебные решения, передающиеся от имени правителя, исполняются стоящими ниже чинами».

[2] Сила Христа вызывается ради веры во имя Его, ради надежды на Него, ради доверия и обращения к Нему и ради ожидания ответа от Него, ради той самой веры, которая δι᾽ αὐτοῦ — от Него, от Его силы. Вера же не от нас — дар Христов. Чудо было сотворено во славу Его могущества, ибо Христос есть одновременно и начальник, и совершитель нашей веры. По мнению д-ра Лайтфута (Dr. Lightfoot), в этом стихе вера упоминается дважды потому, что вначале идет речь о вере апостолов (она требовалась для совершения этого чуда), а затем — о вере самого хромого (она требовалась для принятия этого чуда). Я же считаю, что здесь имеется в виду вера апостолов в способность творить чудеса. Чтобы сотворить чудо по вере, апостолы получили силу от Христа, и потому они прославляли только Его. Правдивым и точным рассказом об этом чуде Петр не только подтверждает великую евангельскую истину, которую им надлежало возвещать всему миру, — истину о том, что Иисус Христос есть источник всякой силы и благодати, великий Врач и Спаситель, — но и рекомендует к исполнению великую евангельскую обязанность верить в Него как в единственный путь, на котором только и можно найти благо. Здесь объясняется также великое евангельское откровение тайны нашего спасения через Христа. Его и только Его прославленное имя оправдывает нас; Господь — оправдание наше. Но каждый из нас оправдывается этим именем, только имея веру в него, только находя его в своем сердце. Так проповедует им Иисуса, и притом распятого, Петр, верный друг Жениха, посвятивший все свое делу служения Ему и прославления Его имени.

III. Петр побуждает их, виновных в смерти Христа, надеяться на то, что у них еще есть возможность обрести милость. Он делает все возможное, для того чтобы пробудить их спящую совесть, однако при этом он старается не довести их и до отчаяния. На них легло весьма тяжкое обвинение, тем не менее:

1. Он облегчает это бремя, искренне объясняя их преступление неведением. Сказав своим слушателям, что они Начальника жизни убили, Петр понял, возможно, по выражению их лиц, что услышанное привело их в ужас и они готовы были провалиться сквозь землю или бежать с поспешностью, и потому почел за благо умерить строгость обвинения, назвав их братиями. Он и в самом деле мог назвать их так, так как сам участвовал в этом беззаконии — от Святого и Праведного отрекся и клялся, что не знает Его. Он сделал это нечаянно: «Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению...» (ст. 17). Говорить так нас побуждает любовь, и она же учит нас делать лучшее тем, кому мы желаем хорошего. Обследовав рану сверху донизу, Петр думает теперь о том, как ее заживить, но для этого необходимо возбудить в слушателях доброе отношение к Врачу; было ли еще что-нибудь лучше этого? Петра в этом укрепляет пример Христа, умолявшего Отца о прощении распинавших Его и оправдывавшего их, ибо они не знали, что делали. О начальниках сказано, что если бы они познали, то не распяли бы Господа славы, 1Кор 2:8. Возможно, некоторые из начальствующих, а также и из народа были врагами света, и заглушали в себе свидетельство собственной совести, и творили зло по злобе своей. В то же время другие, в большинстве своем плывущие по течению, участвовали в этом зле по неведению. Так, Павел гнал Церковь по неведению, в неверии, 1Тим 1:13.

2. Петр смягчает вину за совершенное ими преступление: казнь Начальника жизни кощунственна, однако она имела место в строгом соответствии с Писанием, ст. 18. Впрочем, пророчества о Его смерти делали необходимым не их преступление, а Его страдания, ибо Он Сам сказал: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу...» Слова Петра: «...вы... сделали это по неведению...» — можно понять так: «Через вас исполнилось слово Писания, а вы и не поняли. Бог вашими руками исполнил то, что предвозвестил устами всех Своих пророков, что предстоит пострадать Христу. Предать вам Христа было Божьим намерением, но, поскольку вы имели собственные намерения оно оказалось от вас сокрыто. Вы не так подумали, и не так помыслило сердце ваше. Когда вы шли на поводу у своих страстей, Бог в это время исполнял Писание». Заметьте: сокровенным Божьим изволением было не только определено, но и за много веков до этого открыто миру устами и писаниями пророков, что должно пострадать Христу, чтобы исполнить Свое предприятие; и Сам Бог, Который предвозвестил это через пророков, наблюдает за тем, чтобы Его слова в точности исполнялись. Что Бог предвозвестил, то Он и исполнил, исполнил так, как и предвозвестил, точь-в-точь, без единого отклонения. Петр нисколько не оправдывает греха ненавидевших Христа и гнавших Его до смерти (этот грех по-прежнему остается самым тяжким из всех), но призывает их покаяться, а после этого — ожидать помилования. Он делает это не только потому, в общем, что через это Божьи благодатные замыслы будут продолжать исполняться (это напоминает нам то, как Иосиф воодушевлял своих братьев, когда те решили, что обида, нанесенная ему ими, почти что непростительна. «Не бойтесь... — сказал он. — Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро...» См. Быт 50:15,20), но и потому, в частности, что смерть и страдания Христа были необходимы именно для помилования грехов и обоснования той явленной милости, на которую Петр теперь и призывает их уповать.

IV. Петр призывает всех их стать последователями Христа и убеждает их в том, что, поступив так, они обретут несказанное благо, которое будет для них нескончаемым. Вот каков смысл его речи.

1. Он говорит им, во что им надо уверовать.

(1) Им надо уверовать в то, что Иисус Христос — обетованное семя, в котором, как говорил Бог Аврааму, благословятся все племена земные, ст. 25. Речь идет об обетовании, данном Аврааму, Быт 12:3. Много времени должно было пройти, прежде чем это обетование наконец исполнилось в Иисусе, происходившем от семени Авраамова по плоти. Им благословятся все племена земные, а не только племена Израилевы. Некоторые милости Божьи доступны через Него всем, но все милости доступны через Него лишь некоторым.

(2) Им надо уверовать в то, что Иисус Христос — пророк, Пророк, как Моисей, которому Бог обещал воздвигнуть им из братьев их Пророка, ст. 22. Это обетование соотносится с другим обетованием, Втор 18:18. Христос является Пророком, ибо через Него Бог разговаривает с нами: в Нем сосредоточено все Божье откровение и через Него это откровение передается нам. Он Пророк, как Моисей, возлюбленный Божий, познавший сокровенный Божий совет более иных пророков и бывший с Богом в более тесном единстве, чем другие. Подобно Моисею, Христос Иисус освободил Свой народ из рабства и, подобно же Моисею, ведет его через пустыню. Как и Моисей, Он является Князем и Законодателем, а также Устроителем подлинной скинии, подобно тому как Моисей является строителем скинии символической. Моисей был верным рабом, а Христос — верным Сыном. Израиль роптал на Моисея, фараон пренебрегал им, Бог же признал его Своим и засвидетельствовал о его полномочиях. Моисей подавал пример кротости и смирения, так точно и Христос. Моисей умер по слову Господню, и так же умер Христос. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей... (Чис 12:6−7; Втор 34:10); но там, где Христос, есть Тот, Кто больше Моисея. Он был Пророком, воздвигнутым Богом, ибо не Сам присвоил Себе эту честь, а Бог призвал Его к тому. Он был воздвигнут прежде всего для Израиля. Сам, от Себя лично, Иисус Христос исполнял это служение только среди евреев. Им первым была предложена благодать Божья, потому Он и был воздвигнут из среды их — от них Христос по плоти, так что данное обстоятельство было для народа одновременно и большой честью, и долгом, и приглашением принять Его. И когда Он пришел к Своим, тогда, можно было бы подумать, свои должны были Его принять. Ветхозаветная церковь была благословлена многими пророками, целыми школами пророков, их непрерывной многовековой чередой, преемственностью (вот что имеет в виду Петр, говоря: «...от Самуила и после него...», см. ст. 24), ибо пророческая эра начинается с Самуила. Но, когда надругались над всеми Божьими служителями, Он послал к ним Своего Сына, бывшего на лоне Его.

(3) Им надо уверовать в то, что придут времена отрады от лица Господа (ст. 20), которые станут временами совершения всего, cт. 21. Есть бытие за гробом, и после этой жизни нас ждет другая; эти времена придут от лица Господа, при явлении Его славы в день оный, вместе с пришествием Его в конце века. В отсутствие Господа у грешников, в основном, возникает чувство безопасности, у верующих — сомнение; но Господь явится, и явление Его не за горами; тогда перед лицом Господа одни навеки лишатся чувства безопасности, другие — сомнений. ...Вот, Судия стоит у дверей. От лица Господа придет:

[1] Совершение всего (ст. 21); по миновании всего возникнут новое небо и новая земля (Откр 21:1), произойдет совершенное обновление всего мироздания, которое сейчас негодует, стеная под бременем человеческого греха. Некоторые понимают это обновление как посюстороннее (т.е. реальное, земное — комм. от bible.by), происходящее в этом мире и в этом времени, но лучше понимать его в смысле конца всего, о чем говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века. Ибо об этом как раз пророчествовал и Енох, седьмый от Адама (Иуд 1:14), а преходящие суды, о которых говорили другие пророки, только символизировали тот суд, который у апостола назван судом вечным. Новый Завет открывает все это более ясно и очевидно, чем все предыдущие откровения; и всякий, кто принимает Евангелие, может ожидать всего того, что открыто в нем. Затем придут:

[2] Времена отрады (ст. 20) и утешения для народа Божьего, времена, подобные прохладной тени для перенесших тягость дня и зной. Все христиане питают надежду на то, что для народа Божия еще остается субботство, идущее вслед за муками и тяготами их нынешнего состояния. В ожидании этого они стойко переносят страдания и не оставляют своего служения в настоящее время. Времена отрады, которые придут от лица Господа, продлятся перед лицом Господним и в вечности.

2. Он говорит им, как им следует поступить.

(1) Им надо покаяться, то есть задуматься обо всем неправедном, что было сделано в жизни, образумиться и по зрелом размышлении подчиниться этому призыву. Короче говоря, им надлежит начать все сначала. Петр, в свое время предавший Христа, покаялся сам и теперь желает, чтобы так точно поступили и они.

(2) Им надо обратиться, то есть в корне изменить свои убеждения, повернуться к Богу лицом и направить свои стопы на путь, противоположный тому, на котором стоят ныне. Им надо обратиться к Господу Богу своему, от Которого они отступили. Но одного покаяния в грехе мало: обратившись, они должны прилагать все старания к тому, чтобы удаляться от греха. Они должны не только заменить иудаизм христианством, но и отречься от силы и власти плотских, суетных, чувственных помышлений и отдать себя силе и власти непорочных, священных, небесных заповедей.

(3) Им надо слушать Христа, великого Пророка. ...Слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам... «Внимайте Его повелениям, принимайте Его учение, покоряйтесь Его владычеству. Внимайте Христу Божьей верой, какой внимают пророкам, приходящим с поручением от Бога. Слушайтесь Его; держитесь Его чистой верой и совершенным смирением. Во всем слушайтесь Его; пусть Его заповеди станут столпом и опорой для всех ваших деяний, да приклонится ухо ваше к наставлению Его в полном послушании. Когда бы ни открылись Его уста, чтобы говорить, приклоните ваше ухо, чтобы слушать. Что бы Он ни сказал, пусть даже весьма противное вашей плоти и крови, принимайте то, что вы услышите». Говори, Господи; ибо слышит раб Твой. Здесь хорошо объясняется, почему мы должны следовать и покоряться слову Христа, ибо жизнь всякого, кто делает ухо свое глухим к Его слову и ожесточает выю свою для Его ярма (ст. 23), находится в опасности. И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка Того и не последует Его словам, истребится из народа. Пренебрежение словом ветхозаветных пророков грозило разрушением святого места и рассеянием избранного народа вследствие войны и голода; непослушание же Христу, Сему великому Пророку, грозит гибелью души, духовной смертью и вечной погибелью. Тем, кто не принимает советов Спасителя, не на что рассчитывать, кроме как на объятья губителя.

3. Он говорит им о надежде на то, что:

(1) Их грехи будут прощены. Об этом всегда говорится как о великом преимуществе всех принявших Евангелие, ст. 9. Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши. Отсюда неизбежно вытекают следующие следствия:

[1] Простить грехи — значит изгладить их, подобно тому как солнце своими лучами изглаживает облако (Ис 44:22) и как вычеркивают из долговой книги покрытый долг. Здесь имеется в виду то, что Бог, простив грешника, больше не вспоминает о его грехе. Его грех прощен, ибо заглажен; все горькое, написанное на грешника (Иов 13:26), стирается, словно губкой; грех аннулируется, как закладные; суд упраздняется.

[2] Нельзя рассчитывать на прощение наших грехов до тех пор, пока мы не покаемся и не обратимся от наших беззаконий к Богу. Воистину, Христос умер, чтобы приобрести искупление греха, однако, чтобы извлечь пользу из этого приобретения, мы должны покаяться и обратиться, ведь прощения без покаяния не бывает.

[3] Надежда на прощение грехов после покаяния должна сильно побуждать нас к покаянию. ...Покайтесь... чтобы загладились грехи ваши. Только то покаяние является истинным, которое исходит из понимания милости Божьей во Христе и надежды на прощение. Таков был первый и самый главный аргумент: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

[4] Самый утешительный плод прощения наших беззаконий мы обретем тогда, когда придут времена отрады; и если наши грехи покрыты, то нам, несомненно, можно ободриться. Однако это утешение исполнится только тогда, когда наше прощение будет признано на открытом суде и о нашем оправдании будет объявлено пред Ангелами и человеками, и тогда, кого Он оправдал, тех и прославит, Рим 8:30. Поскольку мы теперь дети Божии (1Ин 3:2), наши грехи заглажены; но еще не открылось, какими будут благословенные плоды нашего помилования, и не откроется до тех пор, пока не придут времена отрады. Во времена нынешних тяжких трудов и борений (извне — борьба, внутри — страхи) мы не можем иметь полное удовлетворение от объявленного нам прощения, но мы ощутим его тогда, когда придут времена отрады, которые и отрут все наши слезы.

(2) В утешение для себя они обретут Христа, ст. 20. «...И да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа... Поэтому вам не следует ожидать иного мироустройства и иной благодати, кроме продолжения и завершения этой. Не ждите другого такого Пророка, как Иисус, как в свое время Моисей просил вас ждать другого такого пророка, как он. Ибо, хотя небо должно было принять Его до времен совершения всего, тем не менее, когда вы покаетесь и обратитесь, Он не оставит вас и вы так или иначе узрите Христа».

[1] Мы не должны рассчитывать на непосредственное присутствие Христа с нами в нынешнем веке, ибо небо, взявшее Христа из вида учеников, будет удерживать Его до последнего времени. Телесное присутствие Христа ограничено небесным престолом Благословенного и будет оставаться таковым до последнего времени, когда совершится все (так можно понимать это место). Поэтому те, кто рассуждает о телесном присутствии Христа в Святом причастии, хулят Бога и обманывают самих себя. То обстоятельство, что прославленный Искупитель находится сейчас вне поля нашего плотского зрения, прекрасно согласуется с нашим нынешним положением людей, находящихся под судом и проходящих испытательный срок. Ибо нам надлежит жить только верой в Него, которая есть уверенность в невидимом, и как мы принимаем Его верою в мире, так Он возносится во славе. Д-р Хаммонд (Dr. Hammond) так понимает это место: «Кто должен принять небо, то есть Кто должен принять славу и силу небес, Тому надлежит царствовать, доколе покорит Себе всех» (1Кор 15:25; Пс 74:3).

[2] Вместе с тем дается обещание, что Христос будет послан всем тем, кто покается и обратится, ст. 20. «Пошлет Иисуса Христа, о Котором вам проповедовали Его ученики до и после Его воскресения и Который есть и будет для них все во всем».

Во-первых, «вы будете иметь с Ним духовное общение. Тот, Кто был послан в этот мир, будет послан и вам. Его присутствие среди вас будет для вас утешением. Он явится вам в Евангелии, которое будет Его скинией, боевой колесницей.

Во-вторых, «Он пошлет Иисуса Христа, чтобы разрушить Иерусалим и рассеять племя неверных иудеев, противников Христа и христианства, чтобы избавить Своих служителей и Свой народ от неверных, чтобы дать им возможность исповедовать Евангелие в сердечном мире. То будут времена отрады, в которых и вы будете иметь часть». Тогда церкви отдыхали (д-р Хаммонд, Dr. Hammond).

В-третьих, «в последнее время Христос придет судить мир, и это будет для вас благословением; тогда вы поднимите головы ваши с радостью, зная, что приближается избавление ваше». Здесь, по-видимому, говорится именно об этом, поскольку до тех времен небо должно было принять Его, ст. 21. Как воля Божья от вечности, так и Его предсказания от начала времени, относились к дню суда, когда совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам, Откр 10:7. Установление всего церковного устройства имело конечной целью совершение всего в конце времени.

4. Он говорит им, какие основания ожидать всего этого у них появятся в случае их обращения к Христу. Да, они отвергли Христа и предали Его смерти, однако, будучи израильтянами, они через Христа могут уповать на милость Божью. Ибо:

(1) Израильтяне владели исключительным правом на благодать Ветхого Завета. Прежде всего, они были избранным, Божьим народом, и именно им принадлежали дарованные Богом благословения, связанные с приходом Мессии и наступлением Его Царства. Вы сыны пророков и завета... Здесь говорится об их двойном преимуществе.

[1] Они были сынами, то есть учениками, пророков, подобно детям в школе. Петр не имеет в виду, что они суть сыны пророков в том смысле, в каком о сынах пророческих говорит Ветхий Завет, начиная от Самуила и далее по нисходящей линии; тех воспитывали и продолжали воспитывать, для того чтобы им облечься духом пророчества. «Вы принадлежите к тому народу, — говорит он, — из среды которого пророки выходили и к которому пророки посылались». Как о великой милости, дарованной этому народу, говорится, что Бог из сыновей их избирал в пророки, Ам 2:11. Все богодухновенные писатели как Ветхого, так и Нового Завета, происходили от семени Авраамова; их великие преимущество и слава состояли в том, что им было вверено слово Божие, Рим 3:2. Власть пророков устанавливалась пророчеством, то есть Божьим откровением. В продолжение многих веков дела и обстоятельства Израиля весьма многообразно устраивались путем откровений. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта и чрез пророка Он охранял его, Ос 12:13. Приверженцев ветхозаветной церкви более позднего времени, когда пророчества уже умолкли, еще можно было называть сынами пророков, поскольку они слушали, хотя и не понимали, слова пророческие, читаемые в синагогах каждую субботу, Деян 13:27. Вот что должно было побудить их немедленно обратиться к Христу, после чего они могли бы надеяться на то, что Христос примет их. Так как собственные их пророки возвещали, что эта благодать будет подана им в явлении Иисуса Христа (1Пет 1:13), поэтому пусть они сами не посмеют отвергнуть ее, а уж отказано им в ней не будет. Всякий имеющий благословения пророков и пророчеств (а таковыми являются все имеющие Писание) желает, чтобы благодать Божья была принята им не тщетно. Мы можем отнести это положение, в частности, к детям служителей, которые, ссылаясь на своих праотцев как на образчики преданности и первенства в исповедании веры, могут, не стесняясь, на законном основании испрашивать благословения у Бога и уповать на то, что сыны рабов Божьих будут жить.

[2] Они были сынами, то есть наследниками завета, который завещавал Бог отцам вашим, подобно детям в семье. Бог заключил завет с Авраамом и семенем его, а слушавшие апостолов как раз и были тем самым семенем, которому этот завет был завещан и его благословения переданы. «Обетование Мессии было дано вам, и потому если вы не откажетесь от своего помилования и не запрете перед ним дверь, упорствуя в своем неверии, то сможете надеяться на то, что это обетование принесет вашим душам благо». Обетование Мессии, упомянутое здесь в качестве основной статьи завета: и в семени твоем благословятся все племена земные, — относится в первую очередь к Самому Христу (Гал 3:16); однако его можно отнести и к Церкви, которая есть Тело Христа. Другими словами, это обетование принадлежит всем верующим, являющимся духовным семенем Авраамовым. Несомненно, все племена земные, имеющие Церковь Христа, пребывающего между ними, благословились, и, тем не менее, данное племя, семя Авраамово по плоти, владело исключительным правом на обетование благодати. И если все племена на земле благословятся во Христе, тем более взятый в удел народ Господень родной Ему по плоти.

(2) Им первым была предложена благодать Нового Завета. Им первым, сынам пророков и завета, был послан Искупитель благословить их, чтобы они ободрились и, в случае их покаяния и обращения, возымели упование, что Он еще раз будет послан к ним для их утешения, ст. 20. «Бог пошлет Иисуса Христа, ибо к вам первым Он послал Его» (ст. 26). «Иудеи, к вам первым, хотя и не к вам одним, Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, утвердив Его в качестве Князя и Спасителя и дав Ему всякую власть, в подтверждение чего воскресил Его из мертвых, послал Его благословить вас, предложить вам Свои милости, и особенно великую милость отвращения каждого из вас от злых дел ваших. Итак, ревнуйте о том, чтобы вам принять это благословение и обратиться от своих беззаконий, и тогда вы сможете укрепиться в уповании, что все так и будет».

[1] Здесь мы читаем о том, как Христос был избран на Свое служение. Бог, воскресив (англ. воздвигнув. — Прим. переводчика.) Сына Своего Иисуса... послал Его... Когда Бог утвердил Христа Пророком, засвидетельствовав о Нем голосом с неба и преисполнив Его Духом, тогда Он и воздвигнул Его и после этого послал Его с поручением. Ибо Он для того и воздвигнул Его, чтобы Тот стал Его уполномоченным представителем, Чьей задачей было договориться о мире. Он послал Его засвидетельствовать об истине, найти и спасти погибшие души, выступить против врагов, чтобы превозмочь их. Некоторые связывают воздвижение Христа с Его воскресением, ставшем первой ступенью к Его вознесению. Оно послужило как бы обновлением всего дела Христа, и, хотя, воскресив Его, Бог взял Его от нас, Он в действительности вновь послал Его к нам через Свое Евангелие и Дух.

[2] К кому Он был послан. «К вам первым. К вам, семя Авраамово, к вам, сыны пророков и завета. Вам была предложена истинная благодать». Делом Христа и других пророков было служение среди иудеев; не был ли Он послан только к погибшим овцам дома Израилева, не Он ли запрещал ученикам идти дальше? После Его воскресения ученикам надлежало проповедовать Его всем народам, а начинать следовало опять-таки с Иерусалима, Лк 24:47. Приходя к язычникам, апостолы обращали свою проповедь в первую очередь к иудеям, которых находили среди них. Иудеи были первородными у Бога, и потому у них было преимущественное право первыми принимать Божьи предложения. Господь до того переменил Свое отношение к иудеям, вызванное казнью Христа, что именно к иудеям в первую очередь послал Своего Сына по Его воскресении, ибо ради них Он и был прежде всего принесен в жертву.

[3] Какое поручение Ему надлежало исполнить. «К вам первым Он послал Его благословить вас. Вот первое поручение — не покарать вас по заслугам, а оправдать вас, при том условии, однако, что вы примете это оправдание в том виде, в каком оно вам предложено. Если же вы откажетесь от этого благословения и отвергнете его, то Пославший Его для вашего благословения пошлет Его поразить вас проклятием» (Мал 4:6).

Примечание:

Во-первых, Христу было поручено стать нашим благословением в этом мире, нести людям Божье благословение, ибо взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его. Покидая мир, Христос ниспослал остающимся благословение, ибо, когда благословлял их, стал отдаляться от них, Лк 24:51. Он ниспослал Своего Духа, для того чтобы Тот стал великим благословением, благословением из благословений, Ис 44:3. Именно во Христе Бог ниспосылает нам Свои благословения, и только в Нем мы можем надеяться на то, что обретем их.

Во-вторых, великим благословением, какое Христос пришел даровать нам, было обращение нас от наших беззаконий, спасение нас от наших грехов (Мф 1:21), то есть Он пришел отвратить нас от греха и заслужить нам все иные благословения. Грех есть то, к чему мы склонны по своей природе; благодать же свыше призвана отвращать нас от греха, даже более того, обращать нас против него, чтобы мы не только оставили грех, но и не любили его. К этому как раз и стремится направить нас Евангелие, и не только потому, что оно требует от каждого из нас обратиться от злых дел своих, но и потому, что оно обещает необходимую для этого благодатную силу. «Поэтому сделайте то, что необходимо с вашей стороны, — покайтесь и обратитесь, потому что Христос готов сделать то, что необходимо с Его стороны, — отвратить вас от злых дел ваших и благословить вас».

толкование Мэтью Генри на Деяния апостолов, 3 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.